Русское искусство 1970-х – начала 1990 гг.
Те, кто вступил на стезю искусства в 1970–нач. 1990-х гг., работают и видят мир иначе, чем те, кто, менял лицо советского искусства в 1960-е.
В живописи этих десятилетий лет единого стиля, как един был, например, "суровый стиль", нет жестких канонов в применении тех или иных выразительных средств и приемов.
Планы могут быть смещены, перспектива нарушена, объемы уплощены, воздушность и игра светотени изгнаны вовсе, как и тонко нюансированный цвет, уступающий иногда место резко ограниченному, локальному; вместо единой "точки схода" может возникнуть несколько, как в древнерусской иконе.
В это время на арену культурной жизни вступило поколение, которое во многом определило лицо советской живописи последующего времени и в какой-то степени повлияло на искусство сегодняшнего дня: Т. Г. Назаренко, О . В. Булгакова, Н. И. Нестерова, А. В. Волков, В. В. Рожнев, А. Г. Ситников, В. М. Орлов и другие талантливые мастера.
Эти художники, – на языке изобразительного искусства – размышляли о традициях, об истории, понимании красоты в современном мире.
Они иначе, чем художники предыдущих лет, понимали образно-выразительные средства и возможности искусства: колорита, композиции, линейного и ритмического строя.
Им близок язык символов. Их живописная форма богата театральной зрелищностью, иногда внешними эффектами.
Среди портретов, исторических и бытовых картин, пейзажей, натюрмортов появляется тема праздника, маскарада, как, например, в картине "Встреча Нового года" (1976) Татьяны Назаренко
Художник ищет нетрадиционные формы и для исторической картины. Так, в полотне "Декабристы. Восстание Черниговского полка" (1978) персонажи на заднем плане воспринимаются лишь как видение, возникшее у мастера после чтения книг, которые вместе с бумагами и саблями изображены на переднем плане в качестве главных "действующих лиц".
Следующие этапы в ее осмыслении истории – « Казнь народовольцев» 1975 г,
«Партизаны пришли» 1975 г.
" Пугачев" (1980)
Метафора, притча являются обычными формами пластического языка Александра Ситникова (р. 1945).
«Художник и критик»
Гармония тихого мира его первых картин нарушается настоящей фантасмагорией начиная с середины 1970-х гг. Исследователи его творчества правильно пишут, что картинное пространство у него становится "полем борьбы добра и зла, любви и ненависти, разума и глупости, красоты и безобразия, борьбы и смирения, жестокости и доброты, варварства и бессмертия".
«Похищение»
Он сумел материализовать, пластически выразить духовно-психологические явления – эта черта представляется вообще одной из характерных в искусстве 1980-х гг.
Цвет у Ситникова никогда не отражает натурных, предметных соотношений, он условен и экспрессивен, построен на напряженных диссонансах, создающих настроение драматическое, мятежное
«Праздник зверей»
"Памяти Сахарова"
«Человек с ножом»
«Сон. Похищение Европы»
Фантасмагорично и искусство Ольги Васильевны Булгаковой (р. 1951). Как и Ситникову, ей чуждо прямое изображение действительности, визуальный реализм, "пересказ" того, что видит глаз художника.
Ее образы слагаются из сложного ассоциативного строя мыслей и представлений, они также глубоко символичны.
Так предстает перед нами в смертных пеленах "Николай Васильевич Гоголь", одинокий и непонятный, окруженный лишь мучающими его, рожденными собственной фантазией персонажами (1981).
Мучительное раздумье, даже скорбь характерны и для карнавальных тем Булгаковой (" Представление ", 1979;
"Застолье при луне", 1980)
«Пушкин» 1983
Сюжеты полотен Натальи Игоревны Нестеровой (р. 1944), наоборот, как будто бы очень просты: прогулки, игры, тихое созерцание природы. За ее разноликой, разнообразной манерой письма – мир совсем непростой, противоречивый, полный тревожных вопросов, неразрешимых проблем. Один из исследователей верно подметил, что художник намеренно часто использует мотив закрытого лица – книгой, букетом и т.п.
«Пир во время чумы»
«Под зонтом»
«Память»
«Терасса»
«Карты»
Радостный, ясный, гармоничный мир создает в своих полотнах и монументальных панно Иван Лубенников (р. 1951). Не прибегая к иносказанию, исходя прежде всего из цельности живописного пятна, при помощи которого он искусно разрабатывает поверхность холста, Лубенников пластическими средствами говорит о ценности человеческих отношений, красоте внешнего мира.
«Садовник»
«Жена садовника»
«Портрет сына»
«Осеннее равновесие»
«Вот оно, счастье!»
«Ангел – хранитель»
Интерес к предметному миру, можно сказать, восторг перед ним очень своеобразно выражен в "исторических натюрмортах" Николая Николаевича Смирнова (р. 1938). Искусствовед, начавший заниматься живописью уже после 30 лет, Смирнов прекрасно знает отечественное искусство. Его натюрморты написаны в традициях русской "обманки" XVIII в.
С виртуозным мастерством, ювелирной точностью переданы предметы материального мира: оружие, кираса, кивер, ментик, барабан, гравюра, изображающая бегство Наполеона, – в натюрморте "1812-й год",
или морской устав, судовые инструменты, книги, чертежи кораблей – в натюрморте "Виват, царь Петр Алексеевич !".
Но эти вещи выбраны с художнической точностью и претворены в емкий образ, характеризующий не вещи, а мировоззрение современного художника. Скрупулезная выписанность каждой детали не самодельна, она отражает согретое большим человеческим чувством отношение к жизни.
«Пушкинские страницы» 1978
«Серебряный век» 1986
«Книги» 1986
«Бабушкины романсы» 1982
«Старый Петербург» 1976
Воспоминание об А. Вертинском, 1992
В более жесткой манере работает ряд других мастеров. Через достоверную деталь, выписанную подчеркнуто жестко, к условному образу-символу идет В. Самарин (см., например, его диптих "Эхо": "Рядовой Мухин с войны не вернулся "
"Рядовой Мухин с войны не вернулся "
"Эхо"
Связь с фольклором, влияние примитива обнаруживает искусство А. Кулинича . В его творчестве часто возникает сказочный и глубоко символичный мотив родного дома: например, дом с руками, или дом, сквозь крышу которого пророс верзила-парень, и старики-родители срочно достраивают дом мансардой. В этих работах много чисто народного юмора, тонкого понимания силы и возможностей гиперболизации.
Анатолий Кулинич «Рождественская ночь»
Анатолий Кулинич «Красная изба»
Анатолий Кулинич «Лунный вечер»
Анатолий Кулинич«Хуторяне»
Отметим две любопытные детали в искусстве последних десятилетий прошлого столетия. Во-первых, для многих художников остаются очень важными, первостепенными в искусстве проблемы социальные. Мы долго уходили от социальных проблем, как бы навязанных нам "извне", но мы к ним самостоятельно, "изнутри", пришли.