учащиеся должны знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола
учащиеся должны уметь находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола.
в) личностные УД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому совершенствованию
Этапы урока | Время | Содержание учебного материала | Методы и приёмы, формы организации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Этап мобилизации | 2 мин. | Вовлечение учащихся в активную деятельность | Фронтальная работа | -Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе | Определяют тему урока | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе отличною от своей |
2.Актуализация и пробное учебное действие (лингвистическая разминка) | 5-6 | Словесно-иллюстративный рассказ | Фронтальная, индивидуальная работа
| - Сегодня к нам на урок пришли гости из далекой славянской школы. Они расскажут нам интересные истории о важной в русском языке части речи, без которой ничего в мире бы не могло существовать и развиваться - На удивительную силу глагола обращали внимание многие писатели и лингвисты. Н.Греч писал: «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова». Название «глагол» происходит от славянского «глаголить – говорить» Языковедами глагол выделяется как самая сложная и емкая самостоятельная часть речи. | Смотрят презентацию, воспринимают информацию на слух, осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
3.Осознание недостаточности знаний (выявление места и причины затруднения) | 1-2 | Беседа, ответы на вопросы, заполнение пропусков в определениях | Индивидуальная, групповая работа | Учитель производит проверку некоторых работ и задает дополнительные вопросы по мере необходимости - В предложения вместо ….. вставить подходящие по смыслу слова. 1)Часть речи, которая обозначает ………………. и отвечает на вопросы …………………………….называется глаголом. 2) Не с глаголами пишется … … 3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…… 4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. ……… 5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по…………….., а в единственном числе по ……….. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... ………………….. 6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … ……... 7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида…………… | Осознают, что у них недостаточно знаний для полных ответов. 1)Часть речи, которая обозначает …(действие предмета) и отвечает на вопросы(что делать? что сделать? что делал? что будут делать?)называется глаголом. 2) Не с глаголами пишется …(раздельно). 3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?) 4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. (ть, ти, нулевое окончание в глаголах на чь). 5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …(по числам), а в единственном числе по … (родам). В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ...(числам и лицам). 6) В предложении глагол обычно бывает …(сказуемым) и согласуется с … (подлежащим). 7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос…(что сделать?), а несовершенного вида…(что делать?). | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
4.Целеполагание | 1 | Постановка целей и задач | Фронтальная работа | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. Тема урока – Спряжение глаголов. - Заполнение индивидуальных листов «Цель (чего я хочу добиться на уроке)». - Узнаем, что такое спряжении е глаголов; научимся различать спряжения глаголов; узнаем, какие окончания у глаголов 1 и 2-го спряжения. Будем закреплять новые знания при выполнении заданий | Формулируют цели и задачи урока в диалоге с учителем, воспринимают на слух информацию Запись в тетрадь темы урока. Цель (чего я хочу добиться на уроке) | Повторить, что обозначает глагол, какие имеет грамматические признаки. | | | Повторить, как изменяются имена существительные и прилагательные. | | | Узнать, что такое спряжение глагола. | | | Узнать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | | | Узнать глаголы – исключения 2 спряжения. | | | Узнать, как определить спряжение глаголов. | |
| Личностные: осознают свои возможности в учении Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия Коммуникативные: строят монологические высказывания
|
5.Построение проекта реализации цели. Творческая практическая деятельность. | 10-12 | Практическая деятельность | Фронтальная, индивидуальная, групповая | - Для того, чтобы ответить на вопрос: что значит – спряжение глагола, нужно выполнитьзадание 1. Закончить предложения. - Как называется изменение глагола по лицам и числам? - У глагола только два спряжения (1 и 2-е). Чем они различаются? Имя прилагательное - изменяется……………. Имя существительное - изменяется ……………. А глагол - изменяется ………………………….. - Спряжением. - Окончанием. | Отвечают на вопросы, выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Имя прилагательное - изменяется (по родам, падежам и числам). Имя существительное - склоняется ( изменяется) по числам, падежам. А глагол - изменяется по ...(по лицам и числам). | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
5.Физкультминутка | 1 | | Фронтальная работа | Проводит физкультминутку или предлагает провести любому из учащихся | Выполняют физические упражнения | Заботятся о своем физическом здоровье и работоспособности на уроке |
6.Тренировочные упражнения | 5-6 | Практическая деятельность | Работа в группах | Контролирует процесс выполнения - Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и выделите окончания в словах. Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т, жд..м, вез..те. - Да. - Т.к. они стоят под ударением. Правила работы в группе: ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ К ОДНОГРУППНИКАМ, СЧИТАТЬСЯ С МНЕНИЕМ КАЖДОГО, ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ОКАЗЫВАТЬ ВЗАИМОПОМОЩЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ. Глаголы нас.времени – хлопать в ладоши; прош.времени – приседать; будущего времени – топать ногами. - Легко ли было вставить пропущенные гласные в окончания глаголов? - Почему? - Обратите внимание на окончания глаголов – они все ударные. - Задание 3. В два столбика выпишите окончания глаголов 1 и 2- го спряжения (Пользуйтесь материалом учебника). - Итак, ребята, сделаем вывод: КАКИЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕЮТ ГЛАГОЛЫ 1 СПРЯЖЕНИЯ, ….. 2-ГО СПРЯЖЕНИЯ? - Данное правило – только для глаголов с ударным личным окончанием. Нас.время: слышишь, летят, стучат, несу,грызу. Прош.время: : звала, понимал, плыл, читали, служили. Буд.время: положу,буду строить, обрадуюсь, буду играть, увижу. | Работа в группах. Диалог | Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, развивают внимание, наблюдательность, логическое мышление Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
7.Этап закрепления знаний и способов действий. Составление интеллект- карт | 6-7 | Составление интеллект-карт | Самостоятельная работа | -составьте интеллект-карты (алгоритм определения спряжения глаголов) | Самостоятельно работают, анализируют См. приложение 1 | Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
8.Рефлексия | 1 | Подведение итогов урока, выставление оценок | Индивидуальная, фронтальная работа | Заполнение листа «Цель (чего я хочу добиться на уроке)» Закончить предложения: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось … 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило… 14. Урок дал мне для жизни… | Заполняют листы, делают выводы. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования, стремятся к приобретению новых знаний и умений Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
9.Домашнее задание | 1 | Запись и объяснение выполнения домашнего задания | Фронтальная работа | Орф. №25 (в тетрадях с орфограммами). Записать и выучить | Записывают задание | |