СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование игровых технологий на уроках музыки в коррекционной школе Vlll -го вида".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование игровых технологий на уроках музыки

Просмотр содержимого документа
«"Использование игровых технологий на уроках музыки в коррекционной школе Vlll -го вида".»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Тема: Использование игровой технологии на уроках музыки и пения в коррекционной школе – интернат Vlll вида.

Введение: в последние годы в нашей стране уделяется особо большое внимание преобразованию духовной жизни современного общества.

Современные требования общества к подготовке подрастающего поколения могут быть реализованы при дифференцированном подходе к целям, содержанию и срокам освоения образовательного стандарта. Приобщение к музыкальному искусству на уроках музыки способствует воспитанию нравственно – эстетических чувств и формированию взглядов, убеждений, духовных потребностей детей с ОВЗ.

Актуальность: Игра – одно и важных средств умственного и нравственного воспитания детей с ОВЗ. Огромное значение игре, как воспитательному средству, придавал А.С.Макаренко: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Уроки с использованием игр и игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку введение игрового сюжета привлекает внимание всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

К этим важным выводам я пришла не сразу, а в процессе накопления знаний и опыта с детьми с ОВЗ. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью в совершенствующихся методах психолого – педагогического воздействия на формирующуюся личность ребёнка с целью развития самостоятельности детей, интеллектуальных, коммуникативных творческих способностей.

Обоснование: процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями, а также с трудностями в обучении и всё более расширяющая интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые, наиболее эффективные формы обучения подобных детей.

Я подбираю такие игры или вношу в них изменения так, чтобы они способствовали развитию мышления.

Объектом служит организация коррекционно – развивающего образовательного процесса.

Предметом служит своеобразие детей с ОВЗ и определение ресурсов коррекционно – развивающихся возможностей детей.

Целью применения технологии игровых форм обучения является для меня развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету «музыка».

Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребёнка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Задачи:

  1. Повышение качества подготовки детей с ОВЗ на основе использования в учебном процессе игровых форм и приёмов.

  2. Организация самостоятельной работы детей с ограниченными возможностями здоровья по формированию основополагающих знаний школьного курса.

  3. Повышение эффективности урока через использование игровой технологии.

Игра имеет большое значение в жизни ребёнка. Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игра – путь поиска ребёнком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, в человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.

Основной мотив игры – это не результат, а процесс. Игра раскрывает творческие способности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг к другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Ну и, конечно, игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке.

Использование на уроках музыки игровых технологий, игровых ситуаций и, наконец, музыкально – дидактических игр даёт возможность увлечь, заинтересовать детей и обеспечить повышение эффективности занятий. Опыт показывает, что игровой метод наиболее целесообразен для обучающихся с ОВЗ, так как их интерес к игре достаточно велик.

(слайд)

« Музыкальные игры пробуждают воображение, фантазию ребёнка, обостряют восприятие окружающего мира, углубляют представления о предметах и явлениях, то есть активизируют творческие силы разума»,- писал В.А.Сухомлинский.

На уроках я использую разнообразные игры и упражнения. Это игры – приветствия, пальчиковые игры, игры с предметами, музыкально - подвижные, артикуляционные, дыхательные и т.д. на уроках решаю проблему здоровьесбережения учащихся. Например, работа по развитию дыхательного аппарата. Игра «Свеча».

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию.

Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, соображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

  1. Коррекционные: развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма; формировании выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

  2. Оздоровительные: укрепление сердечно – сосудистой и двигательной систем, костно – мышечного аппарата; развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной; развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение); развитие быстроты двигательной реакции.

  3. Образовательные: обучение речевым, певческим, двигательным навыкам; развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.

  4. Воспитательные: воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры; эстетическое отношение к окружающему; развитие чувств, эмоций.

  5. Развивающие: познавательную активность; регуляцию и самоконтроль, внимание, память, мышление; ориентировку в пространстве.

По форме проведения игры подразделяются на:

  • игры с движением;

  • речедвигательные игры;

  • игры – шутки;

  • игры – песни;

  • артикуляционные игры;

  • игры – забавы;

  • ритмические игры.

Хочу предложить несколько игр и упражнений, которые я использую на своих уроках.

Кто кого перепоёт?



Цель: развивать ритмическую память, учить воспринимать и воспроизводить соотношения длительностей: четвертей и восьмых.

Ход игры. Дети прослушивают песню и прохлопывают ритм звукоподражаний по фразам, тактам, по одному и группой. Когда ритмический рисунок будет освоен, исполнять песню по ролям.



Во дворе два друга жили –

Козлик и ягнёнок.

Песни долго распевали.

Чей же голос тонок?



Припев:

Ме – ме! Ме – ме – ме!

Бе – бе! Бе – бе – бе!

Ме –ме –ме! Бе – бе – бе! одновременно

Ме –ме –ме –ме –ме –ме –ме!

Бе –бе –бе –бе –бе –бе – бе!

Игра «Где нотка живёт».

Правила игры: Ребёнок выбирает на столе нотку. На обратной стороне написана загадка про нотку. Задание: Правильно прикрепить нотку на нотный стан.

Пример: Между первой и второй

Она глядит в окошко.

Между первой и второй

Тесно ей немножко. (РЕ) и т.д.

На уроках даю разгадывать шарады, ребусы, загадки.

  • В оркестре узнают нас по раскату меди,





  • Успех мне в группе медных обеспечен,

Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба)



Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности…

И в заключении мне хотелось бы сказать, что игра – есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отображают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.

Вывод: итак, урок музыки в коррекционной школе – это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребёнка средствами музыки, музыкальной деятельности. В процессе организации и проведении урока музыки с детьми с ОВЗ важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, использовать специальные методы и приёмы музыкального обучения и воспитания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!