СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальный марафон «ВОРОНЕЖ - ТЫ СЕРДЦА МОЕГО ЧАСТИЦА!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек шагает в большой мир. С родного уголка начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознаёт себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая её связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет проведение различных мероприятий (праздников, конкурсов, викторин, виртуальных путешествий и др.), которые способствуют активизация познавательного интереса воспитанников начального уровня обучения к изучению истории, культуры, экономики, быта своего родного города. Предлагаемый вашему вниманию сценарий проводится накануне Дня города, который Воронеж отмечает в 3-ю субботу сентября.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальный марафон «ВОРОНЕЖ - ТЫ СЕРДЦА МОЕГО ЧАСТИЦА!»»

II Интеллектуальный марафон

«ВОРОНЕЖ - ТЫ СЕРДЦА МОЕГО ЧАСТИЦА!»



Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек шагает в большой мир. С родного уголка начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознаёт себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая её связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет проведение различных мероприятий (праздников, конкурсов, викторин, виртуальных путешествий и др.), которые способствуют активизация познавательного интереса воспитанников начального уровня обучения к изучению истории, культуры, экономики, быта своего родного города. Предлагаемый вашему вниманию сценарий проводится накануне Дня города, который Воронеж отмечает в 3-ю субботу сентября. Официально годом основания Воронежа считается 1586 год, соответственно, в 2016году город будет отмечать своё 430-летие.

Юбилейные и памятные даты в истории и культуре города являются также важными вехами нашего «путешествия» по календарю. Данное мероприятие рекомендуется проводить для обучающихся 2-го года обучения, которые уже имеют некоторый объём знаний по краеведению и имеют навыки самостоятельной работы с различными источниками (учебниками, дополнительной литературой и др.).

Задачи:

  • формирование интереса к истории и историко-культурному наследию Воронежа и Воронежского края;

  • активизация познавательной деятельности обучающихся;

  • актуализация интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.

Предварительная подготовка:

За 2 недели до мероприятия создаются команды, по 5 человек В каждой команде дети выбирают область знаний по которой они будут углубленно готовится к конкурсу, чтобы стать знатоками в различных областях знаний: знаток истории, знаток природы и животных, :знаток этнографии, знаток культуры, знаток науки и просвещения Воронежа и Воронежского края.

Каждой команде надо придумать название, девиз и нарисовать эмблему.

Выбрать 2-ух ведущих конкурса

Подготовить 3-4 музыкальных номера (песни или танцы) для музыкальных пауз.

Выбрать жюри (из родителей или педагогов)

Подготовить призы, грамоты

Количество участников: В конкурсе могут принимать участие от 2 до 5 команд воспитанников. В каждой команде по 5 человек.

Возраст участников: 9 -12лет,

Форма проведения: интеллектуальный марафон

Место проведения: кукольный зал ДТДиМ

Оборудование: 2стула, 1стол (для жюри), мультимедиа проектор, экран, компьютер с презентацией, микрофоны – 3 шт., оценочный лист для жюри и 3 ручки, грамоты и призы для награждения участников

Реквизит:

1 коробка конфет «Воронежские», 2 русских костюма (женский костюм, бигуди, сумка, перчатки, наушники), (мужской костюм, галстук, кроссовки, плеер), планшетки.

Материалы для подготовки видео-презентации:

- фотографии: с видами Воронежа, природных объектов Воронежского края, животных и птиц обитающих в крае,

-рисунок игрового поля,

- историческая карта Воронежа XVII века,

- портреты Сергия Радонежского, Серафима Соровского, Митрофана Воронежского,

- рисунки (картины) с изображением петровских кораблей «Апостол Павел», «Предестинация». «Меркурий»,

- фото достопримечательностей Усманского бора, Шиповой дубравы, Дивногорья,

-фото женского и мужского народного крестьянского костюма Воронежской области, изображение элементов узора вышивки народного крестьянского костюма Воронежской области

-портреты (фото): писателя Г.Троепольского, артистов цирка Ю. Никулина, А.Дурова, певицы М. Мордасовой, поэтов А. Кольцова и И.Никитина, актёра С.Селина, ученых С. Косберга, Н. Басова, В. Докучаева, космонавтов А. Филипченко, Ю. Гагарина, К. Феоктистова.

-фонограмма стихотворения «Наш славный Воронеж – ты, сердца частица!» авт. Т. Н.Марек

Музыкальное сопровождение:

Гимн Воронежу сл. и муз. Н Гребенникова

Песня «О Воронеже». муз. Н. Закурдаева, сл. В. Лобачева. 

Песня о Воронеже  сл. и муз.О.Р.Якушевой,

Песня о Воронеже муз. Н. Добронравова

На Воронежских просторах муз. Ю. Воронцова, сл. Л. Бережных 



Ход мероприятия

(Звучит музыка. На экране слайды города Воронежа, звучит фонограмма стихотворения «Наш славный Воронеж – ты, сердца частица!» авт. Т. Н.Марек)

Наш славный Воронеж – ты, сердца частица!

Наш славный Воронеж – во времени мчится…

Давайте ж друзья, пролистаем страницы

Истории города,

В древности - крепости,

Что Русь защищала от дерзких набегов

Ногайских и крымских татар,

И черкесов…

Святой Митрофаний здесь людям служил…

Царь Петр первый флот для Руси заложил…

Ты, Родина, русских великих поэтов:

Красивые песни слагал здесь Кольцов,

Никитин здесь «Русью» прославил отцов.

По улицам старым Толстой проходил.

И Ге, и Крамской здесь нашли вдохновенье

Теперь во Дворце их хранятся творенья

Наш славный Воронеж – ты, сердца частица!

Наш славный Воронеж, растет и рядится:

То новым районом, то парком, то сквером…,

То храм золоченый, то детям Дворец,

Дворец и для спорта

Дворец для сердец…

Вот новый театр, аптека, и дом…

И супер, и маркет…

И «двое в одном…»

Наш славный Воронеж – ты, сердца частица!

Историей славной твоей мы гордимся!

(Музыкальный номер Образцовый детский коллектив «Сударушка» - танец «Девичья плясовая»)

(Выходят ведущие)

Ведущий1: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые педагоги!

Мы продолжаем наше путешествие по календарю. И посвящено оно замечательному празднику Дню города, который мы отмечаем ежегодно в 3-ю субботу сентября

Ведущий2: Мы уверены, что все вы любите наш замечательный город, где родились и выросли. Город, который в этом году встречает свой 425-й юбилей. И надеемся, что вы с удовольствием примите участие в нашем интеллектуальном марафоне «Воронеж, ты сердца моего частица», узнаете много нового и интересного для себя. Желаем вам успешного участия в игре!

Ведущий1: Дорогие друзья, сейчас пришло время начать нашу игру. Давайте познакомимся с нашими участниками.

(Идёт представление команд)

Болельщики, поприветствуем наши команды!

Ведущий2: Каждый участник команды - это знаток в области истории, природы и животных, этнографии, культуры, науки и просвещения Воронежа и Воронежского края.

Ведущий1А теперь познакомимся с условиями игры.

( На экране игровое поле)

Посмотрите на экран, он разделен на секторы по цветовой гамме.

Красный – область истории города

Зеленый – природа и животный мир края

Желтый – этнография

Синий – наука и просвещение

Оранжевый – культура

Ведущий2:Каждая область знания поделена на квадраты, где содержатся вопросы и задания соответствующей категории. На каждый конкурс от команды мы будем приглашать по одному знатоку. Номер вопроса знатоки выбирают сами. За правильный ответ знатока команда получает 2 балла. Если знаток не знает ответ, он может обратиться за помощью к команде. В этом случае за правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий1: Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри в составе:

(Представление жюри)

А сейчас мы проведем жеребьевку. Приглашаем по одному из представителей от команд.

(Проводится жеребьевка)

Ведущий2: Начинаем игру. Приглашаем на сцену от каждой команды по одному знатоку в области истории Воронежа.

Ведущий1: За правильный ответ знатока команда получает 2 балла. Если знаток не знает ответ, он может обратиться за помощью к команде. В этом случае за правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий2: История нашего города Воронеж берет свое начало с последней четверти XVI века. В 1586 г. на южных рубежах Русского государства, на высоком правом берегу р. Воронеж была построена пограничная крепость. Главной обязанностью воронежцев была военная служба – охрана русских земель от набегов крымских и ногайских татар.

Ведущий1: Итак, начинаем первый конкурс! Каждый из вас может выбрать 1 вопрос по истории Воронежа и Воронежского края, время для обдумывания вопроса 20 секунд.

(Ведущий предлагает знатокам по очереди выбирать вопрос, они выбирают и отвечают на них)

Вопросы из области «история»

1. В январе 1637 года в Москве на заседании Боярской думы в присутствии царя Михаила Фёдоровича было принято решение о строительстве на южной окраине России сплошной укреплённой линии, «чтоб там, у татар на Русь ход отнять». Строительство продолжалось более 20 лет. Это сооружение, проходившее через Воронежский край и непосредственно через Воронеж, получило название:

а) Воронежская засека;

б) Воронежские надолбы;

в) Белгородская черта.

2. В 1682 году Воронеж был утверждён религиозным центром для окрестной территории и местом проживания епископа. В город прибыл первый воронежский епископ. Как его звали?

а) Сергий Радонежский;

б) святитель Митрофаний;

в) Серафим Саровский.

3. Кто больше? Каждая команда должна вспомнить и назвать улицы города, которые начинаются на букву К. Побеждает команда, назвавшая улицу последней. Ей присуждается 2 балла.

4. Среди кораблей, построенных в Воронеже, один был построен по чертежам самого Петра. Первого и имел необычную форму киля. Как он назывался?

а) «Апостол Павел»:

б) «Предестинация»;

в) «Меркурий».

5. Всем известно о Дороге жизни, по которой доставляли продукты питания в блокадный Ленинград, но знаете ли вы, что в Воронеже есть единственная в своём роде дорога-памятник – «Дорога смерти». Где она расположена?

а) Чижовский плацдарм;

б) Песчаный лог;

в) Задонское шоссе.

Ведущий1: Приглашаем на сцену по одному знатоку в области природы Воронежского края от каждой команды. Условия конкурса остаются прежними: за правильный ответ знатока команда получает 2 балла. Если знаток не знает ответ, он может обратиться за помощью к команде. В этом случае за правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий2:

Воронежская область – одна из самых богатых природными ресурсами и редкими природными достопримечательностями. На территории области расположены два государственных заповедника – Воронежский и Хоперский, 8 охотничьих заказников, 135 государственных памятников природы. Славится наш край и своими неповторимыми по красоте уникальными ландшафтами.

Ведущий1: Итак, начинаем второй конкурс! Каждый из вас может выбрать 1 вопрос о природе и животном мире Воронежского края, время для обдумывания вопроса 20 секунд.

(Ведущий предлагает знатокам по очереди выбрать номер вопроса из сектора «История», они выбирают и отвечают на них)

Вопросы из области «природа»

Чудом, уцелевшие несколько семей бобров стали родоначальниками всех воронежских, а также вывезенных в другие районы страны бобров. Что же можно считать родиной воронежских бобров?

а) Усманский бор;

б) Шипову дубраву;

в) Дивногорье

В 120 километров от Воронежа располагается весьма примечательный район – Дивногорье, знаменитый своими Большими и Малыми Дивами. А что такое дива?

а) меловые отложения, выходящие на поверхность;

б) вертикальные меловые столбы;

в) залежи мела.

В какой город в 1900 году было доставлено 8 кубометров Воронежского чернозёма?

а) Курск,

б) Лондон;

в) Париж.

4. Как называется гора, расположенная за территорией сельскохозяйственного института и санаторием им. Горького на крутом берегу водохранилища?

а) Крутая;

б) Лысая;

в) Пионерская.

5. Музыкальный подарок. Команда, на которую выпал этот сектор получает автоматически 2 балла.

(Музыкальный номер. Образцовый детский коллектив «Сударушка» - танец «Чеботуха»)

Ведущий1: Приглашаем на сцену по одному знатоку в области этнографии каждой команды. Напомню условия конкурса: за правильный ответ знатока команда получает 2 балла. Если знаток не знает ответ, он может обратиться за помощью к команде. В этом случае за правильный ответ команда получает 1 балл.

Ведущий2: Справедливо считается, что историю народа можно изучать по его традициям, обычаям, обрядам, песням и многому другому, что в себя включает этнография Воронежского края.

Ведущий1: Итак, начинаем третий конкурс! Каждый из вас может выбрать 1 вопрос из области этнографических знаний, время для обдумывания вопроса 20 секунд.

(Ведущий предлагает знатокам по очереди выбрать номер вопроса из сектора «Этнография», они выбирают и отвечают на них)

Вопросы из области «этнография»

1. «Бабушкин сундучок». (выходит девушка и юноша в русских костюмах, но на них есть вещи не соответствующие русскому костюму. Задание :найти в русских костюмах не соответствующие вещи).

Ведущий1: Уважаемый знаток перед вами - гости из прошлого. Посмотрите внимательно на эту красавицу, какие вы видите не соответствия в ее образе, костюме (бигуди, сумка, перчатки, наушники и др.).

А теперь обратите внимание на молодого человека, что же лишнего в его костюме? (галстук, кроссовки, плеер)

2. Среди узоров для вышивки воронежские мастерицы часто использовали так называемый «репей» - ромб с отходящими от него крючками и линиями. Что обозначал этот символ?

а) солнце;

б) землю;

в) человека.

3. Перед тем как надеть лапоть, крестьяне обматывали ногу прямоугольным куском ткани, который имеет название:

а) оборка;

б) онуча;

в) дерюга.

Что подразумевается под завалинкой, на которой в старину так любили сидеть?

а) расколотое пополам в длину бревно, лежащее под стенами;

б) небольшой земляной вал вдоль стен дома;

в) лавка, расположенная с внутренней стороны забора.

5. Как назывался нарядный головной убор для женщин в Воронежской губернии?

а) ворона;

б) сорока;

в) шляпа.

Ведущий2: А сейчас мы предлагаем всем поиграть.

(Ведущий играет с залом в игру «Мы на ярмарку ходили»,

см приложение №1)

Ведущий1: Приглашаем на сцену по одному знатоку в области культуры от каждой команды. Правила игры остаются те же, думаю, что все их уже усвоили.

Ведущий2: Воронеж гордится своими культурными достижениями. История нашего города связана с именами великих людей – деятелями культуры. Здесь жили и творили свои бессмертные труды художники Крамской и Ге, писатель И.А. Бунин, собиратель русских песен М. Пятницкий, удивительные сказительницы Королькова, Барышникова и многие др.

Ведущий1: Итак, начинаем четвёртый конкурс! Каждый из вас может выбрать 1 вопрос из области культура Воронежского края, время для обдумывания вопроса 20 секунд.

(Ведущий предлагает знатокам по очереди выбрать номер вопроса из сектора «Культура », они выбирают и отвечают на них)

Вопросы из области «культура»

1. В традициях, чьей семьи были занятия сатирической клоунадой, соединенной с показом дрессированных животных?

а) Троепольских;

б) Никулиных;

в) Дуровых.

2. «И в профиль, и в анфас». На экране фото 3-х деятелей культуры. Участник должен угадать их фамилии. За каждый портрет 2 балла. (Мария Николаевна Мордасова – лучшая частушечница России. Алексей Васильевич Кольцов – воронежский поэт. Сергей Селин – актер театра и кино.)

3. Какое существующее ныне здание является свидетелем строительства флота в Воронеже?

а) Колокольня Акатово – Алексеевского монастыря;

б) Успенская Адмиралтейская церковь;

в) Здание музея изобразительных искусств им. Крамского.

4. До 19 века улицы Воронежа имели ужасающий вид. Поэтому осенью и весной жители города вынуждены были использовать этот необычный вид транспорта.

а) упряжку волов;

б) лодку;

в) тарантас.

5. Здание этого театра украшено многочисленными скульптурами на сказочные мотивы, элементами русского народного зодчества. Новое здание построено в 1984 году. Какой это театр?

а) Театр юного зрителя;

б) Театр оперы и балета;

в) Кукольный театр «Шут».

Ведущий1: Приглашаем на сцену по одному знатоку от каждой команды в области наука и просвещение Воронежского края .

Ведущий2: Воронеж – крупный современный промышленный центр. Мы гордимся: первым в мире аэробусом ИЛ-86, мостами, построенными для БАМа, экскаваторами для полярного круга и Сахары, шинами из каучука. Славятся на всю Россию воронежские вузы, которые готовят деятелей науки мирового уровня.

Ведущий1: Итак, начинаем пятый и заключительный конкурс! Каждый из вас может выбрать 1 вопрос из области «Наука и просвещение», время для обдумывания вопроса 20 секунд.

(Ведущий предлагает знатокам по очереди выбрать номер вопроса из сектора «Наука и просвещение », они выбирают и отвечают на них)

Вопросы из области «Наука и просвещение»

1. Какое образование и профессию получил поэт Алексей Кольцов?

а) переводчик;

б) не закончил школу;

в) журналист.

2. Как вы думаете, в каком году в Воронеже была организована первая пожарная команда?

а) 1643 г.

б)1714 г.

в) 1803 г.

3. Нобелевский лауреат, один из основателей квантовой радиофизики, уроженец города Воронежа. Его именем названа одна из школ города.

а) Семен Косберг;

б) Николай Басов;

в) Василий Докучаев.

4. Приз. Команда получает коробку конфет «Воронежские»

5. Космонавт, уроженец города Воронежа, учился в школе №5, почётный гражданин Воронежа, его имя носит одна из улиц нашего города.

а) Анатолий Филипченко;

б) Юрий Гагарин;

в) Константин Феоктистов.

Ведущий1: Наш интеллектуальный марафон приближается к завершению. Пока жюри подводит итоги, примите музыкальный подарок. Встречайте, сегодня у нас дебют Шаршова Марка

(Музыкальный номер детской эстрадной студии «Карамель», №1«Робот Бронислав», №2«Котенок с ул. Лизюкова»)

Ведущий2: Дорогие друзья! Наш марафон подходит к концу. Мне хочется поблагодарить вас за хорошие знания истории города Воронежа. Надеюсь, что вы и дальше продолжите знакомство с его богатой, яркой историей. Любите наш славный город! Изучайте его! А сейчас настал момент для подведения итогов. Слово предоставляется нашему компетентному жюри.

(Жюри подводит итоги, идет награждение участников интеллектуального марафона. Вручают призы и грамоты.)

Ведущий1:

Всем спасибо за вниманье,

За игру и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья, Будет кратка моя речь.

Говорю вам: До свиданья!

До счастливых новых встреч!

( Звучит музыка. Ведущий уходит со сцены)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Мы на ярмарку ходили».

Ход игры.

Эту игру хорошо проводить в актовом зале с большим количеством участников. Игра хорошо организует ребят и поднимает настроение. Зал делится на 4 группы. Каждая группа запоминает свою фразу и по команде ведущего произносит её вслух

1 группа: - Мы на ярмарку ходили.

2 группа: -Самовар себе купили.

3 группа: -Ты, садись-ка, вместе с нами

4 группа:- Пей чай с пирогами.

Все: -Барыня, барыня,

сударыня, барыня!

Ведущий постепенно увеличивает темп. Затем ведущий даёт команду при произношении своей фразы вставать и снова садиться. (Получается перестук). Затем подключается баян и начинает подыгрывать «Барыню». Можно повторять несколько раз.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!