СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы ребята полюбили твой предмет, его нужно хорошо знать. Моё профессиональное кредо - «Обучая, учись сам». Анализируя качество знаний учащихся поинформатике, из года в год прослеживалось его заметное снижение. Поэтому при подготовке к уроку у меня возникало много вопросов: Как оживить урок? Как активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы я считала и считаю актуальными в своей работе как учителя . Передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих дальнейшему развитию познавательного интереса к информатике и повышения уровня знаний. Как одно из направлений своей работы я выбрала использование ИКТ, которое позволит усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала, а принцип наглядности в информатике имеет особое значение.

Просмотр содержимого документа
«"Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся"»

Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся.

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел-который надо зажечь. Плутарх.

Условие возникновения, становления опыта В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. В связи с этим профессиональная деятельность школьного учителя претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности. Одним из направлений модернизации системы информационного образования в школе является внедрение информационных технологий обучения. На смену «индустриальному» обществу пришло «постиндустриальное информационное». Компьютер адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Это обусловлено, во-первых, требованием к современному выпускнику в умении находить информацию и выбирать из огромного потока необходимую; во-вторых, повышением интереса к предмету, в стремлении сделать урок более наглядным, интересным, динамичным и современным; в-третьих, использование компьютера на этапе проверки знаний делает этот процесс объективным; в-четвертых, почти у половины детей есть персональные компьютеры и они активно используют их при выполнении домашних заданий и творческих работ. Чтобы ребята полюбили твой предмет, его нужно хорошо знать. Моё профессиональное кредо - «Обучая, учись сам». Анализируя качество знаний учащихся поинформатике, из года в год прослеживалось его заметное снижение. Поэтому при подготовке к уроку у меня возникало много вопросов: Как оживить урок? Как активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы я считала и считаю актуальными в своей работе как учителя . Передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих дальнейшему развитию познавательного интереса к информатике и повышения уровня знаний. Как одно из направлений своей работы я выбрала использование ИКТ, которое позволит усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала, а принцип наглядности в информатике имеет особое значение. 2Актуальность опыта Информатика - самый интересный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках информатики помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды. В современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого человека насыщена взаимодействием со средствами переработки и передачи информации, важным актуальным условием является умение самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получении и сортировке информации. В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: -учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования; -приоритетными являются репродуктивные методы обучения; -в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность. Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Компьютер, как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние годы прочно вошел в нашу жизнь. Использование компьютерных технологий обретает особую актуальность для школьников. Ведь именно в информатике мы находим множество значимых в исследовательском, творческом плане задач, требующих привлечения интегрированного знания глобального мышления, исследовательского поиска для их решения, а учителя информатики испытывают постоянную потребность в обновлении и актуализации используемых материалов. При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ: • стимулируется познавательный интерес к школьным предметам; • создаются условия для мотивации учащихся к учению; • развивается мышление и творческие способности ребёнка; • формируется активная жизненная позиция в современном обществе. 3Использование ИКТ позволяет: • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; • реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения; • повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний; • рационально организовать учебный процесс; • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам; • сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление. Это особенно актуально в настоящее время, когда многие учащиеся недостаточно усваивают фактический материал. В следствии этого целью является активизация учебно- познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся по информатике посредством использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Теоретическая база опыта Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В этом документе говорится о том, что необходимо «:создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование:». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой говорится следующее: «В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем». «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего». Опыт имеет научные основы, мною изучены следующие работы: Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А.Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»; Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «Информатика в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48; Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно- методический журнал «Информатика в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46; Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность. Указатель статей к использованию ИКТ на уроках географии в методическом журнале «Информатика в школе»: -О новых технологиях в преподавании информатики (Д.В. Новенко, научный сотрудник, заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель высшей категории школы №1958, Москва; №7/99). -Современные образовательные технологии в преподавании информатики (В.Т. Дмитриева, А.Н. Воробьёва МГПУ; №4/01). - Компьютерные технологии: возможности использования (Е.А. Таможняя, доцент МГПУ; №4/04). - Новые информационные технологии в обучении (Д.В. Новенко, научный сотрудник, заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель высшей категории школы №1958, Москва; №5/04). 4- Подготовка будущих учителей информатики к использованию новых информационных технологий (Ю.В. Митрофанова, учитель географии СШ №8 г. Искитима, аспирантка НГПУ; №6/04). - Проект деятельности в обучении информатики (Н.В. Лысова, учитель, Москва, школа №827; №2/05). - Информационная образовательная среда по информатике (Е.Ю. Заболотнова, Калининград, РГУ имени И.Канта; №8/07). 3 Технология опыта Цель моей работы заключается в том, чтобы показать, каким образом развивается интерес к предмету и повышается качество знаний с помощью применения информационно- коммуникационных технологий на уроках информатики и во внеурочной деятельности . Работая по данной теме, поставила следующие задачи: 1. Изучить теоретические вопросы, являющиеся основой работы учителя, познакомиться с опытом работы других учителей. 2. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету; 3. Изучить положительные свойства компьютерных программ. 4.. Проверить эффективность применения ИКТ с целью повышения качества знаний и активизация учебно-познавательной деятельности. 5. Содействовать формированию познавательного интереса учащихся в усвоении учебного материала; 6. Провести самоанализ и самооценку собственных уроков; 7. Выработка алгоритма применения методик для диагностической оценки уровня качества знаний учащихся по информатике; 8. Обобщение опыта работы (подведение итогов, формирование результатов) В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю: • на уроке изучение нового материала; • для обобщения и систематизации заданий; • при выполнении практических работ, творческих заданий; • при контроле знаний и умений. Предполагаемый результат: активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся по информатике через овладение информационнокоммуникативными технологии на уровне построения модели образовательного процесса. Критерии оценки опыта: 1. повышение или стабильность качества знаний учащихся; 2. рост мотивации, интерес к предмету; 3. активная проектная и исследовательская деятельность учащихся; 4. положительная динамика роста участия учащихся в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня. Я считаю, что применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Но нужно помнить и о живом слове учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания. 5Одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Применение информационных компьютерных технологий на уроках информатики не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; - развивает мышление и творческие способности ребёнка; - формирует активную жизненную позицию в современном обществе. 1. ИКТ и информационная культура Чем глубже кругозор народа, тем больше у них возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру «путем информатизации мышления и действия». Таким образом, информационная культура является составной частью общей культуры общего образования. Академик В.П. Максаковский в книге «Информационная культура» раскрывает данное понятие, делая акцент на общие знания и умения. Стремительное внедрение компьютеров в жизнь, не обошло и образование. Процессы глобализации настоятельно диктуют изменения культуры школы, а главным условием построения карьеры и развития общества в целом становятся умение ориентироваться в море информации, самостоятельно применять правильные решения. Безусловно, ИКТ-одно из средств в методическом арсенале учителя, но и здесь есть свои подводные камни: -необходимо тщательно отслеживать качественную сторону использования ИКТ, без нарушения базовых принципов обучения, гармонично встраивая ИКТ в сложившуюся систему работы учителя; -определить целополагания, обоснование, внедрения ИКТ в каждой конкретной ситуации; -четко индивидуализировать условия внедрения ИКТ для конкретного контингента учащихся; -выборочно, критически относиться к использованию электронных продуктов (в том числе созданных не педагогическими коллективами, но с высоким техническим качеством). Инновация (столь популяризируемая и активно внедряемая), не должна проводиться ради инновации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!