СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ЭСО на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание педагогической деятельности .

Использование ЭСО на уроках

Просмотр содержимого документа
«Использование ЭСО на уроках иностранного языка»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Использование ЭСО на уроках иностранного языка»



Девиз моей работы: Учить – это учиться.

Своё предназначение учителя я вижу в том, чтобы вместе с педагогическим коллективом школы создавать условия для развития и воспитания личности свободной, талантливой, духовно и физически здоровой, обладающей высокими интеллектуальными и духовными потребностями, готовой к созидательной трудовой деятельности и самореализации в обществе.

Актуальность моего опыта состоит в создании современных дидактических материалов, которые смогут поддерживать мотивацию овладения английским языком школьниками и не потерять интерес к нему на протяжении многих лет.

Цель – создание условий для овладения учащимися не просто иностранным языком, а иностранной речью, обучить их общению; развитие и воспитание человека-исследователя, творца и созидателя.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения любой деятельности (в том числе и учебной) и её результат зависят прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию реальный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету, однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении её от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке; читая, общаясь в глобальной сети, узнавать о других странах. Многие ребята усматривают в изучении иностранного языка что-то «приключенческое», проникновение в новый незнакомый мир; привлекательной представляется возможность перевоплощаться; «Я – говорящий на родном языке», «Я – говорящий на иностранном языке». Словом, почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться непосредственно, через переписку, «вживую». Но вот начинается процесс овладения иностранным языком и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию и т. д. А впоследствии, уже взрослыми сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но, главным образом, постановкой обучения иностранному языку.

Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять? К счастью, это опровергает опыт лучших учителей, учащиеся которых успешно овладевают иностранным языком в требуемых пределах. Они ощущают свой прогресс и испытывают от этого удовлетворение, поэтому высокая мотивация сопровождает весь период их учения, значительно подкрепляя и обогащая его.

Таким образом задав себе вопрос, как пробудить мотивацию у учащихся, как сделать урок иностранного языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, я поняла, что успех зависит не только от знания учителем предмета, от общей эрудиции педагога и даже не от человеческого обаяния, но в большей степени от способности на современном этапе преподавания иностранного языка мыслить по-новому, внедрять новые информационные технологии, мультимедийные проекты, интернет, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала.

Я уделяю большое внимание применению информационно-коммуникационных технологий. На своих уроках я систематически использую ЭСО (учебные видеоролики, презентации, тесты, электронные учебники, компьютерные тренажеры, игровые обучающие программы). Как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Наличие компьютера и мультимедийного проектора даёт мне техническую возможность проводить учебные занятия в соответствии с современными требованиями к уроку. Я не профессионал, но, обладая элементарной компьютерной грамотностью, я стараюсь создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают на успешные результаты. Компьютерная программа Power Point прекрасно зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации учебного материала на моих уроках.

Презентация выгодно отличается от классной доски и даже самого современного и хорошо иллюстрированного учебника. Презентация со своей красочностью, обилием наглядного материала может быть использована как стимул к изучению новой темы.

Преимущество презентации в Power Point состоит в:

• Сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;

• Возможности использования презентации как своеобразной интерактивной мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обеспечении всем видам речевой деятельности;

• Возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и т.д.)

• Возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации;

• Активизации внимания всего класса;

• Поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового материала;

• Осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;

• Экономии учебного времени;

• Формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося, и развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных мультимедийных технологий, в образовании происходитперенос центра тяжести с обучения на учение; создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью; смена модели “образование на всю жизнь” новым подходом – “образование в течение всей жизни”.

При изучении ИЯ в начальной школе принцип наглядности является одним из ведущих. Он во многом компенсирует отсутствие языковой среды, восполняя потребность детей в чувственном восприятии отдельных единиц языка. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе это создание презентаций. С огромным удовольствием мои ученики воспринимают мультимедийные презентации к урокам.

Преимущества использования компьютера на уроках иностранного языка:

  • Повышение мотивации изучения английского языка

  • Создание условий для развития познавательной деятельности учащихся

  • Графические возможности компьютера делают обучение более наглядным

  • Возможность выбрать уровень и темы выполняемых заданий, что способствует индивидуализации обучения

  • Неограниченное количество обращений к заданиям

  • Создание благоприятного психологического климата

  • Экономит время на объяснение материала

  • Позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание

  • Даёт возможность увеличить накопляемость отметок

Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие:

  • посильности заданий для каждого учащегося;

  • возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения;

  • внедрения диалоговой формы работы при выполнении задания;

  • одновременного слухового и зрительного восприятия материала;

  • привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями.

Разнообразный иллюстративный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень, вызывает интерес детей.

Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.

Активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт:

  • высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке;

  • подбора интересного материала;

  • более высокого темпа работы учащихся

Экономия времени на объяснение материала достигается путём:

  • повышения уровня структуризации урока (от общего к частному; от причины к следствию; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от интересного к ещё более интересному)

  • увеличения темпа работы;

  • повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…);

  • активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности.

Увеличение накопляемости оценок по предмету происходит благодаря:

- посильной работе всех учащихся на уроке;

- применению учащимися ИКТ в домашней работе;

- выполнению учащимися творческих заданий;

- самостоятельной инициативе учащихся по подготовке докладов, сообщений, иллюстраций и др.

Комфортность на уроках увеличивается из-за:

- учёта возрастных особенностей учащихся;

- создания творческой атмосферы;

- создания ситуаций успеха;

- использования на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, мозговой штурм, коллективные творческие задания и др.)

- использования на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся;

- привлечения эмоционального отношения учащихся к содержанию урока;

- установления связей урока с уроками по другим предметам.

Пример уроков с применением ИКТ:

Учебное занятие с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа).

Место проведения: учебный класс.

На таком уроке в классе я использую один компьютер в качестве «электронной доски». В качестве программного обеспечения такого учебного занятия я использую материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, флэш-картах, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов по изучаемым темам.


Учебное занятие с компьютерной поддержкой.

Место проведения:

– компьютерный класс. На таких учебных занятиях учащиеся работают с учебным пособием (текстовым материалом, презентациями), а также выполняют практические задания, упражнения тренировочного и контролирующего характера. При такой организации учебного занятия у педагога появляется возможность провести анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить пробелы в знаниях.

Основные этапы учебного занятия с использованием ИКТ

Этап подготовки к учебному занятию:

– анализ электронных информационных ресурсов,

– отбор необходимого материала по теме,

– структурирование и оформление собранного материала на электронных или бумажных носителях.

Я продумываю, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставляю функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном виде. Особое внимание на таком учебном занятии я уделяю формулировке вопросов и заданий, выполняя которые учащиеся будут обращаться к ЭСО.

Варианты использования компьютера на уроках:

• Целеполагание

• Повторение пройденного

• Изучение нового материала

• Закрепление пройденного материала

• Домашнее задание

С помощью ИКТ на уроках английского языка я решаю ряд дидактических задач:

  • Формирование навыков и умения чтения, используя материалы глобальной сети

  • Совершенствование умения письменной речи

  • Пополнение словарного запаса

  • Формирование у школьников устойчивой мотивации к изучению иностранного языка

Принципы построения уроков с помощью мультимедийных технологий

  • Принцип научности, активности

  • Принцип наглядности

  • Принцип доступности

  • Принцип связи процесса обучения с практикой

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения

Технические преимущества использования мультимедийных технологий:

  • Качественное цветное изображение на экране

  • Легко устранить дефекты при выявлении ошибок в слайдах

  • Повышение уровня наглядности

  • Установление межпредметных связей с другими предметами

  • Организация проектной деятельности учащихся

  • Повышение производительности урока

Использование презентаций на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Применение мультимедийных презентаций, позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности).

Применение инновационных технологий в преподавании не только делает урок более разнообразным, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя, заставляет учиться вместе с учениками.

Пути использования компьютера на уроках:

Использование различных компьютерных программ (игровых, учебных )

Использование ресурсов сети Интернет

Создание мультимедийных презентаций

Самостоятельный поиск информации учащимися

Самостоятельное изучение, ликвидация пробелов

Подбор материалов для уроков

Запись звуковой информации

Необходимо отметить значение использования информационно-коммуникационных технологий для формирования информационной культуры учащихся, поскольку только при работе со средствами ИКТ учащиеся могут приобрести умения и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе, что и предполагает воспитание информационной культуры. Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем, информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ИКТ в образовательном процессе, т.е. идти от педагогической задачи к информационным технологиям ее решения там, где они более эффективны, чем обычные педагогические технологии.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности

Опыт работы показывает, что использование ИКТ во внеурочной деятельности обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашние задания, заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельной подготовкой к экзаменам, самообразованием.

Как руководитель исследовательских работ я могу сказать, что исследовательская деятельность вызывает особый интерес у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и эта работа помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Работа над проектом проходит по схеме "class - world - class". Она начинается на этапе формирования навыков и заканчивается на этапе развития умения презентацией проекта и его защитой. Работа состоит из следующих шагов:

Определение темы.

Определение конечного результата.

Обсуждение и составление плана исследовательской работы.

*Сбор информации.

*Обработка информации.

*Оформление работы.

*Презентация работы.

Оценка работы.

Символом * помечены шаги, где возможно применение компьютерных технологий.

Исследовательская деятельность в сочетании с работой на компьютере превращает скучную бумажную работу интересную, захватывающую и современную. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.

В центре внимания учебно-воспитательного процесса находится урок, так как именно он является основой содержания деятельности и учителя, и ученика. Именно в уроке соединяются наука и практика обучения, воплощаются в жизнь педагогические находки и творчество учителя. Два года подряд моя ученица принимала участие в городском конкурсе исследовательских работ «С наукой в будущее» и дважды занимала призовые места.

Результаты педагогического опыта:

* У учащихся сформирована хорошая компетенция по английскому языку

* 3 ученика поступили в ВУЗы Республики на специальность «иностранные языки»; 7 учащихся поступили в Оршанский педколледж на специальность «иностранные языки»

* Учащиеся принимают участие в проектной деятельности

* Учащиеся занимают призовые места в школьных, городских олимпиадах

* Учащиеся занимают призовые места в школьных и городских научно-практический конференциях


Направления дальнейшей работы

Работа над совершенствованием системы уроков и повышением их эффективности. Тема по самообразованию «Использование ЭСО на уроках иностранного языка». Выбор данной темы обусловлен требованиями времени с одной стороны, и желанием сохранить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока с другой стороны. Как создать атмосферу поиска, творчества и как сделать так, чтобы учиться было интересно? Чем разнообразнее наши методы, чем больше мы предлагаем захватывающих заданий, которые требуют напряжения сил, но дадут хорошие возможности учащимся достичь успеха, тем больше удовольствия от процесса обучения. Изучение иностранного языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. Может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения языка. И я думаю, что таким стимулом является использование информационных компьютерных технологий на уроках.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!