СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дидактических игр, материалов Монтессори в коррекционной работе по развитию фонетико-фонематического восприятия детей с ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, МАТЕРИАЛОВ МОНТЕССОРИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ» Мы постоянно живем в мире звуков. Но мы слышим и осознаем только часть их. В речевых ощущениях выделяют фонематический слух. Это слух по различению звуков речи. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. У детей с ОНР наряду с нарушением всех компонентов языка, как правило, оказывается несформированным и фонематическое восприятие. Его развитие является одной из важных задач коррекционного воздействия. В дошкольном возрасте дети в основном «кинестетики » и пробиться к их центрам речи по этому единственному каналу можно, используя дидактический материал М.Монтессори. В созданной «подготовительной среде» ребенок учится приводить в систему свой прежний опыт. В Монтессори-материалах заложена возможность самостоятельного контроля со стороны ребенка, он учится сам находить и исправлять свои ошибки, (устранение ошибки восстанавливает порядок в материале). Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической подготовительной среды. По своей ясности, структуре и логической последовательности они соответствуют сензитивным периодам развития ребенка. Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает, структурирует и учится осознавать свои хаотические и необработанные впечатления о мире. Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Научной основой российской школы Монтессори являются работы Выготского и Лесгафта, давших прекрасные теоретические основания педагогике развития в области психологии и антропологии.Есть еще путь Ю.И. Фаусек, описанный ею до мелочей и ведущий нас к вершинам российской Монтессори – педагогики двадцатых годов. Идеи Монтессори, связанные с определением особых сензитивных периодов жизни детей, периодов интенсивного воспитания языка, культуры, уточнения чувств и развития движений. Т.А. Ткаченко выделила 5 ступеней по формированию фонематического восприятия: 1) Узнавание неречевых звуков 2) Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру, 3) Различение слов, близких по звуковому составу 4) Дифференциация слогов 5) Дифференциация фонем, развитие навыков звукового анализа. В соответствии этим, для каждой ступени развития фонематического восприятия подобраны дидактические игры, упражнения, материал-Монтессири. 1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ. «ЧТО ЗВУЧАЛО?» На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. «ЧТО Я ДЕЛАЮ?» Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он слышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. МАТЕРИАЛ-МОНТЕССОРИ «ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ» Материал: он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой. Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий. Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире. Как работать с материалом: коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берёт коробочку, трясёт её вверх и вниз, и внимательно прислушивается к шуму. Так ребёнка технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребёнка будет привлечен к действию. Теперь учитель берёт коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками – с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация. Учитель берёт в руку по одной коробочке из каждой серии. Через поочерёдное сотрясение сравнивает их между собой Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек. «ХЛОПАЙ, ТОПАЙ И ИГРАЙ» Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте (бубен, погремушка пианино и т.п.). 2. РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО ВЫСОТЕ, СИЛЕ И ТЕМБРУ. «Кто позвал?» Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей или кто из родных (если играют дома) позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ. «Далеко-близко» взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо 3. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ «Светофор» Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправльное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: БАМАН, ПАМАН, БАНАН, «Эхо» Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке: мак-бак-так, ток-тук-так, бык-бак-бок, дам-дом-дым, ком-дом-гном. «Четвертый лишний» Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: ком-ком-кот-ком, утенок-утенок-котенок-утенок, «Четвертый лишний» Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные3:мак-бак-так-банан,сом-ком-индюк-дом «Подбери рифму» Взрослый, не торопясь, внятно произносит 3 слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных 3 слов больше похоже 4-е: мак-дом-ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка 4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ • Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками та-то-ту ты-та-то му-ма-мы мо-ма-мы • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками та-ка-па ка- на-па га-ба-да ва-ма-на • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости / глухости, сначала по 2 слога: па-ба по-бо пу-бу пы-бу та-да ка-ка фа-ва са-за ша-жа затее по 3 слога: па-ба-па по-бо-по та-да-та да-та-та • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости / твердости. Па-пя ма-мя ва-вя по-пё • Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков: па-тпа та-пта фа-тфа та-фта ма-кма на-пна на-кна • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: Пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты тма-тмо-тму-тмы пна-пно- Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении Пта-тпа пка-кпа фпа-пфа кта-тка гда-дга • «Отстукивание слогов» Цель: Обучение слоговому анализу слов. Оборудование: барабан, бубен. Описание игры. Взрослый произносит отчетливо и громко слово. Ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. • «Телеграф» Описание игры. Взрослый говорит: «Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова взрослый произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. • «Угадай слово» Цель. Составление слов с определенным количеством слогов. Описание игры. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, взрослый снова отстукивает слово и произносит его первый слог. 5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА. • Выделение звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, поднять зрительный символ). • Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. • «Светофор» Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Взрослый предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребенок должен поднять зеленый кружок, если нет – поднимает красный кружок. • «Где звук?» Цель: Нахождение места звука в слове. Оборудование: карандаш Описание игры: Взрослый называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине «Цепочка слов» Цель: выделение звука в начале и в конце слова. Оборудование: набор картинок, соединяющихся между собой по принципу пазлов. Самоконтроль: если ребенок правильно подобрал картинки, выделяя последний и первый звук в слове, пазлы картинок соединятся. • «Ударные молоточки» Цель: нахождение ударного звука в слове. Оборудование: коробка, разделенная на 6 отделений (графическое изображение звуков А, О, У, Э, Ы, И), картинки. Самоконтроль: на обратной стороне картинки графическое изображение ударного звука. • «Звенит – шуршит». «Жужжит – шипит». «Шипит – свистит». «Звенит – свистит – цокает – шипит – жужжит». Цель: Дифференциация звуков. Оборудование: коробка разделенная на 2, 3, 5 отделений, картинки. Самоконтроль: на обратной стороне картинок символ звука. • Глухой-звонкий Цель упражнения: Утончение фонетического слуха. Развитие интуиции Упорядочивание фонетической системы языка. Фонетический анализ. Материал: поднос, разделённый на три части. Набор карточек с изображением согласных букв. На обратной их стороне символы глухости или звонкости. Описание работы: ребёнок ставит перед собой поднос с материалом. Он берёт одну за другой смешенные карточки с буквами, озвучивает их, то есть произносит вслух звук, изображение которого видит, и раскладывает карточки в соответствующие ячейки подноса. • «Мячик-смягчитель» Цель: Развитие фонематического слуха, речи, внимания. Описание. Взрослый, бросая мяч, произносит слово с твердым согласным звуком; ребенок, поймав мяч, произносит аналогичное слово с «мягким соединением»: рад – ряд, лук -…., нос -…, воз -…, ров -…, вол-…. и т.д. • ЗВУКИ В КРУГУ. Цель упражнения: утончение слуха. Распознавание звуков родного языка. Умение выделить отдельный звук в контексте слова и определить его место в названии предмета. Материал: коробка с маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков. Предметов должно быть по количеству детей в группе. Поднос, разделённый на три части. Описание работы: дети сидят в кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и поднос, разделённый на три части. Дети по очереди выходят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек. Затем по просьбе взрослого каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки-предмета и определяет тут же, где он слышит звук, который назвал взрослый: в начале, середине или в конце слова. Дети одобряют или корректируют услышанный вариант. Можно попросить детей, чтобы они каждый раз поясняли качество звука – мягкий он или твердый. Малыш кладет свой предмет в соответствующую ячейку подноса в центре круга. Так все дети по кругу слушают звуки речи и определяют их место в контексте слова. • «Звонкий – глухой» Цель: Дифференциация согласных звуков по звонкости и глухости звучания. Оборудование: коробка с 2 отделениями, в которых изображены символы глухого и звонкого звуков, картинки, буквы. • «Звонкий – глухой» Цель. Изолированные звонкие и глухие согласные различаются с помощью условных движений. Описание игры. Услышав глухой звук, ребенок должен топнуть ногой, звонкий – хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит согласные звуки – ребенок изображает их соответствующими движениями. • «Твердый – мягкий» Цель: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости звучания. Оборудование: коробка с 2 отделениями, в которых изображены символы глухого и звонкого звуков, картинки. • «Кулак – ладонь» Цель: Изолированные мягкие и твердые согласные звуки различаются с помощью жестов. Описание. Твердый согласный обозначается ударом кулака о кулак, мягкий – скользящими движениями ладони о ладонь. Взрослый произносит согласный звук – ребенок изображает его соответствующим жестом. Постепенно увеличивается темп и количество произносимых звуков. • «Внимательные ручки» Цель: Развитие слухового сосредоточения, фонематического слуха, закрепление учебного материала через использование двигательного анализатора. Описание. Взрослый говорит ряд слов с согласным в начале слова ( на конце); в паузе между словами ребенок поднимает руку: правую – если первый (последний) звук твердый, левую – если звук мягкий. • «Собери звуки в слово» Цель: Фонематический синтез Задание: ребенок называет слитно слово, произнесенное взрослым с паузами после каждого звука. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Литература 1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 2. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Гомель 1993. 3. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!