СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Фразеологизмы вокруг нас"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Фразеологизмы вокруг нас" была проведена с обучающимися 5 класса.Цель этой игры пробудить интерес детей к фразеологии.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку "Фразеологизмы вокруг нас"»

«Звездный час»

Интеллектуальная игра-викторина по русскому языку в 5 класса

Цель:

• пробудить интерес обучающихся к фразеологии;

• распознавать фразеологизмы в тексте;

• усваивать смысловые значения фразеологизмов;

• отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологизмов по сравнению со свободными сочетаниями;

• обогатить фразеологический запас обучающихся;



Задачи:

  1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности за общее дело.

  2. Учебная - повторение основных понятий, определений.

  3. Развивающая - развитие внимательности, памяти, находчивости.



Материалы и оборудование для проведения игры:

  1. Таблички или веера с цифрами от 0 до 7 для игроков.

  2. Презентация - видеотабло.

  3. Бумага и карандаши.

  4. Утешительные призы для выбывших участников.

  5. Супер-приз для победителя.

  6. Компьютер, проектор.





Правила:

В игре участвуют 6 человек, все остальные - зрители. Каждый участник должен иметь таблички или веера с цифрами от 0 до 7. Игра начинается с представления участников.

Игра состоит из 5-ти туров, каждый из которых может содержать от 6 до 9 вопросов. На каждый вопрос отводится определенное количество времени (до 10 сек). В конкурсе выигрывает тот, кто наберет максимальное количество баллов и звездочек. За верный ответ дается один балл. Те задания, которые не были выполнены, разбираются коллективно или с болельщиками.




Вводное слово учителя:

Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру-викторину "Звездный час".

Все вопросы, которые будут заданы, так или иначе связаны с фразеологией.

Представляю вам 6 участников - игроков:_______________________

Поприветствуем их!

Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее правилами.


Правила игры

Вопросы викторины будут высвечиваться на видеотабло в виде небольших картинок. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл. А самые умные и смышленые ребята получат звезды за самые быстрые, правильные ответы.

Ответы даются путём поднятия вверх табличек с цифрами - номерами ответов (соответственно, от 1 до 7). Табличка с цифрой «0» означает, что верного ответа среди перечисленных вариантов нет. Правильных ответов в отдельных случаях может быть несколько, т.е участники могут поднять одновременно несколько табличек с номерами ответов.

Тот участник, который первым правильно отвечает на вопрос, получает ещё бонусную звезду (Но только в том случае, если не все участники ответили одновременно правильно). Звездочки считаются дополнительными показателями в случаях равенства баллов у игроков. Тот участник, кто дал наибольшее количество правильных ответов, выходит в следующий тур. После каждого тура, а их - четыре, мы будем терять по игроку, набравшего наименьшее количество очков (исключение - первый тур – он разминочный). Пятый тур – финал.

На обдумывание каждого вопроса дается до 10 сек.

Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учитываться их звезды.

В супер-игре, т.е в финале, сразятся два участника игры, дошедшие до финала.


Подсчитывать очки будут 3 члена уважаемого жюри:

Библиотекарь ________________,

Ученик _______________,

Учитель ________________.


Итак, начинаем I тур, который состоит из 14 отдельных заданий (2 слайда).


1 тур разминочный: После первого тура никто не отсеивается. Но он имеет значение для следующих туров, т.к. будут учитываться накопленные и в этом туре звезды за правильные и быстрые ответы.


На слайде№3 представлены фразеологизмы

Узнай фразеологизм по лексическому значению:

  1. Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) - 2

  2. То, что порождает конфликт, серьезные противоречия. - 1

  3. Незадачливый, плохой мастер. - 4

  4. Тратить слова, обращаясь к людям, которые не могут вас понять. - 3

  5. Непрошенная помощь, услуга, которая приносит больше вреда, чем пользы. - 5

  6. Привлечь, использовать что-либо без достаточных оснований, неоправданно. - 7

  7. Откладывать на долгое время. - 6




На следующем слайде №4 представлены весёлые картинки :


Узнай фразеологизм в картинке:

1. Крокодиловы слёзы.- 6

2. Съесть пуд соли. – 4

3. Набить шишки. – 7

4. Сесть в калошу. – 5

5. Уносить ноги. – 3

6. Развесить уши. – 1

7. Зарубить на носу. - 2



2 тур «Быстрее лани»

2 тур включает 12 вопросов.

На слайде №6 вашему вниманию представлены фразеологизмы:



Найди синоним фразеологизму:

1. держать камень за пазухой Иметь зуб- 1

2. на всех парах Сломя голову - 3

3. воды не замутит; Мухи не обидит - 4

4. от аза до ижицы От А до Я – 6

5. во время оно При Царе Горохе – 5

6. рассыпаться мелким бесом Лизать пятки – 2



На слайде №7 перед вами известные животные, птицы, насекомые.


Продолжите фразеологизм, содержащий название животного:

  1. Трещит как ………(сорока) 2

  2. Ревёт ………….(белугой) 5

  3. Талия как у ………(осы) 1

  4. Угрюмый как ………(бирюк) 4

  5. Бородка как у ………(козла) 6

  6. Повторять как ………..(попугай) 3


.

3 тур: «Баш на баш»

На слайде №9 вашему вниманию предлагается задание.

Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами.

  1. Одноклассник без всякого основания перестал со мной разговаривать (ни с того ни с сего).- 1

  2. Мой друг вёл себя так, будто ничего не случилось (как ни в чём ни бывало).- 3

  3. Надо, несмотря ни на что, непременно выполнить это задание (во что бы то ни стало).5

  4. Много прошло времени с той поры (много воды утекло). - 7

  5. Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних (с глазу на глаз) - 4

  6. Задание написано совершенно четко, определенно (чёрным по белому).- 2

  7. В разговоре он находчив, знает, как ответить (за словом в карман не лезет).- 6




На слайде №10 перед вами фразеологизмы в картинках.

Задание: подберите к данным фразеологизмам антонимы.




  1. Кот наплакал (хоть пруд пруди) 6

  2. Выйти из себя (взять себя в руки) 2

  3. Работать засучив рукава (бить баклуши) 3

  4. Семи пядей во лбу (без царя в голове) 4

  5. В рот воды набрал (чесать языком) 5

  6. Два сапога пара (белая ворона) 1



Последний 4 тур « Язык без костей»

Существуют обороты, принятые во многих языках и полностью сохраняющие смысл: ахиллесова пята; волк в овечьей шкуре.

Есть так называемые аналоги - выражения, близкие по смыслу, но различающиеся образами. Подберите к данным иностранным устойчивым выражениям русские аналоги. (слайд№ 12)


1.Везти сов в Афины (греч.) - ехать в Тулу со своим самоваром – 7

2.Рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.) - делить шкуру неубитого медведя

3. Дождь льет кошками и собаками (англ.) - дождь льет как из ведра -4

4. Одним камнем дважды ударить - Одним выстрелом двух зайцев убить -5

5. Жить как петух на откорме - Как у Христа за пазухой - 3

6. Король не кузен - Гусь свинье не товарищ - 2

7. Принять пузыри за фонари - Не все то золото, что блестит - 1



На следующем слайде № 13 вам предлагаются иллюстрации к басням Крылова:

ИЗ КАКИХ БАСЕН СЛЕДУЮЩИЕ СТРОЧКИ?

1. Избави Бог и нас от этаких судей! («Осел и Соловей») – 4

2 Чем кумушек считать, трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (“Зеркало и Обезьяна”) – 5

3.Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак».) – 1

4. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот».) - 3

5.А Васька слушает, да ест. («Кот и Повар».) - 2



Финал «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

В финале 2 игрока соревнуются друг против друга. Все участники, не прошедшие в финал, получают утешительные призы.

Предлагается объяснить значение фразеологизма (слайд № 15)

дым коромыслом

В старой Руси избы часто топили "по-черному": дым уходил не через печную трубу (ее вообще не было), а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым "столбом" - будет ясно, "волоком" –

к туману, дождю, "коромыслом" – к ветру, непогоде, а то и буре.


«Гонка за лидером» (слайд № 16)

Закончите и объясните фразеологизм.

  • Без … в душу лезть -

  • Без памяти …- 

  • Готов провалиться сквозь … —

  • Как … лист дрожать - 

  • Как мышь на крупу …-



Начинает игру, участник, имеющий наименьшее количество баллов, звезда может засчитываться за полный правильный ответ.

Жюри подводит итоги.

Звездный час. У победителя наступает звездный час. Он произносит речь. Ему вручается главный приз. В его честь звучит приветственная музыка или демонстрируется салют, записанный на видео.



















Литература

1. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова, 6-е изд.—М.: Рус. яз., 2000.—543 с.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения.—4-е изд., доп.—М.: Худ. лит., 1988.—528 с.

3. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2.—М.: Просвещение, 1967.—288 с.

4. Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе.—М.: Учпедгиз, 1963.—152 с.

5. Григорян Л.Т. Язык мой—друг мой.—М.: Просвещение, 1988.—207 с.

6. Я познаю мир. Русский язык. Детская энциклопедия, М.,1999.





Приложение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!