ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ)
ПОДГОТОВИЛА:
ПРИЛУЦКАЯ ТАТЬЯНА ИВАНОВНА – УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Основы и смысл введения ФГОС
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ : концепция духовно-нравственного воспитания
СОЦИАЛЬНЫЕ : заказ системе
образования
НАУЧНЫЕ :
фундаментальное ядро
содержания общего
образования
Смысл введения нового стандарта – ориентировать
систему образования на достижение качественно
новых результатов образования посредством
реализации парадигмы деятельностного развития
ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОРИЕНТАЦИЯ
НА РЕЗУЛЬТАТ
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ-
НОСТНОГО ПОДХОДА
ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ОЦЕНКА: ОТ « КОНТРОЛЯ » К
« ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА »
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
2
Концепция
духовно-
нравственного
воспитания
Запросы семьи, общества, государства
Фундаменталь-
ное ядро содер-
жания образо-
вания
ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Примерная образовательная программа ОУ
ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
Поясни-
тельная
записка
Система
оценки
Плани-
руемые
резуль-
таты
Система
Условий
реализа-
ции ООП
Програм-
ма воспи-
тания и
социали-
зации
Учебные
програм-
мы
Учебный
план
Програм-
ма кор-
рекцион-
ной ра-
боты
Програм-
ма разви-
тия УУД
Автор-ские
прог-раммыи УМК
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов и включает: пояснительную записку ; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
- программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков ) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий , учебно-исследовательской и проектной деятельности ;
- программы отдельных учебных предметов , курсов, в том числе интегрированных;
- программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация , формирование экологической культуры , культуры здорового и безопасного образа жизни ;
- программу коррекционной работы (при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья).
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы и включает: учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Внеш-
няя
оцен-ка
Образовательная
программа ОУ
Образовательный процесс
2
Где можно познакомиться
с текстом ФГОС?
www.mon.gov.ru
ТЕКСТ
СТАНДАРТА
Примерная
образовательная
программа
(проект)
www.standart.edu.ru
А также в пособиях издательства
«Просвещение», серия
«Стандарты второго поколения»
2
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА
Главной целью использования цифровых технологий является демонстрация учителем русского языка и литературы возможностей современных средств работы с текстом в контексте требований нового ФГОС.
Задача - дать представление о функционале различных цифровых инструментов на уроках русского языка и литературы.
ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- обучение новому материалу
- постановка проблемных задач
- диагностика и контроль усвоения знаний
- проектно-исследовательская деятельность учащихся.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ
С эстетической точки зрения видеотехнологии, использующиеся на уроках, имеют ряд положительных моментов:
привлекательность
представления
визуализация.
ПРЕИМУЩЕСТВО ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ
Развитие личности и самореализация
Индивидуализация процесса образования
Самостоятельность
Сетевое взаимодействие
Технологии деятельностного типа
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
Microsoft Инженерное мастерство
ЦЕЛЕВЫЕ ОТЛИЧИЯ ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ ОТ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Интерактивность и деятельностный подход, контактность
Достоверность
Самооценка и самоанализ
Самостоятельный отбор и компиляция информации в соответствии с контекстной задачей.
Конфиденциальная информация Майкрософт
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
подходят для решения предметных, межпредметных и метапредметных задач;
позволяют организовать работу в парах и группах;
ориентированы не на репродуктивные, а проблемные и исследовательские задачи;
позволяют оценить не только результат действия, но и процесс его организации;
ориентированы на самостоятельность и поиск материала для съемки (исследования);
инструмент создает условия, инициирующие детские действия.
ЧАСТОТНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОС НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ
РАБОТА С ВИДЕОТЕХНОЛОГИЯМИ
Сайт:
Адрес:
Обучающие видео по работе с программами видеомонтажа
http://www.iqcomp.ru/
Сайт разработчика программы iMovie
http://www.apple.com/ru/support/imovie/
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОНЛАЙН-РАБОТЫ ПРЕИМУЩЕСТВА:
- возможность использовать несколько источников и осуществлять самостоятельный отбор материала;
- возможность пользоваться как текстовой, так и медиа-информацией;
- возможность работы в рамках культурного контекста;
- организация виртуальных путешествий;
- возможность реализации повышенного уровня качества образования и профилизации;
- возможность разнообразить систему д/з;
- возможность принять участие в виртуальных и ролевых играх.
Значимость (ценность) Интернет-уроков для школьников.
Значимость (ценность) Интернет-уроков для учителей.
Обучение и работа в классе в командах. Сотрудничество помогает в решении проблем.
Работа в школьных группах вне класса.
Формирование мыслительных навыков высшего уровня (предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта).
Возрастание информационной грамотности учащихся.
Знакомство с профессиональной информацией.
Использование планов уроков, on-line курсов, Web-сайтов.
Обмен информацией с коллегами и специалистами-экспертами из других стран.
Объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач.
ОНЛАЙН-РАБОТА
НЕДОСТАТКИ:
- высокие требования к учителю, владеющему ИТ;
- умение пользоваться системой поиска и вести отбор материала;
- длительность времени на подготовку;
- отсутствие систематизированных баз данных на крупных порталах;
- неизбежное столкновение с контентом, не имеющим отношение к образовательной тематике (рекламой и т.п.);
- необходимость наличия соответствующего оборудования (компьютерный класс или медиа-проектор, подключенный к сети Интернет);
- недолговечность ссылок.
ВАРИАНТЫ ОНЛАЙН-РАБОТЫ
Работа со словарями;
Работа с текстами и базами данных;
Виртуальные путешествия по домам-музеям;
Использование помощи профессиональных библиографов;
ПРИМЕР МОДЕЛИ УРОКА
«Тихий Дон». Знакомство с первыми главами.
- Работа с диалектной лексикой по электронным словарям.
- Подбор иллюстраций: как мог выглядеть хутор Татарский?
- История казачества в России. Поиск информации в Интернете.
- Дом. зад. Составить генеалогические древа для персонажей романа. Переслать учителю по e-mail .
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
www.catalog.iot.ru – каталог образовательных ресурсов сети Интернет.
www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательства.
www. school-collection.edu.ru
www.openclass.ru – открытый класс
www.ict.edu.ru – ИКТ в образовании
WWW.PROSHKOLU.RU
Собраны материалы по школам России, учителям России. Хранятся как папки транслируемого опыта.