СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивный тренажер "Знаки препинания в простом и сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивный тест возможно использовать на уроках в 9-11 классах в качестве проверки усвоения материала по разделу "Синтаксис и пунктуация"

Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

Пояснительная записка

к интерактивному тренажеру «Знаки препинания в простом и сложном предложении»

Автор ресурса

Чекмарёва Ирина Анатольевна

Должность

учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение Брейтовская средняя общеобразвоательная школа

Название ресурса

Интерактивный тренажер по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях».

Необходимые технические средства для работы с ресурсом


Компьютер, экран, проектор, колонки – для работы в классе

Компьютер, колонки – для индивидуальной работы дома

Учебный предмет

Русский язык

Класс

9-11

Вид ресурса

Презентация, содержащая текстовую информацию, иллюстративный материал, триггеры, графические объекты, управляющие кнопки, анимацию, звуковые эффекты

Цели использования ресурса

Данный ресурс может быть использован на обобщающем уроке в 9 классе, а также с целью повторения и закрепления знаний по указанной теме в 10 и 11 классах.

Кроме этого тренажер может быть использован и как средство для организации самостоятельной работы учащегося как в классе, так и дома.

В ходе выполнения заданий ученики закрепляют умение различать простое и сложное предложение, виды сложных предложений, тренируются в нахождении предложений с пунктуационными ошибками, а также предложений, содержащих различные виды осложнений (вводные слова, обращения и др.).

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Презентация включает 42 слайда.

Переход от одного слайда к другому осуществляется по нажатию кнопки .

На слайдах 3-21 размещены задания, ответы на которые созданы на основе триггеров. При нажатии на один из вариантов ответа фигура меняет цвет и включается звуковое сопровождение. Если ответ правильный, то фигура окрашивается в зеленый цвет и издается звук колокольчика. Если ответ неправильный, то фигура окрашивается в красный цвет и издается звук молоточка.

В случае затруднений ученик может обратиться к справочной информации (располагается на слайдах 23-40), перейдя по гиперссылке с изображения Незнайки на соответствующую страницу презентации.

Если ученик желает получить больше сведений по вопросу, связанному с заданием, он может с соответствующей информационной страницы перейти по гиперссылке на сайт, где и представлены расширенные сведения по различным темам. Гиперссылка выполнена с заголовка слайда. Возврат на страницу с заданием осуществляется путем нажатия стрелки .

Слайд 21 предлагает учащемуся осуществить выбор: завершить работу с тренажером или начать его заново. В первом случае (при нажатии кнопки ), он автоматически переходит на слайд с информационными источниками; во втором случае (при нажатии кнопки ) - на титульный лист презентации.



Просмотр содержимого презентации
«Тренажер»

В рамках всероссийского конкурса презентаций «Интерактивная мозаика» Интерактивный тренажер по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях» Автор: Чекмарёва Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ Брейтовской СОШ Ярославской области 2013

В рамках всероссийского конкурса презентаций «Интерактивная мозаика»

Интерактивный тренажер по теме

«Знаки препинания в простом и сложном предложениях»

Автор: Чекмарёва Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ Брейтовской СОШ Ярославской области

2013

Я буду сопровождать тебя. Ты можешь смело обращаться ко мне за помощью в случае затруднений: кликни по мне – и ты увидишь информацию, которая подскажет, как правильно сделать выбор.  Дорогой друг! Я предлагаю тебе выполнить 19 заданий, с помощью которых ты сможешь проверить свои знания о простом и сложном предложениях. Пусть тебе сопутствует успех!

Я буду сопровождать тебя. Ты можешь смело обращаться ко мне за помощью в случае затруднений: кликни по мне – и ты увидишь информацию, которая подскажет, как правильно сделать выбор.

Дорогой друг!

Я предлагаю тебе выполнить 19 заданий, с помощью которых ты сможешь проверить свои знания о простом и сложном предложениях.

Пусть тебе сопутствует успех!

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении: Я глянул вдоль аллеи ( ) и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.  («Воробей»)  А. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Б. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. В. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Г. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Я глянул вдоль аллеи ( ) и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. («Воробей»)

А. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Б. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

В. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Г. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Укажите правильное объяснение постановки выделенной запятой в предложении: Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным, неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками , точно бисером. («Деревня») А. Запятая обособляет обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Б. Запятая выделяет сравнение. В. Запятая обособляет определение, выраженное причастным оборотом. Г. Запятая обособляет уточняющий член предложения.

Укажите правильное объяснение постановки

выделенной запятой в предложении:

Растопырив загорелые пальцы правой руки, держит она горшок с холодным, неснятым молоком, прямо из погреба; стенки горшка покрыты росинками , точно бисером. («Деревня»)

А. Запятая обособляет обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Б. Запятая выделяет сравнение.

В. Запятая обособляет определение, выраженное причастным оборотом.

Г. Запятая обособляет уточняющий член предложения.

Объясните постановку двоеточия в предложении: Мы спорили обо всем: об искусстве, о религии, о науке, о земной и загробной – особенно о загробной жизни.  («Соперник»)  А . Двоеточие ставится на границе двух простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения. Б. Двоеточие ставится перед обобщающим словом после однородных членов предложения. В . Двоеточие ставится на границе двух простых предложений в составе сложноподчиненного предложения. Г. Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Объясните постановку двоеточия в предложении:

Мы спорили обо всем: об искусстве, о религии, о науке, о земной и загробной – особенно о загробной жизни. («Соперник»)

А . Двоеточие ставится на границе двух простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.

Б. Двоеточие ставится перед обобщающим словом после однородных членов предложения.

В . Двоеточие ставится на границе двух простых предложений в составе сложноподчиненного предложения.

Г. Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Найдите предложение с однородными дополнениями. А. Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей. («Разговор») Б. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака… («Голуби») В. Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… («Лазурное царство») Г. Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. («Как хороши, как свежи были розы…»)

Найдите предложение с однородными дополнениями.

А. Спят громадные горы; спит зеленое светлое небо над навсегда замолкшей землей. («Разговор»)

Б. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака… («Голуби»)

В. Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… («Лазурное царство»)

Г. Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. («Как хороши, как свежи были розы…»)

Найдите предложение с однородными обстоятельствами. А. Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. («Лазурное царство») Б. То было правильное, страшное, безжалостное лицо! («Два брата») В. Странное это насекомое беспрестанно поворачивало голову вниз, вверх, вправо, влево, передвигало лапками… («Насекомое»). Г. Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… («Враг и друг»)

Найдите предложение с однородными обстоятельствами.

А. Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. («Лазурное царство»)

Б. То было правильное, страшное, безжалостное лицо! («Два брата»)

В. Странное это насекомое беспрестанно поворачивало голову вниз, вверх, вправо, влево, передвигало лапками… («Насекомое»).

Г. Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать… («Враг и друг»)

Найдите предложение с однородными определениями. А. Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. («Природа») Б. Буду ли я вспоминать о прошедшем, останавливаться мыслию на немногих, светлых, прожитых мною мгновениях, на дорогих образах и лицах? («Что я буду думать?..») В. Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. («Мы еще повоюем!») Г. Мне жаль самого себя, других, всех людей, зверей, птиц… всего живущего. («Мне жаль»)

Найдите предложение с однородными определениями.

А. Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. («Природа»)

Б. Буду ли я вспоминать о прошедшем, останавливаться мыслию на немногих, светлых, прожитых мною мгновениях, на дорогих образах и лицах? («Что я буду думать?..»)

В. Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. («Мы еще повоюем!»)

Г. Мне жаль самого себя, других, всех людей, зверей, птиц… всего живущего. («Мне жаль»)

В каком предложении содержится  пунктуационная ошибка? А. Как две капли воды походили они друг на друга всем чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом лица… («Близнецы») Б. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. («Разговор») В. Видно, и он признал эту силу… («Воробей») Г . Лицо спокойное и важное, но не строгое… («Милостыня»)

В каком предложении содержится

пунктуационная ошибка?

А. Как две капли воды походили они друг на друга всем чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом лица… («Близнецы»)

Б. Воды синеют; чернеют леса; сереют груды скученных камней. («Разговор»)

В. Видно, и он признал эту силу… («Воробей»)

Г . Лицо спокойное и важное, но не строгое… («Милостыня»)

Найдите предложение с обращением. А. Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз. («Услышишь суд глупца…») Б. Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами… («Деревня») В. И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги. («Старуха») Г . «Удались! Ступай вон! – кричат ему честные, молодые голоса…» («Услышишь суд глупца»).

Найдите предложение с обращением.

А. Ты всегда говорил правду, великий наш певец; ты сказал ее и на этот раз. («Услышишь суд глупца…»)

Б. Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами… («Деревня»)

В. И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги. («Старуха»)

Г . «Удались! Ступай вон! – кричат ему честные, молодые голоса…» («Услышишь суд глупца»).

Отметьте предложение с вводным словом. А. Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… («Старуха») Б. Внезапная мысль озарила, наконец, его темный умишко. («Дурак») В. Однако красивое, безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым. («Маша») Г. «Ах, барин! - тяжело вздохнул бедняк. – И как же дружно мы жили с ней!» («Маша»)

Отметьте предложение с вводным словом.

А. Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… («Старуха»)

Б. Внезапная мысль озарила, наконец, его темный умишко. («Дурак»)

В. Однако красивое, безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым. («Маша»)

Г. «Ах, барин! - тяжело вздохнул бедняк. – И как же дружно мы жили с ней!» («Маша»)

Укажите предложение, в котором нет обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом. А. И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя манеры своей, ни своих восклицаний. («Дурак») Б. Старик уже ожидал его, облокотясь на мраморную чашу фонтана. («Восточная легенда») В. В один подобный злополучный день молодой поэт Юний появился на площади, переполненной скорбевшим народом. («Два четверостишия») Г . Слезая с саней, я дал ему лишний пятиалтынный. («Маша»)

Укажите предложение, в котором нет обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом.

А. И дурак стал критиковать все и всех, нисколько не меняя манеры своей, ни своих восклицаний. («Дурак»)

Б. Старик уже ожидал его, облокотясь на мраморную чашу фонтана. («Восточная легенда»)

В. В один подобный злополучный день молодой поэт Юний появился на площади, переполненной скорбевшим народом. («Два четверостишия»)

Г . Слезая с саней, я дал ему лишний пятиалтынный. («Маша»)

Укажите предложение, в котором нет обособленного определения. А. Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. («Услышишь суд глупца») Б. Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. («Роза») В. Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… («Последнее свидание») Г . Он поклонился мне низехонько, взявшись обеими руками за шапку… («Маша»)

Укажите предложение, в котором нет

обособленного определения.

А. Некогда землепашцы проклинали путешественника, принесшего им картофель, замену хлеба, ежедневную пищу бедняка. («Услышишь суд глупца»)

Б. Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя. («Роза»)

В. Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… («Последнее свидание»)

Г . Он поклонился мне низехонько, взявшись обеими руками за шапку… («Маша»)

Укажите предложение с уточняющими членами. А. Высоко над толпою, над ее плечами, на золотом плоском щите, облеченный пурпурной хламидой, с лавровым венком на взвившихся кудрях, стоял его соперник, молодой поэт Юлий. («Два четверостишия») Б . Я не смел прикоснуться к собственному лицу, не смел взглянуть на себя в зеркало. («Черепа») В . Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… («Последнее свидание») Г. Заря еще не занималась; но уже бледнела, уже холодела темная, теплая ночь. («Посещение»)

Укажите предложение с уточняющими членами.

А. Высоко над толпою, над ее плечами, на золотом плоском щите, облеченный пурпурной хламидой, с лавровым венком на взвившихся кудрях, стоял его соперник, молодой поэт Юлий. («Два четверостишия»)

Б . Я не смел прикоснуться к собственному лицу, не смел взглянуть на себя в зеркало. («Черепа»)

В . Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… («Последнее свидание»)

Г. Заря еще не занималась; но уже бледнела, уже холодела темная, теплая ночь. («Посещение»)

Укажите сложносочиненное предложение. А. Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь. («Услышишь суд глупца…») Б . Но глаза мои омочились слезами, и шевельнулось в груди, приподнялось на миг недвижное, мертвое бремя. («Дрозд») В . Птица летит, летит и внимательно глядит вниз. («Без гнезда») Г. Прозрачно синело над ними южное небо; солнце с вышины играло лучами; внизу, полузакрытые травою, болтали проворные ручьи. («Нимфы»)

Укажите сложносочиненное предложение.

А. Горька неправая укоризна в устах людей, которых любишь. («Услышишь суд глупца…»)

Б . Но глаза мои омочились слезами, и шевельнулось в груди, приподнялось на миг недвижное, мертвое бремя. («Дрозд»)

В . Птица летит, летит и внимательно глядит вниз. («Без гнезда»)

Г. Прозрачно синело над ними южное небо; солнце с вышины играло лучами; внизу, полузакрытые травою, болтали проворные ручьи. («Нимфы»)

  Найдите сложноподчиненное предложение. А. Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки… («Деревня») Б. Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. («Камень») В. Я лежал на постели, но мне не спалось. («Дрозд») Г. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. («Деревня»)

  Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки… («Деревня»)

Б. Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. («Камень»)

В. Я лежал на постели, но мне не спалось. («Дрозд»)

Г. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. («Деревня»)

  Найдите бессоюзное сложное предложение. А. Туман не вставал, не бродил ветерок, все было одноцветно и безмолвно… («Посещение») Б. Тогда она засмеялась еще раз и быстро удалилась, весело покачивая головою, на которой вдруг ярко заалел венок из маленьких роз. («Встреча») В. Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами… («Маша») Г . Я не смел прикоснуться к собственному лицу, не смел взглянуть на себя в зеркало. («Черепа»)

  Найдите бессоюзное сложное предложение.

А. Туман не вставал, не бродил ветерок, все было одноцветно и безмолвно… («Посещение»)

Б. Тогда она засмеялась еще раз и быстро удалилась, весело покачивая головою, на которой вдруг ярко заалел венок из маленьких роз. («Встреча»)

В. Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами… («Маша»)

Г . Я не смел прикоснуться к собственному лицу, не смел взглянуть на себя в зеркало. («Черепа»)

  Найдите предложение без пунктуационной ошибки. А. Небосклон упал, ушел вниз, а от самого дома спускается почти отвесная, точно разрытая черная туча. («Конец света») Б. Ни один не знает, зачем он попал в этот дом и что за люди с ним? («Конец света») В. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камне упал перед самой ее мордой… («Воробей») Г . А слезы все капали, да капали, пестря седую пыль. («Милостыня»)

  Найдите предложение без пунктуационной ошибки.

А. Небосклон упал, ушел вниз, а от самого дома спускается почти отвесная, точно разрытая черная туча. («Конец света»)

Б. Ни один не знает, зачем он попал в этот дом и что за люди с ним? («Конец света»)

В. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камне упал перед самой ее мордой… («Воробей»)

Г . А слезы все капали, да капали, пестря седую пыль. («Милостыня»)

  Укажите предложение с приложением. А. На самом краю неба, за низкой чертой полей, горел огненной точкой золотой крест на белой колокольне христианской церкви… (Нимфы») Б. Я стоял перед цепью красивых гор, раскинутых полукругом; молодой зеленый лес покрывал их сверху донизу. («Нимфы») В. Я получил письмо от бывшего университетского товарища, богатого помещика, аристократа ( «Мои деревья») Г . Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки. («Лазурное царство»)

  Укажите предложение с приложением.

А. На самом краю неба, за низкой чертой полей, горел огненной точкой золотой крест на белой колокольне христианской церкви… (Нимфы»)

Б. Я стоял перед цепью красивых гор, раскинутых полукругом; молодой зеленый лес покрывал их сверху донизу. («Нимфы»)

В. Я получил письмо от бывшего университетского товарища, богатого помещика, аристократа ( «Мои деревья»)

Г . Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки. («Лазурное царство»)

  Укажите предложение без пунктуационной ошибкой. А. Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчливые крики, вопли; у хозяйки украли двух кур, и она в этой краже обвинила моего денщика. («Повесить его!») Б. Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон, мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни. («Песочные часы») В. Еще мгновение и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… («Лазурное царство») Г . Но вдруг где-то вдали возник жалобный звук, и постепенно усиливаясь и приближаясь, зазвенел человеческим голосом… («Я встал ночью…»)

  Укажите предложение без пунктуационной ошибкой.

А. Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчливые крики, вопли; у хозяйки украли двух кур, и она в этой краже обвинила моего денщика. («Повесить его!»)

Б. Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон, мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни. («Песочные часы»)

В. Еще мгновение и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… («Лазурное царство»)

Г . Но вдруг где-то вдали возник жалобный звук, и постепенно усиливаясь и приближаясь, зазвенел человеческим голосом… («Я встал ночью…»)

  Объясните постановку тире в предложении:  Благодарность – долг; всякий честной человек плотит свои долги… («Путь к любви») А. Тире ставится на границе бессоюзного сложного предложения со значением следствия. Б. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. В. Тире ставится между двумя простыми предложениями в составе сложносочиненного со значением одновременности действий. Г . Тире обособляет сказуемое.

  Объясните постановку тире в предложении:

Благодарность – долг; всякий честной человек плотит свои долги… («Путь к любви»)

А. Тире ставится на границе бессоюзного сложного предложения со значением следствия.

Б. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

В. Тире ставится между двумя простыми предложениями в составе сложносочиненного со значением одновременности действий.

Г . Тире обособляет сказуемое.

ДА Дорогой друг! Ты выполнил все задания тренажера. Хочешь повторить? НЕТ

ДА

Дорогой друг!

Ты выполнил все задания тренажера.

Хочешь повторить?

НЕТ

  Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим . Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения. Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Желтые кленовые листья лежали всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.  Всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин –  лежали желтые кленовые листья.

  Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах

Если одно из слов в предложении конкретизируется, уточняется рядом однородных членов, то такое слово называется обобщающим .

Обобщающие слова в предложениях могут быть выражены разными частями речи, но особенно часто в этом качестве используются местоимения. Обобщающие слова могут быть выражены также цельными словосочетаниями.

  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

Желтые кленовые листья лежали всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин.

  • Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья.

  • Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире.

Всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин –

лежали желтые кленовые листья.

  Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, что и др., например: Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребенок. Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзом как: 1)      если они обозначают уподобление, без других оттенков значения (как имеет значение «подобно», например: И видел он себя богатым, как во сне.  2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь, например: Черты лица его были те же, как и у сестры. 3) если оборот начинается сочетанием как и, например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке. 4) если оборот выражается сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т.п. (некоторые из них имеют характер вводных слов), например: Вижу, как теперь, самого хозяина...

  Знаки препинания в предложениях

со сравнительными оборотами

Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, что и др., например: Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребенок.

Запятыми выделяются или отделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзом как:

1)      если они обозначают уподобление, без других оттенков значения (как имеет значение «подобно», например: И видел он себя богатым, как во сне.

2) если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь, например: Черты лица его были те же, как и у сестры.

3) если оборот начинается сочетанием как и, например: К Москве, как и ко всей стране, я чувствую свою сыновность, как к старой няньке.

4) если оборот выражается сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как теперь, как нарочно и т.п. (некоторые из них имеют характер вводных слов), например: Вижу, как теперь, самого хозяина...

Знаки препинания в предложениях с приложением Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него), например: Говорила больше мать, дама с седыми волосами. Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его. Одиночное нераспространенное приложение, стоящее после нарицательного существительного, обособляется, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова, например: Он оставил коня, поднял голову и увидал своего корреспондента, дьякона .

Знаки препинания в предложениях

с приложением

Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него), например: Говорила больше мать, дама с седыми волосами. Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его.

Одиночное нераспространенное приложение, стоящее после нарицательного существительного, обособляется, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова, например: Он оставил коня, поднял голову и увидал своего корреспондента, дьякона .

Знаки препинания в предложениях

с вводными словами

Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания. Различают несколько групп вводных слов:

  • выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого: конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно и др. ;
  • выражающие чувства говорящего: к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению и др.;
  • выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения: словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря и др.;
  • указывающие на источник сообщения: говорят, сообщают, передают, по словам.., по сообщению.. и др. ;
  • служащие для подчеркивания, выделения того, что высказывается: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли) и др.;
  • содержащие оценку меры того, о чем говорится: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.;
  • показывающие степень обычности сообщаемого: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и др.;
  • выражающие экспрессивность высказывания: по правде, по совести,

по справедливости, кроме шуток, смешно сказать и др.

Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами   Обособляются уточняющие обстоятельства места и времени. Например: В предместье, около боен, выли собаки. За рекою, в розоватом небе, ярко сверкала вечерняя звезда. Обособляются уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т.д., например: Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, тот, такой и др. (в том числе субстантивированных), например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением.  Затем удивила Дашу «доморощенность» всего этого, так нашумевшего, дерзновения. Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, скорее и т.п., однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных («точнее» по смыслу равно «точнее говоря» ), сами выделяются запятыми, например: Его доброта, вернее, его великодушие тронуло меня.

Знаки препинания в предложениях

с уточняющими членами

  Обособляются уточняющие обстоятельства места и времени. Например:

В предместье, около боен, выли собаки. За рекою, в розоватом небе, ярко сверкала вечерняя звезда.

Обособляются уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста и т.д., например: Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

Уточняющие определения могут конкретизировать общее значение местоимений этот, тот, такой и др. (в том числе субстантивированных), например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением. Затем удивила Дашу «доморощенность» всего этого, так нашумевшего, дерзновения.

Уточняющий характер придают высказыванию слова вернее, точнее, скорее и т.п., однако следующие за ними члены предложения не обособляются, так как указанные слова, имеющие значение вводных («точнее» по смыслу равно «точнее говоря» ), сами выделяются запятыми, например: Его доброта, вернее, его великодушие тронуло меня.

Знаки препинания в предложениях с обращениями Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми, например: Дорогие гости, милости просим за стол. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, например: Старик! О прежнем позабудь...  Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком, например: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!..  Но если о выступает в роли междометия (со значением «ах» ), то после него, согласно правилам, ставится запятая, например: О, дети, зачем вы так шумите! Личные местоимения ты и вы , как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего.

Знаки препинания в предложениях

с обращениями

Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми, например: Дорогие гости, милости просим за стол.

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, например: Старик! О прежнем позабудь...

Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком, например: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!..

Но если о выступает в роли междометия (со значением «ах» ), то после него, согласно правилам, ставится запятая, например: О, дети, зачем вы так шумите!

Личные местоимения ты и вы , как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с двумя однородными придаточными Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, запятая не ставится, например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и выдираемые из земли корни и сама земля стонут и вопят от боли. Повторяющихся союзов здесь нет: первый союз и соединяет два придаточных предложения, второй – два однородных подлежащих корни и земля , третий – два однородных сказуемых стонут и вопят. Что это за соединение и кто такой Ковпак, мы тогда еще не знали .

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с двумя однородными придаточными

Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, запятая не ставится, например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и выдираемые из земли корни и сама земля стонут и вопят от боли.

Повторяющихся союзов здесь нет: первый союз и соединяет два придаточных предложения, второй – два однородных подлежащих корни и земля , третий – два однородных сказуемых стонут и вопят.

Что это за соединение и кто такой Ковпак, мы тогда еще не знали .

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Двоеточие ставится: 1)      если вторая часть раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слово «а именно» ), например: Страшная мысль мелькнула в. уме моем: я вообразил ее в руках разбойников. 2) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного… 3) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т.п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие ставится:

1)      если вторая часть раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слово «а именно» ), например: Страшная мысль мелькнула в. уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.

2) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ), например: Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного…

3) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т.п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну.

Обособление определений Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) согласованные распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова, например: Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом. Обособляются согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения, например: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал. Не обособляются согласованные распространенные определения, стоящие перед определяемым существительным (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения), например: Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты.

Обособление определений

Как правило, обособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) согласованные распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова, например: Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.

Обособляются согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от степени распространенности и местоположения определения, например: Убаюканный сладкими надеждами, он крепко спал.

Не обособляются согласованные распространенные определения, стоящие перед определяемым существительным (если не имеют добавочных обстоятельственных оттенков значения), например: Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом   Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому, например: Идя рядом с ним, она молча, с любопытством и удивлением смотрела на него. Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как и другие однородные члены предложения в подобных случаях, например: Раз, идя по шумному, веселому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, он испытал счастливое удовольствие, что досадная горечь поступка прошла.

Обособление обстоятельств, выраженных

деепричастным оборотом

Деепричастный оборот, как правило, обособляется независимо от места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому, например: Идя рядом с ним, она молча, с любопытством и удивлением смотрела на него.

Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, как и другие однородные члены предложения в подобных случаях, например: Раз, идя по шумному, веселому проспекту и чувствуя себя вместе с толпою жизнерадостным, он испытал счастливое удовольствие, что досадная горечь поступка прошла.

Различение простых и сложных предложений с союзом «И» В простом предложении всегда одна грамматическая основа, а в сложном их несколько. Союз «И» в простом предложении связывает однородные члены. Если он является одиночным, то запятая между однородными членами не ставится. Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад  и скрылась. В сложном предложении союз «И» может связывать простые предложения. Если у таких предложений нет общего второстепенного члена, вводного слова, то они разделяются между собой запятой. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова . Но: По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими  и пятна солнца, прорвавшиеся сквозь листву на столики, освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннополые руки.

Различение простых и сложных предложений с союзом «И»

В простом предложении всегда одна грамматическая основа, а в сложном их несколько.

Союз «И» в простом предложении связывает однородные члены. Если он является одиночным, то запятая между однородными членами не ставится. Вдруг она поднялась, проворно вышла в сад и скрылась.

В сложном предложении союз «И» может связывать простые предложения. Если у таких предложений нет общего второстепенного члена, вводного слова, то они разделяются между собой запятой. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова . Но: По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими и пятна солнца, прорвавшиеся сквозь листву на столики, освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннополые руки.

Тире между подлежащим и сказуемым Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Москва – столица России. Место сбора – плац. Тире обычно не ставится: в простых по составу предложениях разговорного стиля речи, например: Моя сестра студентка. если между подлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно как, все равно что, вроде как и т.п., например: Пруд как блестящая сталь. если перед сказуемым стоит отрицание не, например: Офицер этот не чета вам... если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица, например: ...Гусь, известно, птица важная и рассудительная.

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Москва – столица России. Место сбора – плац.

Тире обычно не ставится:

  • в простых по составу предложениях разговорного стиля речи, например: Моя сестра студентка.
  • если между подлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно как, все равно что, вроде как и т.п., например: Пруд как блестящая сталь.
  • если перед сказуемым стоит отрицание не, например: Офицер этот не чета вам...
  • если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, наречие, союз, частица, например: ...Гусь, известно, птица важная и рассудительная.

Сложноподчиненное предложение В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д. Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда. Простое предложение, подчиняющее себе другое простое предложение, называется главным, а подчиненное, зависимое предложение — придаточным.

Сложноподчиненное предложение

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.

Простое предложение, подчиняющее себе другое простое предложение, называется главным, а подчиненное, зависимое предложение — придаточным.

Сложносочиненное предложение В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то ... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны. Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.

Сложносочиненное предложение

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то ... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.

Бессоюзное сложное предложение Бессоюзное сложное предложение  — это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов., а только с помощью интонации. Например: Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (Тургенев).        Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений могут существовать разные смысловые отношения, в связи с чем выделяют следующие основные типы БСП:

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение  — это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены без союзов или союзных слов., а только с помощью интонации. Например: Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (Тургенев).       Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных предложений могут существовать разные смысловые отношения, в связи с чем выделяют следующие основные типы БСП:

  • со значением перечисления
  • со значением сопоставления или противопоставления
  • со значением условия
  • с причинно-следственным значением
  • со значением временных отношений
  • со значением сравнения
  • со значением следствия, результата, быстрой смены событий
  • со значением присоединения
  • со значением пояснения.
Однородные члены предложения Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию. Однородными могут быть все члены предложения. Подлежащие: Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам. Сказуемые: Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки . Определения: Мне купили синие, зеленые, оранжевые шарики. Дополнения: Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед. Обстоятельства: Побывали они и в театре, и в Зоологическом саду, и в кинематографе…       

Однородные члены предложения

Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию. Однородными могут быть все члены предложения.

Подлежащие: Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам.

Сказуемые: Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки .

Определения: Мне купили синие, зеленые, оранжевые шарики.

Дополнения: Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.

Обстоятельства: Побывали они и в театре, и в Зоологическом саду, и в кинематографе…

      

Однородные члены предложения Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию. Однородными могут быть все члены предложения. Подлежащие: Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам. Сказуемые: Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки . Определения: Мне купили синие, зеленые, оранжевые шарики. Дополнения: Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед. Обстоятельства: Побывали они и в театре, и в Зоологическом саду, и в кинематографе…       

Однородные члены предложения

Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию. Однородными могут быть все члены предложения.

Подлежащие: Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам.

Сказуемые: Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки .

Определения: Мне купили синие, зеленые, оранжевые шарики.

Дополнения: Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.

Обстоятельства: Побывали они и в театре, и в Зоологическом саду, и в кинематографе…

      

Однородные члены предложения Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию. Однородными могут быть все члены предложения. Подлежащие: Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам. Сказуемые: Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки . Определения: Мне купили синие, зеленые, оранжевые шарики. Дополнения: Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед. Обстоятельства: Побывали они и в театре, и в Зоологическом саду, и в кинематографе…       

Однородные члены предложения

Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию. Однородными могут быть все члены предложения.

Подлежащие: Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам.

Сказуемые: Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки .

Определения: Мне купили синие, зеленые, оранжевые шарики.

Дополнения: Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.

Обстоятельства: Побывали они и в театре, и в Зоологическом саду, и в кинематографе…

      

  Информационные источники основного содержания

  Информационные источники основного содержания

  • Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/
  • Тургенев И.С. Избранное/ Составл. П.А.Карелина. – М.: Современник, 1979. - 605 с.
  • http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovskaia_Rus_EGE_B/index.html информация о видах сложных предложений
  • http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_190 - об обобщающих словах при однородных членах предложения
  • Справочник http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm -
  • http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#34101
Источники иллюстраций

Источники иллюстраций

  • http://fotki.yandex.ru/users/makarovatv-foto/view/460084/?page=3 – картинка с изображением Незнайки
  • http://www.primcenter.ru/photos/photo4838.html - картинка с изображением Незнайки
  • http://www.mobilmusic.ru/file.php?id=397760 – анимированная картинка на первом слайде


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!