СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Траектория моей профессиональной деятельности связана с использованием мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы. Опираясь на педагогическую технологию на основе информационно- коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, была обозначена основная цель моего педагогического опыта: создание условий для развития познавательной и творческой активности личности посредством использования мультимедийных технологий. Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи: способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности; формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика; совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности. Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитии собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков, подготовка методических материалов, методических рекомендаций, творческих проектов с использованием мультимедийных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени А. М. Горького» г. Воткинска

Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка
и литературы как средство развития познавательной

и творческой активности личности
(или «Три кита педагогического успеха»)


Учитель русского языка и литературы

Татьяна Рудольфовна Наумова


Знания будут тем прочнее и полнее,
чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

(К. Ушинский)

Траектория моей профессиональной деятельности связана с использованием мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы. Опираясь на педагогическую технологию на основе информационно- коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, была обозначена основная цель моего педагогического опыта: создание условий для развития познавательной и творческой активности личности посредством использования мультимедийных технологий. Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи: способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности; формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика; совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности. Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитии собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков, подготовка методических материалов, методических рекомендаций, творческих проектов с использованием мультимедийных технологий.
Условия реализации методической системы: преподавание русского языка и литературы в 6-11 классах идет на базовом уровне; методическая система основана на создании условий для включения обучающихся в разные виды деятельности; наличие хорошей материальной базы (компьютер, проектор, аудиосистема, интерактивная доска, видео и DVD плееры, телевизор).








Этапы реализации педагогической системы.

КИТ первый «Научился сам…»


Когда меняется парадигма образования,

надо заново учиться всему.

(Санг Ли)

Как учитель занимаюсь ИКТ более 10 лет. Для подготовки уроков, творческих проектов использую программы Microsoft Word, Microsoft Publisher, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, Ulead VideoStudio 11, Pinnacle. Навыки работы с мультимедийными технологиями постоянно совершенствую, обучаясь на курсах различных видов.
Предметно-ориентированная ИКТ-компетентность учителя предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, поэтому основными мультимедийными средствами, используемыми мною в процессе обучения

являются готовые ЭОР и ЦОР и созданные мною компьютерные презентации. Более 300 презентаций создано мною для сопровождения уроков. В 2012 году 20 презентаций были представлены на Всероссийский конкурс «Лучшая учебная презентация». Средствами программы PowerPoint реализуется создание интерактивных плакатов. Мною создано электронное учебное пособие «Интерактивные плакаты для работы на уроках русского языка и литературы». Пособие включает материал, содержащийся в базовой программе по русскому языку и литературе. Данный ресурс участвовал в
конкурсах различных уровней, опубликован в сети Интернет, используется преподавателями не только Российской Федерации, но и преподавателями стран ближнего зарубежья. Создание видеороликов – это еще один вид мультимедийных технологий. Была создана видео антология «Судьбы Серебряного века». Видеоролики, входящие в эту коллекцию, мы используем для сопровождения уроков по заданной теме. В коллекцию входит 7 работ. Видео антология опубликована на различных сайтах Интернета, была представлена на республиканский конкурс «Планета открытий-2013». Данный ресурс используют на своих уроках учителя различных городов России. В 2009 году было издано методическое пособие для учителей русского языка и литературы «Система уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне». Учебное пособие поставлено на учет в фонде библиотеки Методического кабинета Управления образования г. Воткинска, в библиотечном фонде МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ. Три урока данного пособия: «В день свят суеты спят», «Древнее, священное, вечное…», «Милая моя и такая родная Русь» - имеют мультимедийное наполнение. Урок «В день свят суеты спят» был представлен на нескольких профессиональных конкурсах и получил высокую оценку экспертов данных конкурсов.

КИТ второй «…Научи ребенка»


Учитель тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт позволяет вести за собой своих учеников, и ученики могут пойти дальше учителя. Основные мультимедийные средства, используемые моими учениками в процессе обучения и общения: компьютерные презентации, создавать которые умеют 90% моих учеников, почти все работы опубликованы в Интернете; видеоролики, они также размещены в сети Интернет. Благодаря тому, что в кабинете имеется прямой доступ к сети Интернет, в режиме онлайн мы работаем со многими сайтами, при этом решая целый ряд дидактических задач: формируем навыки и умения чтения; совершенствуем умения письменной речи; пополняем словарный запас; формируем устойчивую мотивацию к изучению предмета, расширяем кругозор, налаживаем и поддерживаем деловые связи и контакты со своими сверстниками, участвуем в чатах, видеоконференциях. Наличие подключения к сети Интернет также дает возможность проводить обучение в режиме онлайн, использовать ЦОР и ЭОР ресурсы. Традиционное, сложившееся веками «сидение за партой» сегодня становится не всегда приемлемой формой получения образования, поэтому возникла необходимость создания дистанционного образования. Мною разработан дистанционный курс «Русский язык. 7 класс». Курс размещен на платформе MOODLE и проинспектирован преподавателями УдГУ. Разработан курс уроков русского языка для 8 класса , который размещен на моем персональном сайте .Для дистанционного обучения по литературе мною разработаны три сайта: «Встречи с Серебряным веком», «Вечная книга «Лето Господне», веб-квест «В день свят суеты спят». Для внеклассной работы с учащимися разработан веб-квест «Музыка сердца», посвященный 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского и веб-квест «Страсти по четырём девочкам», посвященный 70-летию Великой Победы.

Качество образования в современной школе определяется по результатам ГИА и ЕГЭ. Для подготовки к этим формам аттестации обучающихся также привлекаю мультимедийные технологии. Мною используются как авторские ЭОРы, так и тренажеры и тесты, разработанные коллегами - словесниками сообщества «ИКТ на уроке русского языка и литературы» портала Сети творческих учителей, также активно используем
предлагаемые Интернетом сайты, список которых помещен на мой персональный сайт.

Метод проекта с использованием мультимедийных технологий, как предусматривающий умение адаптироваться в новых отношениях и генерировать идеи, можно отнести к педагогическим технологиям XXI века. В своей практике мы с обучающимися используем индивидуальные и коллективные, долгосрочные и кратковременные проекты с использованием мультимедийных технологий. Нами разработаны долговременные проекты «Энциклопедия одного слова», «Лингвистическая трилогия», видео антологии по творчеству А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева и поэтов Серебряного века. Помимо учебных проектов обучающиеся выполняют творческие проекты для участия в конкурсах, для выступления на научно-практических конференциях.

В последнее время в практике моей работы особое место заняли дистанционные интеллектуальные игры и конкурсы, главной целью которых является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. 80% учащихся участвую в различных дистанционных олимпиадах, конкурсах, играх.

В течение 4 лет мною осуществлялось руководство работой Пресс-центра «Свой голос». Целью работы данного школьного органа являлось издание газеты посредством использования мультимедийных технологий. Номера школьной газеты опубликованы в Интернете. Члены Пресс-центра публикуют свои работы на различных сайтах.

В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является использование мультимедийных технологий и в воспитательном процессе. Как классный руководитель использую мультимедийные технологии для подготовки и проведения классных часов, родительских собраний. При этом мультимедийные ресурсы готовлю как сама, так и привлекаю к этому процессу обучающихся. С учащимися 7 класса ведем свои сайты «РАДУЖКИ» и Экологический сундучок «Красивая планета», учащиеся имеют свои электронные портфолио в сети Интернет.


Кит третий «Помоги коллеге»
Служить людям лучше, чем себе.


Много лет принимаю участие в работе различных сетевых профессиональных сообществ. Кроме размещения методических материалов на сайтах, веду свои электронные портфолио, материалами которых также могут воспользоваться коллеги. Выступала в качестве эксперта в работе некоторых педагогических сайтов, в данный момент являюсь ведущим экспертом при проведении олимпиады по русскому языку на сайте «Творческая корпорация». Опытом работы по использованию мультимедийных технологий постоянно делюсь с коллегами на мероприятиях разного уровня.

Сегодня я глубоко уверена в том, что использование мультимедийных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы не должно носить фрагментарного характера. Это должна быть хорошо выверенная и отлаженная система, работающая на развитие познавательной и творческой активности личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!