СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование межпредметных связей в воспитании патриотизма у школьников на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития  священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Просмотр содержимого документа
«Использование межпредметных связей в воспитании патриотизма у школьников на уроках биологии»



Выступление на тему






«Использование межпредметных связей в воспитании патриотизма

у школьников на уроках биологии»













Подготовила учитель биологии муниципального общеобразовательного учреждения «Бирюковская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области Вертикова И. В.














Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

«Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству: одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» - такое определение дает Большой словарь иностранных слов в русском языке (М., 1998. – с. 482). В Государственной программе по патриотическому воспитанию патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению обязанностей по защите интересов Родины». Воспитание патриотизма требует от нас педагогов особой корректности, поскольку крайние его проявления граничат с такими страшными для общества явлениями, как шовинизм и национализм.

Патриотизм должен стать одной из основных составляющих в будущей идеологической программе России. Центром патриотического воспитания была и остается школа. Неоценимое значение для воспитания имеют факты героизма, который проявили граждане нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

2016 год – год 71 годовщины в Великой Победе. Все годы работы я стремилась как можно полнее использовать в воспитании патриотизма возможности биологии, на конкретных примерах раскрыть героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Начиная с первых уроков биологии, я знакомлю обучающихся с материалом, позволяющим показать, как советские люди преодолевали трудности военных лет, как, проявляя трудовой героизм, выращивали они сельскохозяйственные растения и животных, раскрываю вклад ученых в развитие сельского хозяйства, медицины в годы войны. Необходимые по теме сведения для уроков беру из литературных произведений К. Симонова, В. Закруткина, а также курских писателей – Евгения Носова, Константина Воробьева, поэта-земляка Ивана Полунина. Покажу на некоторых примерах, как я это делаю.

На первом уроке ботаники в ходе беседы о значении растений в жизни человека уделяю особое внимание роли хлебных злаков и рассказываю обучающимся о том, какая это была ценность – хлеб – в годы войны, как важно было обеспечить, в частности хлебом, фронт и тыл, как трудно было взрослым и детям без хлеба на оккупированных фашистами территориях, какой хлеб и в каком количестве получали жители Ленинграда в период блокады. Зачитываю отрывки из дневника Тани Савичевой, ленинградской пионерки, умершей от истощения.

О значении хлеба в жизни человека, о героизме тружеников тыла, обеспечивающих фронт и все население страны продуктами питания в годы Великой Отечественной войны, рассказываю и при изучении последующих тем курса биологии VI класса «Семя», «Корень», «Цветок и плод». На уроках по этим темам использую соответствующий фактический материал из художественной литературы, например, из повести В. Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы», в которой описывается жизнь деревни в военное время, когда нередко колхозы и совхозы отправляли на фронт почти все имевшееся у них зерно, а для себя деревенские жители пекли «травяной хлеб».

На уроке «Класс Однодольные. Семейство Злаки (Мятликовые)» рассказываю обучающимся об участии в годы войны их сверстников в выращивании и уборке зерна, при этом использую материал из произведения Ч. Айтматова «Ранние журавли». Рассказываю о том, как школьники помогли своему колхозу засеять яровыми культурами 200 га. пашни. В школе был создан отряд из подростков. Начиная с зимы они готовили лошадей к севу (кормили их, поили, чистили), а весной приняли активное участие в севе. На этом же уроке напоминаю обучающимся знакомый им эпизод из фильма «Вечный зов» по роману А. Иванова, в нем говорится о том, как в непогоду дети везли на элеватор хлеб, выращенный ими для воинов, согласно взятому обязательству, и подчеркиваю, что дети не только вырастили урожай, но и сами сжали его серпами, обмолотили и провеяли.

На уроке «Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые)» при изучении подсолнечника раскрываю значение в хозяйственной деятельности человека по выращиванию этой ценной культуры, рассказываю о самоотверженности каждого сельского труженика в годы войны. Большое влияние оказывает на ребят эпизод из повести В Закруткина «Матерь человеческая». В эпизоде рассказывается о том, как фашисты сожгли одну из деревень, уничтожили большую часть ее жителей, а остальных угнали на работы в фашистскую Германию. Одной из женщин, у которой фашисты убили мужа и сына, удалось спрятаться в кукурузном поле. Оставшись одна в сожженном селе и видя на полях несобранное колхозное добро, женщина с раннего утра и до позднего вечера ежедневно копала картофель, убирала початки кукурузы, перезревшие корзинки подсолнечника. Силы ей придавало горячее стремление сохранить труд односельчан, не дать погибнуть народному добру.

На уроке «Минеральное питание растений» рассказываю о том, что в годы войны на освобожденных от оккупантов территориях мобилизовывались все силы для того, чтобы как можно быстрее наладить производство продуктов сельского хозяйства. Это было трудное время. Не хватало рабочих рук, посевного материала, удобрений. Очень помогали взрослым школьники. Они участвовали во всех работах: собирали печную золу (зола эта использовалась для повышения плодородия почвы), помогали тщательно убирать урожай (после основной уборки урожая зерновых они целыми классами выходили на поля и собирали оставшиеся на них колосья). Собранное зерно – это вклад в дело снабжения продуктами питания фронта и тыла в трудных условиях войны.

На уроке по теме «Торфяной мох – сфагнум», рассказывая о водопоглощающих и бактерицидных свойствах сфагнума, упоминаю, что сфагнум использовался при дефиците перевязочного материала в партизанских отрядах, в населенных пунктах, находящихся на оккупированной территории. Сфагнум, как хороший теплоизоляционный материал, широко применяли в партизанских отрядах для утепления землянок, под пластами сфагнума хранили запасы овощей, картофеля и других продуктов. Говоря о роли сфагнума в образовании торфа, нахожу возможность сказать школьникам о том, что в годы Великой Отечественной войны торф широко использовался населением как топливо и как доступное удобрение, с помощью которого можно было увеличить урожайность сельскохозяйственных культур. Обращаю внимание обучающихся на то, что разработка торфяников на свободной от фашистов территории не прекращалась в тяжелые годы войны, его использовали в качестве подстилки для скота. Благодаря бактерицидным свойствам и высокой влагопоглотительной способности торфа (а она в 8-10 раз выше, чем у соломы), использование торфа давало возможность уберечь от болезней часть скота.

На уроке «Видоизменение побегов» и темы «Класс Двудольные. Семейство Пасленовые» при изучении картофеля, сообщаю обучающимся, что в годы войны в целях экономии картофеля ученые разработали способы выращивания его из верхушек клубней, отдельных глазков, из черенков побегов, выращенных при затенении.

Патриотизм у школьников воспитываю на героических трудовых подвигах ученых-биологов.

Развитие гельминтологии в нашей стране связано с именем академика К. И. Скрябина. Он шел непроторенными путями и фактически создал новую отрасль биологической науки и советскую научную гельминтологическую школу. Вся жизнь К. И. Скрябина – замечательный пример беззаветного, патриотического служения Родине.

К. И. Скрябин всегда считал одной из первейших задач ученого – воспитание молодежи, передачу ей своего опыта, своих знаний. При этом подчеркивал, что привлекать к научным работам, воспитывать любознательность, пытливость ума у детей нужно уже со школьной скамьи. Примечателен такой случай. В Москве находилась американская делегация. Когда беседа закончилась, и Константин Иванович заторопился на встречу с юннатами, один из американских коллег с недоумением спросил: «Неужели вы, академик, всерьез относитесь к этим встречам со школьниками?» Скрябин ответил: «Это наша смена» и добавил: «В каждом школьнике нужно видеть личность, и личность творческую!» В своей работе я всегда стараюсь следовать таким примерам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!