СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование электронных средств обучения в учебной деятельности по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ  В УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

Просмотр содержимого документа
«Использование электронных средств обучения в учебной деятельности по химии»


О.В.Ладик

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься.

Китайский афоризм

Современную школу трудно представить себе без обсуждения задач информатизации образования. Меняется учебно-образовательный процесс, меняются программы и меняются ученики. В современном мире педагог, обучающий молодежь должен идти в ногу со всеми новинками и пропагандировать информационные технологии в деле: посредством их внедрения в образовательный процесс.

В статье И. Никитенко «Электронное обучение – это ответ на вызов времени» (“Настаўніцкая газета”от 13.11.2009г.) говорится: “Мы имеем дело с поколением, которое родилось и выросло на информационных технологиях. Они очень быстро впитывают знания. Электронное обучение – это составная часть современного информационного общества…” Количество информации в мире увеличивается очень быстро, знания устаревают. И если педагог не использует информационные технологии, то и он приносит устаревшие знания, скучные и невоспринимаемые учениками [5].

Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успеш­ной в электронной информационной среде. Одна из основных тенденций раз­вития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций орга­низации учебной деятельности[3].

Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности для применения компьютерной техники и позволяет сделать уроки нетрадиционными, яркими, насыщенными. Дают возможность изменять методы и формы подачи материала, обогащают его.

Химия как дисциплина естественнонаучного цикла должна познакомить учащихся с особенностями веществ, которые окружают человека в повседневной жизни, природе, промышленности; ориентировать на формирование понимания роли химии в решении актуальных проблем. Именно от грамотного решения этих проблем зависит здоровье людей, уровень их жизнедеятельности и сохранение природы. Изучение химии в общеобразовательной школе направлено на достижение различных задач, одной из которых является развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения химических знаний[5].

Еще Константин Дмитриевич Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Когда- то это были книги, схемы, модели и таблицы – теперь это мультимедийные разработки, электронные учебники, видеоматериалы, 3-D анимации.

Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Любая информация, представленная на компьютере воспринимается современными учениками с огромным интересом. Это и позволяет активизировать их познавательную деятельность.

Особенность предмета состоит в том, что большое число объектов и явлений, изучаемых в курсе химии, происходит на уровне микромира, скрытого от непосредственного наблюдения, что затрудняет их понимание и восприятие. Учебные компьютерные модели позволяют визуализировать такие явления, предоставляя одновременно с этим возможность их многократного повторения. Поэтому изучение таких понятий как "строение атома", "пространственное строение молекул органических соединений", "химическая связь", "кристаллическая решетка", "механизм диссоциации" и др. с использованием обучающих компьютерных программ, т.к. виртуализация этих понятий и процессов с использованием анимации дает наглядное представление объектов и явлений микромира, тем самым способствует формированию у учащихся наглядно-образного мышления и более эффективному усвоению учебного материала. [2]. .

Наличие в кабинете ЭСО по химии («Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Ваш репетитор. Химия», «Химия. Централизованное тестирование». «Образовательная коллекция. Органическая химия», «Репетитор по химии Кирилла и Мефодия», «Уроки химии Кирилла и Мефодия» 8-9 классы, 10-11 классы «1 С : Репетитор. Химия» и др.), дает возможность использовать их наиболее удачные фрагменты на различных этапах обучения. Можно использовать образовательные ресурсы Интернета: опыты с единой коллекции образовательных цифровых ресурсов (http://school-collection.edu.ru), качество и уровень демонстрационных опытов намного лучше, чем они представлены, например, в СD «Уроки химии Кирилла и Мефодия» 10-11 классы, «1 С: Репетитор. Химия»

Электронные средства обучения по химии делятся на:

  1. Интерактивные (виртуальные химические лаборатории, дидактические химические игры, 3d модели, интерактивные задачи, тесты)

  2. Демонстационные (иллюстрация, анимация, видеофрагмент, презентация)

  3. Текстовые (таблицы, биографии)

Использование программных средств на уроках химии имеют следующие достоинства:

  1. Активизация внимания и поддержание интереса учащихся на высоком уровне

  2. Эффективное использование времени урока: ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей урока

  3. Сильное эмоциональное воздействие на учащихся, позволяет глубже осваивать и усваивать материал.

  4. Повышение уровня использования наглядности на уроке за счет цвета, звука и движения

  5. Демонстрация тех химических опытов, которые невозможно осуществить в кабинете химии по ТБ – и, очевидно, что это одно из самых действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету. Ни в коем случае нельзя увлекаться виртуальной лабораторией и демонстрацией видеопытов, которые можно и нужно рельно осуществлять на уроках.

  6. Демонстрация производств химических продуктов (например, переработка нефти, металлургические процессы)

Для удобства работы с ЭСО желательно составить тематический каталог с хронометрическими показателями. Например:


Тема

Демонстрация

Продолжительность анимации или видео

Строение атома

  1. История открытия моделей строения атома

  2. Строение атома

04:30


00:06

ПСХЭ

  1. История классификации химических элементов

  2. Д.И.Менделеев

  3. Структура ПСХЭ

  4. Закономерности свойств в ПСХЭ

02:10


07:00

04:00

04:10

Химическая связь

  1. Образование ионной связи

  2. Образование ковалентной связи

01:10

02:15

ТЭД

  1. Проведение электролитами электрического тока

  2. Теория электролитической диссоциации

  3. Диссоциация хлорида натрия

00:38


02:00

01:14


На данном этапе развития использования ЭСО в школах на уроках химии чаще всего используются демонстрационные средства (иллюстрация, анимация, видеофрагмент, презентация) при изучении нового материала, посредством использования телевизора или проектора, из-за отсутствия интерактивных досок в кабинетах химии. К сожалению, у большинства школ нет возможности использовать контролирующие и моделирующие программные средства, тренажеры или виртуальную лабораторию, разработанную НП ООО «ИНИС-СОФТ», из-за не возможности осуществлять учебную деятельность в компьютерном классе в предполагаемом объёме и для всего класса. Интерактивные электронные средства пока чаще используются во внеурочной деятельности или для дистанционного обучения.

Очень полезной представляется статья Журина А.А. [1] в которой можно найти очень важные замечания об фактических ошибках и недостатках, допущенных на соответствующих СД- дисках и на сайтах по химии. В статье представлены:

  • Сравнительная характеристика сайтов по химии

  • Оценка возможности использования информации Интернет в учебном процессе

  • Сравнительная характеристика компакт-дисков по химии

  • Примеры использования профессионального сленга и речевой небрежности

  • Примеры ошибок, вызванных неудачной адаптацией научных знаний

  • Примеры ошибок в дефинициях основных понятий химии
  • Примеры противоречий информации обучающих CD-ROM современным представлениям

  • Примеры использования устаревшей номенклатуры и обозначений

Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации, оформления информации. Использование ЭСО требует определенной дозировки и соблюдения санитарных норм. Для педагога очень важно найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе и обоснованность целесообразность его использования на уроке, ЭСО должно гармонично дополнять учебно-методический комплекс учителя.

При подготовке урока необходимо задуматься над следующими вопросами:

  • С какой целью вы используете ЭСО (актуализация знаний, сообщение новых знаний, закрепление, контроль, мотивация и т.д.)?

  • Как показывать демонстрацию? (непрерывно, без пояснений; фрагментами, с вопросами и пояснениями и т.д.)

  • Надо ли пояснить учащимся, для чего им показывают видеофильм, транспарант, фрагмент компьютерной обучающей программы?

  • Будите ли вы обсуждать увиденное на экране? Какой характер будет носить обсуждение? (эвристическая беседа, дискуссия)

  • Нужно ли дать задание на время просмотра?

  • Как вы учтете санитарные нормы использования ЭСО? (освещение, время использование, зарядка для глаз)



Список литературы:

  1. Журин А.А. Дистанционное обучение в химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin8.htm

  2. Коськевич Т.З. Использование электронных средств обучения в процессе преподавания химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://podelise.ru/docs/index-24875384.html

  3. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин - 2-е изд. ИСПр. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с.: ил. - (Учебно-методическое пособие)

  4. Схема анализа урока с применением ЭСО [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://wiki.schoolnet.by/files/skhema_analiza_uroka_s_primeneniem_jeso.doc

  5. Цыркина С.Б. Эфективность использования электронных средств обучения в преподавании химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.otd-miory.vitebsk.by/informatizacija.files/Zirkina.doc


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!