СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство России 1970-х - начала 1990 - х

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал об изобразительном искусстве России 70 - 90 - х...

Просмотр содержимого документа
«Искусство России 1970-х - начала 1990 - х»

Русское искусство 1970-х – начала 1990 гг.

Русское искусство 1970-х – начала 1990 гг.

 Те, кто вступил на стезю искусства в 1970–нач. 1990-х гг., работают и видят мир иначе, чем те, кто, менял лицо советского искусства в 1960-е.  В живописи этих десятилетий лет единого стиля, как един был, например,

Те, кто вступил на стезю искусства в 1970–нач. 1990-х гг., работают и видят мир иначе, чем те, кто, менял лицо советского искусства в 1960-е.

В живописи этих десятилетий лет единого стиля, как един был, например, "суровый стиль", нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств и приемов.

 Планы могут быть смещены, перспектива нарушена, объемы уплощены, воздушность и игра светотени изгнаны вовсе, как и тонко нюансированный цвет, уступающий иногда место резко ограниченному, локальному; вместо единой

Планы могут быть смещены, перспектива нарушена, объемы уплощены, воздушность и игра светотени изгнаны вовсе, как и тонко нюансированный цвет, уступающий иногда место резко ограниченному, локальному; вместо единой "точки схода" может возникнуть несколько, как в древнерусской иконе. 

 В это время на арену культурной жизни вступило поколение, которое во многом определило лицо советской живописи последующего времени и в какой-то степени повлияло на искусство сегодняшнего дня: Т. Г. Назаренко, О . В. Булгакова, Н. И. Нестерова, А. В. Волков, В. В. Рожнев, А. Г. Ситников, В. М. Орлов и другие талантливые мастера.

В это время на арену культурной жизни вступило поколение, которое во многом определило лицо советской живописи последующего времени и в какой-то степени повлияло на искусство сегодняшнего дня: Т. Г. Назаренко, О . В. Булгакова, Н. И. Нестерова, А. В. Волков, В. В. Рожнев, А. Г. Ситников, В. М. Орлов и другие талантливые мастера.

  Эти художники, – на языке изобразительного искусства – размышляли о традициях, об истории, понимании красоты в современном мире.  Они иначе, чем художники предыдущих лет, понимали образно-выразительные средства и возможности искусства: колорита, композиции, линейного и ритмического строя.  Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами.

  Эти художники, – на языке изобразительного искусства – размышляли о традициях, об истории, понимании красоты в современном мире.

Они иначе, чем художники предыдущих лет, понимали образно-выразительные средства и возможности искусства: колорита, композиции, линейного и ритмического строя.

Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами.

Среди портретов, исторических и бытовых картин, пейзажей, натюрмортов появляется тема праздника, маскарада, как, например, в картине 

Среди портретов, исторических и бытовых картин, пейзажей, натюрмортов появляется тема праздника, маскарада, как, например, в картине  "Встреча Нового года"  (1976) Татьяны Назаренко

Художник ищет нетрадиционные формы и для исторической картины. Так, в полотне 

Художник ищет нетрадиционные формы и для исторической картины. Так, в полотне  "Декабристы. Восстание Черниговского полка"   (1978) персонажи на заднем плане воспринимаются лишь как видение, возникшее у мастера после чтения книг, которые вместе с бумагами и саблями изображены на переднем плане в качестве главных "действующих лиц".

Следующие этапы в ее осмыслении истории – « Казнь народовольцев» 1975 г,

Следующие этапы в ее осмыслении истории – « Казнь народовольцев» 1975 г,

«Партизаны пришли» 1975 г.

«Партизаны пришли» 1975 г.

" Пугачев"  (1980)

Метафора, притча являются обычными формами пластического языка  Александра Ситникова  (р. 1945). «Художник и критик»

Метафора, притча являются обычными формами пластического языка  Александра Ситникова  (р. 1945).

«Художник и критик»

Гармония тихого мира его первых картин нарушается настоящей фантасмагорией начиная с середины 1970-х гг. Исследователи его творчества правильно пишут, что картинное пространство у него становится

Гармония тихого мира его первых картин нарушается настоящей фантасмагорией начиная с середины 1970-х гг. Исследователи его творчества правильно пишут, что картинное пространство у него становится "полем борьбы добра и зла, любви и ненависти, разума и глупости, красоты и безобразия, борьбы и смирения, жестокости и доброты, варварства и бессмертия".

«Похищение»

 Он сумел материализовать, пластически выразить духовно-психологические явления – эта черта представляется вообще одной из характерных в искусстве 1980-х гг.  Цвет у Ситникова никогда не отражает натурных, предметных соотношений, он условен и экспрессивен, построен на напряженных диссонансах, создающих настроение драматическое, мятежное «Праздник зверей»

Он сумел материализовать, пластически выразить духовно-психологические явления – эта черта представляется вообще одной из характерных в искусстве 1980-х гг.

Цвет у Ситникова никогда не отражает натурных, предметных соотношений, он условен и экспрессивен, построен на напряженных диссонансах, создающих настроение драматическое, мятежное

«Праздник зверей»

"Памяти Сахарова"

«Человек с ножом»

«Человек с ножом»

«Сон. Похищение Европы»

«Сон. Похищение Европы»

 Фантасмагорично и искусство  Ольги Васильевны Булгаковой  (р. 1951). Как и Ситникову, ей чуждо прямое изображение действительности, визуальный реализм,

Фантасмагорично и искусство  Ольги Васильевны Булгаковой  (р. 1951). Как и Ситникову, ей чуждо прямое изображение действительности, визуальный реализм, "пересказ" того, что видит глаз художника.

Ее образы слагаются из сложного ассоциативного строя мыслей и представлений, они также глубоко символичны.

Так предстает перед нами в смертных пеленах 

Так предстает перед нами в смертных пеленах  "Николай Васильевич Гоголь",  одинокий и непонятный, окруженный лишь мучающими его, рожденными собственной фантазией персонажами (1981).

Мучительное раздумье, даже скорбь характерны и для карнавальных тем Булгаковой (

Мучительное раздумье, даже скорбь характерны и для карнавальных тем Булгаковой (" Представление ", 1979;

"Застолье при луне",  1980)

«Пушкин»  1983

«Пушкин» 1983

Сюжеты полотен  Натальи Игоревны Нестеровой  (р. 1944), наоборот, как будто бы очень просты: прогулки, игры, тихое созерцание природы. За ее разноликой, разнообразной манерой письма – мир совсем непростой, противоречивый, полный тревожных вопросов, неразрешимых проблем. Один из исследователей верно подметил, что художник намеренно часто использует мотив закрытого лица – книгой, букетом и т.п.

Сюжеты полотен  Натальи Игоревны Нестеровой  (р. 1944), наоборот, как будто бы очень просты: прогулки, игры, тихое созерцание природы. За ее разноликой, разнообразной манерой письма – мир совсем непростой, противоречивый, полный тревожных вопросов, неразрешимых проблем. Один из исследователей верно подметил, что художник намеренно часто использует мотив закрытого лица – книгой, букетом и т.п.

«Пир во время чумы»

«Пир во время чумы»

«Под зонтом»

«Под зонтом»

«Память»

«Память»

«Терасса»

«Терасса»

«Карты»

«Карты»

 Радостный, ясный, гармоничный мир создает в своих полотнах и монументальных панно Иван Лубенников (р. 1951). Не прибегая к иносказанию, исходя прежде всего из цельности живописного пятна, при помощи которого он искусно разрабатывает поверхность холста, Лубенников пластическими средствами говорит о ценности человеческих отношений, красоте внешнего мира.

Радостный, ясный, гармоничный мир создает в своих полотнах и монументальных панно Иван Лубенников (р. 1951). Не прибегая к иносказанию, исходя прежде всего из цельности живописного пятна, при помощи которого он искусно разрабатывает поверхность холста, Лубенников пластическими средствами говорит о ценности человеческих отношений, красоте внешнего мира.

«Садовник»

«Садовник»

«Жена садовника»

«Жена садовника»

«Портрет сына» «Осеннее равновесие»

«Портрет сына»

«Осеннее равновесие»

«Вот оно, счастье!»

«Вот оно, счастье!»

«Ангел – хранитель»

«Ангел – хранитель»

 Интерес к предметному миру, можно сказать, восторг перед ним очень своеобразно выражен в

Интерес к предметному миру, можно сказать, восторг перед ним очень своеобразно выражен в "исторических натюрмортах"  Николая Николаевича Смирнова  (р. 1938). Искусствовед, начавший заниматься живописью уже после 30 лет, Смирнов прекрасно знает отечественное искусство. Его натюрморты написаны в традициях русской "обманки" XVIII в.

С виртуозным мастерством, ювелирной точностью переданы предметы материального мира: оружие, кираса, кивер, ментик, барабан, гравюра, изображающая бегство Наполеона, – в натюрморте 

С виртуозным мастерством, ювелирной точностью переданы предметы материального мира: оружие, кираса, кивер, ментик, барабан, гравюра, изображающая бегство Наполеона, – в натюрморте  "1812-й год",

или морской устав, судовые инструменты, книги, чертежи кораблей – в натюрморте 

или морской устав, судовые инструменты, книги, чертежи кораблей – в натюрморте  "Виват, царь Петр Алексеевич !".

Но эти вещи выбраны с художнической точностью и претворены в емкий образ, характеризующий не вещи, а мировоззрение современного художника. Скрупулезная выписанность каждой детали не самодельна, она отражает согретое большим человеческим чувством отношение к жизни.

Но эти вещи выбраны с художнической точностью и претворены в емкий образ, характеризующий не вещи, а мировоззрение современного художника. Скрупулезная выписанность каждой детали не самодельна, она отражает согретое большим человеческим чувством отношение к жизни.

«Пушкинские страницы» 1978 «Серебряный век» 1986

«Пушкинские страницы» 1978

«Серебряный век» 1986

«Книги» 1986

«Книги» 1986

«Бабушкины романсы» 1982

«Бабушкины романсы» 1982

«Старый Петербург» 1976 Воспоминание об А. Вертинском, 1992

«Старый Петербург» 1976

Воспоминание об А. Вертинском, 1992

 В более жесткой манере работает ряд других мастеров. Через достоверную деталь, выписанную подчеркнуто жестко, к условному образу-символу идет В. Самарин (см., например, его диптих 

В более жесткой манере работает ряд других мастеров. Через достоверную деталь, выписанную подчеркнуто жестко, к условному образу-символу идет В. Самарин (см., например, его диптих  "Эхо": "Рядовой Мухин с войны не вернулся "

"Рядовой Мухин с войны не вернулся "

"Эхо"

 Связь с фольклором, влияние примитива обнаруживает искусство А. Кулинича . В его творчестве часто возникает сказочный и глубоко символичный мотив родного дома: например, дом с руками, или дом, сквозь крышу которого пророс верзила-парень, и старики-родители срочно достраивают дом мансардой. В этих работах много чисто народного юмора, тонкого понимания силы и возможностей гиперболизации.

Связь с фольклором, влияние примитива обнаруживает искусство А. Кулинича . В его творчестве часто возникает сказочный и глубоко символичный мотив родного дома: например, дом с руками, или дом, сквозь крышу которого пророс верзила-парень, и старики-родители срочно достраивают дом мансардой. В этих работах много чисто народного юмора, тонкого понимания силы и возможностей гиперболизации.

Анатолий Кулинич  «Рождественская ночь»

Анатолий Кулинич «Рождественская ночь»

Анатолий Кулинич  «Красная изба»

Анатолий Кулинич «Красная изба»

Анатолий Кулинич  «Лунный вечер» Анатолий Кулинич«Хуторяне»

Анатолий Кулинич «Лунный вечер»

Анатолий Кулинич«Хуторяне»

 Отметим две любопытные детали в искусстве последних десятилетий прошлого столетия. Во-первых, для многих художников остаются очень важными, первостепенными в искусстве проблемы социальные. Мы долго уходили от социальных проблем, как бы навязанных нам

Отметим две любопытные детали в искусстве последних десятилетий прошлого столетия. Во-первых, для многих художников остаются очень важными, первостепенными в искусстве проблемы социальные. Мы долго уходили от социальных проблем, как бы навязанных нам "извне", но мы к ним самостоятельно, "изнутри", пришли.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!