СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий для развития творческих способностей студентов в процессе физического воспитания

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий для развития творческих способностей студентов в процессе физического воспитания»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Шахунский агропромышленный техникум»












ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В

ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»




Выполнил: преподаватель физической культуры ГБОУ СПО ШАПТ Воронцов В.А.









Шахунья

2012 год

Оглавление


Введение..............................................................................................................3 Глава 1. Значение педагогических инноваций в системе среднего профессионального образования…………………………………………….6 Глава 2. Развитие творческих способностей студентов на основе исследовательской деятельности в физическом воспитании в условиях среднего профессионального образования....…..…………………….…….8 2.1. Мониторинг качества физкультурного образования в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»………………………..……….8 2.2. Особенности оптимизации физического воспитания в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»………………………..……...12 Заключение……………………………………………………………………….23 Список использованной литературы…………………………………………...25

















Введение

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей.

Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом имеющихся результатов исследования, сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М.М. Поташника, А.В. Хуторского, Н.Б. Пугачёвой, В.С. Лазарева, В.И. Загвязинского. В Шахунском агропромышленном техникуме инновационные технологии внедряются на всех участках учебно – воспитательного процесса.

Гипотеза: использование инновационных технологий в процессе обучения будет способствовать развитию творческих способностей студентов УСПО.

Цель работы: описать возможности использования инновационных технологий для развития творческих способностей студентов в процессе физического воспитания в учреждении среднего профессионального образования.

В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

1. Разработать программу мероприятий, направленную на развитие творческих способностей студентов в учебном процессе в условиях ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум».

2. Проанализировать результаты внедрения Программы (опрос студентов (преподавателей) по оценке эффективности Программы и анализ показателей успеваемости учащихся) для оптимизации физического воспитания в ГБОУ СПО ШАПТ.

Методы исследования: тестирование, наблюдение, опрос, эксперимент.

База исследования: ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум».

Объектом исследования служит процесс развития творческих способностей студентов на уроках физической культуры в ГБОУ СПО ШАПТ.

Предметом исследования выступает значение инновационных технологий в повышении успеваемости студентов УСПО.

К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

Для того чтобы у студентов развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником. Оценивать физическую подготовленность студентов необходимо на основе современных средств и методов, технологий и инструментов.

Направленность занятий физической культурой не только на освоение знаний, умений и навыков, а на формирование у будущего специалиста способности и готовности к использованию средств и методов физической культуры в решении задач поддержания высокого уровня работоспособности и здоровья особо актуальна в условиях перехода на ФГОС НиСПО.





Глава 1. Значение педагогических инноваций в системе среднего профессионального образования


Важная особенность инноваций в системе среднего профессионального образования заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются студент и педагог. Если это не учитывать, то из педагогической инновации выпадает все собственно образовательное, связанное с учеником и самим педагогом, вся гуманистическая, гуманитарная составляющая инновационной деятельности, относящаяся, в частности, к формированию инновационного мышления и инновационной культуры, как студента, так и преподавателя.

Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем, относящихся к сфере среднего профессионального образования. Разрозненные локальные инновации теряют смысл и не имеют серьезных перспектив, если отсутствуют их координация, взаимообусловленность и поддержка педагогическим коллективом.

Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются более общими вопросами и начинают по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы.

Однако деятельность педагога-новатора в условиях традиционного обучения может оказаться неприемлемой, а сам педагог восприниматься в коллективе как некая инородная личность.

Поэтому инновационный образовательный процесс, разворачиваемый в педагогическом коллективе, требует активного участия в исследованиях каждого педагога, что будет способствовать формированию инновационной культуры всего коллектива.

«Педагогическая инновация» - это образовательная деятельность, связанная с иным, чем в массовой практике и в культурной традиции, процессом становления личности, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу»;

«педагогическая инновация» - это такое содержание возможных изменений «педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания»;

«инновационная деятельность» - это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов» [10. c. 5].

На современном этапе образовательная система призвана перейти к концепции развивающего личность образования, структурирующего систему непрерывного формирования творческого мышления и развития способностей обучающихся, призванного «разбудить» в человеке творца и развить заложенный в нем творческий потенциал, воспитать смелость мысли, уверенность в своих творческих силах, потребность в творческом образе жизни, способность генерировать новые нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность и в то же время не наносящие вреда природе, т. е. привить человеку те качества, которые характеризуются понятиями «инновационное мышление» и «инновационная культура». «Инновационное мышление» - высшая ступень познания, постижения возникающих в общественных отношениях противоречий, творческого их разрешения на основе осознания соответствия или несоответствия нового потребностям и интересам человека» [12. с. 8].

«Инновационная культура человека» - это область его духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, в образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни» [12 с. 9].

Принимая во внимание, что целью инновационной деятельности в системе профессионального образования является формирование человека с развитым инновационным мышлением и высоким уровнем инновационной культуры, можно дать следующее определение: образовательная (педагогическая) инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для формирования у обучающегося инновационного мышления и инновационной культуры [12 с. 10-11].

При таком понимании педагогической инновации, система среднего профессионального образования будет не только способствовать более масштабному освоению результатов фундаментальных и прикладных исследований в реальном секторе экономики страны, но и обеспечит подготовку кадров с развитым инновационным мышлением с уровнем инновационной культуры, готовых к реализации инновационной политики государства.












Глава 2. Развитие творческих способностей студентов на основе исследовательской деятельности в физическом воспитании в условиях среднего профессионального образования


2.1. Мониторинг качества физкультурного образования

Сегодня в физической культуре предлагается принцип оценки деятельности преподавателя по оздоровительной направленности занятий физической культурой и формированию здорового образа жизни будущих специалистов. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании студентов значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга в Шахунском агропромышленном техникуме анализу были подвержены следующие показатели:

  • уровень знаний, умений и навыков;

  • отношение к здоровью и физической культуре личности.

Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры в техникуме используется рейтинговая (балловая) система оценивания студентов. Ее сущность сводится к следующему: студент за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к студентам требования. На основании разработанных критериев студенты сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить студентов самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки к самостоятельным занятиям. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей студентов, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни техникума. Подтверждением результативности такой работы являются следующие показатели (рис. 1, 2).

Качество знаний, в %

Рис. 1. Качество знаний по физической культуре в ГБОУ СПО ШАПТ


Средний балл успеваемости

Рис. 2. Средний балл успеваемости по физической культуре студентов специальности «Механизация с/х» в ГБОУ СПО ШАПТ


К сожалению, все увеличивается число студентов, освобожденных от занятий физической культурой. Таким студентам итоговая оценка выставляется на основании сведений о посещаемости занятий и текущих оценок за знание теоретических и методико-практических аспектов дисциплины. С целью определения личностных ценностей среди студентов нового набора (в 2011-2012 учебном году) было проведено анкетирование, результаты которого показали, что здоровье, студенты ставят на 6- 8 место в рейтинге из 12 пунктов. В результате проведенной работы по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни, как показывает последнее анкетирование (в выпускных группах), у ребят изменилось мнение о личностных ценностях, теперь они ставят здоровье на одно из первых мест. Анализ анкетирования «Учитель глазами студентов» показывает высокий уровень удовлетворенности преподаванием дисциплины «Физическая культура». Так же студенты отмечают у преподавателей физической культуры творческий подход к своему делу, требовательность, умение вызвать интерес к своему предмету.

Главным фактором спортивной жизни техникума является внеурочная работа, которая ведется в двух направлениях: повышение спортивного мастерства и спортивно-массовая работа. Привлечение ребят в спортивные секции – одно из приоритетных направлений работы преподавателя физической культуры. Через работу спортивных секций в техникуме культивируются следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, мини-футбол, легкая атлетика, туризм, настольный теннис, атлетическая гимнастика, гиревой спорт, дзю-до, лыжные гонки. С целью пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, формирования команд для участия в соревнованиях городского и областного уровня, в техникуме проводятся соревнования по различным видам спорта. Число студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом и участвующих в спортивных соревнованиях, можно отобразить в виде диаграммы (рис. 3).

Занятость студентов в спортивных секциях

Рис. 3. Занятость студентов ГОУ СПО ШАПТ в спортивных секциях


Таким образом, по сравнению с 2009 годом число студентов, занятых в спортивных секциях, увеличилось на 9%. Студенты нашего техникума являются постоянными участниками городских и областных Спартакиад, где постоянно повышают свое спортивное мастерство и занимают призовые места. С целью популяризации физической культуры и спорта преподавателями и студентами оформлены стенд «Наши спортивные достижения», выставка кубков и наград, полученных в соревнованиях различного уровня. 4 человека за период обучения в нашем техникуме получили спортивные разряды:

  • Леднев Д. – первый взрослый разряд по настольному теннису;

  • Мееров С. – второй взрослый разряд по настольному теннису;

  • Шарова Н. – третий взрослый разряд по спортивному ориентированию;

  • Смирнов П. – третий взрослый разряд по гиревому спорту.

  • Трямкин Н. – третий взрослый разряд по гирям и дзю-до.

Также очень значимым и интересным событием является подготовка и проведение спортивно-массовых праздников. Важной составной частью и отличительной особенностью технологии обучения и воспитания является здоровьесберегающая программа. В рамках данной программы проводятся: Неделя здоровья, «День первокурсника», «Мальчишник», «Спартианские игры». Количество студентов, принимающих участие во внеурочных мероприятиях, с каждым годом увеличивается, что свидетельствует о возрастании интереса студентов к физической культуре личности, появлению целевой установки на здоровый образ жизни.

2.2. Особенности оптимизации физического воспитания в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»

Студенты с удовольствием проводят исследовательскую работу: социологические опросы среди сверстников о вредных и полезных привычках, выполняют и защищают проекты по проблемам Олимпийского движения, правильного рациона питания, популяризации различных видов спорта; выпускают стенгазеты различной тематики. Лучшие исследовательские работы студенты представляют на различных конференциях, в том числе на конференции «Актуальные проблемы социально – экономического развития России: взгляд молодых учёных», проводимой ежегодно в Нижегородском государственном инженерно-экономическом институте (в нынешнем учебном году будет представлена работа по теме «Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств подростков», выполненная студентом 340 группы Зверевым Александром).

Организация физического воспитания в ГБОУ СПО ШАПТ интересна тем, что через спортивный совет в процесс физического образования активно вовлекаются студенты. В спортивный совет входят: руководитель физического воспитания Козлов С.В., преподаватели Дружинина Н.С., Воронцов В.А., медицинский работник, психолог, физорги групп. Спортивный совет организует и проводит соревнования, участвует в учебно-исследовательской, экспериментальной работе студентов. Так в 2010 году студентами и преподавателями физического воспитания Шахунского агропромышленного техникума был проанализирован уровень физической подготовленности поступающих на первый курс и осуществлялся мониторинг уровня физической подготовки студентов с целью наиболее оптимальной организации и мотивации процесса физического воспитания в образовательном учреждении. Для более активного привлечения студентов к регулярным занятиям на уроках физического воспитания (4 часа в неделю), в сочетании с дополнительными внеучебными формами физического воспитания в рамках исследования были поставлены следующие задачи:

  • дать оценку физической работоспособности и функционального состояния организма студентов посредством контрольных нормативов и Гарвардского степ теста;

  • показать взаимосвязь двигательного режима студентов с устойчивостью основных психофизических качеств (умственной работоспособности и внимания)

  • определить наиболее важные физические качества, двигательные навыки и умения в системе агропромышленного комплекса;

  • зачислить в отделение спортивного совершенствования студентов, не имеющих спортивных разрядов;

  • обработать результаты исследований, которые затем проанализировать на теоретических занятиях по физическому воспитанию;

  • организовать учебно-исследовательскую работу студентов (УИРС) по проблемам физического воспитания с учетом специфики учебного процесса и будущего конкретного вида труда.

Таким образом, проведенные нами исследования и анализ полученных результатов позволяют сделать следующее заключение:

1. Показатели внимания и умственной работоспособности в начале учебного дня значительно выше у студентов, активно занимающихся физической культурой.

2. Устойчивость внимания и умственной работоспособности у студентов выше в дни проведения уроков физического воспитания и занятий в спортивной секции.

3. Для обеспечения плодотворных учебных занятий в течение шестичасового дня большинству студентов необходимы дополнительные физические нагрузки.

По результатам участия студентов в спортивной жизни техникума в течение года определяется «Самая спортивная группа», в нынешнем учебном году это почетное звание носит 310 группа (3 курс по специальности «Механизация с/х»).

Общеизвестен тот факт, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, которые включает в себя три компонента: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Мы, учителя, к сожалению, не можем повлиять на первый и второй компоненты, но сформировать определенный стиль жизни в наших силах. Быть здоровым – естественное стремление человека. А главный признак здорового образа жизни – регулярная физическая активность. Как увлечь ребят физической культурой, сформировать привычку самостоятельно регулярно заниматься физическими упражнениями? В поиске ответа на этот вопрос и родилась педагогическая концепция. Принципиальная особенность инновационной системы обучения состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития студентов в процессе обучения она рассматривает их учебную деятельность. Основные принципы педагогической концепции представлены на рис. 4.

Обеспечение компетентности, за счёт формирования прочных знаний, умений и навыков, способности к самостоятельному принятию решений, воспитание культуры спортивного соперничества – «флэйр плэй» («честная игра»)



Студент – центр образовательного процесса

Учебная деятельность, как особая форма активности студента, направленная на изменение самого себя


Самообразование и саморазвитие



Рефлексивный контроль собственных учебных задач


Создание ситуации успеха




Рис. 4. Основные принципы педагогической концепции

С целью реализации представленной концепции на 2011-2012 учебный год была разработана модульная программа (на основе рейтинговой оценки студентов) по дисциплине «Физическая культура». Для достижения поставленных целей применяются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульная технология, основанная на рейтинге, информационно-коммуникационные технологии, портфолио студента. Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности студентов с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 3 лет здоровьесберегающая программа «Маленький дом – большое здоровье». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.

На уроках студенты должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод. На занятиях со студентами выпускных курсов особое место отводится силовой и общей физической подготовке (по специальностям «Механизация сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт МТП» в группах обучаются только юноши), которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Студенты получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие студента. На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:

  1. Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.

  2. Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.

  3. Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности студентов.

Совместно со студентами разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. Большинство ребят им пользуется для поддержания спортивной формы до сих пор. У студентов появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении. На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора, руководителя. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают и разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью внедряется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине. Портфолио студента по физической культуре может включать несколько разделов:

  1. «Какой я сейчас» - результаты тестов и опросов на определение уровня теоретической и физической подготовленности, а также фиксируются умения и навыки, которыми обладает студент при поступлении в учебное заведение.

  2. «Каким я должен быть» - требования Государственного образовательного стандарта; баллы по рейтингу, которые должен набрать, так называемый, «Идеальный студент».

  3. «Каким я хочу быть» - раздел, показывающий, каким студент поставил себе целью стать, исходя из собственных потребностей в самосовершенствовании.

  4. «Каким я стал» - результаты итоговых испытаний после завершения изучения конкретного материала.

При анализе своего Портфолио студент получает прекрасную возможность оценивать себя «вчера» и «завтра». Процесс сравнения позволяет делать адекватные выводы о своей физической форме и своих возможностях по достижению поставленных целей. Обязательной составляющей Портфолио является рефлексивная карта «Я глазами учителя», содержащая разделы «Личностное развитие», «Моя физическая подготовленность», «Мои знания». На каждом уроке преподаватель со студентом ставит оценки в соответствующих разделах, причем собственная оценка студента предшествует оценке педагога. Таким образом, рефлексивная карта дает возможность получить достоверную информацию о том, как проявил себя студент на уроке и оценил свою работу. Положительным моментом можно считать тот факт, что в 90% случаев из 100% оценки преподавателя совпадают с самооценкой своей работы студентом.

В различных сферах преподавания дисциплины используются информационно-коммуникационные технологии. Компьютер служит для презентации знаний по теоретическим аспектам дисциплины, выступает как тренажер, осуществляя тренировочные упражнения по закреплению полученных знаний, является каналом общения и источником информации. Наиболее эффективными по теоретическому разделу являются мультимедийные уроки. Так были разработаны уроки по темам «Теоретические аспекты физвоспитания», «Гигиена спортсмена. Травмы и оказание первой помощи». При этом конкретно-наглядная основа урока делает его зрелищным, наглядным и запоминающимся. Приобретение мультимедийного проектора сделает возможным реализовать такую форму работы, как заочная экскурсия. Ребятам можно будет «побывать» в различных городах планеты, где проводятся крупнейшие соревнования. Применение информационных технологий сделает возможным подготовку спортивных репортажей с места проведения соревнований, турниров, товарищеских встреч. При этом студенты смогут выступить в роли спортивных комментаторов, операторов, режиссеров, что, безусловно, будет способствовать не только повышению интереса к физической культуре и спорту, но и приобретению коммуникативных умений, навыков работы с современными техническими средствами.

Очень эффективным оказывается использование информационно-коммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности. Интернет и мультимедиа открывают перед студентами широкие возможности и перспективы в поиске необходимой информации, решении поставленных задач, наглядного представления результатов исследования. С использованием мультимедийных технологий подготовлены и представлены на различных конференциях исследовательские работы: «Мониторинг уровня физической подготовленности студентов как основа оптимизации физкультурно-образовательной деятельности в ГОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»; «Техника выполнения штрафного броска в баскетболе и её влияние на результат игры (итоги учебного эксперимента в ГОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»). Все работы, представленные на конференциях, отмечены дипломами.

К сожалению, в настоящее время увеличивается количество ребят, которые по состоянию своего здоровья не могут заниматься физкультурой в основной группе. Наша задача не оттолкнуть их, а сделать все возможное для того, чтобы студент мог поверить в себя и не боялся разрешенных физических нагрузок, тем самым, улучшая и поддерживая свое здоровье. Для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в настоящее время разрабатывается рабочая программа.

Общеизвестно, что для проведения уроков на высоком уровне, занятий спортивных секций необходимо хорошее методическое обеспечение. С этой целью были разработаны и апробированы в учебном процессе следующие методические материалы:

  • методическая разработка «Игровые задания на лыжах» (2010 г.);

  • авторский проект «Организационно-содержательное обеспечение индивидуальных программ оздоровления в условиях среднего профессионального образования» (2008 г.);

  • методическая разработка «Техника выполнения штрафного броска в баскетболе и её влияние на результат игры» (2010 г.);

  • авторский проект «Профессионально-прикладная физическая подготовка в процессе занятий лыжной подготовкой в условиях учреждения среднего профессионального образования» (2008 г.);

  • модульная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальностей Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и Механизация сельского хозяйства (2011 г.);

  • методическая разработка «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних «Инновации в профилактике»» (2011 г.).

Реализации педагогической концепции должна способствовать и материальная база. Так, в 2011-2012 учебном году одной из приоритетных задач нашей работы является создание и оснащение кабинета теоретической подготовки по дисциплине «Физическая культура». Этот кабинет должен быть оснащен современными техническими средствами, в нем будут созданы медиатека «Физическая культура и спорт», каталог Интернет-ресурсов по дисциплине. Многие учебные пособия будут создаваться совместно с ребятами, освобожденными от практических занятий физической культурой. Таким образом, в качестве инновационных черт представленной концепции можно назвать следующие:

  1. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и внеурочной работе;

  2. Рейтинговая система оценивания, способствующая активизации деятельности студентов;

  3. Применение личностно-ориентированного подхода (путем использования метода проектов, технологии Портфолио, здоровьесберегающие технологии).

О правильности избранной технологии позволяют судить следующие результаты:

  • у студентов возникает устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению дисциплины;

  • успеваемость по дисциплине составляет 98%;

  • 83% студенческой аудитории принимают участие в тех или иных спортивных мероприятиях (каждому найдется дело по душе);

  • за период с 2010 года 4 студента по окончании техникума поступили в НГПУ на факультет «Физическая культура».

Распространение педагогического опыта проводится в разной форме и на различном уровне. Особо следует отметить выступления на заседаниях методического объединения, Педагогического совета, научно-практических конференциях. Особое место в педагогической деятельности занимает повышение профессионального мастерства, поэтому большое внимание уделяется участию в семинарах, совещаниях, обучению на курсах. В целях обмена опытом и повышения профессионального мастерства посещаются уроки коллег. Эффективной формой повышения квалификации является самообразование. Все это позволяет вести педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, внедрять в образовательный процесс современные педагогические технологии, что, несомненно, способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала преподавателя, способствует его профессиональному росту. В перспективе - совершенствование знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий, создание электронного учебника по дисциплине, участие во Всероссийских соревнованиях.

В заключение хочется привести слова М.И. Калинина «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все были здоровыми гражданами... Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин…».


Заключение

Выдвинутая в работе гипотеза полностью подтвердилась. Опыт работы преподавателей физической культуры, проведённые мониторинговые исследования в Шахунском агропромышленном техникуме свидетельствуют, что инновационные технологии способствуют развитию творческих способностей студентов. Для этого инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании – это прежде всего, процесс выработки уверенности человека в себе, своих силах. Инновационные приёмы и методы позволяют переломить авторитарность образования, изменить мышление преподавателей, поставить студента на равный уровень с собой, дать ему возможность адекватно управлять собой и окружающим миром.

Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум». Это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

Применение инновационных технологий, ориентированных на развитие каждого студента - одно из условий успешного развития физкультурной работы в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум». Оптимизация организации процесса физического воспитания в ГБОУ СПО ШАПТ позволила снизить общий процент заболеваемости студентов ОУ (в среднем с 2007 года) на 15% и значительно улучшить показатели в зачёте областной спартакиады учащихся учреждений, реализующих программы начального профессионального образования. В 2006-2007 учебном году команда девушек ГОУ СПО ШАПТ заняла итоговое 9-е место по третьей группе среди 27 команд, а команда юношей – 5-е место, а в 2008 – 2009 учебном году соответственно – 3-е и 2-е места.

Результаты свидетельствуют, что работа по физкультурному образованию студентов в ГБОУ СПО ШАПТ позволяет развивать мотивацию к систематическим занятиям физкультурой и спортом, положительно сказывается на результатах учебного труда, воспитывает человека, который будет заниматься своим здоровьем всю жизнь и будет это делать грамотно.





















Список использованной литературы

КНИГИ

1. Под ред. Поташника М. М. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений/ Под ред. М. М. Поташника. – М.: Новая школа. – 1994. – с. 64.

2. Загвязинский В.И., Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990.

3. Тубельский А. Экспертиза инновационной школы: Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспаржака, А. Пинского. М.: Парсифоль, 1997.

СТАТЬЯ

4. Алексеева Л.Н., Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .

5. Бычков А. В., Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. – 2005. – № 6. – с. 33.

6. Вохмянина С.М., По системе Марии Монтессори/ С. Н. Вохмянина// Педагогический вестник. – 2002. – № 8 (299). – с.7.

7. Лазарев В.С., Управление нововведениями – путь к развитию школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2004. – № 1. –с.16.

8. Лазарев В.С., Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с.4.

9. Пугачёва Н.Б., Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н.Б. Пугачёва// Завуч. – 2005. – № 3. – с.29.

10. Пугачёва Н.Б., Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности общеобразовательного учреждения/ Н.Б. Пугачёва// Завуч. –2005 – № 3. – с.122.

10. Самохин В.Ф., Педагогические инновации в системе профессионального образования // Инновации в образовании - 2006. - №6. – с. 4-9.

11. Строкова Т.И., Мониторинг педагогических нововведений/ Т.И. Строкова// Директор школы. – 2006. – № 6. – с.34.

12. Тестов В. А., Стратегия образования в современных условиях/ В. А. Тестов// Педагогика. – 2005. – № 7. – с.5.

13. Тюнников Ю.С., Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – № 5. – с. 8.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!