СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование музыкальных сказок в реабилитации и воспитании детей с умеренной формой умственной отсталости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

"....Возникла проблема нового подхода к реабилитации и воспитании  детей с умеренной формой умственной отсталости для максимально возможной компенсации отклонений в развитии. Одним из таких подходов является –  включение в сюжеты занятий такого метода, как сказкотерапия, развивающего у детей  представления об окружающем мире...."  

Просмотр содержимого документа
«Использование музыкальных сказок в реабилитации и воспитании детей с умеренной формой умственной отсталости.»

Использование музыкальных сказок

в реабилитации и воспитании детей с умеренной формой умственной отсталости.

Всестороннее развитие умственно отсталого ребенка является целью обуче­ния на каждом занятии дневного отделения центра социального обслуживания на дому детей с ограниченными возможностями. Музыкально-ритмические занятия не яв­ляются исключением.

Работая с детьми, имеющими проблемы в развитии, обусловленные множественными нарушениями психического и физического характера, я столкнулась с тем, что традиционная система коррекционного воспитания и обучения на музыкально-ритмических занятиях не дает таких результатов, каких бы мне хотелось.

Возникла проблема нового подхода к реабилитации и воспитании детей с умеренной формой умственной отсталости для максимально возможной компенсации отклонений в развитии. Одним из таких подходов является – включение в сюжеты занятий такого метода, как сказкотерапия, развивающего у детей представления об окружающем мире.

Эстетическое развитие и эмоциональный отклик на музыку у умственно отсталых детей – одна из главных задач музыкально-ритмических занятий. Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении пению тем героев из той или иной сказки, учащиеся не только упражняются в правильном вокальном их исполнении, но и побуждаются к выразительной и эмо­циональной передаче музыкального образа. Эмоциональное отношение к образу на занятии вызвало желание выразительно передать его в движении. В процессе занятий дети охотно поддерживают элементы актерской игры. Сказочное воздействие активизировало их деятельность. Они с удовольствием стали принимать участие в играх-драматизациях, построенных на сказочном сюжете.

Эстетическое воспитание при постановки того или иного музыкального спектакля или сказки, способствует нравственному развитию умственно отсталого ребенка. Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений детей общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.

При участии в инсценировках музыкальных сказок, у умственно отсталых детей формируются умения в различных видах деятельности, связанных с музыкой – восприятие музыки, танцевальные движения под музыку, вокализация, игра на элементарных музыкальных инструментах, работа по совершенствованию внятной выразительной устной речи (с помощью фонетической и логопедической ритмики).

Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки содержит развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования, по возможности, дифференцированного восприятия основных ее элементов.

Важным разделом работы является инсценирование музыкальных сказок (наиболее ярких фрагментов из них или небольших сказок целиком). Сказки нужны всем детям, не только детям «в норме», но и ребятам с недостаточным интеллектом. Сказка, свободная от нарочитой фантастики и мистики, создает у ребенка ощущение правды, реальности. Инсценируя сказку, он не задумывается о том, правда ли в ней или вымысел. В сказке о животных ребенка увлекает их умное или глупое поведение, их добрые или плохие поступки, возникающие между ними отношения. Сказка сильна тем, что захватывает ребенка, вызывает у него внутренние переживания. Он искренне негодует на злого волка, на хитрую лису, жалеет обиженного зайчика.

При знакомстве с миром сказок у детей развивается воображение, появляются мечты о труднодостижимом, возникают стремления подражать благородным, мужественным поступкам героев. При инсценировании сказок у умственно отсталых детей обогащаются морально-нравственные представления. Все это делает сказку превосходным средством психического развития детей с психоневрологическими заболеваниями.

Эмоционально насыщенная художественная деятельность дает выход детской жизнерадостности, фантазии. Позволяет творчески выражать себя. Чем больше увлечен ребенок деятельностью, тем больше уровень его активности в ней: он более настойчив, глубже переживает свои удачи и промахи, прилагает значительные усилия, чтобы добиться значительного успеха.

Что же касается музыкальных сказок, инсценировок, постановок музыкальных спектаклей, опер, то это, кроме того, форма коллективной деятельности. При подготовке музыкальной сказки детей захватывает атмосфера, которая создается вокруг общего дела, они понимают, что успех зависит от усилий и ответственности каждого. Для участия в такой сказке-инсценировке совершенно не обязательны врожденные актерские способности, достаточно вникнуть в мотивы поведения и характер персонажа и потрудиться над ним, чтобы доступными ему средствами изобразить его.

Музыкальные сказки по своему содержанию должны быть доступны и интересны слабослышащим школьникам, например, «Теремок», «Муха-цокотуха» М.Красева, «Кошкин дом» В.Золотарева, «Волк и семеро козлят» Г.Коваля и др.

Работа над сказкой, как правило, занимает несколько месяцев. Она охватывает все виды деятельности на занятии. Дети слушают музыкальные фрагменты из сказки, учатся различать и узнавать их, разучивают танцевальные движения персонажей, несложные песенки-партии, учатся передавать характеры героев, а также внятно и интонационно окрашено произносить короткие монологи, участвовать в диалогах (если музыкальная опера, то в дуэтах).

Правильная организация знакомства учеников с музыкальной сказкой имеет большое значение, от этого зависит заинтересованное участие детей в ее инсценировании. Знакомясь со сказкой, дети слушают мой эмоциональный пересказ ее содержания. При этом я использую иллюстрации и фигурки персонажей (методика инсценированного рассказа описана в книге Б.Д.Корсунской «Читаю сам» М. Просвещение, 1983). В свой рассказ я обязательно включаю слушание музыкальных фрагме6нтов, к которым привлекаю внимание учащихся. Например, при знакомстве с музыкальной сказкой «Кошкин дом» я, эмоционально обыграв с помощью фигурок ситуацию, в которой голодные котята пришли к тете-кошке, говорю: « К тете-кошке пришли голодные котята. Послушайте, какую грустную песенку они поют» - и исполняю песню, аккомпанируя себе на фортепиано.

После знакомства со сказкой желательно, чтобы дети прочитали ее с воспитателем, который продолжит мою работу над осознанием ими содержания и смысла сказки. При работе над инсценированием детьми фрагментов сказки не рекомендуется сразу распределять роли. В течение всего периода подготовки каждый ребенок должен выучить все роли. Например, при работе над сказкой «Теремок» сначала все ученики будут медведями. Несколько занятий они слушают музыку медведя, определяют ее характер, доступные средства выразительности, отличают ее от музыки, характеризующей других персонажей, разучивают танец медведя, пытаются говорить, как медведь (низким голосом, медленно, устрашающе). Затем все становятся зайками и осуществляется аналогичная работа. Когда все роли выучены детьми, я распределяю их, и начинается работа по постановке отдельных сценок или всей сказки целиком.

Важным разделом при работе над музыкальной сказкой является совершенствование произносительной стороны устной речи умственно отсталых детей. Я постоянно побуждаю их к выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, осуществляю специальную работу над произношением в деятельности, связанной с музыкой, - при исполнении музыкальных партий персонажей, инсценировании их характеров, а также при проведении специальных упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, голоса, отработку звуков и их сочетаний, слов, фраз с использованием фонетической и логопедической ритмики.

При моделировании занятий нужно использовать известные и любимые сказочные образы и персонажи. Такой подход к работе помогает снять напряжение, вызвать позитивные эмоции. На занятиях дети не только умчаться понимать мир персонажей, их настроение, но и пытаются отразить его желание. Как нетрадиционный метод, сказкотерапия стимулирует психическую и физическую активность пассивных детей, развивает внимание, выдержку, творческие, артистические способности, речь, симпатию, навык взаимодействия с людьми. На каждом занятии интерес возрастает, дети постоянно находятся в ожидании чего-то нового. Такие занятия нравятся детям и подготавливают их к другим сферам деятельности. Так, например, в свободное от занятий время они проигрывают полюбившиеся эпизоды самостоятельно, либо под руководством ученика-лидера.

Практика показывает, что с момента начала использования этой технологии, достигаются следующие результаты: преодолеваются барьеры межличностного общения, повышается интерес к режимным занятиям, дети в движениях учатся находить адекватное выражение различных эмоций и состояний, повышается уровень творческих возможностей, пополняются представления об окружающем мире. Кроме того, умственно отсталые дети учатся давать адекватную оценку товарищам при анализе деятельности, а так же во время просмотра видеофильмов со своим участием. Таким образом, сказкотерапия является эффективной технологией в работе с детьми с умеренной формой умственной отсталости.

















Инсценировка Басни Крылова «Стрекоза и муравей»










Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау Министрлігі

«Арнаулы әлеуметтік қызметтер көрсету орталығы» КММ

Кундізгі бөлімше


Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

КГУ «Центр по оказанию специальных социальных услуг»

Отделение дневного пребывания







Методический совет





Материалы обобщения передового педагогического опыта

учителя музыки и ритмики Корнейчук Т. А.









Семей 2012


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!