СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование игрового стретчинга в работе с детьми с ОВЗ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.

Просмотр содержимого документа
««Использование игрового стретчинга в работе с детьми с ОВЗ».»

МБОУ "Бейская школа-интернат"

воспитатель: Фокина Н.В.

Описание опыта работы по теме: «Использование игрового стретчинга в работе с детьми с ОВЗ».

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье. Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Одна из методик, которую я использую в своей воспитательной работе - игровой стретчинг.  Автором методики является Е. В. Сулим.

Для чего же нужен игровой стретчинг и на что он направлен?

Стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.

Основными принципами являются:

  • наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ;

  • доступность: обучение «от простого к сложному», «от известного к неизвестному»;

  • систематичность: регулярность занятий, постепенное увеличение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки;

  • индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ребенка, его возраста, характера, физического и психо эмоционального состояния, состояния здоровья;

  • закрепление навыков: многократное выполнение упражнений, повторение.

- коррекционная направленность.

Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Каждое утро мы с воспитанниеами начинаем с утренней гимнастики, которая включает в себя: лёгкий общий самомассаж, гимнастические упражнения, дыхательную гимнастику.

Во время прогулок также стараюсь использовать элементы стрнтчинга: начинаю рассказывать игру-сказку, дети одновременно разыгрывают ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, расслабление для восстановления дыхания. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.

Во время проведения самоподготовки я также активно использую элементы игрового стретчинга для снятия утомляемости.

Такие упражнения: Упражнение 1. «Деревце».

И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.

1) Поднять прямые руки над головой – вдох.

2) Опустить руки, расслабиться – выдох.

Упражнение 2. «Кошечка».

И.п. Стоя в упоре на ладони и колени.

1) Прогнуться в пояснице, голову поднять вверх и вперед – вдох.

2) Округлить спину, голову опустить вниз – выдох.

Упражнение 3. «Звездочка».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз – вдох.

2) Руки опустить вниз, расслабиться – выдох.

Упражнение 4. «Дуб».

И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1) Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсев, ноги крепко упираются в пол – вдох.

2) Руки опустить, расслабиться – выдох.





Упражнение 5. «Солнышко».

И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.

1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

В рамках рабочей воспитательной программы по спортивно-оздоровительному направлению планирую занятия по-игровому стретчингу.

В ходе проведения занятия решаю следующие задачи:

  1. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.

  2. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.

  3. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

  4. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

Само занятие можно поделить на несколько этапов:

1. Вводный – музыкальная разминка, позволяющая подготовить и «разогреть» организм для дальнейших интенсивных упражнений.

2. Основной – закрепление ранее изученных упражнений, знакомство с новыми упражнениями, их выполнение и разучивание.

3. Завершающий – восстановление.

Подчеркну, что все занятия и упражнения игрового стретчинга проходят в игровой форме, с использованием музыкально-ритмических упражнений. Это заинтересовывает детей в выполнении необходимых движений.

Приведу пример нескольких упражнений игрового стретчинга:

1) «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его деформации):

  • исходное положение – встать на четвереньки, спина прямая;

  • на счет «Раз!» – поднять голову, максимально прогнуть спину;

  • на счет «Два!» – опустить голову, максимально выгнуть спину.

  • Упражнение 6. «Волна».

  • И.п. Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища.

  • 1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу и прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу. Нижняя часть спины прижата к полу.

  • Упражнение 7. «Лебедь».

  • И.п. Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

  • 1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу, прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу.

  • 2) Выпрямить правую (левую) ногу и потянуть к себе.

  • 3) И.п.

  • Упражнение 8. «Слоник».

  • И.п. Ноги на ширине плеч, пальцы ног направлены вперед, ладони согнутых в локтях рук лежат на бедрах, позвоночник вытянут вверх.

  • 1) На выдохе – потянуться вперед вверх, наклон вперед до полного касания руками пола, пятки не отрываются от пола, спина прямая, ладони лежат на полу на ширине плеч.

  • 2) И.п.

  • Упражнение 9. «Рыбка».

  • И.п. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладонями вниз.

  • 1) Вытянуть ноги и напрячь мышцы ягодиц - на вдохе.

  • 2) На выдохе – оторвать от пола ноги и плечи, не сгибая колен. Голова и ноги должны   находиться на одном уровне.

  • 3) И.п.

  • Упражнение 10. «Змея».

  • И.п. Лежа на животе, ладони под грудью, пальцами вперед.

  • 1) На выдохе – подняться на руках, руки в локтях чуть согнуты.

  • 2) И.п.

  • Упражнение 11. «Веточка».

  • И.п. Узкая стойка, руки вытянуты вперед и сцеплены в «замок», ладонями наружу – вдох.

  • 1) На выдохе – поднять руки над головой.

  • 2) И.п.

  • Упражнение 12. «Гора».

  • И.п. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на полу, руки лежат вдоль туловища.

  • 1) Оторвать бедра и таз от пола, поднять таз выше живота – вдох.

  • 2) Выдох – и.п.

  • Упражнение 13. «Ель большая».

  • И.п. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.

  • 1) Развести носки врозь – вдох.

  • 2) Вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз. Ладони направлены в пол – выдох.

  • 3) И.п.

  • Упражнение 14. «Цапля».

  • И.п. Сомкнутая стойка, руки опущены вдоль туловища.

  • 1) Согнуть правую (левую) ногу, поставить правую (левую) стопу пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого (правого) бедра как можно выше.

  • 2) Развести руки в стороны на уровне плеч, потянуться ими в стороны.

  • 3) И.п.


Положительным аспектом использования игрового стретчинга в коррекционной работе является перевоплощение детей в различные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении, примерить на себя образы различных персонажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует развитию коммуникативных навыков и качеств, которые пригодятся им при взаимодействии со сверстниками и обществом в целом.

Укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями – это, прежде всего, движение. Именно движение позволяет производить коррекционную работу наиболее эффективно, оно активизирует функции всего организма, усиливает и улучшает дыхание, кровообращение.

Таким образом, при использовании игрового стретчинга в воспитательной работе у детей с ОВЗ исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!