СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иот 09.20 в столярной мастерской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Иот 09.20 в столярной мастерской»



УТВЕРЖДЕНО

Директор

МОАУ «СОШ№6»

__________ /Долгих Н.Н./

Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

_________ /Пономарева Т.П./

протокол № ____ от «__»___ 20__г.



Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№6 имени А.С. Пушкина»


Инструкция по охране труда в столярной мастерской

ИОТ-009-20

 

  1. Общие требования охраны труда


Действие настоящей инструкции распространяется на учителя технологии который проводит занятия с учащимися в столярной мастерской.

1.1. К самостоятельной работе в столярной мастерской допускаются лица:

  • в возрасте не моложе 18 лет, имеющие соответствующую профессиональную подготовку по видам выполняемых работ, прошедшие инструктаж, стажировку, обучение безопасным методам и приемам работы и проверку знаний требований охраны труда, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  • прошедшие обучение по правилам работы на станочном оборудовании;

  • имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже III;

  • ознакомленные с инструкциями по эксплуатации станков и механизмов, которыми оснащена мастерская.

1.2. Работник столярной мастерской обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха. График работы в столярной мастерской определяется расписанием занятий, утвержденным директором школы.

1.3. Опасными факторами при работе в столярной мастерской являются:

а) физические:

  • поражение электрическим током при включении электроосвещения, электрических приборов и инструментов, производственного оборудования;

  • движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

  • отлетающие частицы обрабатываемого материала и инструмента;

  • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

  • повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

  • острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

  • повышенное значение напряжения в электрической цепи;

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности рабочего места, отсутствие или недостаток естественного света;

  • возможность пожара;

  • прямая и отражённая блёсткость;

  • повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте.

б) психофизиологические:

  • физические (статические и динамические);

1.4. Работник столярной мастерской извещает директора школы о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем в процессе работы, замеченных неисправностях оборудования и механизмов, инструмента и средств защиты и до их устранения к работе не приступает.

1.5. В случае травмирования учащихся работник столярной мастерской обязан немедленно проинформировать о случившемся дежурного администратора и школьную медицинскую сестру. При необходимости - оказать доврачебную помощь.

1.6. Для выполнения работ работнику столярной мастерской выдаются следующие средства индивидуальной защиты (тип.нормы утв. приказ Мин. Труда и Соц. защиты РФ от 9 декабря 2014 г. N 997н):

  • костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий – два на полтора года;

  • перчатки с полимерным покрытием – двенадцать пар на год;

  • перчатки с точечным покрытием – до износа;

  • щиток защитный лицевой или очки защитные – до износа;

  • средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее – до износа.

1.7. Работник столярной мастерской обязан соблюдать противопожарный режим образовательной организации, правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, а также направления эвакуации при пожаре.

1.8. В столярной мастерской:

  • станки должны быть оборудованы защитными ограждениями;

  • рабочие места и рабочие зоны должны иметь достаточное освещение. Свет не должен слепить глаза;

  • для смены пилы, фрезы и других рабочих органов, очистки станков, уборки рабочих мест необходимо использовать вспомогательные инструменты (ключ, крючок, лопата, щетка, скребок и т.п.);

  • должны находиться первичные средства пожаротушения (не менее двух огнетушителей и ящик с песком);

  • для оказания доврачебной помощи в легкодоступном месте должна находиться аптечка;

  • на рабочих местах должны быть вывешены инструкции по технике безопасности для учащихся;

1.9. В начале каждого учебного года необходимо провести с учащимися инструктаж (отдельный урок по плану) по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

1.10. Перед переходом на новый вид работ с использованием новых станков и инструментов необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности с записью в соответствующем журнале.

1.11. В случае невыполнения или нарушения требований настоящей инструкции, виновный несет ответственность в соответствии с действующими трудовым, уголовным и административным законодательством и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.


2. Требования охраны труда перед началом работы


2.1. Надеть спецодежду и проверить средства индивидуальной защиты.

2.2. Осмотреть рабочее место, убрать лишние и мешающие предметы, обратив внимание на достаточность освещения, наличие ограждений вращающихся частей машин и механизмов.

2.3. Произвести внешний осмотр станков, оборудования и механизмов и убедиться:

  • в свободном доступе к пусковым устройствам;

  • в исправности электрооборудования и заземляющих устройств, пусковых и блокировочных устройств путем кратковременного их включения;

  • в эффективности работы тормозных устройств;

  • в наличии ограждений, их исправности и надежности крепления;

  • в исправности инструмента, толкателей, наличии крючка.

  • в исправности приспособлений для обработки деталей;

  • в исправности пусковых устройств путем кратковременного включения.

2.4. Убедиться в исправности действия вентиляции и эффективности отсоса стружек, в наличии и исправности всех существующих ограждений

2.5. Проверить работу станков на холостом ходу.

2.6. Особое внимание следует обратить на исправность электропроводки, подключенной к рабочим местам учащихся.

2.7. Проверить (визуально) исправность сантехнического оборудования, мебели.

2.8. Проверить состояние верстаков: их поверхность должна быть горизонтальной, без выбоин и заусенцев. Убедиться в исправности защитных экранов (высота – не менее 1 м, сплошной или из сетки с ячейками не более 3 мм).

2.9. Проверить исправность тисков и убедиться в том, что:

  • подвижные части тисков перемещаются без заеданий, рывков и надежно фиксируются в требуемом положении;

  • на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;

  • тиски оснащены устройством, предотвращающим полное вывинчивание ходового винта из гайки;

  • отверстие головки винта имеет с двух сторон округления для предохранения рук от защемления.

2.10. Проверить исправность ручного столярного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответствует следующим требованиям безопасности:

  • бойки молотков имеют гладкую, слегка выпуклую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев;

  • рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия изготовлены из сухой древесины твердых лиственных пород без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки гладкие, без трещин, имеют по всей длине в сечении овальную форму;

  • к свободному концу рукоятка несколько утолщенная во избежание выскальзывания ее из руки при взмахах и ударах инструментом;

  • оси рукояток молотков перпендикулярны осям молотков. Клинья для закрепления молотка выполнены из мягкой стали и имеют насечки (ерши);

  • рукоятки напильников, стамесок стянуты металлическими бандажными кольцами;

  • отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стержень, рабочая часть – ровные плоские боковые грани, без сколов и повреждений.

2.11. В случае обнаружения неисправности оборудования, станков, инструментов работник столярной мастерской обязан немедленно поставить в известность заведующего хозяйством, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать соответствующую запись в тетради заявок.

2.12. Перед включением станков, оборудования и механизмов в электрическую сеть, при необходимости, встать на диэлектрический коврик (если покрытие пола выполнено из токопроводящего материала).

2.13.Не включать оборудование, станки и механизмы в электрическую сеть мокрыми и влажными руками.

2.14. Проконтролировать наличие у учащихся спецодежды (халатов, беретов).

2.15. Перед началом работ с каждым видом оборудования, станков, приспособлений и инструментов ознакомить учащихся с правилами эксплуатации оборудования и инструментов, безопасными правилами работы, правилами подготовки рабочего места, инструментов и материалов.

2.16. Перед каждым занятием необходимо провести инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующей записью в журнал.

2.17. Запретить учащимся приступать к работе в случае обнаружения несоответствия их рабочих мест установленным в данном разделе требованиям, а также при невозможности выполнить указанные в данном разделе подготовительные к работе действия.


3. Требования охраны труда во время работы


3.1. Во время работы необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудования, станков, механизмов и инструментов, не подвергать их механическим ударам, не допускать падений.

3.2. Наличие напряжения в сети проверять только указателем напряжения.

3.3. Следить за исправной работой станков, оборудования и приспособлений, целостностью изоляции и заземления.

3.4. Работник столярной мастерской обязан обеспечить:

  • поддержание порядка и чистоты на своем рабочем месте и рабочих местах учащихся;

  • контроль за расположением рабочего инструмента на рабочих местах учащихся таким образом, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения;

  • использование защитных очков учащимися при работе инструментом ударного действия и на станках;

  • выполнение работы только исправным, хорошо заточенным инструментом;

  • контроль за исправностью и качеством заточки рабочего инструмента учащихся;

  • использование для работы лучковой пилы с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шнуром, обеспечивающим необходимое его натяжение;

  • применение направителя для опоры полотна инструмента при запиливании материала ножовкой;

  • выполнение технологических операций (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) на верстаке в установленных местах, с использованием специальных упоров и приспособлений;

  • очистку стругов инструмента (рубанка, фуганка, и. т.п.) от стружки деревянными клиньями, а не руками;

  • соблюдение учащимися требований соответствующих инструкций по технике безопасности при занятиях в столярной мастерской, при работе с использованием станков, механизмов и инструментов;

  • соблюдение установленных режимом рабочего времени регламентированных перерывов в работе, выполнение рекомендованных физических упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся.

3.5. Во время работы запрещается:

  • переключать электрические разъемы при включенном питании;

  • касаться проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением;

  • работать на станках, оборудовании и механизмах в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления;

  • закрывать оборудование, станки и механизмы бумагами и посторонними предметами;

  • допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах;

  • производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования, станков и механизмов;

  • оставлять без присмотра включенное оборудование, станки и приспособления;

  • сдувать опилки со станков или убирать их руками;

  • производить уборку над и под работающим оборудованием или в непосредственной близости от движущихся механизмов;

  • класть на электрооборудование и нагревательные устройства посторонние предметы;

  • вытирать рубильники и другие выключатели тока;

  • заходить и протягивать руки за ограждения как действующего, так и бездействующего в данный момент оборудования;

  • собирать в один ящик тряпки, отходы древесины, бумаги и промасленной ветоши (для каждого вида отходов должен быть отдельный ящик);

  • использовать инструмент не по прямому назначению;

  • оставлять учащихся без присмотра.

3.6. Использование ионизаторов допускается только во время перерывов в работе и при отсутствии людей и помещении.


4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.


4.1. В случае возникновения аварийных ситуаций (замыкание электропроводки, прорыв водопроводных труб, задымление и т.п.), могущих повлечь за собой травмирование и (или) отравление учащихся, работник столярной мастерской обязан отключить неисправное оборудование, немедленно вывести из мастерской учащихся, руководствуясь схемой эвакуации и соблюдая при этом порядок; сообщить об этом ответственному по охране труда и заведующему хозяйством, а в случае их отсутствия – дежурному администратору и главному инженеру.

4.2. В случае наличия пострадавших среди учащихся работник столярной мастерской обязан обратиться к школьной медицинской сестре, а при необходимости оказать доврачебную помощь.

4.3. При обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари, посторонних звуков в работе оборудования, станков и механизмов и тестовых сигналов, индицирующих о их неисправности, немедленно прекратить работу, обеспечить прекращение работы учащимися и отключить питание.

4.4. При перегреве двигателей станков необходимо остановить их и дать возможность охладиться. Охлаждать двигатель водой или снегом запрещается.

4.5. При обрыве зубьев пилы немедленно остановить станок.

4.6. При поражении учащихся электрическим током принять меры по их освобождению от действия тока путем отключения электропитания, обратиться к медицинской сестре и, при необходимости, оказать потерпевшим доврачебную помощь.

4.7. В случае возгорания оборудования отключить питание, сообщить в пожарную охрану и непосредственному руководителю, после чего приступить к тушению пожара имеющимися средствами.


5. Требования охраны труда по окончании работы.



5.1. После окончания работы работник столярной мастерской обязан:

  • отключить электропитание в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование, станки и инструменты с учетом характера выполняемых работ;

  • при приведении в порядок рабочих мест учащихся работник столярной мастерской обязан обеспечить отключение всех токонесущих устройств и проконтролировать этот процесс;

  • обеспечить организованный выход учащихся из мастерской;

  • убрать в отведенное место средства индивидуальной защиты.

5.2. Отключить освещение, перекрыть краны, закрыть окна.

5.3. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, станков и механизмов, нарушения целостности окон проинформировать об этом заведующего хозяйством, а при его отсутствии – дежурного администратора и сделать запись в тетради заявок.


 

 

6.Требования охраны труда в аварийных ситуациях.


6.1. Не приступать к работе при плохом самочувствии или внезапной болезни.

6..2. В случае возникновения аварийных ситуаций сообщить о случившемся директору школы и руководителю работ, в их отсутствии, дежурному администратору и далее действовать в соответствии с полученными указаниями.

6.3. При выходе из строя оборудования, оснастки, инструмента или его поломке прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ.

6.4. Вслучае получения травмы работником или обучающимся, немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом директору школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение, позвонив по телефону 03.

6.5. При возникновении пожара немедленно сообщить об этом директору и в ближайшую пожарную часть по телефону 01 и эвакуироваться согласно плану эвакуации.

6.6. При получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью в медицинский кабинет и сообщить об этом директору (руководителя работ).

 

7.Требования охраны труда по окончании работы.


7.1. По окончании работ работник обязан:

  • отключить применяемые оборудование и механизированный инструмент от электросети;

  • убрать инструмент в предназначенное для хранения место;

  • привести в порядок рабочее место;

  • сообщить руководителю работ обо всех неполадках, возникших во время работы;

  • средства индивидуальной защиты убрать в предназначенное для хранения место.

7.2. По завершении всех работ следует вымыть теплой водой с мылом руки и лицо.

7.3. Обо всех недостатках, отмеченных во время работы, доложить директору (руководителю работ).

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проверка и пересмотр настоящей инструкции осуществляются не реже одного раза в 5 лет.

Инструкция должна быть досрочно пересмотрена в следующих случаях:

-при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

-при изменении условий труда в конкретном кабинете;

-при внедрении новой техники и (или) технологий;

-по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

-по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

Если в течение 5 лет со дня утверждения (введения в действие) настоящей инструкции условия труда не изменяются, то ее действие продлевается на следующие 5 лет.

Ответственность за своевременное внесение изменений и дополнений, а также пересмотр настоящей инструкции возлагается на ответственного по охране труда.


Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/


С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!