Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 20»
(КГКОУ ШИ 20)
«Искусство общения»
(Классный час в 8 классе.)
Подготовила: классный руководитель Шакурова Н.И.
Цель:
1. помочь осознать учащимся важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми;
2. сформировать первичные умения учащихся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой;
3. развивать внимание при выполнении упражнений, речь через высказывания и суждения, коммуникативные умения (работа в группах);
4. усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми
5. овладеть навыками культурного поведения.
Оборудование: конверты с заранее подготовленным материалом (пословицы, поговорки), видео ролик, игра пантомима.
Вступительное слово учителя.
Для каждого человека очень важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя всё богатство русского языка.
Учащиеся разделены на две группы. На столе лежат конверты с цитатами, пословицами и поговорками. Ребята знакомятся с содержимым конвертов.
«- Пред старцем – молчание;
- Пред мудрым – послушание;
- С равным дружбу иметь;
- С младшими – дружелюбное согласие;
- Уважен хочешь быть, умей других уважать.»
«Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих». (А. Ахматова).
«Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию. (Ш. Бронте).
«Наслаждение общением — главный признак дружбы». (Аристотель)
Какова речь, таков и склад.
Раненный мечом вылечится, словом — никогда.
Слово — ключ, открывающий сердца.
Обдумай то, что говоришь, даже когда шутишь.
Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения» (А.-С. Экзюпери)
«Воспитание себя — это усвоение хороших привычек». (Платон)
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (А.Чехов)
Слово не стрела, а в сердце язвит.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Звон не молитва, а крик не беседа.
Недоброе слово больней огня жжет.
Проявление уважения к окружающим — прежде всего восстановление уважения к себе.
Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен наш классный час? (высказывают предположения). Вы абсолютно правы, ребята, наш классный час посвящен искусству общения.
Учитель:
Каждый день мы общаемся с разными людьми. Наше общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Общаясь с другими людьми, мы выделяем тех, с кем нам приятно и интересно общаться. Приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать, терпимыми людьми.
Существуют правила речевого поведения — речевой этикет. Остановимся на этой теме поподробнее. Одно из правил этикета гласит: обращайся к людям деликатно, тактично, так, как хотел бы, чтобы обращались к тебе. А теперь давайте задумаемся, всегда ли мы придерживаемся этого правила. Нет. Нередко мы бываем грубы, несдержанны, забывая о том, что слово — это очень опасное оружие. Резкие, обидные слова легко и быстро вылетают из нас и тяжелым камнем, незаживающим рубцом ложатся на сердце близких нам людей.
Притча (видеоролик)
Никогда не произноси слов, которых не хотел бы услышать в свой адрес. К сожалению, не все выполняют эти правила, а ведь от того, как мы себя ведем, как говорим, зависит и наш успех в жизни и отношение к нам окружающих.
Учитель: Ребята, скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим собеседником?
(Умение внимательно слушать,
широкий кругозор,
хорошее чувство юмора и, конечно,
доброжелательный тон).
А вы знаете, что есть оружие сильнее грубости, жестокости, хамства — это невежливость! Как вы думаете, почему? Вежливость имеет волшебную силу, так как включает в себя волшебные слова, которые помогают решить любой конфликт. Какие вызнаете волшебные слова? (Спасибо, пожалуйста, извини...) и плюс еще УЛЫБКА!
Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо и радостно:
-
Она ничего не стоит, но много дает;
-
Она обогащает тех, кто ее получил, не обедняя при этом того, кто ею одаривает;
-
Она длится мгновенье, а в памяти остается порой навсегда.
Игра
А теперь я предлагаю вам проверить свои знания в области этикета. Давайте проведем викторину
Викторина.
-
Кто первым здоровается, мужчина или женщина? (мужчина, а руку подает первой женщина);
-
Должен ли мужчина вставать, приветствуя женщину? (всегда, когда заходит женщина);
-
Кто первым заканчивает телефонный разговор — тот, кто позвонил или тот, кому звонят? (тот, кто звонил);
-
Кто кого, мужчина или женщина, должен брать под руку? (женщина — мужчину);
-
Всегда ли мужчина должен пропустить женщину вперед? (да, за исключением того, когда помещение не освещено, либо на пути какое-то препятствие — тогда мужчина преодолевает его первым и помогает пройти женщине);
-
Кто первым заходит в лифт? (мужчина — это зона повышенной опасности);
-
Как должен повести себя мужчина, выходя из транспорта? (Подать руку. Если следом за его спутницей выходит другая женщина, ей так же следует подать руку);
-
Как проходят к своему месту в театре, кинотеатре? (лицом к сидящим);
-
Вы стоите перед входом в магазин, учреждение, класс. Люди входят и выходят. Кто кого должен пропустить? (Пропустить нужно выходящих, а потом войти самому);
-
Можно ли приглашать на день рождения по телефону? (можно, но только очень близких друзей);
-
Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично, нельзя заставлять окружающих себя ждать);
-
Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов или заранее? (Это необходимо сделать заранее, т. к. у друзей могут быть другие планы, нужно время, чтобы купить подарок).
Учитель:
Какие вы все молодцы! Я благодарю всех за активное участие, работу и надеюсь, что этот классный час поможет нам в дальнейшем строить добрые, искренние, уважительные отношения друг с другом и окружающими.
Предлагается Тест «Какой я в общении»
Внимательно прочитайте предложенные вам вопросы ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «нет», «и да, и нет». Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не задерживайтесь над каждым вопросом.
1.Много ли у тебя друзей?
2.Всегда ли ты можешь поддержать беседу с общества?
3.Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?
4.Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
5.Всегда ли можешь найти тему для разговора при встрече со знакомыми?
6.Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
7.Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
8.Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
9.Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
10.Способен ли идти в общении на компромисс?
11.Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12.Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?
13.Если узнал о, чем- то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?
Спасибо за искренность и откровенность!
За каждый положительный ответ, т.е. «да», поставьте 3 очка, за каждый ответ «и да, и нет», за каждый отрицательный ответ «нет» - 1 очко. Суммируйте свои очки.
От 30 до 39 очков
Ты - человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты –«душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.
От 20 до 29 очков
Ты - человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам.
До 20 очков
Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять. Простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными. Тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к своим знаниям, умениям и способностям.
(Зачитываем итоги теста)
- Пред старцем – молчание;
- Пред мудрым – послушание;
- Уважен хочешь быть, умей других уважать.
«Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию.
«Наслаждение общением — главный признак дружбы».
Какова речь, таков и склад.
Раненный мечом вылечится, словом — никогда.
Слово — ключ, открывающий сердца.
Обдумай то, что говоришь, даже когда шутишь.
Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.
«Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения»
«Воспитание себя — это усвоение хороших привычек».
«Воспитанные люди уважают человеческую личность, а поэтому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.
Слово не стрела, а в сердце язвит.
Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
Звон не молитва, а крик не беседа.
Недоброе слово больней огня жжет.
Английский язык 2 класс ФГОС
Мир вокруг нас
Нравственное воспитание 1-4 классы
Немецкий язык 4 класс ФГОС
Математика и игры в средней школе
Детям о художниках. Часть 2
Электронная тетрадь по литературному...
ОБЖ 6 класс ФГОС
© 2024, Шакурова Наталья Ивановна 191 7
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы