СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство первобытного мира

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Палеолит-мезолит-неолит, каменный и железный век. Живопись и архитектура

Просмотр содержимого документа
«Искусство первобытного мира»

Первобытное (или иначе примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Первобытное (или иначе примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Эпоха палеолита – ХХХ –  Х II тыс. лет до н. э.  Эпоха мезолита – Х II - VIII тыс. лет до н. э.  Эпоха неолита – VIII – VI тыс. лет до н. э.
  • Эпоха палеолита – ХХХ – Х II тыс. лет до н. э.
  • Эпоха мезолита – Х II - VIII тыс. лет до н. э.
  • Эпоха неолита – VIII – VI тыс. лет до н. э.
Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тыс . лет назад, к конце эпохи палеолита , или древнего каменного века . Самые древние скульптурные изображения являются так называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот, грудь, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они создали образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага

Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тыс . лет назад, к конце эпохи палеолита , или древнего каменного века .

Самые древние скульптурные изображения являются так называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки. Они еще очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот, грудь, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они создали образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага

Венера Леспюгская. 26-24 тыс. лет до н. э.

Венера Леспюгская. 26-24 тыс. лет до н. э.

Венера Лоссельская. Ок. 20 тыс лет до. н. э .

Венера Лоссельская.

Ок. 20 тыс лет до. н. э .

Венера из Холе-Фельс, 40-35 тыс лет до н. э.

Венера из Холе-Фельс, 40-35 тыс лет до н. э.

Вестоницкая Венера. 29-25 тыс до н. э.

Вестоницкая Венера. 29-25 тыс до н. э.

Венеры из Гённерсдорфа, 11.5-15 тыс лет назад

Венеры из Гённерсдорфа, 11.5-15 тыс лет назад

Венера Невшательская. ок. 12-13 тыс. лет назад

Венера Невшательская.

ок. 12-13 тыс. лет назад

В 1868 г. в Испании , в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти 10 лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола , обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер на территории Европы

В 1868 г. в Испании , в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти 10 лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола , обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер на территории Европы

Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния.

Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния.

Сцена охоты

Сцена охоты

Первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской (30-18 тыс лет д.н. э) Позднее косыми штрихами изображали шерсть, стали пользоваться дополнительными цветами (оттенки желтого и красного), появился объем. Линия контура то ярче, то темнее. Контуры подчеркивали вырезанной линией (18-15 тыс лет до н.э) В 12 тыс до н. э. пещерное искусство достигло расцвета. Живопись передавала объем, перспективу, цвет, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы огромные живописные полотна, покрывавшие своды глубоких пещер. Изображались в основном животные
  • Первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской (30-18 тыс лет д.н. э)
  • Позднее косыми штрихами изображали шерсть, стали пользоваться дополнительными цветами (оттенки желтого и красного), появился объем. Линия контура то ярче, то темнее. Контуры подчеркивали вырезанной линией (18-15 тыс лет до н.э)
  • В 12 тыс до н. э. пещерное искусство достигло расцвета. Живопись передавала объем, перспективу, цвет, пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы огромные живописные полотна, покрывавшие своды глубоких пещер. Изображались в основном животные
В эпоху мезолита (среднего каменного века) изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти предметы оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве

В эпоху мезолита (среднего каменного века) изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти предметы оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве

Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит

Сборщица меда из улья, окруженная роем пчел. Испания. Мезолит

Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Кобыстан (Гобустан). Азербайджан (территория бывш. СССР). Мезолит.

Сцена охоты. Испания .

Сцена охоты. Испания .

На смену рисункам животных приходят рисунки людей в стремительном движении Преобладание многофигурных композиций и сцены из жизни охотников с оружием Появляются драматические сцены столкновения между племенами. В некоторых случаях речь идет о казни. Изображения женщин встречаются редко – они статичны и безжизненны  На смену большим произведениям пришли малые Детальность композиции и количество персонажей Человеческие фигуры условны
  • На смену рисункам животных приходят рисунки людей в стремительном движении
  • Преобладание многофигурных композиций и сцены из жизни охотников с оружием
  • Появляются драматические сцены столкновения между племенами. В некоторых случаях речь идет о казни.
  • Изображения женщин встречаются редко – они статичны и безжизненны
  • На смену большим произведениям пришли малые
  • Детальность композиции и количество персонажей
  • Человеческие фигуры условны
Таяние ледников в неолите , или новом каменном веке (5 – 3 тыс до н. э.) привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная вражда. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т.е. в местах защищенных от внезапного нападения

Таяние ледников в неолите , или новом каменном веке (5 – 3 тыс до н. э.) привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная вражда. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т.е. в местах защищенных от внезапного нападения

Наскальная живопись становится ещё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы. Например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры( круги, прямоугольники, ромбы и спирали) изображения оружия и средств передвижения (лодки, корабли)
  • Наскальная живопись становится ещё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы. Например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры( круги, прямоугольники, ромбы и спирали) изображения оружия и средств передвижения (лодки, корабли)
Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм .

Топор в форме лосиной головы. Полированный камень. Неолит. Исторический музей. Стокгольм .

Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

Деревянный ковш из Горбуновского торфяника близ Нижнего Тагила. Неолит. ГИМ.

«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

«Человек, играющий на лютне». Мрамор (из Кероса, Кикладские острова, Греция). Неолит. Национальный археологический музей. Афины.

«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия .

«Охотники». Наскальная живопись. Неолит (?). Южная Родезия .

Наскальная живопись мезолита и неолита Между ними не всегда можно провести точную грань. Но это искусство очень отлично от типично палеолитического: - Реалистичность сменяется стремлением к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму. - В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия. - В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц). Мелкая пластика: - Появляются новые сюжеты. - Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.
  • Наскальная живопись мезолита и неолита
  • Между ними не всегда можно провести точную грань.
  • Но это искусство очень отлично от типично палеолитического:
  • - Реалистичность сменяется стремлением к гармоническому обобщению, стилизации и, главное, - к передаче движения, к динамизму.
  • - В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Здесь – живость, вольная фантазия.
  • - В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед, или неолитических бушменских танцовщиц).
  • Мелкая пластика:
  • - Появляются новые сюжеты.
  • - Большее мастерство исполнения и владение ремеслом, материалом.
Аркаим

Аркаим

Каменная баба (балбал)

Каменная баба (балбал)

 В3-2 тыс.до н.э. появились сооружения из огромных каменных глыб – мегалиты (от греч. «мегас» - «большой» и «литос» – камень)

В3-2 тыс.до н.э. появились сооружения из огромных каменных глыб – мегалиты (от греч. «мегас» - «большой» и «литос» – камень)

 К мегалитическим сооружениям относятся – менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров

К мегалитическим сооружениям относятся – менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров

 Дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой

Дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой

 Кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено более четырех тысяч. Самое знаменитое из них кромлех Стоунхендж (2 тыс до н. э.) недалеко от города Солсбери в Англии.

Кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено более четырех тысяч.

Самое знаменитое из них кромлех Стоунхендж (2 тыс до н. э.) недалеко от города Солсбери в Англии.

Золотой бык. Майкопская культура. Эпоха Бронзы

Золотой бык. Майкопская культура. Эпоха Бронзы

Майкопская культура .

Майкопская культура .

Бляшка

Бляшка "Олень". 6 век до н.э. Золото. Эрмитаж .

Поясная пластина из золота

Поясная пластина из золота

Звериный стиль. Пермь .

Звериный стиль. Пермь .

Бегущие фигуры. Наскальная живопись. Австралия

Бегущие фигуры. Наскальная живопись. Австралия

Изображение рыбы в стиле «рентгеновских снимков». Австралия

Изображение рыбы в стиле «рентгеновских снимков». Австралия

Изображение животного. Живопись на коре. Австралия

Изображение животного. Живопись на коре. Австралия

Изображение черепахи

Изображение черепахи

Рисунок на чуринге

Рисунок на чуринге

Изображение животного мира. Живопись на коре. Австралия

Изображение животного мира. Живопись на коре. Австралия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!