СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ВОСПИТЫВАЮЩИМИСЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе с подростками с нарушением интеллекта, воспитывающимися в школе-интернате, остро стоит вопрос поиска наиболее оптимальных методов и средств коррекционно-развивающего воздействия, которые будут опосредованно влиять на развитие личности.

Современное общество уже не представляет свою жизнь без фотографии. Она может выступать как средство самовыражение,  как хранитель жизненного опыта, событий, отношений, чувств, стимулировать  воспоминания. Но не только личные фотографии привлекают наше внимание. Иногда случайно увиденный снимок способен вызвать сильный поток эмоций, как негативных, так и позитивных. При этом у разных людей одна и та же фотография может вызывать разные эмоции, это связано с уникальностью восприятия каждого человека.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ВОСПИТЫВАЮЩИМИСЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ»

ИСТОМИНА Е.В.

студентка 1 курса магистратуры дефектологического факультета

научный руководитель – докт. мед. наук, профессор В.В. ЛУКЬЯНОВ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, ВОСПИТЫВАЮЩИМИСЯ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ


В работе с подростками с нарушением интеллекта, воспитывающимися в школе-интернате, остро стоит вопрос поиска наиболее оптимальных методов и средств коррекционно-развивающего воздействия, которые будут опосредованно влиять на развитие личности.

Современное общество уже не представляет свою жизнь без фотографии. Она может выступать как средство самовыражение, как хранитель жизненного опыта, событий, отношений, чувств, стимулировать воспоминания. Но не только личные фотографии привлекают наше внимание. Иногда случайно увиденный снимок способен вызвать сильный поток эмоций, как негативных, так и позитивных. При этом у разных людей одна и та же фотография может вызывать разные эмоции, это связано с уникальностью восприятия каждого человека.

В индивидуальной и групповой работе с подростками, воспитанниками школы-интерната, имеющими нарушение интеллекта, мы используем набор ассоциативных фотографических карт Уллы Халколы «Спектрокарты». По мнению автора данной проективной методики, «такие фотографии способствуют активизации воображения, раскрывают творческий потенциал, помогают в переработке информации и решении проблем на основе образного мышления, а потому могут применяться в образовательной практике» [2; с.11]. Они способствуют общению, передают чувства и их изменения, оказывают «успокаивающий эффект», помогают рассказывать о жизненных ситуациях, снять стресс [2]. А.И. Копытин справедливо отмечает широкий диапазон их использования в работе с детьми и подростками, например, в качестве материала для создания «повествования в картинках» на темы «Жизненный путь», «Мир моих интересов и увлечений» и др.[1].

На 77 фотографиях представлены природные объекты и ландшафты; предметы, связанные с повседневной жизнью людей; абстрактные образы. На занятии все спектрокарты располагаются на столе. Подросток выбирает фотографию на заданную тему, при этом выбор отражает его внутреннее состояние в данный момент. Затем с помощью наводящих вопросов происходит обсуждение мыслей, чувств, ассоциаций, вызванных фотографией. Особенностью данной методики является то, что нет готовой интерпретации для каждого образа. Человек вкладывает свой смысл в выбранное изображение. И только в процессе беседы можно выявить наличие каких-либо проблем.

В работе с подростками с нарушением интеллекта, воспитывающимися в школе-интернате, от педагога-психолога требуется создание благоприятной атмосферы, умение задавать вопросы, которые не только позволят глубже заглянуть во внутренний мир ребёнка, но и помогут самому подростку осознать свои чувства, мысли, стремления. Словесное описание эмоционального состояния представляет для них сложность, поэтому происходит под чутким руководством специалиста.

Работа со спектрокартами позволяет выявить и особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Отвечая на вопрос, хотели бы они оказаться в месте, изображённом на фотографии, и если да, то с кем, подростки-сироты и подростки, оставшиеся без попечения родителей, с нарушением интеллекта в качестве своих спутников называют не только друзей, но и значимых взрослых, чаще всего, воспитателей. И хотя в повседневной жизни они, как правило, демонстрируют своё желание быть самостоятельными, подобный выбор, на наш взгляд, свидетельствует об их потребности в поддержке со стороны педагогов.

Таким образом, использование ассоциативных фотографических карт с данной категорией подростков целесообразно, так как способствует развитию не только их воображения, но и мыслительных операций, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, а также развитию связной речи. Обращение к чувственному опыту позволяет говорить об их влиянии на развитие эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной сфер.


Библиографический список

  1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. – СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

  2. Халкола У. «Спектрокарты». Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании / У.Халкола, А.И. Копытин. – СПб.: Речь, 2012. – 80 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!