СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование когнетивных образовательных технологий на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной технологической карте представлены примеры использования когнетивных технологий на уроках русского языка (составление интеллект-карт)

Просмотр содержимого документа
«Использование когнетивных образовательных технологий на уроках русского языка»



МКОУ Калачеевская гимназия №1



«Использование когнитивных образовательных технологий на уроках русского языка»







Учитель русского языка и литературы

Тищенко Галина Александровна















2016 год



Класс: 5 «Б» Предмет: русский язык Дата_________Учитель: Тищенко Г.А.

Тема урока: Глагол. Спряжение глагола, личные окончания глаголов

Цель: углубить знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи; отрабатывать умение правильно писать личные окончания глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Формируемые универсальные учебные действия:

а) предметные:

учащиеся должны знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола

учащиеся должны уметь находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола.

б) метапредметные:

регулятивные УД: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты, овладевать приемами отбора и систематизации материала;

познавательные УД: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию;

коммуникативные УД: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи содержание совершаемых действий.

в) личностные УД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому совершенствованию

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Образовательные ресурсы: Интернет-ресурсы:

http://www.uroki.net

http://www.obuch.iukhta.ru

http://www.intergu.ru

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

Организационная структура урока



Этапы урока

Время

Содержание учебного материала

Методы и приёмы, формы организации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

1.Этап мобилизации

2 мин.

Вовлечение учащихся в активную деятельность

Фронтальная работа

-Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе

Определяют тему урока

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе отличною от своей

2.Актуализация и пробное учебное действие (лингвистическая разминка)

5-6

Словесно-иллюстративный рассказ

Фронтальная, индивидуальная работа






















- Сегодня к нам на урок пришли гости из далекой славянской школы. Они расскажут нам интересные истории о важной в русском языке части речи, без которой ничего в мире бы не могло существовать и развиваться

- На удивительную силу глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты. Н.Греч писал: «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова».

Название «глагол» происходит от славянского «глаголить – говорить»

Языковедами глагол выделяется как самая сложная и емкая самостоятельная часть речи.

Смотрят презентацию,

воспринимают информацию на слух, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3.Осознание недостаточности знаний (выявление места и причины затруднения)

1-2

Беседа, ответы на вопросы, заполнение пропусков в определениях

Индивидуальная, групповая работа

Учитель производит проверку некоторых работ и задает дополнительные вопросы по мере необходимости

- В предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова.

1)Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы …………………………….называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется … 
3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы……
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. ………
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по…………….., а в единственном  числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... …………………..
6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … ……...

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………


Осознают, что у них недостаточно знаний для полных ответов.

1)Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы(что делать? что сделать? что делал? что будут делать?)называется глаголом.
2) Не с глаголами пишется …(раздельно).
3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. (ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь).
5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …(по числам), а в единственном  числе по … (родам). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ...(числам и лицам).
6) В предложении глагол обычно бывает …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим).

7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…(что сделать?), а несовершенного вида…(что делать?).


Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4.Целеполагание

1

Постановка целей и задач

Фронтальная работа

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

Тема урока – Спряжение глаголов.

- Заполнение индивидуальных листов «Цель (чего я хочу добиться на уроке)».

- Узнаем, что такое спряжении е глаголов; научимся различать спряжения глаголов; узнаем, какие окончания у глаголов 1 и 2-го спряжения. Будем закреплять новые знания при выполнении заданий

Формулируют цели и задачи урока в диалоге с учителем, воспринимают на слух информацию

Запись в тетрадь темы урока.

Цель (чего я хочу  добиться на уроке)


Повторить, что обозначает глагол, какие имеет грамматические признаки.



Повторить, как изменяются имена существительные и прилагательные.



Узнать, что такое спряжение глагола.



Узнать личные окончания глаголов  1 и 2  спряжения.



Узнать глаголы – исключения 2 спряжения.



Узнать, как определить спряжение глаголов.




Личностные: осознают свои возможности в учении

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия

Коммуникативные: строят монологические высказывания



5.Построение проекта реализации цели. Творческая практическая деятельность.

10-12

Практическая деятельность

Фронтальная, индивидуальная, групповая

- Для того, чтобы ответить на вопрос: что значит – спряжение глагола, нужно выполнитьзадание 1. Закончить предложения.

- Как называется изменение глагола по лицам и числам?

 - У глагола только два спряжения (1 и 2-е). Чем они различаются?

Имя прилагательное  - изменяется…………….

Имя существительное  -  изменяется …………….

 А глагол -   изменяется …………………………..    

- Спряжением.

- Окончанием.

Отвечают на вопросы, выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Имя прилагательное  - изменяется (по родам, падежам и числам).

Имя существительное  -   склоняется ( изменяется) по числам, падежам.

 А глагол -   изменяется по ...(по лицам и числам).          

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5.Физкультминутка

1


Фронтальная работа

Проводит физкультминутку или предлагает провести любому из учащихся

Выполняют физические упражнения


Заботятся о своем физическом здоровье и работоспособности на уроке

6.Тренировочные упражнения


5-6

Практическая деятельность

Работа в группах

Контролирует процесс выполнения

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и выделите окончания в словах.

Вед..шь,  скольз..т,  крич..т,  зов..м,  говор..шь,   бер..т, сто..шь, по..т, жд..м,  вез..те.

- Да.

- Т.к. они стоят под ударением.

Правила работы в группе:

ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ К ОДНОГРУППНИКАМ, СЧИТАТЬСЯ С МНЕНИЕМ КАЖДОГО, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ОКАЗЫВАТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ.

Глаголы нас.времени – хлопать в ладоши;

прош.времени – приседать;

будущего времени – топать ногами.

- Легко ли было вставить пропущенные гласные в окончания глаголов?

- Почему?

- Обратите внимание на окончания глаголов – они все ударные.

Задание 3. В два столбика выпишите окончания глаголов 1 и 2- го спряжения (Пользуйтесь материалом учебника).

- Итак, ребята, сделаем вывод:  КАКИЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕЮТ ГЛАГОЛЫ 1 СПРЯЖЕНИЯ, ….. 2-ГО СПРЯЖЕНИЯ?

- Данное правило – только для глаголов с ударным личным окончанием.

Нас.время:  слышишь, летят, стучат, несу,грызу.

Прош.время:  :  звала, понимал, плыл, читали, служили.

Буд.время: положу,буду строить, обрадуюсь, буду играть, увижу.

Работа в группах. Диалог

Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, развивают внимание, наблюдательность, логическое мышление

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач


7.Этап закрепления знаний и способов действий. Составление интеллект- карт

6-7

Составление интеллект-карт

Самостоятельная работа

-составьте интеллект-карты (алгоритм определения спряжения глаголов)


Самостоятельно работают, анализируют

См. приложение 1


Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

8.Рефлексия

1

Подведение итогов урока, выставление оценок

Индивидуальная, фронтальная работа

Заполнение листа «Цель (чего я хочу добиться на уроке)»

Закончить предложения:

1. Сегодня   я     узнал…

2.  Было  интересно…

3.  Было   трудно…

4.  Я   выполнял   задания…

5.  Я понял,   что…

6.  Теперь я   могу…

7.  Я   почувствовал,  что…

8.  Я   приобрел…

9.  Я   научился…

10.  У   меня   получилось …

11.  Я   смог…

12.  Я   попробую…

13.  Меня   удивило…

14.   Урок  дал   мне   для   жизни…

Заполняют листы, делают выводы.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования, стремятся к приобретению новых знаний и умений

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

9.Домашнее задание

1

Запись и объяснение выполнения домашнего задания

Фронтальная работа

Орф. №25 (в тетрадях с орфограммами). Записать и выучить

Записывают задание

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!