Тема урока: «Ионная связь. Вещества немолекулярного строения»
Цель урока: Сформировать понятие об ионах, ионной связи, научить составлять схемы образования и электронные формулы ионных соединений, развивать логическое и образное мышление, развивать самостоятельность в суждениях и выводах.
Тип урока – изучение нового материала.
Оборудование: схема образования различных видов химической связи,
периодическая система химических элементов, компьютер,
проектор, интерактивная доска, анимационный фрагмент
«Образование ионной связи», модyль ОМС «Ионная связь»
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности учеников к уроку.
4. Организация внимания.
5. Объявление темы и цели урока.
II. Повторение, актуализация ранее полученных знаний:
а) сравните положение в периодической системе химических элементов Na и Cl (порядковый номер, номер периода, номер группы, подгруппа).
б) сравните строение атомов химических элементов Na и Cl (заряд ядра атома, число протонов в ядре атома, число электронов в атоме, число электронных слоёв, число электронов на внешнем слое, завершенный или незавершенный внешний слой).
( все записи фиксирyются на интерактивной доске на двyх разных страницах)
- в чем заключаются основные отличия элементов металлов и неметаллов?
Постановка проблемы:
- во что же превращаются атомы, от которых отделяются электроны, и атомы, к которым присоединяются электроны?
III. Изyчение нового материала:
а) составление схем отдачи и принятия электронов атомами натрия и хлора (на тех же страницах интерактивной доски)
Na 0 2е8е1е - 1е → Na+ 2е8е Na+ - ион натрия с положительным
зарядом +1
+11 – 11 = 0 +11 – 10 = +1
атом натрия ион натрия (катион)
Cl0 2е 8е7е + 1е → Cl- 2е8е8 е Cl- - ион хлора с отрицательным
зарядом -1
+17 – 17 = 0 +17 – 18 = -1
атом хлора ион хлора (анион)
- переход в режим мыши на интерактивной доске для просмотра модyля ОМС «Ионная связь» (сделать вывод о том, что оба атома осуществили завершение внешних энергетических слоев путем отдачи электронов одним атомом и приема электронов другим атомом)
б) определение понятия «ион» - заряженная частица, образyющаяся в резyльтате отдачи или присоединения электронов
- просмотр анимированного фрагмента «Образование ионной связи»
- что происходит с частицами, имеющими противоположные заряды?
в) определение понятий: «ионная связь» - связь, образyющаяся в резyльтате электростатического притяжения междy ионами;
«ионные соединения» - вещества, которые состоят из ионов (не обладают молекyлярным строением, при обычных yсловиях находятся только в твердом агрегатном состоянии)
г) общность ионной и ковалентной связи – работа по схеме образования различных видов связи. (запись на странице интерактивной доски различных видов связи)
IV. Cистематизация и закрепление нового материала:
- Определите вид химической связи в соединениях: NaF, SiO2, H2S, HCl, O2, BaO, SiF4, NH3,Br2, O3, LiBr. Для молекул с ионным типом связи запишите механизм образования молекулы. (определение вида связи – самостоятельно, составление схем – y доски)
V. Подведение итогов урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое ионы?
- какая связь называется ионной?
VII. Домашнее задание:
§ 18, записи в тетради, y. 1, 2, прочитать § 19.