Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога
И. С. Ерофеева,
МБОУ СОШ №3,
Невьянский
городской округ
Первостепенной задачей современного общества становится создание условий, при которых люди с ограниченными возможностями здоровья могли бы получать качественное и конкурентоспособное образование, для того чтобы полноправно участвовать в экономической, культурной и социальной жизни страны. Одним из ключевых направлений деятельности становится эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для обеспечения доступного образования: они предоставляют доступ к информации и знаниям, предлагают различные способы коммуникации, расширяя возможности обучения и самообучения. ЮНЕСКО всецело поддерживает использование ИКТ как эффективного средства обеспечения доступа всех людей, в том числе инвалидов, к образованию, культуре и науке [1.с 251]. Работа педагога-психолога не является здесь исключением. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной.
Можно выделить следующие основные вспомогательные технологии на основе ИКТ в инклюзивном образовании: 1) компенсаторная – техническая помощь для облегчения традиционных в образовании видов деятельности: чтения и письма; 2) дидактическая – педагогическая помощь в использовании ИКТ для создания подходящей обучающей среды; 3) коммуникационная – коммуникативная помощь для участия в системах сетевого взаимодействия. Вспомогательные технологии ИКТ дают возможность доступа к образованию на адекватном уровне. Например, благодаря использованию правильно выбранных вспомогательных технологий, дети с нарушением опорно-двигательной системы, не способные держать карандаш, могут, тем не менее, рисовать и писать. Аналогично дети, не способные говорить, получают возможность речевого общения с помощью компьютера.
Кроме того, использование ИКТ предоставляет педагогам возможность профессионального взаимодействия с коллегами, способствуя тем самым, повышению их квалификации и обмену опытом. Это доступ к информации в режиме онлайн, электронная почта, форумы, видеоконференции, телеконференции и т.д. Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта, необходим обмен опытом с педагогами-психологами школьного образования, а также сбор и анализ новой информации в области школьной психологии. Поэтому, мною создан персональный сайт для общения с коллегами.
Я, работая в школе педагогом-психологом, могу с уверенностью заявить, что использование ИКТ открывает более широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.
В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с обучающимися?
Первое и немаловажное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое – экономия временных ресурсов.
Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога я использую в таких направлениях:
В задачу школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, Наличие персонального компьютера на рабочем месте педагога-психолога избавляет от массы проблем, ну а в психодиагностике он просто незаменим.
Во-первых, с помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д.
Во-вторых, использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных.
В-третьих, в процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые нужны в работе со всеми участниками образовательного процесса.
Проведение диагностики на компьютере, стимулирует у обучающихся не только интерес к психологическим исследованиям, но, и способствует личностному развитию.
В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация, профориентация и т.д.)
К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, обучающихся и родителей.
Для этого вида деятельности широко использую подборки компьютерных тестов для самодиагностики, различные электронные книги, электронные библиотеки, а также различные источники психологических ресурсов Интернета для просвещения.
Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование презентаций, созданных с помощью программы Microsoft Office PowerPoint. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.
В моем банке презентаций накоплено более 20 авторских разработок групповых консультаций для старшеклассников, родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаний с использованием презентаций.
Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.
Возможность использования ресурсов Интернета позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов.
Широкое применение компьютерных технологий получили и в индивидуальной коррекционно - развивающей работе с обучающимися.
Можно выделить два направления использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе: использование ИКТ для развития познавательных способностей детей с ОВЗ. Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь, направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Различные развивающие игры, такие как: «Как говорят животные», « Карандаши», «Пазлы», « Рисуй и учись», « Умняшка», « Запоминайка», « Лунтик- малышам: буквы, цвета, цифры, нарисуй» и другие применяю в индивидуальной работе, особенно на этапе адаптации детей к школе.
И второе направление- это использование ИКТ при организации коррекционно-развивающей работы с личностными, поведенческими и эмоциональными качествами обучающихся.
В своей работе с детьми с ОВЗ широко применяю музыкотерапию, так как произведения, необходимые для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья, можно легко найти, используя ресурсы Интернета.
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) на занятиях использую и множество активных приемов, заданий и упражнений. Наибольший отклик у детей вызвали элементы сказкотерапии (прослушивание и придумывание собственных сказок), психогимнастики, игротерапии и изотерапии, танцевально-двигательной терапии.
Таким образом, музыка помогает обучающимся концентрироваться или медитировать независимо от мысли. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, рефлексию, открывает новые способности, повышает самооценку.
Таким образом, можно определить комплекс музыкальных произведений, соответствующих сходному эмоциональному состоянию детей (см. Таблицу №1). Это позволяет мне моделировать и изменять эмоции у детей с ОВЗ.
Можно также воспользоваться таблицей музыкальных произведений, которую разработал В. И. Петрушин [5] (см. Таблица №2).
С целью систематизации данных и возможности быстрого поиска информации, применение информационных технологий позволило мне создать электронную базу данных, которая включает в себя: психологическую литературу, банк диагностического материала, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов и базу музыкальных произведений и т.д.
Специальные компьютерные инструменты ориентированы на удовлетворение особых образовательных потребностей детей. В настоящий момент компьютер и информационные технологии являются не только инструментом и средством в моей деятельности, но и выступают средством обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию.
Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья
Таблица №1
Состояния | Музыкальные произведения |
Уменьшение чувства тревоги и неуверенности | "Мазурка" Шопен, "Вальсы" Штрауса, "Мелодии" Рубинштейна |
Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы | "Кантата № 2" Баха, "Лунная соната" Бетховена |
Общее успокоение | "Симфония №6" Бетховена, часть 2, "Колыбельная" Брамса, "Аве Мария" Шуберта |
Снятие симптомов напряженности в отношениях с другими людьми | "Концерт ре-минор" для скрипки Баха |
Уменьшение головной боли, связанной с эмоциональным напряжением | Дон Жуан " Моцарт, " Венгерская рапсодия №1" Листа, "Сюита Маскарад" Хачатуряна |
Поднятие общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения | "Шестая симфония" Чайковского, 3 часть, "Увертюра Эдмонд" Бетховена |
Уменьшение злобности, зависти к успехам других людей | «Итальянский концерт" Баха, "Симфония" Гайдна |
Повышение концентрации внимания | "Времена года" Чайковского, "Лунный свет" Дебюсси, "Симфония № 5" Мендельсона |
Музыкальные произведения, отражающие сходное эмоциональное состояние по В. И. Петрушину
Таблица №2
Основные параметры музыки | Основное настроение | Литературные определения | Названия произведений |
Медленная Мажорная | Спокойствие | Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная. Задумчивая, нежная | А. Бородин- ноктюрн из струнного квартета; Ф.Шопен – ноктюрны фа-мажор,ре-бемоль мажор, крайние части; Ф. Шуберт – «Аве Мария»; К. Сен-Санс – «Лебедь», С Рахманинов – концерт №2, начало 2 ч |
Медленная
Минорная | Печаль | Сумрачная, тоскливая, трагическая, печальная, унылая, скорбная | П. Чайковский – начало Пятой симфонии, финал Шестой симфонии; Э. Григ – «Смерть Озе», «Жалоба Ингрид из сюиты «Пергюнт»; Ф Шопен – Прелюдия до-минор; Марш из сонаты си-бемоль минор, Этюд до-диез минор; К. Глюк – «Мелодия» |
Быстрая Мажорная | Гнев | Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, гневная, злая, отчаянная | Ф. Шопен – Этюды № 12,23,24; Скерцо №1; прелюдии № 16,24; А. Скрябин – Этюд №:6, соч.8; П. Чайковский – Увертюра «Буря» Р. Шуман –« Порыв»; Л. Бетховен –финалы сонат: 14,23 |
Быстрая
Мажорная | Радость | Праздничная, ликующая, бодрая, веселая, радостная | Д. Шостакович – «Праздничная увертюра»; Ф.Лист – финалы венгерских рапсодий № 6,10,11, 12; В.Моцарт – «Маленькая ночная серенада»(I и IVч.); Л.Бетховен – финалы симфоний № 5, 6, 9. |
Список литературы:
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / Под. ред: Бадарча Дендева-М.: ИНТО ЮНЕСКО, 2013-320 с.
Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 1993. – 190 с.
Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. – М.: ЦГЛ, 2006. – 144с.
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. -256 с.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат.центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.