СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование переменного метода тренировки для развития выносливости юных футболистов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе  рассказывается  о  методах тренировки для развития  выносливости юных футболистов

Просмотр содержимого документа
«Использование переменного метода тренировки для развития выносливости юных футболистов»


МБОУ «СОШ№1 им. Героя Советского Союза П. В. Масленникова ст. Архонская» Пригородный район РСО – Алания



Доклад



«Использование переменного метода тренировки для развития выносливости юных футболистов»

(семинар учителей физической культуры)







учитель физической культуры:


Чернуцкий Владислав Николаевич


«Использование переменного метода тренировки для развития выносливости юных футболистов»

Футбол – самая популярная игра во всем мире. Футбол не стоит на месте, он непрерывно развивается. Лучшие отечественные и зарубежные футбольные теоретики и практики продолжают поиск все новых и новых вариантов игр, систем тренировочных процессов. Лучшие из основных тактических тренировочных процессов сразу же берутся на вооружение ведущими командами мира. Необходимо постоянно усовершенствовать тренировочный процесс, а главное – правильно его планировать.

В процессе подготовки футболистов часто наступает такой момент, когда функциональные возможности их организма не соответствуют должному уровню физической работоспособности, вследствие этого значительно снижается эффективность соревновательной деятельности. В нашей стране накоплен большой положительный опыт в подготовке квалифицированных спортсменов. Однако подготовка резерва в футбольные клубы требует поиска ещё более эффективных путей повышения уровня специальной физической подготовки и в том числе развития выносливости у юных футболистов.

Высокий уровень развития выносливости в подростковом возрасте является необходимым условием для разностороннего физического развития и подготовки на этой основе квалифицированных футболистов.

Таким образом, существующие методы развития выносливости наиболее приемлемым для юных футболистов является переменный метод.

Повышение функциональных возможностей организма возможно только за счет правильного чередования нагрузки и отдыха.

Успешному решению задачи управления спортивной формы на различных этапах подготовки служит рациональный подбор средств и методов тренировки, правильное чередование нагрузок и отдыха, использование в занятиях оптимальных по структуре и содержанию тренировочных и соревновательных микроциклов.

Огромная популярность футбола позволяет широко использовать эту

игру как действенное средство физического развития детей. Организация учебно-тренировочного процесса с юными футболистами, подбор средств и методов подготовки игроков базируется на учете тренером возрастных анатомо-физиологических особенностях растущего детского организма. Развитие организма у детей происходит волнообразно. Периоды усиленного роста, сочетающиеся со значительным повышением энергетических и обменных процессов, сменяются замедленным ростом, сопровождающимся наибольшим накоплением массы тела и преобладанием процессов дифференцирования.

Медики и физиологи считают, что одним из значительных критериев здоровья детей младшего школьного возраста является их физическое развитие.

В группах начальной подготовки создается фундамент всестороннего физического развития, формируется тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье. Общая физическая подготовка юных футболистов решает задачи всестороннего воспитания физических способностей, повышение общей работоспособности. В качестве основных средств применяются общеразвивающие упражнения, упражнения из других видов спорта, подвижные игры, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. При этом достигается развитие и укрепление мышечного связочного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. Деятельность футболиста характеризуется постоянной сменой интенсивности выполняемых действий. Мышечная работа высокой интенсивности перемежается периодами пониженной активности и относительного покоя. Ускорения, рывки, прыжки чередуются с равномерным легким бегом, ходьбой, остановками и они выполняются с изменением направления, ритма и темпа движений. Однако следует учесть, что игровая деятельность футболистов состоит не только из прыжков, бега и ходьбы. Движения футболистов значительно сложны. В условиях жесткого единоборства, действуя на предельной скорости и продолжительное время, футболист должен в самых невероятных исходных позах эффективно владеть мячом и одновременно решать сложные тактические задачи.

Экспериментально доказано: прочность освоения приемов владения мячом во многом зависит от уровня развития физических качеств. Возрастные особенности детей 10-летнего возраста позволяют направленно воздействовать прежде всего на такие качества, как ловкость, гибкость, быстрота и скоростно-силовые.

Физическая подготовка юного футболиста определяется его всесторонним физическим развитием, наличием высокого уровня развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и другими качествами, но главное состоит в том, как умело будут использованы эти качества в футбольной игре.

Быстрота является физическим качеством, которое позволяет выполнять движения с большой скоростью и частотой в минимальный отрезок времени. Высокий уровень развития быстроты содействует усиленному росту других двигательных способностей. Чем выше уровень проявления быстроты, тем успешнее и в кратчайшее время удается достигнуть положительных результатов во многих видах спорта.

Специалисты в области физической культуры и спорта выделяют три основные формы проявления быстроты:

  1. латентное время двигательной реакции,

  2. скорость одиночного движения,

  3. частота движения.

В футболе скорость – это не только быстрота перемещения по полю, но и скорость мышления, и скорость работы с мячом. Исследования показывают, что скоростные качества футболистов складываются из следующих показателей:

  1. скорость старта в простой ситуации,

  2. скорость старта в сложной ситуации,

  3. скорость стартового разгона,

  4. абсолютной скорости,

  5. скорость рывково-тормозных действий,

  6. скорость выполнения технического приема,

  7. скорость переключения от одного действия к другому.

Каждое из этих слагаемых играет свою особую роль в игровой деятельности футболистов, причем все формы проявления скорости относительно не зависят одна от другой. А это значит, что каждая из составляющих скоростей требует специальной направленной работы.

Возрастной период 8-10 лет, согласно научным исследованиям, в физиологическом отношении имеет ряд преимуществ перед другими возрастами. Большая подвижность и возбудимость нервно-мышечного аппарата, свойственная детям этого возраста, создает благоприятные предпосылки для развития быстроты, скоростно-силовых качеств и ловкости движении.

Согласно результатам исследований Люкшинова Н.М., с возрастом элементарные и комплексные формы проявления быстроты претерпевают существенные изменения, которые необходимо учитывать при ее развитии в процессе многолетней тренировки юных футболистов. В частности, латентное время двигательных реакций наиболее бурно улучшается с 7 до 11 лет. Наиболее благоприятный возраст естественного роста максимального темпа движений наблюдается в 7-9 и 12-13 лет. Самый высокий темп прироста быстроты одиночных движений приходится на 10-12 лет. Максимальная скорость бега изменяется также неравномерно: у мальчиков она интенсивно увеличивается в 15-16. Оптимальные сроки развития всех форм быстроты приходятся на возраст 7-17 лет. В дальнейшем возможности совершенствования быстроты снижаются.

При воспитании быстроты у футболистов предпочтение отдается естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Злоупотребление специальными упражнениями приводит к потере легкости и свободы движений. При развитии быстроты движений целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений.

В группах начальной подготовки по футболу наиболее эффективными средствами развития быстроты являются подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам (баскетбол, ручной мяч, регби, упражнения рывкого-тормозного характера и другие).

Скоростно-силовые качества и сила нужна футболисту как в спортивной деятельности, так и в повседневной жизни. Для их воспитания тренеру следует обеспечить гармоническое развитие всех групп мышц, совершенствовать способности игрока использовать силу в разных игровых ситуациях.

Среди различных физических упражнений, способствующих всестороннему физическому развитию, немаловажная роль принадлежит упражнениям скоростно-силового характера, большей частью связанных с легкой атлетикой: бег на короткие отрезки, прыжки и разнообразные прыжковые упражнения, метания облегченных снарядов и мячей.

Эти упражнения доступны и юным футболистам. Они равномерно развивают основные мышечные группы футболиста, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес, стимулируют увеличение длины костей, соответственно и рост. Регулярное применение доступных для этого возраста упражнений из легкой атлетики закаляют волю футболиста, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность. Различные прыжковые упражнения, метания снарядов, беговые, гимнастические упражнения, подвижные и спортивные игры, связанные с проявлением скоростно-силовых качеств, должны преобладать в учебно-тренировочных занятиях футболистов.

В процессе учебно-тренировочных занятий показатели скоростно-силовых качеств непрерывно и положительно возрастают. Однако темпы их развития в различных возрастных периодах неодинаковы. В вопросах возрастной динамики скоростно-силовых качеств мнения многих авторов противоречивы, однако они совпадают в одном: заметный рост скоростно-силовых показателей происходит в возрасте 10-12 лет и заканчивается к 12-13 годам.

Мышечная сила играет важную роль как в жизненной многообразной деятельности человека, так и в спорте. Показатели мышечной силы характеризуют уровень физического развития футболиста и являются определяющими признаками его физической подготовленности. В то же время недостаточное развитие мышечной силы не обеспечивает должной подготовки опорно-двигательного аппарата юного футболиста, мешает достижению высоких двигательных результатов, является серьезным препятствием в обучении технически сложным приемам на учебно-тренировочных занятиях и лишает учебный процесс необходимого функционального воздействия, способствующего гармоничному росту и развитию организма футболиста.

В игровой деятельности футболисту необходима и выносливость. Выносливость – это способность проявлять максимальную работоспособность и удерживать ее в определенных игровых режимах, сохраняя эффективность технико-тактических действий. В практике подготовки футболистов выделяют общую и специальную выносливость. Воспитание общей выносливости начинается на начальном этапе подготовки игроков. Юным футболистам следует развивать аэробные возможности, которые решают задачи укрепления здоровья и создания основ для развития специальной выносливости.

Главная задача при развитии выносливости в группах начальной подготовки состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных программой и учебными планами групп начальной подготовки ДЮСШ по футболу.

Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника. При этом интенсивность работы может быть умеренной и большой. Суммарная длительность выполнения упражнений для 10-летних футболистов может доходить до 20 минут.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:

  • интенсивностью упражнения,

  • продолжительностью упражнения,

  • количеством повторений,

  • продолжительностью интервалов отдыха,

  • характером отдыха.

Продолжительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью.

Основными методами развития общей выносливости являются:

  1. равномерный,

  2. переменный,

  3. повторный,

  4. интервальный,

  5. метод круговой тренировки,

  6. игровой метод,

  7. соревновательный метод.

1. Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп и амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой и максимальной интенсивностью. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 150-160 ударов в минуту. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин, 10-12 лет – 15-25 мин, 14-15 лет – 25-35 мин.

2. Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.д.

3. Повторный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Число повторений и длительность выполнения упражнений могут быть самыми разнообразными.

4. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

5. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станции»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.

6. Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянно изменяющиеся ситуации и присутствует хороший эмоциональный фон.

7. Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.

Выносливость детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, которые проявляются в величине абсолютных показателей и в темпах роста выносливости. В возрасте 10-12 лет ежегодное увеличение выносливости составляет в среднем 16,1%. Специалисты выделяют два этапа, характеризующие интенсивный рост выносливости у мальчиков: первый этап в 10-13 лет он составляет 45,9%, а второй этап в 15-18 лет – 42,5%.

Имеются данные о динамике развития общей выносливости у детей школьного возраста, специализирующихся в игровых видах спорта, так, например, у юных хоккеистов диапазоне от 10 до 14 лет общая выносливость увеличивается на 18,6%, показатели общей выносливости у юных баскетболистов 10-14 лет увеличиваются на 12,2%, у футболистов 10-14 лет показатели выносливости возрастают до 11,4%.

Таким образом, систематические занятия спортом и, в частности, футболом оказывают положительное влияние на развитие общей выносливости у детей и подростков. Многие авторы говорят о необходимости воспитания выносливости, начиная с детского возраста, чтобы сделать возможным более постепенное возрастание тренировочных нагрузок.

В группах начальной подготовки футболистов развитию координационных способностей должно отводится особое место. Координационные способности представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи. Это согласованность проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. Координационные способности обусловливают скорость и эффективность освоения спортивной. Уровень координации у футболиста определяется следующими способностями:

  • быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект,

  • точно и быстро выполнять двигательные действия при лимите времени как с мячом, так и без мяча,

  • дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения в различных игровых ситуациях,

  • приспосабливаться к изменяющейся ситуации, к необычной постановке задачи,

  • предвосхищать (предугадывать) положение движущегося объекта в нужный «момент времени» (экстраполяция),

  • ориентироваться во времени и пространстве.

Основными средствами для совершенствования координационных способностей в футболе являются физические упражнения. При этом эффективное развитие координационных способностей облегчается в случае выполнения следующих методических действий:

  • целенаправленного развития отдельных способностей (быстрота реагирования, приспособление к изменяющимся условиям и др.), обеспечивающего более высокий уровень координационной подготовленности;

  • технически правильного изучения двигательных навыков, используемых в качестве тренирующихся средств, так как в противном случае они будут являться источником новых ошибок.

Повышения координационной сложности используемых физических упражнений достигается за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров. Одной из форм проявления координационных способностей является ловкость.

Ловкость – способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся игровой обстановки. Ловкость – довольно специфическое качество, проявление которого зависит от комплекса психических и моторных способностей. Из всего многообразия видов проявления ловкости можно выделить два вида – ручную ловкость и локомоторную. Для юных футболистов развитие ловкости в основном направлено на второй вид, для которого характерны двигательные действия, требующие перемещения в пространстве всего тела или крупных его звеньев. Основными критериями ловкости являются координационная сложность двигательного задания, точность его выполнения, время выполнения. Ловкость предъявляет высокие требования к согласованности отдельных движений (точность пространственных, точность временных и точность силовых характеристик движений). Проявление ловкости имеет и свой внутренний механизм, в частности, в качестве измерителя иногда выступает экономичность движений.

Известно, что возрастные особенности качества ловкости окончательно дозревают от 7 до 12 лет. В младшем школьном возрасте уровень развития ловкости в основном обусловлен двигательной подготовленностью, уровнем физических качеств, объемом умений и навыков юного футболиста. Для ребенка не характерно овладение частными двигательными действиями с последующим их объединением в целостные движения (то есть не характерен раздельный метод обучения движениям).

Футболисты значительно превосходят по показателям ловкости, в вероятностных, неожиданно меняющихся условиях деятельности, в заданиях, связанных с повышенными требованиями к быстроте двигательной реакции и ловкости при скоростно–силовой работе представителей других видов спорта. Одним из основных путей развития ловкости является овладение как можно большим запасом двигательных навыков, что полностью сказывается на развитии самого двигательного анализатора. Большой запас движений позволяет решить важную задачу вариативности техники движений у футболиста в неожиданно изменяющихся ситуациях игры.

Общими методическими приемами развития ловкости футболистов являются: использование необычных исходных положений; зеркальное выполнение упражнений; изменение скорости или темпа движений; изменение пространственных, временных или силовых границ выполнения упражнений; усложнение упражнений дополнительными движениями.

Упражнения на развитие ловкости относительно быстро ведут к утомлению. Развитие ловкости малоэффективно при наступлении утомления организма. Поэтому при развитии ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления.

В группах начальной подготовки по футболу создается база развития ловкости за счет многообразия освоенных движений. Чем большим количеством движений овладевает футболист, тем благоприятнее условия для совершенствования более сложных проявлений ловкости в невероятных и неожиданных игровых ситуациях. В подростковом и старшем школьном возрасте по мере приобретения двигательного опыта ведущая роль в развитии ловкости постепенно переходит к психическим качествам.

В группах начальной подготовки тренеры уделяют особое внимание и развитию гибкости. Гибкость футболиста – это его способность выполнять движения с максимальной амплитудой. При недостаточной подвижности в суставах у футболистов могут возникнуть следующие проблемы:

  • замедляется темп приобретения двигательных навыков;

  • чаще обычного возникают повреждения;

  • не полностью используется уровень развития двигательных качеств;

  • ограниченная амплитуда движений снижает быстроту действий и приводит к повышенному напряжению мышц.

Различают следующие виды гибкости: активную и пассивную. Активная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав (например, амплитуда подъема ноги в равновесии – ласточка). Пассивная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет внешних сил (тяжести используемых предметов, усилии партнера и т.д.).

Проявление гибкости у футболиста зависит от эластичности (податливости) мышц и связок. Эластичные свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием состоянии ЦНС, например, при эмоциональном подъеме во время соревнований гибкость может увеличиваться.

Развить гибкость в детском возрасте легче, чем в старшем возрасте. Максимальные показатели гибкости достигаются к 15-16 годам. Поскольку гибкость более эффективно развивается в детском и подростковом возрасте, основную работу по ее целенаправленному развитию следует проводить с 10-14 лет. В последующие годы при правильно организованном процессе физического воспитания надо будет поддерживать гибкость на достигнутом уровне.

Для развития гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они подразделяются на две группы – активные и пассивные. В первую группу обычно входят наклоны, пружинистые движения, пружинистые наклоны, маховые движения. Во вторую группу обычно входят упражнения с самозахватами, упражнения с партнерами, упражнения с разными предметами, упражнения с использованием тренажеров.

При развитии гибкости следует знать, что мышцы сравнительно легко растяжимы. Поэтому малое число повторений незначительно влияет на проявление гибкости. Но если сделать несколько десятков движений, то результаты увеличения амплитуды будет весьма заметным, так как мышцы, ограничивающие движение, станут теперь меньше сопротивляться растягиванию. Упражнения по растягиванию выполняют сериями несколько повторений в каждой. Амплитуду движений увеличивают от серии к серии. В занятиях упражнения выполняют до появления ощущений легкой болезненности (боли), которые не являются сигналом к прекращению работы. Упражнения на гибкость можно и удобнее всего давать учащимся в виде самостоятельных заданий на дом. На тренировках гибкость следует развивать во время разминки, подготовительной части занятия или в конце его основной части .

Обычно под выносливостью, понимают способность выполнять любую двигательную деятельность не утомляясь и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Выносливость проявляется в двух основных формах:

1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.

2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Существует два основных вида выносливости, различных в своей основе: мышечная и сердечно-сосудистая. Мышечная выносливость—это способность вовлекать в работу большое количество своих мышечных волокон при выполнении физического упражнения, благодаря чему вы можете делать много повторений. Например во время приседаний с грузом мышечные волокна ног устают так быстро, если вы хотите выполнить весь комплекс до конца необходимо обладать способность включать в работу множество дополнительных волокон. Сердечно-сосудистая выносливость—это способность сердца, лёгких и кровеносной системы доставлять кислород в мышцы, чтобы обеспечить их работу.

Напряжённая тренировка приводит к накоплению молочной кислоты в работающих мускулах. Молочная кислота—это побочный продукт, который образуется в процесс выработки энергии для сокращения мышц. Если сердце, лёгкие и кровеносная система оказались способны доставить достаточно кислорода в данный участок, то молочная кислота будет перерабатываться организмом в новый источник энергии; если нет, то её накопление, в конечном счёте, не позволит совершать дальнейшие сокращения и приводит к полному отказу мышц. Усталость приходит потому, что система кислородного обмена не может доставить достаточное количество кислорода, чтобы очистить мышцы от накопившейся молочной кислоты.

Эффективность развития выносливости зависит от тренировочных программ, от того насколько они способны задействовать функциональные возможности организма конкретного спортсмена. Бесконечное варьирование методическими принципами тренировок, средствами восстановления, фармацевтическими препаратами и т.п.— всё это может быть эффективным лишь в той мере, насколько обеспечивается выполнение максимального количества работы за время тренировки. Очевидно, что одной из основных задач любой тренировочной программы является создание базы для развития конкретных физических качеств (силы, выносливости, увеличения мышечной массы и др.), т.е. повышение работоспособности спортсмена.

Исходя из вышесказанного, некоторые авторы напрямую связывают развитие выносливости с уровнем работоспособности спортсмена. В связи с этим возникает вопрос—от чего зависит работоспособность и каким образом можно её повысить? В результате выполнения любой работы (физической или умственной) наступает утомление—обратимое снижение работоспособности. Это естественная защитная реакция организма при длительной или напряжённой работе. При этом, происходит обратимое нарушение некоторых физиологических и биохимических реакций организма, которые не выходят за границы естественных физиологических колебаний и исчезают сами собой, без вмешательства извне. Утомление проявляется в достаточно резком падении сердечной производительности, расстройстве регуляторных функций со стороны ЦНС и эндокринной системы, в увеличении потоотделения, нарушение водно-солевого баланса, изменение ряда биохимических показателей крови, мочи и др. Различают острое и хроническое, общее и локальное, скрытое (компенсируемое, например, волевыми усилиями) и явное (некомпенсируемое указанным способом) утомление. Почти всеми авторами, затрагивающими проблему борьбы с утомлением, подчёркивается, что процессы утомления бесспорно, должны рассматриваться как единое целое с такими процессами как восстановление. Рассмотренные виды выносливости в спортивной практике подразделяют на общую и специальную.

Это качество необходимо всем спортсменам. В одних видах спорта оно является решающим—в стайерском беге, лыжных соревнованиях, велошоссейных гонках, гребле, в других выносливость менее важна, например, в футболе, баскетболе, водном поло, в третьих—значение выносливости не так велико, например, в прыжках в воду и метаниях. Вместе с тем как тут не вспомнить соревнования, длящиеся 5-6 часов и более у шестовиков и 12 часов фехтование у современных пятиборцев. Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменам, здесь не может быть исключения, к тому же выносливость необходима спортсменам не только в соревновании, но ещё для выполнения большого объёма тренировочной работы, для того чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, быстрее восстанавливаться. Известно также, что высокий уровень общей выносливости—одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена.

В целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после нее. Различают выносливость общую и специальную. Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, об этом речь шла ранее, вторая –частью специальной подготовленности.

Общая выносливость—способность продолжительно выполнять любую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системе. Общая выносливость позволяет каждому подготовленному спортсмену успешнее справляться с любой продолжительной работой большой или умеренной мощности. Однако у спортсменов различной специализации уровень общей выносливости неодинаков. Обычно он выше у лыжников-гонщиков, бегунов на длинные дистанции, велосипедистов-шоссейников, ниже у метателей, прыгунов в воду, тяжелоатлетов. Такое положение отражает, с одной стороны, очень близкую связь между общей и специальной выносливостью видах спорта требующих ее проявления в продолжительной работе, с другой стороны- недостаточность развития общей выносливости у специализирующихся видах спорта, требующих кратковременных напряжений.

Взаимообусловленность общей и специальной выносливости диктует необходимость развития этих качеств на протяжение всего процесса круглогодичной тренировки ,непрерывно повышая, как одну, так и другую выносливость. Другое дело, что эти две задачи решаются на протяжении года в неравной мере. Обычно в начале приобретаются преимущественно общая выносливость, а затем, на этой основе ,специальная выносливость. Это должно быть особенно выражено у новичков и меньше у давно тренирующихся.

Специальная выносливость обусловлена особенностями требований, предъявляемых к организму спортсмена при упражнении в избранном виде спорта, и определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена, уровнем его психологических и физиологических возможностей применительно к виду работы. Особенное значение имеет способность спортсмена продолжать упражнения при усталости, благодаря проявлению волевых качеств. Специальная выносливость связана также с рациональностью, экономичностью техники и тактики. Естественно, она своеобразно в разных видах спорта. В практике его нередко называют выносливостью скоростной, игровой, плавательной, силовой, прыжковой и т.п. Термин « специальная выносливость» пригоден для всех видов спорта.

В нашей стране накоплен большой положительный опыт в подготовке квалифицированных спортсменов. Однако подготовка резерва в футбольные клубы требует нахождения ещё более эффективных путей повышения уровня специальной физической подготовки и в том числе развития выносливости у юных футболистов.

Высокий уровень развития выносливости в подростковом возрасте является необходимым условием для разностороннего физического развития и подготовки на этой основе квалифицированных футболистов.

Выносливость, как одно из основных физических качеств у футболистов проявляется в способности к длительному выполнению игровой деятельности без снижения её эффективности.

Таким образом, существующие методы развития выносливости наиболее приемлемым для юных футболистов является переменный метод. Исходя из этого, перед работой были сформированы следующие задачи.

Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью, предъявляемую к футболисту, которая проявляется на протяжении основного времени игры и характеризуется различными формами перемещений: бег, ускорения, рывки с изменением направления, прыжки. Все эти действия требуют от футболиста длительной и разносторонней подготовки, которая закладывается в детском и подростковом возрасте.

Всесторонняя физическая подготовленность, заложенная в период естественного биологического роста и развития, имеет большое значение не только в спортивной деятельности, но и обеспечивает в дальнейшем высокий уровень работоспособности на многие годы.

Для достижения высоких спортивных показателей в футболе, предлагается, на основе общей физической подготовки, развитие двигательных качеств специфичных для игровой деятельности футболиста.

Следовательно, средства и методы специальной подготовки должны соответствовать деятельности футболиста, которая характеризуется применением действий, различных по своему характеру и структуре, сложностью движений, непрерывностью изменения игровых ситуаций и прилагаемых усилий, неравномерностью физических нагрузок.

О неодекватности физической нагрузки, свидетельствуют показатели ЧСС, которая колеблется у квалифицированных спортсменов от 130 до 200 ударов в минуту в отдельных игровых ситуациях.

Игровая деятельность футболиста ускорения, прыжки, перемещения с изменением направления, рывки, протекает в условиях анаэробного режима, и кислородный долг компенсируется во время передвижений шагом или лёгким бегом.

Футбол, ациклический вид спорта и дыхание футболиста протекает в согласовании с двигательными действиями и отличается тем самым от дыхания бегуна, пловца, лыжника.

При планировании средств и методов многолетней подготовки футболиста от новичка до квалифицированного спортсмена, чрезвычайно важным периодом является благоприятные периоды роста, когда закладываются основы двигательных качеств и функциональных возможностей организма. Установлено, что подростковый возраст совпадает с первым этапом благоприятного (сенситивного) периода для развития выносливости.

Исходя из этого предположения, нами в подготовительном периоде предпринята попытка, используя переменный метод тренировки параллельно с развитием разносторонней физической подготовленности, способствовать развитию общей выносливости в группе двенадцатилетних футболистов.

Вариантов использования переменного метода существует большое количество, и зависит оно от подготовленности контингента, тренировочного периода и степени предлагаемого воздействия на вегетативные органы.

Разработанный нами вариант переменного метода рассчитан на контингент юных футболистов, прошедших двух-трёх летний период общефизической подготовки и предусматривает нарастание интенсивности выполняемых упражнений. (Таб.1).

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

Таблица1.

МЕСЯЦ

ПОНЕДЕЛЬНИК

ПЯТНИЦА

Кол-во

УПРАЖНЕНИЕ

Кол-во

УПРАЖНЕНИЕ

ЯНВАРЬ

5

Кросс – упр. 4 – 5дн.

4

Бег 1000м. – упр. 1 – 4дн.

ФЕВРАЛЬ

4

Кросс – упр. 5 – 4дн.

4

Бег 1000м. – упр. 2 – 4дн.

МАРТ

4

  1. Кросс – упр. 5 – 2дн.

  2. Фартл. – упр. 6 – 2дн.

5

Бег 1000м. – упр. 3 – 5дн.

АПРЕЛЬ

4

Фартл. – упр. 6 – 4дн.

4

Бег 1000м. – упр. 3 – 4дн.

В результате анализа полученных результатов при проведении первоначальных измерений физического развития и двигательной подготовленности юных футболистов можно заключить, что наблюдаемые подростки, начав заниматься футболом в возрасте 9 – 10 лет к 12 годам обрели достаточный уровень физических качеств, имея в активе более двух лет стажа спортивных занятий.

Исходя из предварительной договоренности с руководством ДЮШС по футболу «Спартак», предлагаемые упражнения, не нарушая общего направления тренировочного процесса, должны проводить два раза в неделю по понедельникам и пятницам с января и до начала мая. Следовательно, должно быть проведено 34 учебно-тренировочных занятий, исходя из этого, нами было разработана схема выполнения упражнений предложенных в таблице 1.

В итоге по завершению срока проведения эксперимента состоялось 30 учебно-тренировочных занятий с включением упражнений переменного метода. В наши обязанности входило присутствие на занятиях и контроль за пробегаемыми отрезками и хронометраж.


СОПОСТАВИТЕЛЬННЫЙ АНАЛИЗ ИСХОДНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ.

Таблица 2.




Скоростно-силовая

Скоростная выносливость

Общая выносливость

Техническое владение

Бег 30м.. с высокого старта (с)

Прыжки в длину с места (см)

Бег 300м

(с)

G – минутный бег (м)

Бег 30м. сведения мяча

(с)

Рез – ты норматива

4,90

180

57,0

1400

6,0

Исходные результаты

5,01

176,2

57,72

1390

6,13

Абсолютная разница

0,11

3,8

0,72

10

0,13

%

2,2

2,2

1,3

0,7

2,2



На завершающем этапе педагогического эксперимента было выполнено итоговое тестирование по разработанной программе для выявления физической подготовленности юных футболистов.

Выполненный сопоставленный анализ полученных результатов в сравнении с нормативами переведенных испытаний, выявил, что по показателям скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости средние арифметические величины были улучшены, но, однако, еще уступают требованиям норм, там бег на 30м. с высокого старта отстает на 0,07 с (1,4 %), прыжок в длину с места на 2,1см. (1,8 %), бег на 300м на 0,66 с (1,2 %).

При этом результаты шестиминутного бега были улучшены на 170м. (1,2 %), что свидетельствует о значительном прибавлении показателей и отмечается, что большая часть испытуемых смогла превзойти показатели контрольного норматива и даже в подготовительном периоде улучшила качественные показатели общей выносливости (табл. 3).

Показатели итогового тестирования физической подготовленности при анализе с сопоставительными нормами.

Таблица3.


Скоростно-силовые

Скоростная выносливость

Общая выносливость

Техника владения

Бег 30м с высокого старта (с)

Прыж. в длину с места (см)

Бег 300м (с)

6-мин. бег (м)

Бег 30м с ведением мяча (с)

Результаты норматива

4,90

180

57,0

1400

6,0

Результаты итогового тестирования


4,97


182,1


57,66


1570


6,0

Абсолютная разница

0,07

2,1

0,66

170

0

%

-1,4

-1,8

-1,2

+12,1

0


Показатели индивидуальной динамики

результатов по окончании эксперимента

Комплекс разработанных беговых упражнений по предложенной методике для развития общей выносливости, оказал положительное влияние и на развитие других физических качеств, что подтверждает принцип «положительного переноса» в развитии двигательных качеств.

Индивидуальные результаты, полученные по итогам завершающего тестирования, отражают произошедшее количественное улучшение всех контрольных нормативов и на этой основе качественный рост показателей физической подготовленности (табл. 4).

Результаты положительного изменения в беге на 30м с высокого старта при сравнении исходных и итоговых показателей были улучшены от 0,1 до 0,8с. (0,32 – 1,6%).

В беге на 300м: тест, характеризующий скоростную выносливость, наблюдались изменения в следующем - диапазоне от 0,8 до 0.ю32с (от 0,2 до 0,32%).

Результаты в прыжках в длину с места отражает улучшение показателей от 0,2 до 11см (или 1,1% до 6,5%).

Бег на 30м с ведением мяча, характеризующие элементы техники, свидетельствуют о более значительном числе юных футболистов сумевших улучшить свои результаты: так 10 человек достигли положительного сдвига от 2,2% до 3,1%.







Показатели индивидуальной динамики результатов по окончании эксперимента



Таблица 4


Испытуемые

Бег 30м высок старт (с)

Бег 30м (с)

6(мин) – бег (м)

Прыж. в длину с/места (см)

30м с ведением мяча (с)

исход

конеч

абсол. измен.

%

исход

конеч

абсол. измен.

%

исход

конеч

абсол. измен.

%

исход

конеч

абсол. измен.

%

исход

конеч

абсол. измен.

%

1

Г-ов Б.

5,12

5,06

0,6

1,2

58,61

58,32

0,29

0,5

1340

1550

210

15,7

172

180

0,8

4,7

6,21

6,08

0,13

2,1

2

К-ев А.

5,08

5,04

0,4

0,6

58,32

58,21

0,11

0,2

1360

1580

220

16,2

176

181

0,5

2,8

6,18

6,02

0,16

2,6

3

Б-ов С.

4,95

4,91

0,4

0,6

57,68

57,45

0,23

0,4

1400

1620

220

15,7

175

183

0,8

4,6

6,31

6,12

0,19

3,1

4

К-ов А.

5,16

5,08

0,8

1,6

58,15

57,86

0,29

0,5

1280

1480

200

15,6

180

180

0

0

6,08

5,97

0,11

1,8

5

Д-ев Г.

5,03

4,98

0,5

1,0

57,63

57,55

0,08

0,2

1380

1520

140

10,1

170

177

0,7

4,1

6,19

6,01

0,18

2,9

6

М-зе Б.

5,10

5,06

0,4

0,6

58,34

58,18

0,16

0,3

1390

1480

90

6,5

177

184

0,7

3,9

6,26

6,07

0,19

3,1

7

Е-ев Л.

5,02

4,97

0,5

1,0

57,75

57,63

0,12

0,2

1360

1450

90

6,6

173

180

0,7

4,0

6,01

5,89

0,12

2,0

8

Х-ев А.

4,97

4,95

0,2

0,4

56,86

56,90

-0,04

0

1450

1660

210

14,5

186

188

0,2

1,1

5,96

5,91

0,05

0,8

9

Х-ов Т.

4,86

4,88

0,2

0,4

56,74

56,42

0,32

0,7

1480

1580

100

6,8

182

185

0,3

1.6

6,00

6,00

0

0

10

К-ов Г.

5,11

5,07

0,4

0,6

58,09

57,94

0,15

0,3

1320

1500

180

13,6

169

178

0,9

5,3

6,13

6,02

0,11

1,8

11

Т-ев С.

4,88

4,87

0,1

0,2

57,04

56,91

0,13

0,2

1450

1620

170

11,7

179

182

0,3

1,6

6,22

6,04

0,18

3,0

12

К-ов В.

4,76

4,76

0,0

0,0

57,09

56,83

0,26

0,5

1500

1700

200

13,3

186

185

-0,1

-0,5

5,94

5,91

0,03

0,5

13

К-ов А.

5,14

5,10

0,4

0,6

59,01

58,72

0,29

0,5

13,80

1640

260

18,8

171

183

0,4

7,0

6,29

6,11

0,18

2,9

14

У-ев Б.

4,89

4,88

0,1

0,2

57,12

56,82

0,30

0,5

14,80

1580

100

6,8

176

182

0,6

3,4

5,89

5,88

0,01

0,2

15

К-ев Р.

5,05

4,98

0,7

1,4

57,68

57,56

0,12

0,2

13,90

1500

110

1,4

179

186

0,7

3,9

6,26

6,12

0,14

2,3

16

Ц-ев З.

5,04

4,96

0,8

1,6

57,33

57,11

0,22

0,4

1400

1620

220

15,7

168

179

0,11

6,5

6,09

5,96

0,07

2,2


Σ

80,16

79,55

6,5

12,8

923,52

922,56

0,96

5,6

22240

25120

2720

206,4

28192

2913,6

94,4

52,8

98,08

96,0

2,08

33,6


х

5,01

4,97

0,04

0,8

57,72

57,66

0,06

0,4

1390

1570

180

12,9

176,2

182,1

5,9

3,3

6,13

6,00

0,13

2,1

Как и предполагалось, наибольшего улучшения качественных показателей, ожидалось при выполнении 6-минутного контрольного бега, поскольку вся методика применения переменного бега была направлена на создание базы общей выносливости. В результате использования предложенной методики показатели этого бега по тесту «Купера» были улучшены от 90 до 260м (6,6% - 18,8% показатели в беге на выносливость).

Таким образом, следует отметить, что переменный метод, выполняемый с умеренной интенсивностью в аэробном режиме, способствует значительному влиянию на подъем качественного уровня в развитии выносливости.

Показатели средних арифметических величин, отражающих динамику двигательной подготовленности, полученную в результате сравнительного анализа исходных результатов с итоговыми, представлены в таблице 5.

Результаты констатирующего анализа исходных и итоговых

показателей двигательной подготовленности юных футболистов.

Таблица 5.

Скоростно-силовые

Скоростная выносливость

Общая выносливость

Техника владения

Бег 30м с высокого старта (с)

Прыж. в длину с места (см)

Бег 300м (с)

6-мин. бег (м)

Бег 30м с ведением мяча (с)

Результаты норматива

5,01

176,2

57,72

1390

6,13

Результаты итогового тестирования


4,97


182,1


57,66


1570


6,00

Абсолютная разница

0,04

5,9

0,06

180

0,13

%

0,8

3,3

0,11

12,19

2,1


Как выявлено в показателях скоростно-силовых тестов, наибольшее улучшение было достигнуто в прыжках в длину с места – около 6см (3,3%), в беге на 30м с высокого старта, улучшение выразилось только на 0,04с (0,8%). В беге на 300м тоже достигнуто не значительное улучшение, на 0,06с (0,11%). Бег на 30м с ведением мяча выявил улучшение на 0,13с (2,1%).

Больших показателей улучшение было выявлено в 6-ти минутном беге, где среднее пройденное расстояние составляет 180м, или 12,9%, что превышает норматив контрольного бега на 170м.


1. Установлено, что высокий уровень развития выносливости в подростковом возрасте является необходимым условием для разностороннего физического развития. По мнению специалистов из существующих методов развития выносливости наиболее приемлемым для юных футболистов является переменный метод тренировки.

2. В основу экспериментальной методики развития выносливости был положен переменный метод тренировки параллельно с развитием разносторонней физической подготовленности.

3. Разработанный вариант методики развития выносливости на основе переменного метода, адекватен контингенту юных футболистов, о чем свидетельствуют результаты проведенного исследования.

4. Эффективность предложенной методики может характеризоваться следующими показателями:

-по тесту «Купера» результаты были улучшены от 90 до 260м (6,6% - 18,8% показатели в беге на выносливость).

-в показателях скоростно-силовых тестов, наибольшее улучшение было достигнуто в прыжках в длину с места – около 6см (3,3%), в беге на 30м с высокого старта, улучшение выразилось только на 0,04с (0,8%). В беге на 300м тоже достигнуто не значительное улучшение, на 0,06с (0,11%). Бег на 30м с ведением мяча выявил улучшение на 0,13с (2,1%).

5.Таким образом, следует отметить, что переменный метод, выполняемый с умеренной интенсивностью в аэробном режиме, способствует значительному влиянию на подъем качественного уровня в развитии выносливости.


Библиография


  1. Выносливость юных спортсменов // Под ред. Мотылянской Р.Е. – М., фКиС, 1969.

  2. Гужаловский А.А. Теория и практика физической культуры.1980г., №5.

  3. Дедковский С. Скорость или выносливость?. – М.: фКиС, 1973.

  4. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. «Спортивные игры», М., «Академия», 2002 г.

  5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., ФиС 1970 г.

  6. Казаков Н.П. Футбол. Учебник для институтов физической культуры. М., ФиС, 1978 г.

  7. Козловский В.И. Юный футболист. М., ФиС 1974 г.

  8. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств у школьников. М., ФиС, 1972г.

  9. Кук М. 101 упражнений для юных футболистов 7-11 лет. М., Астрель 2001г.

  10. Лаптев Л.П. и Сучилин А.А. Юный футболист. М., ФиС, 1983г.

  11. Литвинов Е.И. Методика физического воспитания уч-ся 1-4 кл. М., Просвещение, 1997г.

  12. Лисицина Ю.П. Теория и практика физической культуры. 1996г., №8

  13. Люкшинов Н.М. Искусство подготовки высококлассных футболистов. М., Сов.спорт 2003г.

  14. Матюшонок М.Т. Футбол. Сб.статей., М., ФиС., 1979 г.

  15. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Том 1, том 2. Псков 2003 г.

  16. Матвеев Л.П . Основы спортивной тренировки .- М.Фис 1991 г.

  17. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсменов. – М., фКиС, 1959.

  18. Оптимизация тренировки юных спортсменов // Сб. научн. Трудов. – М., 1986.

  19. Сассо Э. Футбольный тренер. М., Тера-Спорт 2003г.

  20. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. М., Просвещение 1968г.

  21. Смирнова Р.И. Футбол. Сб.статей., М., ФиС 1979г.

  22. Сучилин А.А. Футбол: программа для юных футболистов ДЮСШ и СДЮШОР. М., Тера 2003г.

  23. Филин В.П., Фомин М.А. Возрастные основы физического воспитания. М., ФиС 1980г.

  24. Хеддерготт К.Х. Новая футбольная школа. М., ФиС 1976г.

  25. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. М., Воениздат 2001г.

  26. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М., ФиС 1982г.

  27. Чесно Ж.Л., Дюрэ Ж. Футбол-обучение базовой технике. М. Спортакадемия-Пресс 2002г.

  28. Фарфель В.С., Физиология спортивной деятельности М., ФиС 1982г.

  29. Шапошникова В.И. Теория и практика физической культуры. 1999г., №10.

  30. Эффективные средства и методы подготовки юных спортсменов // Сб. научн. Трудов. – М., 1984.


26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!