СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивное обучение

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТАТЬЯ ОБ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Просмотр содержимого документа
«Интерактивное обучение»

Дунец Асият Ибрагимовна,

учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «СОШ № 3».


Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания


XXI век даёт заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.

Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования. Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости.

  Исследования учёных показали, что интерактивное обучение  позволяет резко увеличить процент усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”, из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция - 5%, чтение - 10%), а наибольший - интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%).

Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.

В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, т.е. ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной, коммуникационной сферах. Такие методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, т.к. учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей.

Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Меня, как учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников? Мне эта форма работы интересна самой, и поэтому в последние годы я стараюсь всё больше внедрять в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение.

    Далее я приведу некоторые примеры из своей  практики.

- Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке.

- Взаимопроверка, например,  знания исторических дат  (устный опрос или письменный), в ходе которой учащиеся оценивают друг друга.

- При проверке самостоятельного поиска новой информации, изучения нового материала (небольшого пункта параграфа) использую приём «горячий стул», когда ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников. Затем ученики его оценивают, он выбирает самый интересный для него вопрос - при этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу), особенно  удачно этот прием проходит в 6-7 классах.

- Проверка усвоенного учеником  материала (изучения новой темы, домашнего чтения) может быть организована в форме игры «Хочу спросить» или «Перестрелка вопросами»: ученик задает любому однокласснику свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)». Если названный ученик правильно отвечает, то вопрос задает он, ученик, не давший правильного ответа, выбывает из игры.

Игра детям очень нравится, полезна при проверке  домашнего чтения.

- Создание ситуации выбора, диспут или дебаты: например, в  7 классе по теме «Внешняя и внутренняя политика Петра I» можно устроить диспут или дебаты по проблеме «Пётр I – фигура в истории России положительная или отрицательная?» или «Пётр I  – тиран или…?». Какой точке зрения вы отдаете предпочтение? Почему?

 - Проблемно-познавательные, логические задания: например,  в 8 классе по теме «Крестьянская реформа 1861 г.» формулируется проблемный вопрос: «Много десятилетий Россия жила в условиях крепостничества. Почему лишь Александр II решился на отмену крепостного права?».

Познавательные задачи могут способствовать становлению различных мыслительных умений:

                 - Что бы случилось, если бы…?

                 - Что ты имеешь в виду?

                 - Что было бы, если не …?

- Беседа исторического лица: например, в  9 классе по теме "Экономические реформы" происходит беседа Столыпина с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом учащимся озвучивается задача - восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы.

- Инсценировка интервью с исторической личностью. В роли такой личности могут выступать Иван Калита, Екатерина II, Столыпин, Сталин и др. Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист.

- Сочинение-рассуждение, письмо, сказка, стих, кластер, синквейн.

Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания.

Например, "Я, Владимир Ульянов (Ленин), возглавил партию большевиков, так как...", «Культура должна жить в сердцах, потому что…»  и т.п.

При изучении темы «Родовые общины охотников и собирателей» пятиклассникам предлагается сочинить сказку: «Однажды со мной случилась интереснейшая история: я очутился в незнакомом месте …»

- Лото: в  6 классе по теме «Киевская Русь» в плане закрепления предлагается игровая карточка

882 г.

Нестор

Князь Игорь

911 г.

Ольга

Князь Олег

1072 г.

Князь Владимир

Рюрик

Борис и Глеб

Владимир Мономах

Князь Святослав

1097 г.

Ярослав Мудрый

1113 г.


и карточки со словами:

установлены нормы дани, разгромил Хазарию, принял «Русскую правду», строительство крепостей на левобережье Днепра, разгромил половцев, первые русские святые, крестил Русь, автор «Поучения детям», убит в землях древлян в 945 г., автор «Повести временных лет», годы правления 1019-1054, предупреждал «Иду на вы», восстание в Киеве, основатель династии и др.

- Урок – экскурсия: при изучении темы «Кавказская война» можно организовать экскурсию в Национальный музей.

Можно совершить заочное путешествие, или путешествие по карте, в ходе которых вырабатываются образное мышление, умение работать с опорными сигналами.

- Ролевые  и деловые игры уместны и на уроках обществознания.

Например, в 6 классе при изучении темы «Деятельность человека» можно провести игру «Три судьбы». По правилам игры трое желающих учеников должны выйти за дверь, за которой они выбирают себе судьбу - «человека - лентяя», «труженика» и «карьериста», а класс в это время готовит вопросы для разговора с этими уважаемыми пожилыми гостями. Затем эти трое участников заходят в класс, представляются, но не называют своей линии жизни или судьбы. Ребята, задавая им отвлечённые вопросы, узнают,  кто из них кто, у кого какая судьба сложилась. Далее идёт обсуждение вопроса «Чья судьба интересней? Какая линия жизни для вас ближе и почему?».

При изучении темы «Общение» в 7 классе  в начале урока можно провести упражнение «Воздушный шар» (группа ученых – колонка учащихся - была в научной экспедиции. Возвращаясь на землю, воздушный шар вдруг стал быстро падать. (У ребят на руках список того, что было с собой (снаряжение)). Учитель ставит проблему: «Что делать со снаряжением, чтобы себя спасти»? (Далее - групповая работа, обсуждение, спор). Учитель наблюдает за происходящим, затем плавно осуществляет переход к изучению темы – «Что сейчас в ваших умах происходит? Почему?»

- В 7 классе после изучения темы «Домашнее хозяйство» очень интересно и полезно проходит проектная  работа «Мой (или наш) семейный бюджет» (групповая или индивидуальная работа по составлению и презентации проекта).

- Дебаты: одна команда высказывает свое мнение о путях решения проблемы, другая команда приводит доводы в противовес сказанному ранее.

Возможные темы для проведения дебатов по обществознанию:

- Подростки должны нести такую же ответственность за преступления, как и взрослые.

- ЕГЭ. За и против.

- Период обучения в школе необходимо продлить.

- Права и обязанности человека.

- Алкоголь, наркомания – это отклоняющееся поведение молодежи?

- Все граждане должны интересоваться политикой.


    Интерактивный урок предполагает широкое использование разнообразных приёмов.

Приёмы изучения теоретического материала

- Объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов.

- Рассуждение - применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий.

- Когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы, то по ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях. Им надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.

Приёмы изучения хронологии

- Основные даты, связанные с главными фактами, например, Крещение Руси (988 г.), Куликовская битва (1380 г.), победа в Северной войне (1721 г.) и т.д.

- Опорные даты, способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений.

- “Лента времени” способствует усвоению протяженности и размещению исторических событий во времени, а также помогает понять (особенно в младших классах) обратный счёт лет (до н.э.).

- Хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки. Например, 1497, 1550, 1581, 1649 – закрепощение крестьян.

- Календарь важнейших событий предназначен для изучения событий, имеющих особое значение. Например, 1700, 1703, 1709, 1714, 1720, 1721 – основные события петровской эпохи.

- Синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории.

Приёмы работы с документом

Документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий) дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа.

Документы актового характера (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи) дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа.

Памятники художественного слова: произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения) дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.

Приёмы использования исторической карты

Приёмы использования художественной литературы

Литературные источники - произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий. Эти источники способствуют познанию прошлого, однако их использование должно быть фрагментарно и заранее отобрано. Историческая беллетристика – произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Например, “Илиада” и “Одиссея” Гомера.

Приёмы обучения учащихся по опорным сигналам

Опорные сигналы в графическом, рисуночном, словесном, буквенном отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изученный материал. Опорными сигналами (ОС) можно пользоваться, когда ученики получили знания по новой теме.

Приёмы проверки знаний и умений учащихся

- Письменные: составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов).

- Устные: беседа по теме, рассказ у доски, устное тестирование, ответ по цепочке. Например, повторение и закрепление терминов и понятий можно провести в форме игры “Морской бой”: класс делится на три группы, по количеству рядов парт. Ученики называют свои «корабли», используя знания из истории морских сражений, выбирают капитанов. По команде капитана начинается «морское сражение» (экипаж «корабля» «стреляет по противнику», т.е. задаёт вопрос). «Стрельба» считается меткой, если «противник» не ответил на вопрос. Ученик, не ответивший на вопрос, выбывает из сражения. Побеждает «корабль», сохранивший больше членов экипажа.

Назову еще приёмы,  которые прочно вошли в практику моей работы:

- «Минута разминки»: часто урок начинаем с интеллектуальной разминки, которую ученики готовят по очереди. Формы могут быть разные: блиц-опрос, хронологический или терминологический диктант, кроссворд, тест и др.

- «Огонь по стоящим» - вопросы задаются, стоящим у доски, нескольким ученикам.

- «Повторение с расширением»: ученики самостоятельно готовят и задают вопросы учителю или одноклассникам, расширяющие и дополняющие изучаемый материал.

- пятиминутное эссе: ученику даётся задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по теме урока.                                            

В ходе интерактивного обучения:

- создаются комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность;

- происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

- реализуется задача не только усвоения знаний, но и развития познавательной

деятельности;

- формируется проявление терпимости всеми участниками к любой точке зрения;

- развиваются коммуникативные умения и навыки;

- применяется индивидуальная, парная и групповая работа и разнообразные приёмы

деятельности.

Через  интерактивное обучение  осуществляется решение следующих задач:

- вовлечение практически всех учащихся в процесс познания (ребята имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад);

- осуществление обмена знаниями, идеями, способами деятельности (причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества).

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Правила, которые полезно учесть, приступая к организации

интерактивного обучения на уроках истории и обществознания:

1.  В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.

2.  Важна психологическая подготовка учеников. Полезны интеллектуальные

разминки, поощрение учеников за активное участие в работе.

3. Каждый учащийся должен быть услышан, каждой группе должна быть дана

возможность участия в решении проблемы.

4.  Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и

постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том,

что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.

5. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.


Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии:


Положительные стороны

Отрицательные стороны

Расширение

ресурсной

базы

Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся

Высокая степень мотивации

Трудности установления дисциплины

и её поддержания

Максимальная

индивидуализация обучения

Строгий

лимит обучающихся

Акцент на

деятельность, практику

Объем изучаемого материала небольшой

Широкие возможности

для творчества

Требуется большое

количество времени

Прочность усвоения материала

Сложность индивидуального оценивания


Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с большим желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. 

Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!