СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нетрадиционных форм и методик в работе школьного музея

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В начале ХХI века школьный музей, как одна из форм дополнительного образования, является центром патриотического воспитания, просветительского и образовательного процессов и социальной адаптации учащихся. Для более эффективного и плодотворного выполнения этих функций  требуется использование всех возможных форм музейной работы, самых современных педагогических, воспитательных и, конечно же, информационно-коммуникативных технологий.

Применение нетрадиционных методик и форм дает возможность сделать музейную работу привлекательной для более широкого круга учащихся, поднять ее на более высокий уровень. В школьном музее МБОУ СОШ №5 «История школы в истории города и страны»  для доступности и эффективности дополнительного образования используются:

  • работа в разновозрастных группах;
  •  использование традиционных форм музейной деятельности (поисково-исследовательская работа, лекции, экскурсии, семинары, круглые столы);
  • театральные элементы;
  • педагогические технологии;
  • ИКТ.

В качестве примера использования нетрадиционных форм работы школьного музея, я представляю проект «1941-1945. От Москвы до Берлина». 

Просмотр содержимого документа
«Использование нетрадиционных форм и методик в работе школьного музея»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДИК

В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Автор: Толчеева Елена Александровна,

педагог-организатор

МБОУ СОШ №5 г. о. Серпухов


В начале ХХI века школьный музей, как одна из форм дополнительного образования, является центром патриотического воспитания, просветительского и образовательного процессов и социальной адаптации учащихся. Для более эффективного и плодотворного выполнения этих функций требуется использование всех возможных форм музейной работы, самых современных педагогических, воспитательных и, конечно же, информационно-коммуникативных технологий.

Применение нетрадиционных методик и форм дает возможность сделать музейную работу привлекательной для более широкого круга учащихся, поднять ее на более высокий уровень. В школьном музее МБОУ СОШ №5 «История школы в истории города и страны» для доступности и эффективности дополнительного образования используются:

  • работа в разновозрастных группах;

  • использование традиционных форм музейной деятельности (поисково-исследовательская работа, лекции, экскурсии, семинары, круглые столы);

  • театральные элементы;

  • современные педагогические технологии;

  • ИКТ;

  • сотрудничество с школьными вокальным и хореографическим коллективами.

Цель использования нетрадиционных форм музейной работы - создать условия для эффективной реализации патриотического воспитания, просветительского и образовательного процессов, социальной адаптации учащихся на базе школьного музея.

Задачи, поставленные при использовании нетрадиционных форм в работе школьного музея:

  • повышение эффективности лекторской, просветительской, образовательной работы в школьном музее;

  • расширение сферы деятельности музейного актива;

  • социализация учащихся посредством расширения круга общения;

  • вывод деятельности школьного музея на более высокий уровень.


В качестве примера использования нетрадиционных форм работы школьного музея, я представляю проект «1941-1945. От Москвы до Берлина».

Инновационная составляющая представленной работы: интеграция традиционных форм музейной работы, театральных элементов и ИКТ для повышения эффективности деятельности школьного музейного актива.

Использованные методики:

  • проектная технология;

  • групповая технология;

  • поисково-исследовательская технология;

  • кейс-технология;

  • театральная деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • лекции.

На предварительном этапе работы над проектом музейный актив подготовил материалы о деятельности школы, ее учителей и учеников в годы Великой Отечественной войны. Также были составлены исторические справки о важнейших этапах войны.

Объединить эту информацию было решено в форме переписки отца-фронтовика с сыном и дочерью, которые были учениками нашей школы в 40-е годы ХХ века. Лекция сопровождается звуковым и видеорядом. Вот что у нас получилось.


Лекция-спектакль

«1941-1945. ОТ МОСКВЫ ДО БЕРЛИНА»,

посвященная Победе в Великой Отечественной войне

Сценарий

Действующие лица:

Ведущий;

Историк;

Светлана, старшая 17 лет, ученица 10 класса 13 средней школы;

Роман, младший брат 8 лет, ученик 3 класса 13 средней школы.

Ведущий: В музее МБОУ СОШ №5 «История школы в истории города и страны военной тематике посвящены несколько экспозиций:

  • экспозиция Серпухов в годы Великой Отечественной войны;

  • стенд, посвященный выпускнице школы 1941 года, участнице войны Антонине Ивановне Даниленко;

  • стенд «Важнейшие сражения великой войны»;

  • стенд, посвященный учителям школы, погибшим при обороне Москвы;

  • стенд «Май 1945 года».

В канун юбилея Победы мы решили объединить все лекции военной тематики в одну и назвали ее «1941-1945. От Москвы до Берлина». Приглашаем вас познакомиться с нашей новой работой.

Звучит музыка А. Александрова «Священная война»

Слайд 1. «1941-1945. От Москвы до Берлина»

Слайд 2. 1941 год

Слайд 3. Историк: 22 июня 1941 года в 4 утра без объявления войны фашистская Германия и её союзники напали на Советский Союз. Части Красной армии были атакованы немецкими войсками на всём протяжении границы от Балтийского моря до Карпат. Бомбардировкам и артиллерийским обстрелам подверглись города, железнодорожные узлы, аэродромы. Началась Великая Отечественная война. Наша армия долго отступала, терпела поражения, теряла тысячи своих сыновей. Но сейчас, в канун 70-летия великой Победы, мы хотим рассказать, как наша страна победила, как, шаг за шагом, прошла от Москвы до Берлина.

Слайд 4. 5 декабря 1941 года – начало контрнаступления советских войск под Москвой. В ходе контрнаступления 5–6 декабря, советские войска освободили от захватчиков свыше 11 тысяч населенных пунктов и нанесли тяжелое поражение 38 вражеским дивизиям. В результате контрнаступления и общего наступления враг был отброшен на запад на 150–400 км.

Слайд 5. За столом сидят брат и сестра. На столе – керосиновая лампа, письменные принадлежности и письмо с фронта.

Брат: Свет, поставь папину любимую!

Играет граммофон, звучит музыка Е. Розенфельда «Вдыхая розы аромат».

Брат: Прочитай еще раз папино письмо, пожалуйста!

Слайд 6. Сестра читает письмо:

Родные мои, ненаглядные Татьяна и Света с Ромкой!

Пишу вам, как только выдалась свободная минута. Наша часть стоит на оборонительных рубежах под Можайском. Фрицы атакуют по несколько раз в день, мы стоим насмерть. Из тех с кем мы вместе записались в ополчение, в живых не осталось почти никого.

Слайд 7. Вчера не вернулся из боя Владимир Александрович Пятикрестовский, завуч 13 школы, а Петр Кузьмич Морозов, Ромкин учитель физкультуры, пропал без вести еще раньше.

Слайд 8. Завтра нас перебрасывают на другую диспозицию. Куда - не говорят, но всем понятно, что под Москву. В народе пошли разговоры, что переходим в контрнаступление. Скорее бы, надоело драпать!

Рядовой Иван Соколов

Звучит музыка К. Листова «Бьется в тесной печурке огонь».

Сестра: Ромка, садись, пиши.

Слайд 9. Брат пишет под диктовку: Дорогой папа.

Получили твоё письмо и очень обрадовались. Обрадовались, что жив и здоров. Весь город живет надеждой, что война скоро кончится, и все делают для этого всё что могут. Каждый день кто-то из соседей уходит на фронт. Мама и Света, вместе с другими женщинами, весь сентябрь копали окопы. Наша школа закрыта. Старшеклассники работают на заводах и фабриках вместо ушедших на фронт отцов. Мы с ребятами собираем посылки на фронт с теплыми вещами. …Все для фронта, все для победы!

Слайд 10. Раздаются звуки воздушной тревоги и бомбёжки. Дети закрывают головы руками.

На экране: 1942 год

Слайд 11. Историк: 7 июля 1942 года – начало Сталинградской битвы, которая стала крупнейшим сухопутным сражением в истории человечества. Завершилась 2 февраля 1943 года полным разгромом фашистских войск. Победа под Сталинградом оказала определяющее влияние на дальнейший ход Второй мировой войны. В результате битвы Красная Армия прочно овладела стратегической инициативой и начала диктовать врагу свою волю.

Звучит музыка А. Новикова «Эх, дороги!»

Слайд 12. Сестра читает письмо:

Здравствуйте, мои дорогие дети Ромка и Светлана!

Слайд 13. С лета наша часть стоит на Волге. Защищаем Сталинград. К ноябрю немцы захватили почти весь город. Сталинград превращен в сплошные руины. Мы удерживали лишь узкую полоску суши - несколько сотен метров вдоль берега Волги. 19 ноября 42 г. по плану «Уран» после мощной артподготовки начали наступление. 23 ноября наши войска замкнули кольцо вокруг армии Паулюса. Окружили 22 дивизии.

Передаю вам свой самый теплый привет, ваш – младший сержант Иван Соколов.



Слайд 14: 1943 год

Слайд 15. Историк: 5 июля  1943 года началось самое крупное танковое сражение в истории – Курская битва. В нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.

12 июля в районе Прохоровки произошёл один из крупнейших в истории встречный танковый бой. Противник не был разгромлен, но дальнейшее продвижение соединений СС было остановлено. Битва на Курской дуге завершилась 23 августа полным разгромом фашистской армии.

Звучит музыка В. Соловьева-Седого «Вечер на рейде»

Слайд 16. Сестра пишет письмо и диктует себе вслух:

Дорогой папа!

Больше трех месяцев не получали писем и очень обрадовались, когда получили от тебя весточку. Когда слушали сводки Совинформбюро, мама говорила, что ты воюешь в самом пекле и плакала. Мы успокаивали ее, говорили, что ты напишешь, когда получишь орден. Она улыбалась и опять плакала.

Слайд 17. Мама все время на заводе. Уходит засветло, возвращается поздно, совсем без сил. Так что ужин готовлю я. Хотя чего там готовить: каждый день хлеб да картошка. Мы не учимся, потому что в нашей школе размещен госпиталь. Мы с ребятами ходим ухаживать за ранеными – пишем письма, читаем книги, моем полы.

Слайд 18. 1944 год

Слайд 19. Историк: В марте 1944 года войска 2-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева  форсировали реку Днестр и 26 марта вышли на реку Прут - государственную границу СССР и Румынии.

Слайд 20. Рома читает письмо:

Родные мои, ненаглядные!

Простите, что долго не писал, а что писал, как видно не доходило. Не удивляйтесь и не обижайтесь на меня, мы сейчас в такой лихорадке! Сразу по нескольким фронтам идет наступление, и, может быть уже скоро, мы окажемся в Германии.

Сержант Иван Соколов

Слайд 21. Света пишет и читает вслух:

Дорогой, любимый папа. Вчера после госпиталя вернулась домой Нина Елистратова, наша соседка. Она нашу школу закончила перед самой войной, в июне сорок первого. Вчера рассказывала во дворе, что служила шифровальщицей в полковой разведке. Послали её зимой в штаб с поручением. Уже стемнело. Пройти нужно было километра полтора по лесу. Впереди Нины шел молодой солдат. Внезапно начался артобстрел.

Слайд 22. Снаряды взрывались непрерывно на каждом шагу, ведь часть стояла на самой линии фронта. Когда через несколько минут в лесу затихло, солдат, шедший впереди, лежал на снегу в луже крови. Он был ранен в живот. Помощи ждать было ниоткуда. Слайд 23. Нина попыталась тащить его, но не вышло. Так до самого утра просидела она в морозном лесу с истекающим кровью русским парнишкой на руках. Помочь никак не могла, но и оставить не могла тоже! Когда их нашли, солдат уже умер. Нина получила обморожение и была отправлена в госпиталь.

Слайд 24. Май 1945 года.

Слайд 16. Брат и сестра читают письмо отца:

Здравствуйте, мои дорогие! Победа!

Вы, конечно, уже знаете все новости из радио и газет. А я всё это видел своими глазами. Наша часть начала бои под Берлином 16 апреля. Наш 1-ый Белорусский (на экране - Жуков) начал боевые действия вместе с 1-ым Украинским фронтом (Конев). 20 апреля нас поддержал 2-ой Белорусский фронт Рокоссовского, что стало для фашистов полной неожиданностью. 25 апреля начался штурм Берлина. Во время штурма наша рота атаковала центр города. Все понимали - войне конец. Каждый хотел приблизить этот миг. Бежали, стреляли, умирали – все ради победы! Когда 1 мая красный флаг появился над Рейхстагом, наш ротный заплакал и мы все, как сумасшедшие, ринулись в атаку. Не знаю, как словами передать все, что было на душе, когда штурм закончился. Все начали стрелять в воздух из всего, что было под рукой. А на следующий день 2 мая у стен разрушенного Рейхстага прошел концерт Лидии Руслановой.

Слайд 26. Не могу спокойно сидеть, как подумаю о вас, хоть пешком домой беги. Интересно, узнаете меня? Во-первых, я теперь с лейтенантскими погонами. Во-вторых, в Германии получил я третью свою медаль. Словом, будете мной гордиться!

Навеки ваш. Лейтенант Соколов

Слайд 27. Видео с салютом и песней «День победы»

Историк. В ночь на 7 мая был подписан предварительный протокол о безоговорочной капитуляции Германии, согласно которому с 23 часов 8 мая боевые действия прекращались на всех фронтах. Историческая заслуга нашего народа и его вооруженных сил состоит в том, что они сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии.

За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн. человек награждены боевыми орденами и медалями.

Финалом Великой Отечественной войны стал парад Победы, проведенный 24 июня в Москве.

Ведущий: Спасибо за внимание. До новых встреч в музее «История школы в истории города и страны!

В заключение хочется отметить, что в представленной лекции-спектакле отчетливо видна роль использования нетрадиционных форм музейной работы в создании в школьном музее активной, творческой, многофункциональной, и поэтому, более привлекательной атмосферы.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!