СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование кейс-технологий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход  системы образования на ФГОС нового поколения поставил перед преподавателем много проблем.Возникла проблема перехода на новый уровень организации учебного процесса. Преподаватель должен перестроить всю систему своего преподавания, изменить свою роль в учебном процессе из «дающего знания» в «помощника  в получении знаний». Как осуществить этот переход без потерь в качестве образования? Как мотивировать на обучение, научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию? Реализация  этих требований может быть осуществлена через использование личностно-ориентированных  технологий обучения: проектного, развития критического мышления, кейс-технологии. 

 Об использовании кейс-технологий данный материал. Содержит статью и презентацию.

Просмотр содержимого документа
«кейс технологии мультиурок »

Использование кейс-технологий для реализации

системно-деятельностного подхода в обучении.

преподаватель ГБПОУ ВО ВАТ имени В.П.Чкалова

Кузнецова Екатерина Владимировна





Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Адольф Дистервег

Переход системы образования на ФГОС нового поколения поставил перед преподавателем много проблем. Изменились требования ко всем структурным составляющим преподавания и результатам обучения. Если раньше преподаватель давал знания, развивал умения и навыки, то теперь он должен формировать компетенции. Возникла проблема перехода на новый уровень организации учебного процесса. Преподаватель должен перестроить всю систему своего преподавания, изменить свою роль в учебном процессе из «дающего знания» в «помощника в получении знаний». Как осуществить этот переход без потерь в качестве образования? Как мотивировать на обучение, научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию?

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который должен обеспечивать:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Реализация этих требований может быть осуществлена через использование личностно-ориентированных технологий обучения: проблемного, модульного, развивающего, интенсификации обучения на основе знаковых моделей и схем, кооперации в обучении, проектного, развития критического мышления, кейс - технологии. На последней остановимся более подробно.

Кейс (от английского case) – многозначное понятие. Во-первых, кейс это небольшой деловой чемоданчик для документов и книг. Во-вторых, в более современном значении «кейс» это случай из практики, казус (от латинского casus), который наглядно демонстрирует какую-либо теорию. Естественно, что в русском языке для обозначения рассматриваемого метода, наряду с термином кейс - технологии, используется понятие «метод анализа конкретной ситуации».

Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Существует несколько разновидностей методик, применяемых кейс - технологией:

  1. метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)

  2. метод инцидента;

  3. метод ситуационно-ролевых игр;

  4. метод разбора деловой корреспонденции;

  5. игровое проектирование;

  6. метод дискуссии.

Суть кейс - технологии состоит в том, что обучающиеся должны самостоятельно найти пути разрешения данной ситуации, принять решение по устранению проблемы, противоречий.

Обычно кейсы готовятся в пакете - «чемоданчике», включающем в себя:

  • сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления - вводный кейс;

  • объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью подробности - информационный кейс;

Кейсы можно использовать на различных этапах образовательного процесса: сообщения новых знаний; закрепления; контроля и оценки знаний; систематизации изученного материала, а также как один из основных методов самостоятельной работы учащихся, при проведении практических и семинарских занятий. Его использование позволяет учащимся применять теоретические знания к решению практических задач, способствует развитию самостоятельного мышления. Очень важным моментом в использовании кейсов является результат - это не только полученные знания (предметный результат), но и навыки профессиональной деятельности (метапредметные и личностные результаты).

Кейс-технология предполагает различные виды самостоятельной деятельности обучающихся: подготовительную работу (сбор информации, работа с источниками, анализ), индивидуальную и групповую работу над поставленной проблемой, презентация и анализ результатов индивидуальной или групповой работы, дискуссия.

Очень жаль, что встречается мало источников, содержащих готовые кейсы. Приходится составлять их самостоятельно. Они не всегда получаются «правильными», полностью отвечающими требованиям к составлению. Для создания качественного «живого» кейса нужно знать следующие правила:

  1. представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию;

  2. ситуация должна соответствовать четко поставленной цели создания;

  3. в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем.

  4. иметь уровень трудности, соответствующий категории слушателей;

  5. иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;

  6. быть актуальным на сегодняшний день;

  7. иметь несколько решений.

  8. провоцировать дискуссию;

Кейс-технология способствует реализации системно-деятельного подхода, однако выбор в пользу ее применения должен осуществляться с учетом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, их интересов и потребностей, времени на выполнение и многих других факторов.









Ресурсы.

  1. Габриелян О.С. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Хи­мия» для профессиональных образовательных организаций / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумова. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 42 с.

  2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.

  3. Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17

  4. Резанов А.Г. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций / А.Г.Резанов, Е.А.Ре- занова, Е.О.Фадеева. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего полного образования [Электронный ресурс] - режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365 - (дата обращения 17.02.16)

  6. ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образо­вания. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.21/fgos.150415/st.1/index.php - (дата обращения 17.02.16)





Просмотр содержимого презентации
«Использование кейс - технологий мультиурок »

Использование кейс-технологий для реализации  системно-деятельностного подхода в обучении. Преподаватель ГБПОУ ВО ВАТ имени В.П. Чкалова Кузнецова Екатерина Владимировна

Использование кейс-технологий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Преподаватель ГБПОУ ВО ВАТ имени В.П. Чкалова

Кузнецова Екатерина Владимировна

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Адольф Дистервег Адольф Дистервег Немецкий педагог, либеральный политик. 1790 - 1866 14.10.16 Кузнецова Екатерина Владимировна

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Адольф Дистервег

Адольф Дистервег

Немецкий педагог, либеральный политик.

1790 - 1866

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна

Системно-деятельностный подход формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.  14.10.16 Кузнецова Екатерина Владимировна

Системно-деятельностный подход

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна

Использование личностно-ориентированных технологий обучения: Проблемное обучение  Модульное обучение Развивающее обучение Интенсификация обучения на основе знаковых моделей и схем  Технология кооперации в обучении  проектное обучение Технология развития критического мышления, Кейс - технологии. 14.10.16 Кузнецова Екатерина Владимировна

Использование личностно-ориентированных технологий обучения:

  • Проблемное обучение
  • Модульное обучение
  • Развивающее обучение
  • Интенсификация обучения на основе знаковых моделей и схем
  • Технология кооперации в обучении
  • проектное обучение
  • Технология развития критического мышления,
  • Кейс - технологии.

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна

Кейс. Происхождение термина Кейс (от английского case) Во-первых, кейс это небольшой деловой чемоданчик для документов и книг. Во-вторых, в более современном значении «кейс» это случай из практики, казус (от латинского casus), который наглядно демонстрирует какую-либо теорию.  В русском языке «метод анализа конкретной ситуации».  14.10.16 Кузнецова Екатерина Владимировна

Кейс. Происхождение термина

  • Кейс (от английского case)
  • Во-первых, кейс это небольшой деловой чемоданчик для документов и книг.
  • Во-вторых, в более современном значении «кейс» это случай из практики, казус (от латинского casus), который наглядно демонстрирует какую-либо теорию.
  • В русском языке «метод анализа конкретной ситуации».

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна

Разновидности методик   метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения) метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии.  14.10.16 Кузнецова Екатерина Владимировна

Разновидности методик

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна

«Чемоданчик - кейс», включает в себя:    вводный кейс - сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления ; информационный кейс - объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью подробности ;   14.10.16 Кузнецова Екатерина Владимировна

«Чемоданчик - кейс», включает в себя:

  • вводный кейс - сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления ;
  • информационный кейс - объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью подробности ;

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна

14.10.16 Кузнецова Екатерина Владимировна

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна

14.10.16 Кузнецова Екатерина Владимировна

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна

Правила создания кейсов представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию; ситуация должна соответствовать четко поставленной цели создания; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. иметь уровень трудности, соответствующий категории слушателей; иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни; быть актуальным на сегодняшний день; иметь несколько решений. провоцировать дискуссию;   14.10.16 Кузнецова Екатерина Владимировна

Правила создания кейсов

  • представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию;
  • ситуация должна соответствовать четко поставленной цели создания;
  • в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем.
  • иметь уровень трудности, соответствующий категории слушателей;
  • иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • иметь несколько решений.
  • провоцировать дискуссию;

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна

Ресурсы

  • Габриелян О.С. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Хи­мия» для профессиональных образовательных организаций / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумова. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 42 с.
  • Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
  • Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности//Химия в школе.-2008.-№4.-С.13-17
  • Резанов А.Г. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций / А.Г.Резанов, Е.А.Ре- занова, Е.О.Фадеева. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего полного образования [Электронный ресурс] - режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365 - (дата обращения 17.02.16)
  • ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образо­вания. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.21/fgos.150415/st.1/index.php - (дата обращения 17.02.16)
  • http://school2nick.tsn.lokos.net/images/raspisanie/fgos.jpg
  • http://csgo-distant.ru/pluginfile.php/61/course/summary/fgos_znak.jpg
  • http://belozerschool.ucoz.ru/p72_fgosoo1.jpg
  • http://sw3310.smartweb-static.com/upload_dir/shop/1521000129-6.jpg
  • https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ea19bac6f98b2d9fea557bb12f671a9b&n=33&h=215&w=157

14.10.16

Кузнецова Екатерина Владимировна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!