МБОУ "Бейская школа-интернат"
воспитатель: Фокина Н.В.
Описание опыта работы по теме: «Использование игрового стретчинга в работе с детьми с ОВЗ».
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье. Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. В настоящее время появилось много новых методик, направленных на сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Одна из методик, которую я использую в своей воспитательной работе - игровой стретчинг. Автором методики является Е. В. Сулим.
Для чего же нужен игровой стретчинг и на что он направлен?
Стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений.
Основными принципами являются:
наглядность: показ упражнения, подробный образный рассказ;
доступность: обучение «от простого к сложному», «от известного к неизвестному»;
систематичность: регулярность занятий, постепенное увеличение количества упражнений, поэтапное увеличение нагрузки;
индивидуальный подход: учет особенностей конкретного ребенка, его возраста, характера, физического и психо эмоционального состояния, состояния здоровья;
закрепление навыков: многократное выполнение упражнений, повторение.
- коррекционная направленность.
Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.
Каждое утро мы с воспитанниеами начинаем с утренней гимнастики, которая включает в себя: лёгкий общий самомассаж, гимнастические упражнения, дыхательную гимнастику.
Во время прогулок также стараюсь использовать элементы стрнтчинга: начинаю рассказывать игру-сказку, дети одновременно разыгрывают ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, расслабление для восстановления дыхания. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.
Во время проведения самоподготовки я также активно использую элементы игрового стретчинга для снятия утомляемости.
Такие упражнения: Упражнение 1. «Деревце».
И.п. Пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.
1) Поднять прямые руки над головой – вдох.
2) Опустить руки, расслабиться – выдох.
Упражнение 2. «Кошечка».
И.п. Стоя в упоре на ладони и колени.
1) Прогнуться в пояснице, голову поднять вверх и вперед – вдох.
2) Округлить спину, голову опустить вниз – выдох.
Упражнение 3. «Звездочка».
И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.
1) Вытянуть руки в стороны ладонями вниз – вдох.
2) Руки опустить вниз, расслабиться – выдох.
Упражнение 4. «Дуб».
И.п. Ноги на ширине плеч, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.
1) Вытянуть руки над головой, ладонями друг к другу, сделать полуприсев, ноги крепко упираются в пол – вдох.
2) Руки опустить, расслабиться – выдох.
Упражнение 5. «Солнышко».
И.п. Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в стороны.
1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.
В рамках рабочей воспитательной программы по спортивно-оздоровительному направлению планирую занятия по-игровому стретчингу.
В ходе проведения занятия решаю следующие задачи:
Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.
Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.
Само занятие можно поделить на несколько этапов:
1. Вводный – музыкальная разминка, позволяющая подготовить и «разогреть» организм для дальнейших интенсивных упражнений.
2. Основной – закрепление ранее изученных упражнений, знакомство с новыми упражнениями, их выполнение и разучивание.
3. Завершающий – восстановление.
Подчеркну, что все занятия и упражнения игрового стретчинга проходят в игровой форме, с использованием музыкально-ритмических упражнений. Это заинтересовывает детей в выполнении необходимых движений.
Приведу пример нескольких упражнений игрового стретчинга:
1) «КОШКА» (избавляет от скованности позвоночника, его деформации):
исходное положение – встать на четвереньки, спина прямая;
на счет «Раз!» – поднять голову, максимально прогнуть спину;
на счет «Два!» – опустить голову, максимально выгнуть спину.
Упражнение 6. «Волна».
И.п. Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу и прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу. Нижняя часть спины прижата к полу.
Упражнение 7. «Лебедь».
И.п. Лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1) На выдохе – согнуть правую (левую) ногу, прижать ее к туловищу. Вытянутая левая (правая) нога на полу.
2) Выпрямить правую (левую) ногу и потянуть к себе.
3) И.п.
Упражнение 8. «Слоник».
И.п. Ноги на ширине плеч, пальцы ног направлены вперед, ладони согнутых в локтях рук лежат на бедрах, позвоночник вытянут вверх.
1) На выдохе – потянуться вперед вверх, наклон вперед до полного касания руками пола, пятки не отрываются от пола, спина прямая, ладони лежат на полу на ширине плеч.
2) И.п.
Упражнение 9. «Рыбка».
И.п. Лежа на животе, руки вдоль туловища, ладонями вниз.
1) Вытянуть ноги и напрячь мышцы ягодиц - на вдохе.
2) На выдохе – оторвать от пола ноги и плечи, не сгибая колен. Голова и ноги должны находиться на одном уровне.
3) И.п.
Упражнение 10. «Змея».
И.п. Лежа на животе, ладони под грудью, пальцами вперед.
1) На выдохе – подняться на руках, руки в локтях чуть согнуты.
2) И.п.
Упражнение 11. «Веточка».
И.п. Узкая стойка, руки вытянуты вперед и сцеплены в «замок», ладонями наружу – вдох.
1) На выдохе – поднять руки над головой.
2) И.п.
Упражнение 12. «Гора».
И.п. Лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на полу, руки лежат вдоль туловища.
1) Оторвать бедра и таз от пола, поднять таз выше живота – вдох.
2) Выдох – и.п.
Упражнение 13. «Ель большая».
И.п. Стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища.
1) Развести носки врозь – вдох.
2) Вытянуть позвоночник вверх, руки развести слегка в стороны вниз. Ладони направлены в пол – выдох.
3) И.п.
Упражнение 14. «Цапля».
И.п. Сомкнутая стойка, руки опущены вдоль туловища.
1) Согнуть правую (левую) ногу, поставить правую (левую) стопу пальцами вниз на внутреннюю поверхность левого (правого) бедра как можно выше.
2) Развести руки в стороны на уровне плеч, потянуться ими в стороны.
3) И.п.
Положительным аспектом использования игрового стретчинга в коррекционной работе является перевоплощение детей в различные образы. Это помогает детям раскрепоститься, преодолеть стеснение в общении, примерить на себя образы различных персонажей и героев. Безусловно, это повышает интерес детей к занятию, их общее настроение и способствует развитию коммуникативных навыков и качеств, которые пригодятся им при взаимодействии со сверстниками и обществом в целом.
Укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями – это, прежде всего, движение. Именно движение позволяет производить коррекционную работу наиболее эффективно, оно активизирует функции всего организма, усиливает и улучшает дыхание, кровообращение.
Таким образом, при использовании игрового стретчинга в воспитательной работе у детей с ОВЗ исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять, дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
4