СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование приемов педагогических технологий при изучении темы "Передача давления твердыми, жидкими и газообразными телами"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена карта использования педагогических технологий на занятиях по теме "Передача давления твердыми, жидкими и газообразными телами"

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов педагогических технологий при изучении темы "Передача давления твердыми, жидкими и газообразными телами"»

Тема «Давление»

Предметные планируемые результаты:

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с лабораторным оборудованием;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;

  • проводить прямые измерения физических величин: атмосферное давление;

  • проводить исследование зависимости физических величин /давления твердого тела на опору от силы давления и площади; давления жидкости от плотности жидкости и высоты (глубины)/ с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц, делать выводы по результатам исследования;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

Выпускник научится:

  • распознавать механическое явление и объяснять на основе имеющихся знаний передачу давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление;

  • описывать механическое явление, используя физические величины: плотность вещества, сила, давление; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины (плотность вещества, сила, давление): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях.



Личностные результаты:

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные результаты:

  1. Формулировать тему и цель занятия.

  2. Проводить наблюдение и устанавливать причинно-следственные связи.

  3. Аргументировать свою точку зрения.

Тема.

Тип занятия

Технология критического мышления

Диалогические технологии

Технология уровневой дифференциации

Другое

Результат

Давление

/Формирование знаний/

Концептуальная таблица позволяет провести сравнение давления твердых тел, жидкостей и газов.

Подводящий к теме диалог:

-Согласны ли вы, что тяготение всемирно (И.Ньютон 26 лет)

- Все тела притягиваются к друг другу

- Почему же не всегда можно наблюдать притяжение тел

- У тел маленькие массы

-Притяжение какого тела мы «чувствуем» постоянно.

-Притяжение Земли

- Что происходит с телом под действием притяжения земли?

- Тело падает на землю

- А что будет в данной ситуации /тело лежит на опоре/.

- Опора не дает телу упасть.

-Тело что делает?

- Тело давит на опору

- Перед вами твердое тело, которое давит на опору, потому что его притягивает земля. Кроме твердого состояния вещества, какие ещё существуют агрегатные состояния?

- Существуют еще два состояния вещества: жидкое и газообразное.

- Вещества в жидком и газообразном состоянии оказывают давление?

- Все тела притягиваются к Земле. Значит, все тела оказывают давление.

- Тема занятия

- Давление



Информационный ввод учащихся:

1. Шесть групповых консультаций.

2. Лабораторная работа.

3. Контрольная работа.


Блочно-модульное структурирование учебного материала:

давление твердых тел, жидкостей, газов – три блока. В каждом блоке: теория и практическая часть в виде задач экспериментальных, качественных и расчетных.

В конце темы сравним, как происходит передача давления твердыми телами, жидкостями и газами.

Чтобы сравнивать составим план сравнения и подготовим сравнительную таблицу.


Наглядный метод: демонстрационный эксперимент

1. Через подводящий диалог сформулирована тема.


2. План сравнения давления твердых тел, жидкостей и газов составлен учащимися совместно с учителем.

План – это заголовки таблицы. К плану и таблице обращаемся на каждом занятии: заполняем по мере изучения темы и используем для сравнения передачи давления в конце темы.







Тема.

Тип занятия

Технология критического мышления

Диалогические технологии

Технология уровневой дифференциации

Другое

Результат

Давление твердого тела (2 занятия)

/Формирование и совершенствование знаний.

Формирование умений и навыков/


Мотивирующий прием «яркое пятно»:

Рассмотрите таблицу (1) и сравните давление разных тел. Назовите тело, на которое производится давление

Объект

Давление

Половина тетрадного листа

1 Па

Стоящий человек

300 000 Па

Лежащий человек

3 000 Па

Конькобежец

1 000 000 Па

Жало пчелы

50 000 000 Па

Автомобиль

500 000 Па

Гусеничный трактор

50 000 Па


- Что Вас удивило?

- Маленькая пчела, а давление оказывает больше, чем трактор.

- На какой вопрос будем отвечать?

- Отчего зависит давление твердых тел?



1. Задание базового уровня:

Рассмотрите таблицу (1) и сделайте вывод, отчего зависит давление твердого тела.

2. Задание выше базового уровня:

Используя жизненные ситуации, объяснить к увеличению или уменьшению давления они приводят.

1. Широкие шины самосвала

2.Гвозди, кнопки

3. Шипы колючих растений

4. Лыжи

5. Жало осы

6. Иголки

7. Гусеницы вездеходов, тракторов

8. Шпалы под рельсы

9.Широкие лямки рюкзака

10. Край лопаты острый

Сделайте вывод: отчего зависит давление твердых тел.


Решение задач

1. Задание базового уровня:

Работа по образцу.

2. Задание выше базового уровня:

Составить и решить задачу по предложенным данным:

Эйфелева башня

Останкинская башня

Сила давления (вес) башни - ? Н

Масса - ? кг

Площадь = 450 м2

Площадь = 1940 м2

Давление

= 200 кПа

Давление

= 162 кПа


Наглядный метод: демонстрационный эксперимент:

(песок, гвозди)


Лабораторная работа

1. Через мотивирующий прием сформулирован

основной вопрос занятия.


2. Разноуровневые задания позволили учащимся с разными возможностями ответить на основной вопрос.


3. При решении задач базового уровня учащиеся использовали образец решенной задачи. У учителя появилось время уделить больше внимания учащимся, выполнявшими задание выше базового.

4. Лаб. работу выполняют только по образцу.



Тема.

Тип занятия

Технология критического мышления

Диалогические технологии

Технология уровневой дифференциации

Другое

Результат

Давление в жидкости

/Формирование и совершенствование знаний. Формирование умений и навыков/


Метод ключевых ситуаций:

Перед вами сосуд с водой с тремя отверстиями, закрытыми пробками /или пластилином/.

Какие у Вас возникают вопросы? /может начать задавать вопросы учитель/

-Что произойдет, если открыть пробку?

-Проверяем экспериментально

- Почему вода выливается неодинаково из отверстий?

- Почему вода давит?

- Как проверить, что вода давит на дно и любой предмет, находящийся в ней, не вынимая пробок?

- Как изменится давление жидкости если

  • в воду добавить соль;

  • часть воды вылить;

  • долить воды;

  • поместить предмет в воду;

  • воду заменить на масло….

- Вопросов много, ответим на все. На какой главный вопрос мы сегодня отвечаем?

- Отчего зависит давление жидкости?

Выполнение заданий разного уровня сложности:


1. Задание базового уровня:

1. Объяснить результаты простейших опытов по рисункам.

2. Решение задачи по образцу.


2. Задание выше базового уровня:

1. Объяснить результаты опытов по рисункам.

2. Составить и решить задачу по предложенным данным.



Наглядный метод: демонстрационный эксперимент:

1.Зависимость давления от глубины.

2.Измерение давления в жидкости.

1. Метод ключевых ситуаций учит строить вопросы и отвечать на них. Учащиеся создают задачи.


2. Можно организовать группы однородного состава.


3. Учитель помогает учащимся с НУВ.










Тема.

Тип занятия

Технология критического мышления

Диалогические технологии

Технология уровневой дифференциации

Другое

Результат

Давление газа

/Формирование и совершенствование знаний/

Прочитайте параграф §35 стр. 82-83

(до слов рассмотрим опыт) в учебнике и сделайте в тексте пометки карандашом (не более

5 мин)

Пометки: (записаны на доске):

«V» -причина давления газа;

«+» - знал

«?» - не понял, есть вопросы.



Побуждающий к теме диалог:

- Притяжение Земли действует как-то избирательно, не отдельные тела или…?

- Земля притягивает к себе все тела!

- А как объяснить результаты опыта?

-Что Вас удивило?

- В жидкости все понятно: слои лежащие выше давят на слои лежащие ниже, внизу самое большое давление. А в газе получается давление везде одинаково.

- Что же Земля не притягивает газ?

- Этого не может быть!

- Тема занятия

- Давление газа

Что показывают опыты?

Ответ сформулировать:

  1. с помощью учебника (базовый уровень);

  2. самостоятельно (уровень выше базового).




1. Обучающиеся, плохо читающие с заданием по тексту не справились, хотя в обсуждении участвовали. т.к. материал связан с жизненными ситуациями.










Тема.

Тип занятия

Технология критического мышления

Диалогические технологии

Результат

Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами

/Комбинированное/

Стадия вызов: На предыдущих уроках мы изучали тему……. /учащиеся называют - давление/

Мы изучали давление чего /твердых тел, жидкостей и газов/.

Сегодня мы систематизируем знания по теме /Давление твердых тел, жидкостей и газов

Представьте информацию по теме «Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами» в виде кластера (записывая слова или рисунки):

Составить кластер



Решение качественных задач

Давление в жидкости

  1. Почему вода из самовара вытекает сначала быстро, а потом все медленнее и медленнее?

  2. Почему рыба камбала плоская?

  3. Почему стенки внутренних органов (например, желудка) глубоководных рыб, быстро вытащенных на поверхность, оказываются разорванными?

  4. Для подводных лодок устанавливается глубина, ниже которой они не должны опускаться. Чем объясняется существование такого предела?

Давление газа

  1. Почему из бутылки с газированной водой иногда вылетает пробка?

  2. Воздушный шарик вынесли из теплой комнаты на мороз. Как при этом меняется давление воздуха в шарике?

  3. Как меняется давление газа в сосуде, если некоторое количество этого газа выпустить?

  4. Как меняется давление в шинах при разгрузке автомобиля?

  5. Плохо накачанный мяч положили на солнце. Что произойдет с давлением газа?

  6. Каким простым способом удаляют вмятину, которую получила оболочка мячика настольного тенниса?

  7. До какого давления необходимо зимой накачивать шины, если вы делаете это в теплом гараже?

Закон Паскаля

  1. Почему подводные лодки иногда страдали от взрыва глубинных бомб даже тогда, когда бомба взрывалась в стороне от лодки?

  2. Для разрушения старой доменной печи её наполнили водой, предварительно установив в ней несколько небольших зарядов динамита, который взорвали. Зачем заполняли водой?

  3. Чтобы устранить заторы льда, его взрывают. Куда бы вы поместили взрывное устройство – на лед или под лед?

1.Кластер сами не строили, т.к. это заняло бы много времени.

Необходимо было готовится к контрольной по линии МО.


2. В связи с тем, что в классе есть учащиеся плохо читающие, была организована фронтальная работа по решению качественных задач. Использован метод беседы.





Тема.

Тип занятия

Технология критического мышления

Диалогические технологии

Технология уровневой дифференциации

Другое

Результат

Решение задач по теме «Давление»

/комбинированныное)


Подводящий к теме диалог:

-Для чего мы изучали тему «Передача давления твердыми телами, жидкостями и газами»?

-Учащиеся выдвигают множество версий

- Как в одной фразе выразить всё то, о чем вы говорили?

- Практическое использование физических знаний

-И начнем мы самого трудного решения…..задач

- Тема занятия

- Решение задач по теме ….

Анализируем условие задачи по образцу, объясняем оформление решения.

1. Задание базового уровня:

Заполнить таблицу для задачи №2 и на выбор №3 или №4

2. Задание выше базового уровня:

Заполнить таблицу для задачи №2 и на выбор 3 или 4 и оформить их.



1.Учащиеся выполнили задание базового уровня.

Учащиеся с НУВ только с помощью учителя. Оформить задачи не успели. Это сказалось на выполнении контрольной работы: учащиеся решали задачу без оформления. Нужно было провести еще одно занятие по решению задач, а в тематическое планирование внести корректировку в теме «Атмосферное давление»











1.Мотосани массой 200 кг имеют основание площадью 1 м2

и движутся горизонтально. Найти давление мотосаней.

Анализируем условие задачи

Решение задачи № 1



1. Выделите тело, на которое производится давление

Земля под мотосанями



2. Найдите модуль силы (F, Н), действующей перпендикулярно поверхности соприкосновения (если дана масса, то умножаем на 10Н/кг)

F = 200 кг · 10 Н/кг= 2000 Н

3. Найдите площадь поверхности соприкосновения тел (S,м2)

S = 1м2

4. Найдите отношение F/S

р =2000Н : 1м2 = 2000 Па


Оформление задачи:

Дано: Решение:

m = 200кг р = (формула 1); F = m × 10 Н/кг (формула 2)

S = 1 м2 /считаем по формуле 2 силу давления, затем давление по формуле 1/

p - ? F = 200 кг · 10 Н/кг = 2000 Н –сила с которой мотосани давят на Землю

р = 2000Н : 1м2 = 2000Па - давление

Ответ: давление мотосаней на Землю равно 2000Па или 2 кПа.

2. Человек нажимает на лопату с силой 690 Н, площадь лезвия лопаты 0,0006 м2 (можете проверить сами: ширина лезвия лопаты 20см =0,2 м, толщина режущего края 3мм =0,003 м). Найти давление на лопату.






3 Космонавт массой 70 кг «сидит» в кресле космического корабля, занимая площадь 0,08 м2. Найти давление космонавта


4. Кошка массой 5 кг свернулась клубочком, заняв место площадью примерно 0,05 м2. Найти давление кошки.

Каждому обучающемуся раздается таблица для заполнения:

Анализируем условие задачи

2

3

4

1. Выделите тело, на которое производится давление










2. Найдите модуль силы (F, Н), действующей перпендикулярно поверхности соприкосновения (если дана масса, то умножаем на 10Н/кг)










3. Найдите площадь поверхности соприкосновения тел (S, м2)










4. Найдите давление, как отношение F/S































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!