СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные кроссворды на уроках информатики, как средство формирования креативного мышления учащихся

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Для развития креативного мышления учащихся успешно используются интерактивные дидактические средства. Остановлюсь подробнее на использовании интерактивного кроссворда.

Интерактивный кроссворд можно использовать на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, на этапе первичного закрепления изученного материала,  а также как одно из заданий на уроке обобщения и систематизации знаний по теме. Презентация и статья "Интерактивные кроссворды на уроках информатики, как средство формирования креативного мышления учащихся"

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные кроссворды на уроках информатики, как средство формирования креативного мышления учащихся»

Интерактивные кроссворды на  уроках информатики, как средство  формирования креативного мышления учащихся  Автор работы: Скрябина Галина Нафанаиловна, учитель информатики  МАОУ СОШ №5 г. Железнодорожный

Интерактивные кроссворды на уроках информатики, как средство формирования креативного мышления учащихся

Автор работы: Скрябина Галина Нафанаиловна, учитель информатики МАОУ СОШ №5 г. Железнодорожный

 Для развития креативного мышления учащихся успешно используются интерактивные дидактические средства. Одним из этих средств является интерактивный кроссворд. Кроссворды являются своеобразными интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания.

Для развития креативного мышления учащихся успешно используются интерактивные дидактические средства. Одним из этих средств является интерактивный кроссворд. Кроссворды являются своеобразными интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания.

Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную/воспитательную задачи . Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками. Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.
  • Дидактическая (обучающая, познавательная) игра (в том числе кроссворд) содержит игровую и учебную/воспитательную задачи . Первую обучаемый решает по условию этой игры (разгадывание или составление кроссворда); вторую ставит перед ним (не явно, а через содержание игры) учитель, она направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.
  • Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с его помощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.
Этап изучения новой темы Замена словарному диктанту Актуализация знаний Этап обобщения и систематизации Этапы урока Этап контроля Этап проверки домашнего задания Дидактический материал

Этап изучения новой темы

Замена словарному диктанту

Актуализация знаний

Этап обобщения и систематизации

Этапы урока

Этап контроля

Этап проверки домашнего задания

Дидактический материал

Этап изучения новой темы В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Таким образом кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.

Этап изучения новой темы

  • В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. В ходе изложения новой темы учитель задает вопросы по ранее пройденным темам или касающиеся общекультурных знаний, связанных с новой темой. Ответы на вопрос вписываются в сетку кроссворда. Таким образом кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.
Терминологический диктант кроссворд может заменить терминологический/словарный диктант. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а учитель может читать вопросы.

Терминологический диктант

  • кроссворд может заменить терминологический/словарный диктант. В этом случае класс работает на заранее подготовленных бланках, а учитель может читать вопросы.
Этап проверки домашнего задания    Может быть предложено несколько вариантов: – к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом; – можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его.  Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление.

Этап проверки домашнего задания  

Может быть предложено несколько вариантов:

– к доске может быть вызван ученик для решения кроссворда. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;

– можно дать аналогичное задания группе учеников. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его. Составляя кроссворд как домашнее задание, учащиеся вынуждены обращаться к дополнительной литературе, стараются придумать интересный, нетрадиционный вопрос. При проверке можно учесть оригинальность вопросов, художественное оформление.

Этап актуализации знаний  Такие кроссворды рекомендуется делать короткими, с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (своего рода «тренировочная пятиминутка).   Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Кроме того, это способствует более глубокому изучению родного языка – (метапредметные связи) без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор ребят. Изготовление кроссворда вносит в учебный процесс игровой элемент, помогает развивать эрудицию учащихся, повысить интерес к предмету.

Этап актуализации знаний

Такие кроссворды рекомендуется делать короткими, с небольшим количеством слов (5-7), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (своего рода «тренировочная пятиминутка). Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Кроме того, это способствует более глубокому изучению родного языка – (метапредметные связи) без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это, в конечном счете, увеличивает запас слов, расширяет кругозор ребят. Изготовление кроссворда вносит в учебный процесс игровой элемент, помогает развивать эрудицию учащихся, повысить интерес к предмету.

Кроссворд на этапе актуализации знаний

Кроссворд на этапе актуализации знаний

Этап обобщения и систематизации На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять из 20—30 слов, а итоговые — из 30—50 слов. кроссворд может быть: Познавательным  (или обучающим) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками. Обобщающим  – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.

Этап обобщения и систематизации

На уроках обобщения, повторения происходит проверка усвоения программного материала, поэтому объем слов может увеличиться. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела школьной программы, могут состоять из 20—30 слов, а итоговые — из 30—50 слов.

кроссворд может быть:

Познавательным  (или обучающим) – составляется по параграфу или страницам (с использованием текста, рисунков, схем, вопросов, выводов, тестов) учебника. Цель его направлена на овладение определенными знаниями, умениями, навыками.

Обобщающим  – предлагается учащимся после изучения очередной темы, раздела с целью обобщения, уточнения причинно-следственных связей, подготовки к итоговому контролю.

Кроссворд  на закрепление и обобщение знаний по теме «Алгоритмика»

Кроссворд на закрепление и обобщение знаний по теме «Алгоритмика»

Этап контроля Итоговый кроссворд, как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.

Этап контроля

  • Итоговый кроссворд, как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.
Кроссворд, выполненный в POWER POINT

Кроссворд, выполненный в POWER POINT

Интерактивный кроссворд как дидактический материал ПАМЯТКА, ИНСТРУКЦИЯ - план выполнения кроссворда в Microsoft Excel  Основные цели: создать условия для освоения знаний об электронных таблицах, применении функций в решении задач; способствовать формированию учебно-познавательной компетентности через получение знаний при создании интерактивного кроссворда с помощью программы Microsoft Excel.

Интерактивный кроссворд как дидактический материал

ПАМЯТКА, ИНСТРУКЦИЯ - план выполнения кроссворда в Microsoft Excel

Основные цели: создать условия для освоения знаний об электронных таблицах, применении функций в решении задач; способствовать формированию учебно-познавательной компетентности через получение знаний при создании интерактивного кроссворда с помощью программы Microsoft Excel.

Использование функции «ЕСЛИ»

Использование функции «ЕСЛИ»

Критерии к отгадыванию и созданию кроссворда

Критерии к отгадыванию и созданию кроссворда

Эффективность и результативность решения кроссвордов, предлагаемых ученикам, оценивается по двум показателям: а) времени, которое необходимо учащимся для отгадывания кроссворда; б) числу ошибок (в том числе и орфографических), допущенных ими в процессе решения (последний показатель побуждает составителя выяснить причины неверных ответов и, если нужно, уточнить формулировки вопросов).  При групповой работе оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов; Если кроссворд отгадывается всем классом, учитывается активность, «находчивость» и эрудиция каждого и выставляются лишь хорошие отметки наиболее «удачливым» (можно ввести «систему накопительных жетонов»). Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома разные.
  • Эффективность и результативность решения кроссвордов, предлагаемых ученикам, оценивается по двум показателям: а) времени, которое необходимо учащимся для отгадывания кроссворда; б) числу ошибок (в том числе и орфографических), допущенных ими в процессе решения (последний показатель побуждает составителя выяснить причины неверных ответов и, если нужно, уточнить формулировки вопросов).
  • При групповой работе оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее число слов; Если кроссворд отгадывается всем классом, учитывается активность, «находчивость» и эрудиция каждого и выставляются лишь хорошие отметки наиболее «удачливым» (можно ввести «систему накопительных жетонов»).
  • Требования к учащимся при работе по составлению кроссворда на уроке или дома разные.
Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе:   стимулирует познавательную активность (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе) расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами развивает логическое мышление и память, творческие способности повышает грамотность способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить) способствует здоровьесбережению учащихся

Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе:

  • стимулирует познавательную активность (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе)
  • расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами
  • развивает логическое мышление и память, творческие способности
  • повышает грамотность
  • способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить)
  • способствует здоровьесбережению учащихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!