СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описан личный опыт работы по использованию инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями (дети с расстройствами аутистического спектра, с сишдромом Дауна, лёгкой умственной отсталостью) с целью их адаптации и социализации в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире (из опыта работы)»

«Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире»

(из опыта работы)

Актуальность опыта. Состояние здоровья детей с расстройствами аутического спектра, легкой умственной отсталости, синдрома Дауна препятствует освоению всех разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Они имеют ограниченные представления об окружающей среде, предметах и их функциональном назначении, что впоследствии негативно влияет на их дальнейшее развитие, социализацию в обществе, адекватное взаимодействие с окружающими. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в социум. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от педагогов, занимающихся данной категорией детей, компетентных решений и действий. Это и разработка специальных программ, и использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире.

Коррекционное обучение «особенного» ребенка, начатое как можно раньше, может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребенка, что повлияет на дальнейшую его судьбу. Обучение, которое ориентируется на актуальный уровень развития детей и возможности «зоны ближайшего развития», основывается на ведущей деятельности дошкольного возраста, играет решающую роль в получении знаний ребенком с особыми образовательными потребностями. В процессе обучения эти знания систематизируются, и все это способствует познавательному развитию ребенка, его адаптации и социализации в современном мире. В этой связи возникает необходимость изучения инновационных походов и технологий, их адаптация к условиям специального дошкольного учреждения и внедрение в практику работы.

Основная идея опыта состоит в том, что использование нетрадиционных форм проведения занятий, инновационных технологий и методик способствует повышению активности, самостоятельности и социальной мобильности ребенка, развитию его познавательных способностей.

Инновационность опыта и его практическое значение состоит в постоянном поиске и внедрении новых максимально эффективных технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом этой работы стало формирование адаптированной к условиям социума личности с особыми образовательными потребностями. Об эффективности использования выбранных инноваций и технологий свидетельствуют результаты диагностических обследований воспитанников.

Технологичность опыта заключается в разработке и реализации системного подхода к организации коррекционной работы с использованием выбранных инноваций и технологий, которые в своей совокупности гарантируют результат, влияющий на уровень мастерства педагогов учреждения и степень развития каждого ребенка. Опыт изложен в форме проекта по теме «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями с целью их адаптации и социализации в современном мире». Содержательная часть проекта охватывает постановку цели, формулировку общих и конкретных целей для достижения результатов, в приложениях раскрыто содержание учебного материала: картотека тематических прогулок с целью ознакомления с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья; описание методов и форм организации коррекционно-учебного процесса; оценивание текущих результатов во время проведения мониторинга; заключительная оценка результатов.

Опыт работы подтверждает, что одной из важных задач работы по коррекции нарушений в развитии детей является рас­ширение их представлений об окружающем мире, жизненных представлений, открыв им новые возможности, научив воспри­нимать окружающий мир всеми органами чувств. Только тогда этот мир станет для них шире и многограннее.

Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельностного освоения в следующих направлениях:

- ознакомление с предметным миром;

- ознакомление с природой (живой и неживой);

- формирование элементарных социальных знаний (семья, родственные отношения, деятельность людей и др.);

- формирование навыков безопасного поведения.

Формирование у ребенка первых представлений о себе становится первым существенным звеном привлечения его к социальному миру и стимулом для познания окружающего. На протяжении дошкольного возраста представления ребенка о себе постоянно меняются. У наших воспитанников первые проявления самосознания, выделение своего «я» и «я» других детей не возникает без специального обучения. Необходимо постоянно формировать у малышей целостное восприятие и правильное представление о себе и человеке вообще. Эта работа ведется как учителем-дефектологом, учителем-логопедом, так и воспитателем группы во время всех режимных моментов и в повседневной жизни, на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

В процессе работы я пришла к выводу, что у наших воспитанников возникают сложности, прежде всего в понимании событий своей жизни, жизни окружающих их людей, событий социальной жизни. Все это влияет на формирование умения строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Навыки установления межличностных взаимоотношений, которые мы формируем у детей, помогают им овладевать культурой поведения, все это в свою очередь способствует развитию самосознания и самооценки, социальных чувств.

Успешность формирования элементарных знаний о явлениях живой и неживой природы, о социальной жизни зависит от выбора методов обучения с учетом психофизических возможностей детей с особыми потребностями. Выбранные мною формы работы, инновационные технологии, методы и приемы, направленные на формирование представлений об окружающем мире у детей с особыми потребностями, вся стратегическая программа долговременных занятий построена таким образом, что каждый этап подготавливал следующий. И пока не будут достигнуты убедительные и стабильные во времени результаты на данном этапе, переходить к следующему, - это значит попасть в неподготовленное поле деятельности.

Опыт работы подтверждает, что использование традиционных методов работы с детьми с ограниченными возможностями недостаточно для коррекции. Поэтому я решила построить свою работу, основываясь на современных нетрадиционных методах и инновационных технологиях:

- Структурированное обучение с опорой на визуальную поддержку (элементы TEACCH). Цель программы – повышение уровня самостоятельности и независимости ребёнка, его уверенности в себе, но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.

- Элементы прикладного анализа поведения (АВА – ТЕРАПИЯ) – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Правильные действия подкрепляются поощрением. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного

освоения все новых и новых навыков. Конечная цель АВА - дать ребенку средства самостоятельно осваивать окружающий мир.

- Коммуникационная система обмена изображениями или PECS - это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако способствует развитию речи у ребенка с аутизмом. Некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь, обретают более эффективную коммуникацию.

- Глобальное чтение по методике Г. Домана. Суть этого метода обучения состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

- Коммуникативные игры на формирование эмоционального взаимодействия и предпосылок к общению со сверстниками и взрослыми по системе КРУГ. Цель технологии заключается в изменении мотивационной стороны общения: повышении собственной активности ребёнка; формировании умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; углублении осознания сферы общения; обучении умению сотрудничать, чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

- Коррекция нарушений сенсомоторной интеграции основывается на подходе Э. Дж. Айрес, главной идеей которого является то, что обогащение ребенка сенсорным опытом и формирование у него полисенсорного восприятия происходят в условиях, максимально приближенных к жизни. Только при этом мозг способен интегрировать ощущения и формировать адаптивный ответ, «вписывающий» ребенка в контекст ситуации.

Результативность проведенной работы оценивалась проведением мониторинга, который осуществлялся как способ контроля над процессом адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья путём сбора, обработки информации о результатах коррекционного воздействия с использованием инновационных технологий и методик. Таким образом, систематическая, целенаправленная коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья приво­дит к отчетливо выраженным положительным результатам: к улучшению вер­бального и невербального общения, развитию межличностных отношений между взрослыми и сверстниками и как итог - к усилению активности, само­стоятельности, что выражается в росте социальной активности этих детей.

Подводя итоги реализации проекта, я пришла к выводу, что выбранные мной технологии и методики способствовали коррекции не только познавательного, но и коммуникативно-речевого, эмоционального, а также общего психического развития детей с особыми образовательными потребностями. В дальнейшей работе планирую продолжать работу по

выбранной теме, изучая и внедряя новые инновационные технологии в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом и родителями.

Учитывая полученные результаты, педагогический коллектив учреждения считает необходимым внедрять опыт и проект, разработанный на основе опыта, в работу всех групп учреждения.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!