Интерактивные методы обучения.
Игра «Круговорот воды в природе».
В начале игры детям предлагается почувствовать себя капелькой воды. В процессе проведения игры дети ощущают и понимают непрерывность движения воды по нашей планете. У них формируется представление о том, что все живое на Земле и неживое пронизано водными потоками воды и словно водными нитями связано друг с другом. В ходе игры дети ощущают вечное движение и участвуют в нём. Эта игра превращает изучение детьми круговорота воды в увлекательное и эмоциональное путешествие.
Подготовка к игре для изучения детьми круговорота воды.
Необходимо в игровом помещении (кабинет) разместить конверты, на которых написаны пункты путешествия, в каждый из которых вложено несколько путевых записок.
Каждому игроку выдайте вырезанную из бумаги форму капли (можно дать дом.задание изготовить самим, лучше приготовить такую каплю в разном цвете с двух сторон например: синяя и голубая или синяя и белая, такую каплю можно использовать для выполнения задания «верное- неверное утверждение, на этапе актуализация знаний или первичное закрепление, допустим синий цвет-нет, белый да, учитель даёт задание утверждение, учащиеся оценивают с помощью таких сигнальных карточек-капелек воды. Есть ещё вариант использования таких сигнальных карточек, на этапе рефлексии в конце урока например синий цвет «все было понятно,доступно, мне понравилось, белая «не совсем понял материал»), на которой написан начальный пункт путешествия.
Описание игры для детей про круговорот воды в природе.
Участники игры получают задание – отправиться в путешествие и совершить круговорот: начав путешествие в определённом пункте вернуться в него:
Учащийся может начать игру с любого пункта, например болото, и записывает его на карточку-капелька;
В помещении игрок ищет конверт с такой же надписью – «болото» и достаёт из него одну записку. Например: «Вы испарились с поверхности болота и попали в облака — идите к облакам».
После прочтения записки, участник возвращает ее в конверт обратно и идёт к конверту, указанному в записке (в данном случае это облака).
Все пункты, где была капля, записываются на карточку.
Таким же способом находится второй конверт и все последующие. Выигрывает тот участник, кто первым вернется в пункт, из которого началось его путешествие, т.е совершит круговорот.
Объясните детям – не ставится задача побывать во всех пунктах указанных на схеме, а только в тех, в которые участники будут направляться записками.
Из нижеприведённых текстов необходимо каждое предложение напечатать на отдельной карточке и вложить в соответствующий конверт. Для каждого пункта путешествия выберите определённый цвет. Например, конверт РЕКА сделайте из голубой бумаги и из этой же бумаги должны быть все карточки с путевыми записками в этом конверте. Некоторые карточки делайте по 2-3 экземпляра.
РЕКА:
— из реки вы испарились и попали в облака — идите в облака;
— вас выпил медведь — ступайте к животным;
— вы накопились в кувшинке — идите к растениям;
— вы по руслу реки попали в океан — идите в океан;
— из реки вы попали в море — идите туда;
— по руслу реки вы направились в озеро — идите к озеру.
- воду из реки использовали для полива огорода, вы попали в почву, идите туда
-вы испарились, в виде осадков попали на сушу, идите туда
— вы попали в водопровод, а затем в канализацию; вам не повезло, и вместе с грязной водой вы попали в океан — идите в океан;
-из реки вы попали в подземные воды, идите туда
-вы испарились, в виде осадков попали на ледник, идите туда
ОКЕАН:
— вы испарились и попали в облака — ступайте в облака;
— вы накопились в водорослях — отправляйтесь-ка к растениям;
— вас вместе с листом водоросли съели рыбы — идите к животным;
— вы просочились в подземные воды — ступайте туда;
- из океана вы испарились, и в виде дождя попали в почву.
-вы испарились и попали в облака, а затем в виде дождя в болото, идите туда
ЖИВОТНЫЕ:
— вода попала на почву, идите туда
— человек вспотел, и вместе с потом вы испарились и попали в облака — идите к облакам;
— вас выпила лиса, вы накопились в её теле — оставайтесь здесь;
— вы находитесь в органах соболя — оставайтесь здесь;
— вас вместе с мышкой съела лиса — оставайтесь в животных;
— вы находитесь в теле собаки, собаке жарко, и вы вместе с потом испарились — идите в облака;
— вы вместе со слюной медведя, стоящего на берегу реки, капнули в реку — идите к реке.
РАСТЕНИЯ:
— вас съел черношапочный сурок— ступайте к животным;
— вы испарились с поверхности листьев — ступайте к облакам;
— вы накопились в листьях — оставайтесь здесь;
— вас вместе с листом съел олень — идите к животным;
— вас вместе с листом съела гусеница — идите к животным.
ЛЕДНИКИ:
— вы испарились и попали в облака — идите в облака
— растаяв, вы оказались в горной реке — идите в реку;
— вы накопились в леднике — оставайтесь здесь, берите следующую записку;
— вы стекли с гор в почву и попали в подземные воды — ступайте в подземные воды
— растаяв, вы оказались в море — идите к морю;
— растаяв, вы оказались в океане — идите к океану;
— растаяв, вы оказались в почве — идите к почве;
ОБЛАКА:
— вы выпали дождем в реку — ступайте к реке;
— вы выпали снегом в горах, попали в ледники — идите в ледники;
— вы выпали дождем в болото — идите в болото;
— вы выпали дождем в почву,— идите к почве;
— вы выпали дождем в океан — идите в океан;
— вы выпали снегом в океан — ступайте к океану;
— вы выпали дождем в сушу — идите к суше;
— вы выпали градом в озеро — идите к озеру;
— вы выпали градом в горах — идите в ледники.
Подземные воды:
— вас выпило растение — идите к растениям;
— вы из родника попали в реку — идите к реке;
— вы попали в колодец и затем в борщ к человеку — идите к животным;
— вы стали частью подземной реки (межпластовых вод), которая попала в океан, — идите к океану;
— вы из почвы по корням попали в растение — идите к растениям;
— с подземной рекой вы оказались в болоте — идите к болоту.
БОЛОТО:
— вы просочились в подземные воды — ступайте туда;
— вы накопились в растениях — ступайте к ним
— вас выпило животное — ступайте туда;
— вы испарились — летите к облакам ОЗЕРО:
— вы накопились в водорослях — идите к растениям
— вас выпило животное — ступайте к животным;
— вы попали на гидроэлектростанцию, а затем в реку — ступайте к реке;
— вы испарились с поверхности озера и попали в облака — идите в облака.
озеро:
— вы попали в водопровод, а затем в канализацию; вам не повезло, и вместе с грязной водой вы попали в океан — идите в океан;
— вы попали на гидроэлектростанцию, а затем в реку — идите к реке;
— вас выпил олень, и вы накопились в его теле — идите к животным;
— вы накопились в водорослях — отправляйтесь к растениям;
— вы попали в водопровод, вас использовали для приготовления борща, и вы оказались внутри маленькой девочки — идите к животным.
Почва
- вы просочились в подземные воды, идите туда
- вы попали о болото, идите туда
-Вас вместе с землей съело животное, оставайтесь здесь
-вы испарились с поверхности почвы, идите к облакам
Суша
- вы испарились, идите к облакам
-вы попали в корень растения, идите к растениям
-вы попали в озеро, идите туда
-вы оказались на вершине ледника, идите туда
Море
- вы испарились и попали в облака — ступайте в облака;
— вы накопились в водорослях — отправляйтесь-ка к растениям;
— вас вместе с листом водоросли съели рыбы — идите к животным;
— вы просочились в подземные воды — ступайте туда;
- из океана вы испарились, и в виде дождя попали в почву.
-вы испарились и попали в облака, а затем в виде дождя в болото, идите туда
Рекомендация: после завершения игры проведите обсуждение. Попросите желающих рассказать о своём путешествии и о своих впечатлениях. Выберите и обсудите самый короткий маршрут и самый длинный из всех. Почему так произошло? Попросите детей привести похожие примеры из природы.