СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство прерафаэлитов

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ о зарождении и развитии искусства братства прерафаэлитов в XIX веке.

Просмотр содержимого документа
«Искусство прерафаэлитов»

В 1848 году несколько английских художников решили объединиться в братство прерафаэлитов. Они программно отрицали современную им прозаическую действительность Великобритании, которая казалась им безусловно недостойной искусства. Их взоры были обращены в прошлое - к средневековью, которое представлялось идеалом взаимоотношений художника и общества, к раннему Возрождению, откуда и пошло название - прерафаэлиты, то есть художники, чей эстетический идеал лежит в искренности и простоте раннего итальянского искусства (то есть искусства до Рафаэля, которого прерафаэлиты считали основателем академизма). Но движение прерафаэлитов имело и определенную прогрессивную программу. Они хотели создать современное художественное ремесло.

Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Джон Уильям Уотерхаус.

Вот четыре основных принципа Братства: быть искренними; изучать природу и уметь точно изображать ее; избегать влияния шаблонного искусства и сочувствовать лишь чистым и сердечным образцам прошлого; изо всех сил стараться создавать действительно хорошие картины, скульптуры и стихи.

Изначально в идеалах прерафаэлитов крылось некоторое противоречие. С одной стороны, их вдохновляло полное духовности и благородства Средневековье, традиции которого еще были сильны в эпоху Кватроченто. С другой стороны, изучение природы подразумевало реализм, чуждый мастерам до Высокого Возрождения. Это противоречие привело к тому, что постепенно художники разделились на два лагеря. Хант и Милле стали больше развивать реалистичный подход, а Россетти и его последователи Моррис и Эдвард Берн-Джонс (Edward Burne-Jones) сделали акцент на средневековую культуру.

Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Так, например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину. Изначально прерафаэлиты планировали выставлять свои произведения инкогнито под аббревиатурой PRB (Pre-Raphaelite Brotherhood). Эта аббревиатура есть на картине Россетти. В 1850 году картину выставили и она получила сдержанно-благоприятные отзывы. Они отказались от «кабинетной» живописи и начали рисовать на природе, а также внесли изменения в традиционную технику живописи. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.

Скандал разгорелся после выставления работы Милле «Христос в родительском доме», которую многие сочли кощунственной. Чарльз Диккенс (Charles Dickens) писал, что Мария на этом полотне уродлива, а Святое семейство похоже на алкоголиков из трущоб. Работа вызвала такую волну негодования, что королева Виктория попросила доставить её в Букингемский дворец для самостоятельного осмотра.

Россетти сильно отступил от христианского канона и потому навлек на себя нападки общественного мнения. Богородица выглядит испуганной и будто отшатывается от ангела с белой лилией в руках (символ девства Марии). Нетрадиционна цветовая гамма: на картине доминирует белый, в то время как цветом Богородицы считается голубой. На выставке в Королевской академии в 1850 году Россетти, Хант и Милле так и не смогли продать ни одной картины. В обзоре, опубликованном в еженедельнике «Атенеум», критик Фрэнк Стоун писал:

Игнорируя все великое, что было создано старыми мастерами, эта школа, к которой принадлежит Россетти, плетется неуверенными шагами к своим ранним предшественникам. Это — археология, лишенная всякой пользы и превратившаяся в доктринерство. Люди, принадлежащие этой школе, заявляют, что они следуют правде и простоте природы. На самом деле они рабски имитируют художественную неумелость.

У нового течения нашелся и влиятельный защитник — известный искусствовед и критик Джон Рескин (John Ruskin). И все же холодный в целом прием положил начало распаду Братства. Кто-то ушел из него, другие не смогли договориться о замене. Полностью союз распадается в 1853 году и на этом завершается «Золотой век» прерафаэлитов, но их течение выходит далеко за эти рамки. Художники продолжали развивать прежние идеи в той или иной форме, а последователи у них появлялись вплоть до начала XX века.

Помимо первых членов Братства, специалисты причисляют к этому течению более 30 имен и еще у такого же количества живописцев находят заметные признаки влияния прерафаэлитов. Вот несколько наиболее ярких мастеров, которые вспоминаются в связи с этим союзом.

Данте Габриэль Росетти.

Этот художник, названный в честь великого автора «Божественной комедии», родился в большой и талантливой семье итальянского происхождения. Его отец бы преподавателем Королевского колледжа, брат — поэтом, сестра — автором книги о Данте, еще одна сестра — поэтессой. В 1850 году Россетти встречает свою «Беатриче» — Элизабет Сиддал (Elizabeth Siddal), которая станет его музой и женой.

С раннего детства она помогала матери и сёстрам в пошиве дешёвых платьев. С восемнадцати лет работала модисткой в шляпном магазине в лондонском районе Ковент-Гарден. Здесь в 1849 году Элизабет встретил Уолтер Деверелл и через свою мать предложил позировать ему.

Деверелл изобразил Элизабет в образе Виолы в картине по мотивам пьесы Шекспира «Двенадцатая ночь». Бледная и рыжеволосая Элизабет олицетворяла собой в представлении прерафаэлитов тип женщины кватроченто. Она стала настоящей музой для членов братства, отказавшихся от академических условностей и искавших новые образы. Самая известная картина, на которой изображена Элизабет, — это «Офелия» Милле (1852).

Офелия была возлюбленной принца Гамлета, но, узнав, что он убил её отца Полония, она помешалась рассудком и покончила с собой, утопившись в реке. Как говорят могильщики в пьесе, «смерть её темна. Когда бы не приказ от короля, лежать бы ей в земле неосвященной». Королева говорит о её смерти как о несчастном случае.

На картине Офелия изображена сразу после падения в реку, когда свои венки «повесить думала на ветках ивы». Она поёт горестные песни, наполовину погружённая в воду. Её поза — раскрытые руки и взгляд, устремлённый в небо, — вызывает ассоциации с распятием Христа. Девушка медленно погружается в воду на фоне яркой, цветущей природы, на её лице нет ни паники, ни отчаяния. И хотя смерть неизбежна, на картине время как будто замерло. Милле удалось мастерски запечатлеть мгновение, которое проходит между жизнью и смертью.

Считается, что пейзаж «Офелии» — квинтэссенция английской природы. Милле создал его у реки Хогсмилл, в графстве Суррей, проводя у мольберта по 11 часов в день. Такая приверженность работе объясняется взглядами Милле, который ратовал за утверждение принципов прерафаэлитизма в искусстве. Одна из ключевых идей прерафаэлитов состояла в том, что природа должна изображаться максимально достоверно, поэтому даже цветы на картине выписаны с ботанической точностью.

Цветы в реке — «причудливые гирлянды», которые сплела Офелия, также несут символическое значение: согласно языку цветов, лютики — символ неблагодарности или инфантилизма, плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность.

Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён. Пейзажи считались менее важной частью картины, поэтому оставлялись на потом. Для художника, стремившегося к достоверному изображению всех деталей, она позировала в ванне. Дело происходило зимой и, чтобы девушка не замерзала, под ванной Милле разместил лампы, которые подогревали воду. По рассказу У. Россетти однажды лампы погасли, Элизабет простудилась и её отец потребовал от Милле, чтобы тот оплатил услуги врача. Элизабет был прописан лауданум — обычное для того времени лекарственное средство. Этот случай, вероятно, подорвал и без того хрупкое здоровье девушки (она к тому моменту уже была больна туберкулёзом).

Картина имела успех у критиков и зрителей, Элизабет прославилась. Но она была не только натурщицей: девушка сама рисовала и писала стихи.

Именно в мастерской Милле Россетти познакомился с Элизабет в 1852. Молодые люди полюбили друг друга и поселились в доме на Чэтэм Плейс. Она стала постоянной моделью Россетти. Страсть вдохновила Россетти на воплощение сюжетов из истории Данте и Беатриче: в картинах «Паоло и Франческа да Римини» (Её выдали замуж за Римини, а она влюбилась в брата мужа. Их закололи), «Любовь Данте» (Центральная часть триптиха представляет персонифицированное изображение любви, находящееся между ликами Христа и Беатриче), женские образы — это Элизабет Сиддал.

В отношениях Элизабет и Данте не всё было гладко: Россетти, несмотря на свою возвышенную любовь к Сиддал, никак не мог порвать связи с другими женщинами, в том числе с Фанни Корнфорт и Энни Миллер (подругой Ханта). Они прожили вместе почти десять лет, но поженились только 23 мая 1860 года. После рождения в мае 1861 года мёртвого ребёнка её здоровье окончательно пришло в упадок. Она начала принимать в больших количествах лауданум.

Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы (11.02.1862) от передозировки лауданума, спиртовой настойки опиума. Ей посвящено одно из лучших полотен Россетти — «Блаженная Беатрикс» (Beata Beatrix, 1864—1870). Беатрикс изображена сидящей, она пребывает в полусне, похожем на смерть, в то время как птица, вестник Смерти, кладёт ей на ладони цветок мака (она умерла от опиума). Росетти писал:

«Глядя на эту картину, важно помнить о том, что она призвана не изображать смерть, но заменять её формой транса, в состоянии которого Беатриче, словно парящая на балконе над городом, неожиданно оказывается вознесённой с Земли на Небо».



На похоронах Россетти в порыве отчаяния положил в гроб Элизабет рукописи своих стихов и поклялся оставить поэзию. Через 8 лет он решил опубликовать юношеские стихи, чтобы их достать, могилу Сиддал на Хайгетском кладбище вскрыли. Книга стихов вышла в 1870 году. Этот поступок Россетти шокировал его знакомых и друзей.

В 1871 году Россетти снова влюбился. Объектом страсти была жена его друга Уильяма Морриса. Они стали любовниками, и Джейн Бёрден много позировала Россетти.

Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов — средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Прерафаэлитов привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мёртвая женщина необыкновенной красоты.

Со временем образ жизни поэта становится замкнутым, его видели лишь самые близкие друзья. Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал злоупотреблять алкоголем и хлоралгидратом, жил затворником.

В июне 1872 года Россетти предпринял попытку самоубийства, выпив целую бутылку настойки опиума. Он выжил, но начал страдать манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в изобразительном искусстве, так и в поэзии.

С 1881 года он начал страдать галлюцинациями и приступами паралича. Его перевезли на морской курорт Берчингтон-он-Си и оставили на попечение сиделки. Там он и умер в возрасте 53 лет 9 апреля 1882.

Джон Эверетт Милле

Его ранние работы характеризуются значительной детализацией, в частности картина «Христос в родительском доме», которую сочли излишне реалистичной и в газете «Таймс» окрестили как «возмутительную». Однако Милле это не смутило, и он продолжал своё творчество среди прерафаэлитов. На самом деле техническое совершенство картин Милле сразу выделило его среди других живописцев, поэтому работы Милле всегда принимали на выставках академии, какими бы радикальными они ни были. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант.

Изабелла. Богатые братья Изабеллы, узнав о её тайной любви к бедному юноше Лоренцо, убивают его. Изабелла остаётся навсегда верной своей любви. Она тайком переносит голову любимого в свой сад и прячет её там. Братья, раскрыв тайну Изабеллы, крадут из сада горшок с базиликом, где спрятана голова Лоренцо, и бегут из Флоренции. Изабелла повергнута в горе жестокостью людей[2]. Художник изобразил момент, когда один из мрачных братьев Изабеллы пинает её собаку (это животное традиционно считалось символом верности).

Как это было принято у прерафаэлитов, Милле изобразил на картине своих близких и друзей. На заднем плане справа — Д. Г. Россетти (пьёт из бокала). Пожилой человек, вытирающий губы салфеткой — отец Милле.

Мариана. «Мариана» основана на пьесе Шекспира «Мера за меру», в которой Мариана должна была выйти замуж за персонажа по имени Анджело, но была отвергнута, так как её приданое оказалось утеряно в результате кораблекрушения. Девушка ведёт одинокую жизнь, до сих пор тоскуя о своём возлюбленном.

Эта картина наглядно показывает, насколько со временем изменились идеи прерафаэлитов, которые начинали как религиозные художники и боролись за возвращение к искренности и простоте раннего итальянского искусства. Критик Джон Рёскин писал, что «самым показательным… из произведений [прерафаэлитского движения] оказался не образ Марии, принимающей Благую Весть, а образ потягивающейся Марии, уставшей от отсутствия новостей».

В 1857 году миле женится. Женитьба изменила Милле: для поддержания семьи он должен был создавать картины быстрее и в большем количестве, а также дорого продавать их. Милле полностью отрёкся от взглядов и идей прерафаэлитизма. Взамен Милле обрёл огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. фунтов в год. Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). В 1896 году он был избран президентом Королевской академии художеств. На портретах Милле изображает, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты.

«Спелая вишня». Портрет получил название «Спелая вишня», так как Эди сидит рядом с рассыпанными на ткани вишнями. Образ девочки, как и её костюм (бело-розовое платье), были позаимствованы с «Портрета Пенелопы Бутби» кисти Джошуа Рейнолдса. Пенелопа Бутби стала классическим ребёнком эпохи романтизма, хранителем райской невинности, символом «того, что мы потеряли, и что мы боимся потерять». Она умерла в 5 лет. Проданные репродукции картины окупили затраты на портрет. Репродукция в качестве подарка читателям также прилагалась к рождественскому выпуску газеты «График». Портрет стал сентиментальным украшением во многих домах викторианской эпохи.

«Мыльные пузыри» — одна из многочисленных картин с изображениями детей, благодаря которым Милле приобрел популярность в поздний период творчества. Здесь изображён его внук. Реклама же оказалась настолько популярной, что внук Уильям Джеймс, ставший адмиралом Королевского военно-морского флота, до конца жизни был известен как «Bubbles» (с англ. — «Пузырьки»).

Холман Хант

«Пробудившийся стыд» - На картине изображена падшая женщина, поднимающаяся с колен мужчины в момент раскаяния. По всей комнате разбросаны напоминания об упущенной жизни: кошка под столом играет с пойманной птицей; часы укрыты под стеклом; висящий на фортепиано гобелен не закончен; нити, разрозненно лежащие на полу.

В некотором смысле эта картина является дополнением к религиозной картине Ханта «Светоч мира», изображающей Христа, держащего фонарь и стучащего в заросшую бурьяном дверь, символизирующую «закрытое сердце». Содержанка на картине «Пробудившийся стыд» может быть ответом на этот образ, её совесть «открывает сердце» изнутри. Хант видел в изображении женщины пример того, как дух небесной любви призывает душу отказаться от низшей жизни.

Изабелла и горшок с базиликом - Изабелла ласкает горшок с базиликом, в котором она закопала отрезанную голову своего любовника Лоренцо. Работу над картиной Хант начал во время путешествия по Италии со своей беременной женой Фанни Фо. Однако его жена умерла после рождения ребёнка в декабре 1866 года от лихорадки. Хант превратил картину в своего рода дань памяти своей жене, использовав её черты при создании образа Изабеллы. Акцент на чувствительности, яркости красок, тщательно продуманных декоративных элементов отражает черты декоративного движения в искусстве того времени и имеет черты, сходные с картинами других членов Братства Прерафаэлитов.

«Тень смерти» — религиозная картина Уильяма Ханта. Над картиной Хант работал с 1870 по 1873 год, после его второго путешествия в Палестину. Картина изображает молодого Иисуса, вознесшегося над своими хозяевами, когда он работал плотником.

«Леди из Шалотт» - Волшебница Шалот живёт в замке на острове посреди реки, которая бежит к Камелоту, но о её существовании не знает никто кроме работников на окрестных полях. На неё наложено таинственное проклятие, она вынуждена постоянно прясть и может смотреть на мир только посредством волшебного зеркала, в котором видна оживленная дорога и люди, проезжающие мимо её острова по пути в Камелот. Отражения в зеркале описываются как «тени сна» (англ. «shadows of the world», дословно — «тени мира»), метафора, позволяющая ясно понять, что они могут быть только жалким заменителем настоящего мира. Она видит «бесстрашного рыцаря Ланселота», который проезжает мимо замка. Она бросает прясть и смотрит в окно, на Камелот, тем самым приводя в действие проклятие. Она покидает башню, находит лодку, на которой пишет своё имя, и плывет вниз по реке к Камелоту. Она умирает раньше, чем добирается до замка. Ланселот, увидев её тело, говорит, что она прекрасна.

Хант изобразил момент, когда Леди оборачивается, чтобы увидеть Ланселота. Хант объяснил, что он хотел передать суть всей баллады в одном изображении, и эта ловушка из нитей выражает «странную судьбу» Леди.

Стихотворение было чрезвычайно популярно среди художников-прерафаэлитов, разделявших интерес Теннисона к Артуриане; некоторые из них создавали картины, основанные на эпизодах из «Волшебницы Шалот».

Несмотря на кажущуюся обращённость в прошлое, прерафаэлиты содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, более того, их считают предшественниками символистов, порой даже отождествляя тех и других




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!