СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий как средство визуализации абстрактных понятий на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обьектом изучения химии являются атомы, молекулы и их превращения. Эти частицы настолько малы, что увидеть их невозможно даже в самый сильный микроскоп. Наш мозг очень плохо работает с абстракцией, что вызывает затруднения в изучении содержания предмета.

Ученик, когда слышит незнакомый химический термин, будь то название реактива или какой-нибудь химической теории, не может представить, о чём идёт речь и вследствие этого возникают проблемы связанные, как говорят преподаватели, с поверхностным знанием предмета. Выход есть, это визуализация материала. Для того, чтобы процесс обучения был успешным дети должны учебное содержание видеть, слышать, чувствовать. Для этого нужны красочные иллюстрации в учебнике, работающий мультимедийный проектор или интерактивная доска в кабинете. Хотелось бы отметить, что имеющиеся технические средства, плакаты, картинки в учебнике отнюдь не решают учебные проблемы сами по себе вне методики. Они играют лишь вспомогательную роль. Учителю следует позаботиться о том, чтобы картинка из внешней превратилась во внутреннюю, то есть перешла в сознание ребенка. А для этого требуется специально организованная учителем деятельность учащегося. В этой деятельности ключевым моментом является умение учителя подобрать подходящие учебные задания, которые должны находиться в зоне ближайшего развития ученика.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий как средство визуализации абстрактных понятий на уроках химии»

МБОУ СОШ с УИОП №60 г.Кирова

Халтурина Наталья Николаевна,

учитель химии


Использование информационных технологий как средство визуализации абстрактных понятий на уроках химии


Все науки условно можно поделить на две большие группы. Первая группа - это науки, предметом которых являются видимые осязаемые нашими органами чувств вещи. Например, ботаника, зоология, микробиология. Изучающие эти науки всегда могут увидеть предмет изучения собственными глазами. Сложнее с изучением наук второй группы, предмет которых невидим. Одной из таких наук и является химия. Обьектом изучения химии являются атомы, молекулы и их превращения. Эти частицы настолько малы, что увидеть их невозможно даже в самый сильный микроскоп. Наш мозг очень плохо работает с абстракцией, что вызывает затруднения в изучении содержания предмета.

На помощь должна прийти визуализация. Представьте себе химическую колбу и попробуйте себе представить молекулу воды. Я думаю, что колбу вы представили легко, так как это конкретный зрительный образ, моментально всплывающий в Вашем сознании, а молекулу воды никак нельзя характеризовать каким-либо конкретным образом или объектом, потому что это абстрактное понятие. Тоже самое происходит и у учащихся, ведь не зря практические занятия по химии, всегда идут легче теоретических, потому как ученикам гораздо проще работать с наглядными примерами, с химической посудой и веществами.

Ученик, когда слышит незнакомый химический термин, будь то название реактива или какой-нибудь химической теории, не может представить, о чём идёт речь и вследствие этого возникают проблемы связанные, как говорят преподаватели, с поверхностным знанием предмета. Выход есть, это визуализация материала.

В процесс обучения нужно больше включать иллюстрированного и видеоматериала по химии.

Если ученикам показывать больше химических экспериментов в школьной лаборатории, или заменять их видеоопытами ,то химические образы, полученные при таком подходе обучения глубже засядут в сознание учащегося, что, несомненно, облегчит дальнейшее изучение предмета.

Для того, чтобы процесс обучения был успешным дети должны учебное содержание видеть, слышать, чувствовать. Для этого нужны красочные иллюстрации в учебнике, работающий мультимедийный проектор или интерактивная доска в кабинете. Хотелось бы отметить, что имеющиеся технические средства, плакаты, картинки в учебнике отнюдь не решают учебные проблемы сами по себе вне методики. Они играют лишь вспомогательную роль. Учителю следует позаботиться о том, чтобы картинка из внешней превратилась во внутреннюю, то есть перешла в сознание ребенка. А для этого требуется специально организованная учителем деятельность учащегося. В этой деятельности ключевым моментом является умение учителя подобрать подходящие учебные задания, которые должны находиться в зоне ближайшего развития ученика.

До появления в школах мультимедийного оборудования, на уроках при формировании абстрактных понятий мы могли пользоваться только картинками учебника, таблицами, шаростержневыми моделями, проводили химические эксперименты. Но проблема состоит в том, что данные изображения нельзя показывать в движении, они расположены на плоскости, их нельзя представить в пространстве.

Применение информационных компьютерных технологий на уроках химии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; - развивает мышление и творческие способности ребёнка;

Эту замечательную технологию, как мне кажется, учителя химии применяют потому, что она позволяет простыми средствами объяснить ученику то, что он никогда не видел и должен представить, вообразить.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.

Средства визуализации, которые я использую на своих уроках - это анимации, видео, рисунки, схемы, таблицы. Остановимся подробнее на них.

Понятия о химическом элементе, атоме, молекулах — важнейшие, очень сложные, абстрактные понятия курса химии. Учащиеся работают с веществами, наблюдают химические процессы, но химический элемент они не видят. Нужны сложные умозаключения и убедительные доказательства того, что химические элементы действительно существуют и что они определяют качественный и количественный состав и, следовательно, свойства веществ.

Если просто сказать ученику, что размеры атомов очень малы, то реально он этого представить не сможет. Чтобы приблизить представление о соотношении размеров ядра и атома, необходимо визуализировать сказанное, связав его с личным опытом: «Если в роли ядра представить шарик то условная «граница» атома будет находиться в 500 м от нас». После такого объяснения ученику легче соотнести размеры атома и ядра.

При изучении строения атома легче воспринимается материал, если рассказ сопровождать показом анимации. У многих учащихся появляются затруднения в понимании текста учебника и рассказа учителя. Преподаватели в этом случае обычно прибегают к модельной визуализации объектов и явлений. В качестве иллюстрации рассмотрим объяснение правила Хунда — заполнения электронами атомных орбиталей (квантовых ячеек). В учебных пособиях учителям так предлагается объяснять школьникам следующее правило: «Суммарное спиновое число электронов данного подслоя должно быть максимальным, иными словами, орбитали данного подслоя заполняются сначала по одному, а затем по второму электрону». Подобная формулировка, конечно, является сложной для восприятия школьниками, поэтому можно для объяснения этого правила использовать легкую для восприятия модель, называемую «Правилом трамвая» (по Плигину А. А.). Структура данной метафоры проста. В ней заключены дидактические аналогии: электрон – пассажир; атом – трамвай; орбиталь – сидения в трамвае; заполнение орбитали – заполнение сидений в трамвае. В соответствии с приведенными аналогиями дидактическая метафора выглядит следующим образом. Расселение электронов подобно расположению пассажиров в трамвае; когда новый человек входит в трамвай, он ищет свободные места. Обычно бывает несколько возможностей, так как существуют двойные сиденья, где уже сидит один пассажир, и бывают пустые сиденья, где никто не сидит. Какое бы место вы выбрали в таком случае? Традиционный ответ — там, где двойное сиденье никем не занято! Вот так и электроны: сначала заполняют пустые орбитали, а уже после этого те, которые уже заняты одним электроном.

После такого объяснения ученики очень легко запоминают правило Хунда.

Аналогичные метафоры можно использовать также при объяснении строения атома. Одна из моделей атома – планетарная. За основу взято строение Солнечной системы. В центре Солнечной системы расположено Солнце, в центре атома – ядро, вокруг Солнца вращаются планеты, вокруг атома – электроны. Ученики, увидев данную модель, легко запоминают строение атома.

Умение визуализировать химическую информацию является очень важным, особенно при решении задач на растворы. Ошибки учащихся при решении этих задач, как правило, говорят, об их неэффективной невизуальной стратегии. Если ребенку по ходу решения делать рисунок или схему, то решение задачи становится простым и понятным.

При овладении содержанием предмета органической химии у некоторых учащихся возникают трудности восприятия строения органических молекул, поэтому приходится прибегать для формирования образа к моделям. Логика познания такова, что после знакомства с реальным объектом нужно изучить понятие по его моделям и лишь после этого переходить к химической формуле.

Значительная часть детей имеет образное мышление, поэтому использование моделей химических объектов необходимо для развития пространственного мышления. Модели молекул в органической химии являются посредниками между природными явлениями и химической символикой.

«Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать»- это выражение полностью подходит при объяснении опыта какой либо реакции.

Например, можно просто сказать, что смесь водорода и кислорода взрывоопасна, но дети лучше запомнят это, если увидят опыт. Химия интересна тем, что теоретический материал можно проверить на практике, проводя различные эксперименты. Наряду с реальными опытами возможно применение и видеоопытов., в том числе и с ядовитыми веществами. Они хороши тем, что на их демонстрацию не требуется много времени, что важно на уроке.

На уроке часто приходится делать схемы, таблицы. И здесь применение ИКТ незаменимо. Например, при изучении классификации неорганических веществ, ученики лучше запомнят материал, если его визуализировать.

Визуализация нужна также и при изучении химических производств. Если при объяснении, например производства аммиака, рассказ сопровождать схемой производства, где демонстрируется, как он происходит, то ученику данная тема становится понятной.

Визуализацию использую также на этапе первичного закрепления знаний и умений. Можно просто задавать вопросы по теме урока, но если этот этап провести в виде небольшой игры, то ученикам будет намного интереснее.

Хочу добавить, что чрезмерно увлекаться уроками с использованием ИКТ тоже нельзя. Не секрет, что в наше время интерес к печатной литературе очень низок, и учитель просто обязан учить детей работе с учебником и другими печатными изданиями.

Я сегодня остановилась только на некоторых примерах, как в химии можно применять ИКТ для формирования абстрактных понятий.

С применением на уроке средств ИКТ, восприятие и запоминание материала значительно облегчилось, предмет «химия» стал для учащихся более понятным и доступным, повысился интерес к предмету, дети с радостью идут на урок и ждут от него много интересного.

В 8-11классах проводилось анкетирование по теме «Роль ИКТ в современном процессе обучения». Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. В достаточном ли количестве (на ваш взгляд) на уроках применяются средства ИКТ? Да- 5%

2. Облегчает ли использование средств ИКТ изучение и понимание учебного материала на уроке? да – 92%

3. Нравится ли вам использование интерактивной доски на уроке? Да – 90%

4. Нравится ли вам использование ИКТ на уроке? Да – 93%

5. Считаете ли вы, что с применением ИКТ урок стал интереснее, ярче, понятнее? да – 94%

6. Согласны ли вы с мнением, что с применением ИКТ появилась возможность более активно проявлять себя на уроке: создавать презентации, видеоролики, кроссворды, проекты, эксперименты? Да – 87%

7. Ваша роль на уроке с использованием ИКТ:

А) активный слушатель; Да – 30%

Б) активный слушатель и участник обсуждения; Да – 50%

В) участник обсуждения и творец (созидатель). Да – 20%

8. При подготовке домашний заданий ориентируйтесь ли вы на использование на уроке ИКТ Да – 67%

9. Как вы считаете: « Способствует ли использование ИКТ развитию творческого потенциала учащихся?» Да – 91%

10. Визуализация учебного материала с помощью ИКТ позволяет изучать материал более достоверно, наглядно и в полном объеме? Да – 98%

В конце своего выступления я хотела бы сказать, что использование информационных технологий как средства визуализации абстрактных понятий актуально и для любого другого предмета. В нашей школе многие учителя применяют ИКТ на своих уроках, часто проводятся открытые уроки с использованием данной технологии. Применяется ИКТ и во внеклассной работе.


Список литературы

  1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998

  2. Машарова, Т.В. Педагогическая технология: личностно – ориентированное обучение. Учебное пособие / Т.В. Машарова. – М.: Педагогика – ПРЕСС, 1999

  3. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Щукина Г.И., Липник В.Н. и др. – М.: Просвещение, 1984

  4. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы.// Автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. – М.2004.

  5. сайт http://maratakm.narod.ru

Ахметов М. А., Мусенова Э. А. Личностно ориентированное обучение химии (Виртуальная химическая школа)


















Теоретическая база теория развития познавательного интереса (Щукина), теория развивающего обучения (Эльконин, Давыдов), теория активизации учебной деятельности школьника (Шамова, Маркова).

СЛАЙД 1


При обучении мне представить в школе то, что нельзя увидеть? До конца ли Вам было понятно, что такое валентность, химическая связь, строение молекул, атомов??? Думаю, что у многих были нечеткие представления обо всем этом и многом другом. Эти затруднения были и у меня, когда я училась в школе, эти проблемы возникли и позднее, при объяснении ученикам учебного материала.

СЛАЙД 2

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс создало возможность визуально представлять абстрактные понятия на уроках химии.

Все находящиеся в этой аудитории хорошо знают химию.

Я думаю, что вы сможете представьте себе вращение электронов вокруг ядра, перекрывание электронных облаков. Но все равно это вызвало у вас определенные затруднения. А каково ученику?

Обратите внимание на модели изомеров пентана, вращение атомов в пространстве, типы перекрывания атомных орбиталей, если изучение материала по органической химии сопровождать данными моделями , то он лучше понимается.

При изучении свойств веществ можно использовать следующие видеоролики. СЛАЙД 17-23


При объяснении учащимся строения кристаллических решеток, процесса электролиза схемы помогают лучше усвоить материал.

При изучении темы валентность можно показать следующие анимации, что облегчит воспрятие материала. СЛАЙД 28-33

При изучении состава вещества можно показать опыт разложение воды электрическим током и его визуальную схему. СЛАЙД 34
























МБОУ СОШ с УИОП №60 г.Кирова

Халтурина Наталья Николаевна,

учитель химии


Использование информационных технологий как средство визуализации абстрактных понятий на уроках химии


Теоретическая база теория развития познавательного интереса (Щукина), теория развивающего обучения (Эльконин, Давыдов), теория активизации учебной деятельности школьника (Шамова, Маркова).

СЛАЙД 1

Уважаемые коллеги! Легко ли Вам было представить в школе то, что нельзя увидеть? До конца ли Вам было понятно, что такое валентность, химическая связь, строение молекул, атомов??? Думаю, что у многих были нечеткие представления обо всем этом и многом другом. Эти затруднения были и у меня, когда я училась в школе, эти проблемы возникли и позднее, при объяснении ученикам учебного материала.

СЛАЙД 2

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс создало возможность визуально представлять абстрактные понятия на уроках химии.

Все науки условно можно поделить на две большие группы. Первая группа - это науки, предметом которых являются видимые осязаемые нашими органами чувств вещи. Например, ботаника, зоология, микробиология. Изучающие эти науки всегда могут увидеть предмет изучения собственными глазами. Сложнее с изучением наук второй группы, предмет которых невидим. Одной из таких наук и является химия. Обьектом изучения химии являются атомы, молекулы и их превращения. Эти частицы настолько малы, что увидеть их невозможно даже в самый сильный микроскоп. Наш мозг очень плохо работает с абстракцией, что вызывает затруднения в изучении содержания предмета.

На помощь должна прийти визуализация. СЛАЙД 3

Представьте себе химическую колбу и попробуйте себе представить молекулу воды. Я думаю, что колбу вы представили легко, так как это конкретный зрительный образ, моментально всплывающий в Вашем сознании, а молекулу воды никак нельзя характеризовать каким-либо конкретным образом или объектом, потому что это абстрактное понятие. Тоже самое происходит и у учащихся, ведь не зря практические занятия по химии, всегда идут легче теоретических, потому как ученикам гораздо проще работать с наглядными примерами, с химической посудой и веществами.

Ученик, когда слышит незнакомый химический термин, будь то название реактива или какой-нибудь химической теории, не может представить, о чём идёт речь и вследствие этого возникают проблемы связанные, как говорят преподаватели, с поверхностным знанием предмета. Выход есть, это визуализация материала.

В процесс обучения нужно больше включать иллюстрированного и видеоматериала по химии.

Если ученикам показывать больше химических экспериментов в школьной лаборатории, или заменять их видеоопытами ,то химические образы, полученные при таком подходе обучения глубже засядут в сознание учащегося, что, несомненно, облегчит дальнейшее изучение предмета.

Для того, чтобы процесс обучения был успешным дети должны учебное содержание видеть, слышать, чувствовать. Для этого нужны красочные иллюстрации в учебнике, работающий мультимедийный проектор или интерактивная доска в кабинете. Хотелось бы отметить, что имеющиеся технические средства, плакаты, картинки в учебнике отнюдь не решают учебные проблемы сами по себе вне методики. Они играют лишь вспомогательную роль. Учителю следует позаботиться о том, чтобы картинка из внешней превратилась во внутреннюю, то есть перешла в сознание ребенка. А для этого требуется специально организованная учителем деятельность учащегося. В этой деятельности ключевым моментом является умение учителя подобрать подходящие учебные задания, которые должны находиться в зоне ближайшего развития ученика.

До появления в школах мультимедийного оборудования, на уроках при формировании абстрактных понятий мы могли пользоваться только картинками учебника, таблицами, шаростержневыми моделями, проводили химические эксперименты. Но проблема состоит в том, что данные изображения нельзя показывать в движении, они расположены на плоскости, их нельзя представить в пространстве.

СЛАЙД 4

Применение информационных компьютерных технологий на уроках химии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: - повышает мотивацию учащихся к учению; - активизирует познавательную деятельность; - развивает мышление и творческие способности ребёнка;

Эту замечательную технологию, как мне кажется, учителя химии применяют потому, что она позволяет простыми средствами объяснить ученику то, что он никогда не видел и должен представить, вообразить.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.

Средства визуализации, которые я использую на своих уроках - это анимации, видео, рисунки, схемы, таблицы.

Остановимся подробнее на них.

Все находящиеся в этой аудитории хорошо знают химию.

Я думаю, что вы сможете представьте себе вращение электронов вокруг ядра, перекрывание электронных облаков. Но все равно это вызвало у вас определенные затруднения. А каково ученику?

Понятия о химическом элементе, атоме, молекулах — важнейшие, очень сложные, абстрактные понятия курса химии. Учащиеся работают с веществами, наблюдают химические процессы, но химический элемент они не видят. Нужны сложные умозаключения и убедительные доказательства того, что химические элементы действительно существуют и что они определяют качественный и количественный состав и, следовательно, свойства веществ.

Если просто сказать ученику, что размеры атомов очень малы, то реально он этого представить не сможет. Чтобы приблизить представление о соотношении размеров ядра и атома, необходимо визуализировать сказанное, связав его с личным опытом: «Если в роли ядра представить шарик то условная «граница» атома будет находиться в 500 м от нас».

После такого объяснения ученику легче соотнести размеры атома и ядра.

При изучении строения атома легче воспринимается материал, если рассказ сопровождать показом анимации. СЛАЙД 5,6,7

СЛАЙД 8

У многих учащихся появляются затруднения в понимании текста учебника и рассказа учителя. Преподаватели в этом случае обычно прибегают к модельной визуализации объектов и явлений. В качестве иллюстрации рассмотрим объяснение правила Хунда — заполнения электронами атомных орбиталей (квантовых ячеек). В учебных пособиях учителям так предлагается объяснять школьникам следующее правило: «Суммарное спиновое число электронов данного подслоя должно быть максимальным, иными словами, орбитали данного подслоя заполняются сначала по одному, а затем по второму электрону».

Подобная формулировка, конечно, является сложной для восприятия школьниками, поэтому можно для объяснения этого правила использовать легкую для восприятия модель, называемую «Правилом трамвая» (по Плигину А. А.).

Структура данной метафоры проста. В ней заключены дидактические аналогии: электрон – пассажир; атом – трамвай; орбиталь – сидения в трамвае; заполнение орбитали – заполнение сидений в трамвае.

В соответствии с приведенными аналогиями дидактическая метафора выглядит следующим образом. Расселение электронов подобно расположению пассажиров в трамвае; когда новый человек входит в трамвай, он ищет свободные места. Обычно бывает несколько возможностей, так как существуют двойные сиденья, где уже сидит один пассажир, и бывают пустые сиденья, где никто не сидит. Какое бы место вы выбрали в таком случае? Традиционный ответ — там, где двойное сиденье никем не занято! Вот так и электроны: сначала заполняют пустые орбитали, а уже после этого те, которые уже заняты одним электроном.

После такого объяснения ученики очень легко запоминают правило Хунда.

Аналогичные метафоры можно использовать также при объяснении строения атома.

СЛАЙД 9. Одна из моделей атома – планетарная. За основу взято строение Солнечной системы. В центре Солнечной системы расположено Солнце, в центре атома – ядро, вокруг Солнца вращаются планеты, вокруг атома – электроны. Ученики, увидев данную модель, легко запоминают строение атома.

СЛАЙД 10

Умение визуализировать химическую информацию является очень важным, особенно при решении задач на растворы. Ошибки учащихся при решении этих задач, как правило, говорят, об их неэффективной невизуальной стратегии. Если ребенку по ходу решения делать рисунок или схему, то решение задачи становится простым и понятным.

При овладении содержанием предмета органической химии у некоторых учащихся возникают трудности восприятия строения органических молекул, поэтому приходится прибегать для формирования образа к моделям. Логика познания такова, что после знакомства с реальным объектом нужно изучить понятие по его моделям и лишь после этого переходить к химической формуле.

Значительная часть детей имеет образное мышление, поэтому использование моделей химических объектов необходимо для развития пространственного мышления. Модели молекул в органической химии являются посредниками между природными явлениями и химической символикой.

СЛАЙД 11-16 Обратите внимание на модели изомеров пентана, вращение атомов в пространстве, типы перекрывания атомных орбиталей, если изучение материала по органической химии сопровождать данными моделями , то он лучше понимается.

При изучении свойств веществ можно использовать следующие видеоролики. СЛАЙД 17-23

«Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать»- это выражение полностью подходит при объяснении опыта какой либо реакции.

Например, можно просто сказать, что смесь водорода и кислорода взрывоопасна, но дети лучше запомнят это, если увидят опыт. СЛАЙД 24

Химия интересна тем, что теоретический материал можно проверить на практике, проводя различные эксперименты. Наряду с реальными опытами возможно применение и видеоопытов., в том числе и с ядовитыми веществами. Они хороши тем, что на их демонстрацию не требуется много времени, что важно на уроке.

СЛАЙД 25 -27

При объяснении учащимся строения кристаллических решеток, процесса электролиза схемы помогают лучше усвоить материал.

При изучении темы валентность можно показать следующие анимации, что облегчит воспрятие материала. СЛАЙД 28-33

При изучении состава вещества можно показать опыт разложение воды электрическим током и его визуальную схему. СЛАЙД 34

На уроке часто приходится делать схемы, таблицы. И здесь применение ИКТ незаменимо. СЛАЙД 35

Например, при изучении классификации неорганических веществ, ученики лучше запомнят материал, если его визуализировать.

СЛАЙД 36

Визуализация нужна также и при изучении химических производств. Если при объяснении, например производства аммиака, рассказ сопровождать схемой производства, где демонстрируется, как он происходит, то ученику данная тема становится понятной.

СЛАЙД 37

Визуализацию использую также на этапе первичного закрепления знаний и умений. Можно просто задавать вопросы по теме урока, но если этот этап провести в виде небольшой игры, то ученикам будет намного интереснее.

Хочу добавить, что чрезмерно увлекаться уроками с использованием ИКТ тоже нельзя. Не секрет, что в наше время интерес к печатной литературе очень низок, и учитель просто обязан учить детей работе с учебником и другими печатными изданиями.

Я сегодня остановилась только на некоторых примерах, как в химии можно применять ИКТ для формирования абстрактных понятий.

СЛАЙД 38-40

С применением на уроке средств ИКТ, восприятие и запоминание материала значительно облегчилось, предмет «химия» стал для учащихся более понятным и доступным, повысился интерес к предмету, дети с радостью идут на урок и ждут от него много интересного.

В 8-11классах проводилось анкетирование по теме «Роль ИКТ в современном процессе обучения». Учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:

1. В достаточном ли количестве (на ваш взгляд) на уроках применяются средства ИКТ? Да- 85%

2. Облегчает ли использование средств ИКТ изучение и понимание учебного материала на уроке? да – 92%

3. Нравится ли вам использование интерактивной доски на уроке? Да – 52%

4. Нравится ли вам использование ИКТ на уроке? Да – 93%

5. Считаете ли вы, что с применением ИКТ урок стал интереснее, ярче, понятнее? да – 94%

6. Согласны ли вы с мнением, что с применением ИКТ появилась возможность более активно проявлять себя на уроке: создавать презентации, видеоролики, кроссворды, проекты, эксперименты? Да – 87%

7. Ваша роль на уроке с использованием ИКТ:

А) активный слушатель; Да – 30%

Б) активный слушатель и участник обсуждения; Да – 50%

В) участник обсуждения и творец (созидатель). Да – 20%

8. При подготовке домашний заданий ориентируйтесь ли вы на использование на уроке ИКТ Да – 67%

9. Как вы считаете: « Способствует ли использование ИКТ развитию творческого потенциала учащихся?» Да – 91%

10. Визуализация учебного материала с помощью ИКТ позволяет изучать материал более достоверно, наглядно и в полном объеме? Да – 98%

В конце своего выступления я хотела бы сказать, что использование информационных технологий как средства визуализации абстрактных понятий актуально и для любого другого предмета. В нашей школе многие учителя применяют ИКТ на своих уроках, часто проводятся открытые уроки с использованием данной технологии. Применяется ИКТ и во внеклассной работе.


Список литературы

  1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998

  2. Машарова, Т.В. Педагогическая технология: личностно – ориентированное обучение. Учебное пособие / Т.В. Машарова. – М.: Педагогика – ПРЕСС, 1999

  3. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Щукина Г.И., Липник В.Н. и др. – М.: Просвещение, 1984

  4. Журин А. А. Интеграция медиаобразования с курсом химии средней общеобразовательной школы.// Автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. – М.2004.

  5. сайт http://maratakm.narod.ru

Ахметов М. А., Мусенова Э. А. Личностно ориентированное обучение химии (Виртуальная химическая школа)






18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!