СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование элементов народной педагогики на уроках казахского языка в коррекционной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно, чтобы за девять лет в коррекционной школе произошли изменения, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самореализации.

С целью пробуждения интереса к уроку, развития познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, я стала использовать элементы народной педагогики на уроках.

Просмотр содержимого документа
««Использование элементов народной педагогики на уроках казахского языка в коррекционной школе»»

«Использование элементов народной педагогики на уроках
казахского языка в коррекционной школе»

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Человек, имеющий активную жизненную позицию, способный нести ответственность за свои дела и поступки, умеющий принимать решения в различных жизненных ситуациях, ведущий активный, здоровый образ жизни – вот портрет современного человека, востребованного обществом.

Важно, чтобы за девять лет в коррекционной школе произошли изменения, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самореализации.

С целью пробуждения интереса к уроку, развития познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, я стала использовать элементы народной педагогики на уроках.


Заботясь о мотивации обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как это сделать с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят. Как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию.

Актуальность темы заключается в активном внедрении инновационных форм: сочетание народной педагогики с образовательным процессом школы. Его назначение – соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность учащегося духовным наследием прошлого.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс народной педагогики стали:

  • достижение положительных результатов обучения;

  • рост мотивации обучения;

  • развитие познавательной активности;

  • формирование адекватной самооценки;

  • развитие желания и умения приобретать знания о духовном и культурном наследии нашей Родины.

Педагогической целью данной темы является достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе.


Использование злементов народной педагогики помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность учащихся, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомляемость детей, пробуждает в них эстетические идеалы о национальном, духовном, культурном наследии.

На уроках казахского языка применение элементов народной педагогики очень обширно. Это – пословицы , поговорки, загадки, скороговорки, сказки, казахские народные игры, песни.


Скороговорки развивают фонематический слух учащихся, а также мыслительную деятельность. Урок казахского языка можно начинать с фонетической зарядки, что служит повторением и правильным проговариванием специфических звуков казахского языка и слов.

Например:

Торта қойдым, орта қойдым,

Орта қойдым, жорта қойдым


Пословицы и поговорки, загадки один из древнейших жанров казахской народной поэзии. Красочность и точность языка, пословиц, умение остроумно вставить их в разговорную речь высоко цениться в казахском народе. Недаром у казахов говорится: «Краса подбородка – борода, краса речи – пословица ».

Пословицы любого народа – это нравственный кодекс. Они обобщают нормы народной морали, говорят о том, что прежде всего ценится в человеке.

Пословицы и поговорки помогают привитию в детях любви к Родине и народу, щедрости и великодушию, скромности и сдержанности, трудолюбия, отзывчивости, честности, простоты и строгости к себе. Пословицы каждого народа отвечают едва ли не на все вопросы, которые ставит перед человеком жизнь. Каждая пословица говорится к слову, применяется к случаю. Например:

Сыйлап берсе – суын іш.

И вода - еда, если от души подана.


Поэтому к каждой теме урока нужно подобирать пословицы, погововорки, загадки, таким образом, чтобы они были доступны для понимания детей.

Подготовительной работой к правильному произношению слов, которая пройдет красной нитью через весь урок, может быть использована скороговорка. При прохождении темы в 7 классах «Тәуелсіз Қазақстан» ( Независимый Казахстан) на фонетической зарядке использовала скороговорку:

Халық сүймес,

Халық сүйген –

Суға батпас, отқа күймес.

После такой зарядки, объявляется тема урока. Учитель проводит беседу о Родине, о Независимости, о народе. На уроке звучат пословицы и поговорки:


Өзін - өзі білген ер бақытты,өзін - өзі билеген ел бақытты.

Счастлив джигит, себе цену знающий, счастлив народ, сам собой правящий.


Туған жердей жер болмас, туған елдей ел.

Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине.


Вместе переводим пословицы на русский язык. При переводе пословиц переходим на словарную работу:

Тәуелсіз – независимый

Отан – родина

Жер – земля и.т.д.


Чтобы закрепить словарные слова, учим с детьми небольшое стихотворение:

Анамыздай тілеуі ақ

Отан бізде біреу-ақ!

Ол- біздің Қазақстан!

Кенге толы қойнауы,

Төлге толы жайлауы.

Ол- біздің Қазақстан!


После чтения стихотворения учениками, для закрепления темы можно провести игру «Байга». Побеждает тот, кто быстрее переведет слова на доске.

Особое место в системе обучения детей казахскому языку занимает игра. Игра способствует развитию интереса к предмету, дает очень многое для психического развития учащегося, развивает воображение, образное мышление, формирует согласованность движений. Игра обеспечивает хорошую работоспособность класса, непренужденное изучение и закрепление.

Игру можно использовать как подготовительный период для усвоения нового материала или как физминутку. На уроке используя игру можно достичь все педагогические задачи при этом осуществляя дифференцированное руководство и дифференцированный подход к каждому ученику.

Именно на уроках казахского языка нужно воспитывать интерес детей к культуре и быту казахского народа, его традициям, праздникам, обрядам на которых звучат казахские народные песни. Например, знакомясь с обычаем «Бесікке салу» учащиеся учат колыбельную песню «Әлди-әлди». Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях казахских народных песен, о неразрывной связи их с жизнью народа, учащиеся знакомятся с народными музыкальными инструментами, их звучанием. Между тем, именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у школьника так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость. Народная музыка является основой патриотического воспитания ребенка, позволяя привить ему любовь к своей стране, проникнуться национальным колоритом и выкристаллизовать чувство собственного достоинства. Поэтому уже с первого класса ему необходимо прививать любовь к народной музыке, которая отвечает за нравственный и духовный аспекты его развития.

Использование на уроке загадок, также способствуют развитию интереса, находчивости. Загадки можно применять при изучении новых слов на разных этапах урока: при ознакомлении, закреплении, подведении итога урока, неоднократное использование новых слов в разных заданиях помогают учащимся лучше запомнить и закрепить. Например:

Суға батпайды, отқа жанбайды.

В огне не горит, в воде не тонет.


Наряду с пословицами, поговорками, загадками можно также использовать считалки. Считалки привлекают детей своей игривостью, созвучны с народной поэтикой, схожи с загадками. Например:

Бір деген – бөрік

Кисем бойға –қөрік,

Екі дегенім етік

Киер сәнді етіп...


Цель данной считалки: знание счета по порядку, узнать (закрепить) название национальной одежды. Воспитание в детях любви прекрасному(красивому), к чистоте, к учебе, к труду.

Большой интерес вызывает у учащихся работа над сказкой. Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И действительно, сказки являются одним из поучительных моментов. Практически каждая сказка дает жизненный урок. А это особенно важно для ребенка. Развитие интереса у учащихся к национальному фольклору растет с каждым днем. В связи с этим на уроках казахского языка дети знакомятся со сказками. Особенно им нравится серия сказок про Алдара Көсе. Сказки прививают интерес к чтению, развивают речь и пополняют словарный запас школьников. Сказки не только поучают, но и учат, учат мечтать, воспитывают благородные черты характера, развивают фантазию, учат морали, вере в победу добра и справедливости.


Я считаю, что именно благодаря такому подходу к обучению мы способны воспитать культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципы добра и красоты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!