МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Региональный институт непрерывного образования
Педагогический факультет
Выпускная работа слушателя
курсов повышения квалификация
(Организация и содержание исследовательской и проектной деятельности в художественном образовании
20 апреля - 14 мая 2015 года)
Использование программы MyTestXPro на уроках ИЗО.
Автор выпускной работы,
учитель ИЗО 5- 9 классов
МОУ «Дубровская СОШ»
Еловский район,
с. Дуброво
Кобелева Светлана Александровна
Консультант Кормилин Д.А.
Пермь 2015
Актуальная проблема современной педагогики - проблема контроля, учета и оценки достижений учащихся в учебном процессе. Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся, должны заключаться в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Адекватным современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности методом является тест.
MyTestXPro новейшая расширенная версия популярной программы компьютерного тестирования знаний MyTestX.
Контроль в данной программе представляет собой реализацию принципа обратной связи, без него невозможно управление. В процессе контроля происходит постоянное сравнение заданной программы учебной деятельности с фактическим выполнением.
Выделяются следующие задачи контроля:
установить готовность учащегося к восприятию и усвоению новых знаний;
выявить трудности и ошибки, причины их возникновения;
определить эффективность организации, методов, средств обучения;
выявить степень правильности, объем, глубину знаний, умений учащихся.
В современной педагогической практике контроль и оценивание достижений учащихся осуществляются несколько односторонне, т. е. достижения оцениваются только по конечному результату, а точнее по соответствию результатов деятельности учащегося по овладению определенной суммой знаний, умений и навыков учебной деятельности существующему стандарту. Собственно деятельность учащегося, его энергетические затраты, уровень его собственного развития, его усилия, характер его личностных приобретений остаются неоцененными.
Определение качества общеобразовательной подготовки учащихся является одной из первоочередных задач, стоящих перед органами управления на всех иерархических уровнях образовательной системы. Первоочередность этой задачи обусловлена тем, что в процессе реформирования образования коренным образом пересматриваются подходы к оцениванию результатов обученности учащихся прежде всего на завершающих этапах обучения. Пересмотру подвергаются как само содержание оценки, так и процедуры оценивания результатов учебной деятельности. Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Соблюдение этих требований возможно в том случае, когда в качестве контролирующего выступает такой метод, который преимущественно отличается от других методов контроля повышенной инструментальностью. Адекватным современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности методом является тест.
Определение ведущей роли тесту обусловлено характерными его особенностями.
Тест является емким с точки зрения охвата проверяемого учебного материала инструментом. Он позволяет охватить содержание учебного материала по всем изученным темам сразу. Более того, в тесте представляется возможным разложение содержания на четко определенные структурные элементы, определяющие ключевые понятия тем и разделов учебного материала.
Тест является точным измерителем степени, уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебного материала, так как позволяет представлять материал на разных уровнях структуры знаний (узнавания, понимания, применения).
Тест является инструментом, предполагающим объективный способ оценивания знаний учащихся. Объективность оценивания достигается путем получения обоснованных значений, которые адекватно определяют показатели уровней усвоения учебного материала. Значения этих показателей зафиксированы в шкале оценки выполнения теста.
Тест является стандартизированным инструментом с точки зрения проведения. Стандартизация процедуры тестирования достигается за счет тщательной проработки полного комплекта соответствующих инструкций, а также контроля за строгим соблюдением регламента в отношениях между учениками и проводящими тестирование со стороны независимых экспертов-наблюдателей. Контроль за соблюдением инструкций призван обеспечивать соблюдение единых требований и ставить всех участников тестирования в равные условия. При этом проведение тестирования не требует обязательного присутствия специалистов-предметников, что позволяет в полной мере говорить о возможности проведения независимых контролирующих процедур.
Тест является средством, наиболее приемлемым для использования в рамках мониторинга, в силу того, что результаты тестирования легко поддаются автоматизированной обработке и тем самым способствуют получению оперативной информации о качестве обучения. Для полноценного и своевременного информационно-аналитического обеспечения управления качеством образования на любом уровне, включая управление образовательным процессом в классе, где в качестве управленца выступает учитель, необходимо создавать и активно применять автоматизированные средства, позволяющие быстро оценить результаты обучения.
Особенностью получаемой в результате аналитической работы информации является то, что она определяет показатели усвоения содержания учебного материала на каждом уровне: отдельного ученика, отдельного класса, и т. д. При этом каждый из показателей может выступить критерием для сравнения результатов учебной деятельности. Так, показатель класса становится критерием, по отношению к которому ранжируются учебные достижения учеников.
Кроме общих показателей усвоения содержания образования, в ходе анализа-интерпретации результатов тестирования определяются показатели усвоения отдельных учебных тем. Представленные ниже в виде диаграмм показатели по каждой теме позволяют произвести сравнение и выделить такие темы учебного материала, которые при самостоятельном выполнении заданий либо вызывают, либо не вызывают затруднений у учащихся. Кроме этого анализу подвергается информация о результативности выполнения каждого задания по каждой отдельной теме.
Тест - замечательный инструмент мгновенного контроля в обучении, позволяющий динамично реагировать на проблемы детей;
Тест - очень мощный инструмент позволяющий статистически оценивать множество параметров, однако при составлении теста необходимо многократно выверять корректность вопросов и вариантов ответов, чтобы избежать двусмысленности, неочевидности и т д.
Главный плюс хорошо составленного теста - объективность.
Главный минус - огромные трудозатраты при его составлении.
Я предлагаю вашему вниманию тест по предмету ИЗО, разработанный в популярной программе компьютерного тестирования знаний MyTestX.
Цель: выявление уровня знаний по теме «Виды и жанры ИЗО» и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы;
Задачи:
определение уровня теоретической подготовки воспитанников: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, широта кругозора, свобода восприятия теоретической информации, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
формирование познавательного интереса
формирование ИКТ компетенций.
В тесте 16 вопросов. Есть ответы, содержащие более одного ответа. Все параметры уже внесены в программу и учащимся остаётся, только лишь нажимая кнопку компьютера решить тест, незабывая, конечно, думать. Компьютер автоматически оценит знания учащихся.
При желании вопросы к тесту можно заменить, используя программу MyTestXPro.
Я считаю, что использование тестов на уроках изобразительного искусства позволяет разнообразить виды деятельности на уроке, отвечает одному из приоритетных направлений развития современной школы – переходу к личностно-ориентированной модели воспитания, решают учительскую проблему выявления пробелов в знаниях учащихся и оказания помощи каждому ребёнку в организации его личной самостоятельной деятельности по усвоению учебного материала.
Спасибо за внимание!