Казённое образовательное учреждение
Воронежской области
«Воронежский центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции»
Выступление
на методическом объединении
тьюторов на тему:
«Иппотерапия как вспомогательный метод коррекции аутизма».
Выполнила
тьютор 6 «В» класса
Семенихина Е.В.
Воронеж 2022
Иппотерапия, как вспомогательный метод лечения аутизма.
Методика иппотерапии – это коррекция различных видов расстройств здоровья у детей и взрослых при помощи общения с лошадьми. В понятие «Иппотерапия» входит не только верховая езда, но и осуществление ухода за лошадьми, работа в конюшне, общение с животными.
Программа иппотерапии является альтернативным (вспомогательным) методом лечения детей с ограниченными возможностями, который используется в комплексной реабилитации наряду с основным лечением. Иппотерапия для детей проводится обязательно с ведома и по назначению лечащего врача. Если занятия являются желанием ребенка или его родителей, то они должны быть обязательно согласованы со специалистом.
Иппотерапия в реабилитации детей с аутизмом
Одним из важных направлений работы в иппотерапии является взаимодействие с детьми, в анамнезе которых расстройство аутистического спектра (РАС). Для детей с подобными нарушениями — лошадь часто становится тем безопасным мостом во внешний мир, при помощи которого они учатся с ним взаимодействовать.
Психолого-педагогическое воздействие
Иппотерапия для аутистов является психолого-педагогическим методом лечения.
«Стандартное занятие» по иппотерапии строится из нескольких этапов, каждый из которых преследует свою цель:
Подготовка к занятию. Включает в себя момент ожидания для формирования умения «потерпеть и подождать». Очень часто ребенок с РАС, который не умеет ждать и впадает в истерику при такой необходимости, спокойно ждет начала своего занятия. Он надевает шлем, «готовит» угощение для лошади, проходит к монтуару.
Посадка на лошадь для особенного ребенка каждый раз это преодоление себя и необходимость взаимодействовать с животным, инструктором по иппотерапии одновременно. Плюс вырабатывается координация движений.
Иппотерапия и упражнения. Само занятие включает езду верхом с разной степенью свободы, в зависимости от подготовки ребенка. Опытные наездники работают на корде, для «начинающих» лошадь под уздцы ведет коновод. Занятие проводит инструктор по иппотерапии, который идет рядом с ребенком. Выбор упражнений и методы иппотерапии для каждого ребенка индивидуальны.
Спешивание с лошади. Конец занятия предполагает обязательную благодарность лошади. Освоение данного этапа иногда затягивается на годы – настолько трудно ребенку с аутизмом дается преодоление себя.
Однако польза иппотерапии и влияние лошади на ребенка с аутизмом ограничивается не только психологией и воспитательными моментами.
Физическое воздействие
Большое значение имеет иппотерапия при аутизме для физического развития ребенка. Нагрузка при езде верхом:
автоматически формирует правильную осанку;
укрепляет мышечный корсет всего тела;
помогает ребенку сформировать понятие о границах своего тела, ощутить его физическую работу.
Физическое воздействие лошади на ребенка с РАС более многогранно, чем простая тренировка мышц. Сюда входит комплексное влияние теплого, живого тела животного, равномерное успокаивающее покачивание, которое невольно передается наезднику.
Верховая езда, пусть даже шагом и с коноводом вызывает у большинства детей неподдельный восторг. Надолго заряжая их положительными эмоциями.
Противопоказания
Иппотерапия для детей с аутизмом противопоказана в следующих случаях:
у ребенка аллергическая реакция на животных;
наличие открытых ран на коже;
лордоз поясничного отдела, вывих бедра;
гемофилия, ломкость костей, эпилепсия в анамнезе;
хронические воспалительные заболевания мочеполовой сферы, геморрой в стадии обострения.
Индивидуально противопоказания для иппотерапии могут заключаться в особенностях поведения ребенка.
Что это значит? Часто дети с РАС начинают внезапно слазить с лошади, бить животное или громко кричать. Такое поведение может напугать лошадь, что чревато утерей контроля над ней. Риск травмирования ребенка в таких случаях несопоставим с возможной пользой от иппотерапии.
Иппотерапия для реабилитации
Что лечит иппотерапия? Кроме людей с РАС, занятия верховой ездой или иппотерапией большое распространение получили в реабилитации больных с патологией мышечного аппарата и пациентов с психоэмоциональными проблемами:
Люди, перенесшие травму, которая привела к ампутации конечности;
Люди, которые в результате травмирующего воздействия или инсульта потеряли способность самостоятельно ходить;
Больные детским церебральным параличом;
Больные с диагностированными неврозами, депрессивными расстройствами.
Результаты иппотерапии, механизм и природу действия лошади на физическое и психоэмоциональное состояние человека объяснить не всегда возможно. Однако можно заявить, что действие это исключительно положительно оздоравливающее как физическое тело, так и душу человека.
Отзывы об иппотерапии
Анализ отзывов об иппотерапии при аутизме позволяет говорить о положительном влиянии таковых не только на маленького пациента, но и на его родителей или близких людей. Увидеть своего ребенка самостоятельно сидящим на огромном животном, а возможно и управляющим им для родителей важный опыт. Ограниченные возможности здоровья ребенка часто заставляют недооценивать ребенка, излишне опекать его. Такое отношение тормозит развитие и социализацию.
Отзывы профессионалов, которые работают с детьми, объединяет одна мысль – иппотерапия не является панацеей, но при правильном подходе значительно укрепляет физическую форму больного и улучшает его психоэмоциональное состояние.