СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство преподавания: коллекция приемов рефлексии на этапах урока в условиях реализации ФГОС.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для учителя: «Искусство преподавания: коллекция приемов рефлексии на этапах урока в условиях реализации ФГОС» состоит из методического материала, презентации и раздаточного материала в виде брошюры. Данный материал составлен в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.Методическая разработка для учителя: «Искусство преподавания: коллекция приемов рефлексии на этапах урока в условиях реализации ФГОС» состоит из методического материала, презентации и раздаточного материала в виде брошюры. Данный материал составлен в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Искусство преподавания: коллекция приемов рефлексии на этапах урока в условиях реализации ФГОС.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»






ВВЕДЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ




Искусство преподавания:

коллекция приемов рефлексии на этапах урока в условиях реализации ФГОС



Методическая разработка для учителя









Автор:

Абдулазизова Самера Абдулаевна, учитель технологии


















Каспийск, 2019г.

Искусство преподавания:

коллекция приемов рефлексии на этапах урока в условиях реализации ФГОС

Методическая разработка для учителя

Абдулазизова Самера Абдулаевна, учитель технологии

Аннотация

Методическая разработка для учителя: «Искусство преподавания: коллекция приемов рефлексии на этапах урока в условиях реализации ФГОС» состоит из методического материала, презентации и раздаточного материала в виде брошюры. Данный материал составлен в соответствии с положением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Материал предназначен для учителей старшего и среднего звена, а также всем тем, кто интересуется проблемами современного образования.

Цель: повышение мотивации учителей в овладении рефлексивной деятельности учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с различными приемами рефлексии;

  • раскрыть содержание некоторых приемов рефлексии; систематизировать и обобщить наблюдения о значимости обучения саморефлексии;

  • оказать методическую помощь учителям в выборе приемов рефлексивной деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия может осуществляться не только как итог урока, но и как обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных этапах урока. Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рефлексия результатов учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Рефлексия направлена на осознание изученного материала, участия в мероприятии, всего того, в чем участвуем мы и наши ученики, направлена на сбор полученной, переработанной информации, всего того, что мы уже осознали. Поэтому в методическом материале составлена коллекция приемов апробированных и разработанных видов проведения рефлексии.

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Чарльз Диккенс. Как сделать занятие живым интересным и полезным? Как сохранить тот интерес, с которым маленький человек идет первый раз в школу? Как сделать процесс обучения таким, чтобы ученик ежедневно, выходя из стен школы, мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного? Как сделать так, чтобы школа стала «школой радости»? Как сделать так, чтобы ученики соответствовали современным реалиям времени, были готовы

решать современные вопросы, вопросы своего времени?

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Рефлексия может осуществляться не только как итог урока, но и как обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных этапах урока. Рефлексия направлена на осознание изученного материала, участия в мероприятии, всего того, в чем участвуем мы и наши ученики, направлена на сбор полученной, переработанной информации, всего того, что мы уже осознали.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему вXXI в.: самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и успешно решает ее.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то, новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.

Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

  1. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная.

Символическая когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени, уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

  1. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).

Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций. Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  1. физическую (успел – не успел);

  2. сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

  3. интеллектуальную (что понял, что осознал что не понял, какие затруднения испытывал);

  4. духовную (стал лучше хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Таким образом, рефлексия может:

  1. выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);

  2. отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);

  3. быть средством самопознания. Следует также различать виды рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния,

  • рефлексия содержания учебного материала,

  • рефлексия результатов учебной деятельности,

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Например, на общем большом листе группой или всем классом можно нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты).

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера или применить приемы «Пейзаж», «Выбор афоризма или пословицы».

Характеристика цветов Макса Люшера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) радостное, восторженное настроение,

  • красный насыщенный и яркий цвет нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

  • синий грустное настроение, пассивность, усталость;

  • зелёный активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

  • жёлтый приятное, спокойное настроение;

  • фиолетовый беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

  • серый замкнутость, огорчение;

  • чёрный унылое настроение, отрицание, протест;

  • коричневый пассивность, беспокойство и неуверенность.

Прием «Пейзаж»

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Прием «Выбор афоризма или пословицы».

Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор. Использование афоризмов и пословиц делает речь учащихся более яркой, образной, насыщенной. Нельзя не учитывать и нравственный аспект данной работы.

Пословицы и поговорки о родине Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Где смелость, там и победа.

Кто дрожит, тот и от врага бежит. Об умении и трудолюбии

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Терпенье и труд всё перетрут.

Делу – время, а потехе – час. Мастер на все руки.

Семь раз примерь, а один отрежь. Ученье – путь к умению.

О лени и нерадивости

Поспешишь – людей насмешишь. Делать спустя рукава.

Под лежачий камень и вода не течёт. Словами и туда и сюда, а делами никуда. О дружбе

Все за одного, один за всех.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

По прутику всю метлу переломить можно.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Сам погибай, а товарища выручай.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего запомнилось… Я столкнулся с проблемой

…Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …; прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал… - Теперь я знаю…»).

Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию содержания своей деятельности.

Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится залогом успеха.

Прием «Облако "тегов". Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Прием «Графический» на доске таблица со знаками:

Цели урока

+

Все понятно

_

Ничего не понятно

?

Интересно, хочу узнать подробнее





В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся среднего класса). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Прием "Инсерт"

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V – я это знаю;

+ – это новая информация для меня;

- – я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

  1. Заполняется таблица


V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже

были известны.



Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и

убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере

прочтения текста.

  1. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

  2. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

Приём "Цветные поля"

Приём используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.

  • Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку:

  • красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю,


  • зелёный «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,

  • синий «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,

  • чёрный «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.

Рефлексия результатов учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием

«лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического приема «Фишбоун» (рыбный скелет): в учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.

    • голова - вопрос темы,

    • верхние косточки основные понятия темы,

    • нижние косточки суть понятии,

    • хвост ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.



Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Телеграмма»,

«Лист достижений».

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность выбранных форм урока.

Прием «Лесенка успеха». Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Прием «Дерево успеха (знаний)». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый – все сделал правильно, желтый – встретились трудности, красный – много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Прием «Поезд». Каждый вагончик соответствует определенному заданию.

Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите

своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс-минус- интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой

необходимо ответить на вопросы, используя «плюс- минус»:

  • Понравилась вам такая форма работы?

  • Довольны вы результатом своей работы?

  • Насколько урок оказался полезным?


Плюс

Минус

Интересно




В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.

Например:

Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:

    1. Я понял цели урока:

А) да; б) нет; в) частично.

    1. Что было сложным на уроке?

А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.

    1. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок? А) анализ текста; б) составление таблицы.

Прием “Написание эссе” Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе


пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Анкета»

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

  1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?

  2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?

  3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?

  4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?

Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов приема «Острова», в котором учащиеся оценивают свой вклад в урок, или дают оценку состоявшегося взаимодействия. На первых этапах это сделать очень сложно, но если учитель совместно с учениками делает постоянные выводы/наблюдения,

то уже к седьмому классу ученики будут рефлексировать самостоятельно. Важно каждый раз добавлять что-то новое. Изюминка должна быть в любом приеме.

Прием «Острова». На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: остров «Счастья», остров «Уныния», остров «Непонимания», остров «Обиды», остров «Удивления», Бермудский треугольник. Можно не только островам давать подобные названия, но и городам, планетам. Ученики должны были высказать свое мнение, прикрепив цветной предмет, символизирующий тему урока.

Каждый из учеников может прикрепить на карте только один предмет острова или планеты. Если его не совсем устраивают имеющиеся рефлексивные категории, то он самостоятельно принимает решение, где поместить ему свой жетон/предмет. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, и учитель предлагает познакомиться с результатами и сделать выводы. Будет интереснее, если названия и количество островов будет меняться, это делается для того, чтобы ученики учились оценивать своё эмоциональное состояние, а оно одинаковым на всех уроках быть не может.

Концепция критического обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах: индивидуальный, групповой, коллективный. Коллективная учебная деятельность создает условия для создания коллаборативной среды, где учащиеся примеривают на себя разные роли: спикера, хранителя времени, исполнителя. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы.

Прием Э.де Бано «Шесть думающих шляп» или «Шесть пар сапог». Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;

  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;

  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Белая шляпа– мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

Только факты!!!

Желтая шляпа Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Черная Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно,

неясно, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло.

Красная эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.







Очень важно учить учащихся делать самостоятельные выводы. На первых этапах это получается не всегда качественно, но со временем они будут не только оценивать объективно свою деятельность, но научатся и осуществлять взаимооценивание на высоком уровне.

Прием «Рефлексивный круг». Все участники урока садятся вкруг. Учитель задает алгоритм рефлексии:

  • расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;

  • что нового вы узнали, чему научились;

  • каковы причины этого;

  • как вы оцениваете свое участие на уроке (внеклассном деле).

Затем все ученики поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Лучше, если учитель своим высказыванием завершает рефлексивный круг. Лучше проводить «Рефлексивный круг», когда в классе уже создана коллаборативная среда, учащиеся умеют рефлексировать.

Прием «Закрасьте одну часть круга»


Прием «Выбери картинку»

Прием «Флаг корабля»



Прием «Телеграмма»

    • Я узнала, что…

    • Мне понравилось на занятии…

    • Было интересно…

    • Сегодня я работала

    • Я удивилась…

    • Я запомнила, что…

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснила с урока с пожеланиями соседу по парте или учителю.

Все, что делается на уроке, по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.

Прием “Корзина” идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.


Прием «Радуга оценок»



Прием «Олимпийская рефлексия»


Прием «Благодарю» В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Прием «Букет настроения» Предложить учащимся расставить цветы в вазу

  • красный – есть проблема, нужна помощь;

  • желтый – не все понятно;

  • зеленый – все хорошо.

Прием "Синквейн" В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

  1. я строка – одно ключевое слово (существительное), определяющее содержание синквейна;

  2. я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

  3. я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

  4. я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или слово

(словосочетание) резюме, которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Пример синквейна:

    • Тайга

    • Хвойная, зеленая, необъятная.

    • Растет, завораживает, дарит

    • Щедра сибирская тайга!

    • Берегите!

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.



В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.


Несколько пожеланий по теме:
  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 8 классе с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методического объединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Таким образом, рефлексивно-оценочная деятельность на уроке позволяет: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

Надеюсь, что каждый учитель найдет в этой статье то, что будет интересно, что Вы сможете применить в практической деятельности, то, что вы сможете изменить или улучшить в своей работе на благо нашей профессии – воспитание гражданина нашей страны, планеты!



Литература



  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2010 г.

  2. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или, как интересно преподавать: учебное пособие. – 3-е изд., доп. – Москва, 2013г.

  3. Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: учебное пособие. 5-е изд. – Москва, 2015.

  4. Селевко Г.К. Классификация педагогических технологий //Профессиональное образование. – 2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!