СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектной деятельности в развитии школьного ученического самоуправления на примере разработки и реализации социального проекта «Выборы президента школы»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  работа направлена на использование проектной деятельности для развития системы школьного ученического самоуправления.

Цель исследования: познакомиться с методикой использования проектной деятельности  на примере  развития школьного самоуправления и проверить на практике.

Задачи исследования:

Изучить теоретические положения проектной деятельности. Изучить и  продумать систему этапов, заданий по созданию проекта. Реализовать систему использования проектной деятельности  на примере  проекта «Выборы президента школы».

Объект исследования: проектная деятельность в школьном ученическом самоуправлении

Предмет исследования: особенности организации проектной деятельности в воспитательной работе с учащимися  5-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности в развитии школьного ученического самоуправления на примере разработки и реализации социального проекта «Выборы президента школы»»

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» Использование проектной деятельности в развитии школьного ученического самоуправления на примере разработки и реализации социального проекта «Выборы президента школы» Фомина Александра Евгеньевна, Заместитель директора по воспитательной работе, МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа № 2» Вытегра, 2014



Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..7

Глава I Исторические и теоретические предпосылки развития проектной деятельности

§1. Из истории происхождения и развития метода проектов…………….……..7-10

§2. Понятие о проектной деятельности ……………………………...…………..10-21


Глава II Этапы освоения школьниками проектных действий

§1. Освоение школьниками проектной деятельности……………………………22-24

§2.Особенности организации проектных действий в реализация проекта «Выборы президента школы»…..…………………………………… ……………………….24-35

Заключение…………………………………………………………………………..36-39

Список литературы………………………………………………………………….40-41

Приложение- (1-11) ………………………………………………………………..42-57





Введение

В условиях социальных перемен в жизни российского общества, глобализационных, интеграционных процессов, расширения и углубления сфер межнационального и межконфессионального взаимодействия приоритетом современной государственной образовательной политики закономерно выступает формирование гражданско-патриотической позиции молодёжи.

«Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» - таков современный национальный воспитательный идеал, согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ставшей методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Цель общего образования, в свою очередь, ориентирована на «формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким  уровнем общекультурного и личностного  развития, способной к самостоятельному  решению новых, еще неизвестных задач», чему содействует системно - деятельностный подход и компетентностная парадигма образования. [1]

Учитывая усиление, согласно новым ФГОС, функциональной нагрузки воспитания, со стороны образовательных учреждений требуется реализация обновлённых подходов как в организационно-методическом, так и содержательном аспектах создания и функционирования воспитательной среды, где будут максимально реализованы условия для духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, общекультурного, социального, общеинтеллектуального развития личности ребёнка, для его комфортного пребывания в классе и школе для построения многообразных моделей ученического самоуправления, направленных на совершенствование лидерских качеств, для формирования правовой грамотности подрастающего поколения, его бдительности, знания профилактических и защитных механизмов в преодолении сложных жизненных ситуаций.

Изучив Федеральные государственные образовательные стандарты, возможно выделить следующие воспитательные задачи:

  1. Создание условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.

  2. Вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности с целью обеспечения самореализации личности, развития творчества и творческих способностей.

  3. Развитие самоуправления учащихся, общественных объединений, предоставление им реальных возможностей управления своей жизнедеятельностью.

  4. Воспитание школьников в духе демократии, свободы, личного достоинства, гражданственности, патриотизма.

  5. Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе, в общественных формах управления школой.[3]

Для решения данных задач необходимо было найти эффективные средства и методы обучения и воспитания. Изучив опыт многих педагогов я пришла, к выводу, что специфической формой творчества, универсальным средством развития человека является - проектная деятельность, которую можно использовать в педагогических целях, как обучении, так и воспитании при работе с учащимися практически любого возраста: младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации). Многочисленными исследованиями  было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

-  особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.

Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведением.

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н.А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь.[4]

На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности.

В результате проектной деятельности рождается проект. Проект может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы многие работники сферы образования активно участвуют в проектах.

Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Её развивающая функция основана:

  • На продуктивности воображения

  • Силе и свободе творчества

  • Стимуле к развитию социальной активности.

Гипотеза. Если проектная деятельность универсальное средство развития человека, эффективно ли ее применение в школьном ученическом самоуправлении? Предполагается, что внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность учащихся в жизни школы, классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.
Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности  будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.    

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:

- необходимость переосмысления содержания, целей, задач школьного ученического самоуправления в современных условиях и недостаточная разработанность научно-теоретических и методических основ данного направления в рамках ФГОС;

- проектная деятельность является уникальным средством воспитания и обучения ребёнка обусловленным его собственной активностью, но недостаточная разработанность использования метода проектов в воспитательном процессе, а именно в развитии школьного ученического самоуправления с учетом федеральных государственных требований и новых реформ в практике работы образовательных учреждений;

Данная работа направлена на использование проектной деятельности для развития системы школьного ученического самоуправления.

Цель исследования: познакомиться с методикой использования проектной деятельности на примере развития школьного самоуправления и проверить на практике.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические положения проектной деятельности.

  2. Изучить и продумать систему этапов, заданий по созданию проекта.

  3. Реализовать систему использования проектной деятельности на примере проекта «Выборы президента школы».

Объект исследования: проектная деятельность в школьном ученическом самоуправлении

Предмет исследования: особенности организации проектной деятельности в воспитательной работе с учащимися 5-11 классов.

Методы, использованные в работе:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме

  2. Наблюдение за деятельностью учащихся

  3. Оказание помощи в разработке и реализации проекта.

  4. Беседа


Глава I Исторические и теоретические предпосылки развития проектной деятельности.

§1. Кратко из истории происхождения и развития метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогике, как самостоятельно выполненное учащимися (воспитанниками) конкурсное задание.

Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком в начале 20 века. Идеи Дж.Дьюи- он предлагал строить обучение:

  1. на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании с использование практических методов в обучении для решения проблем знакомых и понятных ребенку.

  2. Получение реального, практически значимого и ощутимого результата

«С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе - и, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе»[5]

Суть проекта по В. Килпатрику: в своей работе «Метод проектов» (1918), определил это понятие как «от души выполняемый замысел». У. Килпатрик полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного, служили развитию и обогащению последующих. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включавших в себя постановку проблемы, составление плана ее реализации и оценку выполнения. Учащиеся должны были сами проектировать то, чем им предстояло сделать.Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
В России метод проектов был известен ещё в 1905 году.

Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.

1926 г. – советская педагогика, Е.Г. Кагаров впервые определил этапы проекта: начало проекта – детский интерес сегодняшнего дня, самостоятельное планирование программы занятий, выполнение запланированного.

1929-30 г. – разработка комплексно-проектных программ в СССР. Приобретение лишь тех знаний, которые связаны с необходимостью выполнения практических работ на производстве, сельхозтруде.

1931 г. – проектный метод был подвергнут критике, осужден постановлением ЦК ВКП(б) запрещен и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

1950г. – Широкое распространение проектного метода в садах западной Европы (сады Монтессори).

В России попытки внедрения проектного метода в 30- годы потерпели неудачу. Сложно выделить все проблемы, из-за которых это произошло, при котором всякие попытки творчества, не носящего идеологическую направленность, пресекались. А сейчас создались благоприятные условия для использования в практике обучения школьников проектного метода.
 Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Сама суть понятия "проект" заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В статье А. Крылова «Учитель года» говорится:

Шацкий С.Т. определил основные элементы метода проектов:

  • Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом.

  • Организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает об опыте ребенка), полученный в результате деятельности ученика.

  • Упражнения, дающие нужные ребенку навыки.[6]

Метод проектов активно используется с начала 21 века, в связи с новыми подходами в образовании. Изучая опыт предыдущий поколений, в настоящее время, проектная деятельность используется на качественно новом уровне. Сейчас в связи с реформированием российского образования метод проектов возрождается.

Современный метод проектов призван существенно корректировать, и обогатить учебно-воспитательный процесс. Необходимо обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с системно-деятельностным подходом. Главная идея, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбирает, деятельность состоит не только в русле учебного предмета.

           Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

§2. Понятие о проектной деятельности

Сущность проектов Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед) 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план

Под методом проектов сегодня понимают достаточно четкую педагогическую технологию обучения, которая:

предполагает создание учащимися конкретного продукта;

реализует принципы деятельностного подхода;

опирается на совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Цели проектной деятельности

1. Успешность, альтернативная учебной.

-Успех — это состояние человека, качественная характеристика деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что можно достичь высоких результатов.

- Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности.

- Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения

2. Формирование комплекса УУД:

-Регулятивные УУД: Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

- Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

- Личностные УУД установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня …»

- Познавательные УУД Умение находить информацию и работать с ней Анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение Установление аналогии Моделирование Постановка проблем, выдвижение гипотез.[2]

3. Реализация междисциплинарных программ «Работа с текстом. Работа с информацией», «Развитие речи».

-Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

- Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения.

4. Творческие общеучебные умения.

-Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

5. Применение полученных знаний. Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой проекта, так и знаний, полученных на уроках в классе.

- Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.

6. Привлечение родителей. Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.

-Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.

-Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивации

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

В проекте результат имеет практическую ценность, очевиден. Процесс работы над проектом заранее хорошо продуман, структурирован

Ведущие признаки проектной технологии (метода проектов)

1. Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат (продукт), который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной проблемы.

2. Замысел проекта и его результат хорошо продуман, ясен и понятен. Возможные результаты (продукт) проектной деятельности школьников ( альбом, фотоальбом, анализ опроса, бизнес-план, видеоклип, видеофильм, выставка, газета, гербарий, журнал, законопроект, «книжка-раскладушка», коллаж, коллекция, концерт,костюм, макет, памятка, инструкция, система школьного самоуправления, сказка, былина, сувенир-поделка, сценарий праздника, утренника, спектакль, капустник, учебное пособие, карточка, энциклопедия, книга).

Классификация проектов:

По доминирующей деятельности:исследовательский, информационный, поисковый, творческий, практико -ориентированный, ролевой

По предметной направленности: монопроект или межпредметный проект, надпредметный проект

Действия учителя при реализации проектной технологии

• помогает ученику определить цель деятельности;

• рекомендует источники получения информации;

• раскрывает возможные формы деятельности;

• содействует прогнозированию результатов выполнения проекта;

• создаёт условия для активности школьника;

• является партнёром;

• помогает ученику оценить полученный результат

Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников определённых качеств:

-самостоятельность;

- инициативность;

-целеполагание;

- креативность

Проекты способствуют формированию УУД

Основные требования к использованию метода проектов

  1. Наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная деятельность участников проекта.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

  5. Получение «осязаемого» результата.

Структура проектной деятельности

П



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

одготовка

Планирование

Выполнение проекта

Результаты и выводы

Защита проекта

Оценка результатов и процесса





Технология организации проектной деятельности школьников

Предварительная подготовка учителя включает поиск ответов на следующие вопросы:

1.Какая проблема вызовет интерес у учащихся?

2. Какова степень свободы школьников при принятии решений?

3. Какие результаты можно ожидать? Какой получим продукт?

4.Сколько времени потребуется для выполнения проекта?

5. Какие материалы потребуются для его реализации?

6. Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта, каким умениям надо будет их научить?

7. На каких этапах проекта сделать основной акцент?

8 Есть ли необходимость промежуточного контроля? Когда и в какой форме он будет организован

Технология организации проектной деятельности школьников .

Этапы организации непосредственной проектной деятельности школьников:

1. Выбор темы и задачи проекта.

2. Выдвижение первоначальных идей.

3. Выбор лучшей идеи.

4. Планирование проектного задания.

5. Непосредственное выполнение проекта.

6. Оценка его и защита.

Этап 1. Выбор темы и задачи проекта.

Задача на этапе выбора темы проекта:

1. Выявить вопросы (проблемы) вызывающие интерес;

2. Выявить потребности конкретных людей или отдельных групп;

Результат этапа - проектное задание школьники формулируют:

- название проекта;

- его функции (какие потребности человека будут удовлетворены);

- предполагаемый пользователь;

-результат (продукт) проекта.

Этап 2. Выдвижение первоначальных идей .

Идея проекта - понимание цели и пути её достижения

-начальное размышление учащихся о том, как можно реализовать те или иные потребности людей -чем больше выдвигается идей, тем лучше;

-основа этапа – «мозговой штурм».

Этап 3. Выбор лучшей идеи

Задача учащихся – создать систему критериев оценки проекта и выбрать лучшую идею. Задача учителя — помочь школьникам отобрать и оценить выдвинутые идеи на основе анализа критериев оценки проекта.

Возможные критерии оценки проектов.

Для оценки материального продукта

1.Функциональность

2.Внешний вид

3.Материалы

4. Безопасность

5. Экономическая целесообразность

Для оценки исследовательского и творческого проекта

1 Реализуемость проекта

2. Конкретность и ясность

3. Наличие итогов и выводов исследования

4. Оригинальность

5. Эстетичность, дизайн

Приёмы выбора лучшей идеи

  1. Качественная оценка идей.

  2. Синтезирование новой идеи посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей.

  3. «Матрица принятия решений».

Этап 4. Планирование проектного задания.

Итогом является технологическая карта проекта, фиксирующая

1. Необходимые ресурсы: временные, финансовые, трудовые, материальные, информационные;

2. Способы выполнения отдельных операций;

3. План-график выполнения отдельных работ по изготовлению продукта.

Этап 5. Непосредственное выполнение проекта

Задача учащихся – выполнение проекта и оформление отчёта.

Задачи учителя:

1. Координация деятельности,

2. Развитие рабочих контактов участников,

3. Индивидуальные или групповые консультации,

4.Организация и проведение промежуточных отчетов (при необходимости).

Отчет по проекту включает

1.Обоснование выбора темы,

2.Описание проекта и хода работы над ним,

3.Представляют рисунки и эскизы, макеты

4.Итоги, выводы по проекту.

Проект может быть представлен родителям, младшим школьникам, общественности.

Этап 6. Оценка проекта и его защита

Содержание этапа:

1. Самооценка и рефлексия,

2. Защита выполненных проектов,

3. Экспертная оценка проекта,

4. Предложения по совершенствованию деятельности.

Общие принципы оценки проектов

Оценка проекта должна носить стимулирующий характер. Должен быть поощрён каждый, кто участвовал в выполнении проектов. Для оценки проектов предлагаются номинации.

Оценка проекта складывается из:

- самооценки автора (участника) проекта

- оценки участия в проекте каждого со стороны группы (класса)

- экспертной оценки (учителя, оппонентов, рецензентов проекта)

Методика оценки проекта

- Участникам проекта предлагаются вопросы для самоанализа,

- Участники проекта готовят выступление для защиты проекта

- По итогам защиты проводится обсуждение проектов.

- Возможны выступления специально подготовленных оппонентов, рецензентов, экспертов.

Экспертная оценка проекта осуществляется в соответствии со сформулированными ранее критериями.

Самооценка и рефлексия

Примерные вопросы для учащихся: 1. Почему вы начали разрабатывать этот проект? 2. На удовлетворение какой потребности людей он направлен? 3. Соответствует ли критериям выбранная вами идея? 4. Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять? 5. Насколько хорошо вы спланировали и использовали время? 6. Что бы могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект? 7. Каково мнение людей, которые будут использовать (примут участие) ваш проект? 8. Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?

Защита выполненных проектов Учащиеся представляют выполненный проект.

Возможные формы представления проекта: устный отчет, устный отчет с демонстрацией моделей, презентаций, рисунков; выставка, концерт, спектакль, праздник; письменный отчет.

План выступления на защите

1. Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого он предназначен?

2. Было ли проведено предварительно исследование? Интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?

3. Какова основная идея проекта? Какие ещё идеи у тебя были? Почему ты их отверг?

4. Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?

5. Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?

6. Каковы этапы выполнения проекта? В чём они заключались?

7. Какие комментарии ты получил относительно проекта от пользователей или посторонних людей?

8. Как улучшить проект, каковы направления дальнейшего исследования?[9,10-16]



Глава II Этапы освоения детьми проектных действий в школьном ученическом самоуправлении

§1. Освоение школьниками проектной деятельности в школьном ученическом самоуправлении

Реализация задач, поставленных перед нами ФГОС, осуществляется нами через планомерную воспитательную работу и деятельность органов ученического самоуправления. Содержание общешкольных дел направляем на самореализацию учащихся, развитие их творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Несколько направлений нового образовательного стандарта, уже используются нашей школой. Мы ориентируемся не только на интеллектуальную, но и гражданскую, духовную и культурную жизнь обучающихся. Стержнем воспитательной системы стали традиционные мероприятия: «Посвящение в первоклассники и пятиклассники», «День матери», «День учителя», «День пожилых людей», «Дни знаний», «Будем в армии служить», «Призывник года», «Ученик года», «Зарничка», «Зарница» и т.п. Проводимые мероприятия,  на наш взгляд, становятся значимыми не только для школьников, но и для социума. Они рождают ответственное отношение к учению, уважение к учителям и родителям. Так, согласно новым государственным стандартам,  складывается школьный уклад. Традиции обеспечивают демократичность поведения  всех участников воспитательного процесса, особый школьный дух, школьный патриотизм и сотрудничество. Однако нам кажется, что этого мало, и нужно продолжать поиск новых форм воспитательной деятельности, как вовлечь в воспитательный процесс не только учеников, но и их родителей и решить это можно путем развития школьного ученического самоуправления через привлечение подростков в проектную деятельность.

В толковом словаре ученическое самоуправление трактуется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление - это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни (Н.П. Капустин), это один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. (В. Григорьев).

Рассмотрим самоуправление как один из основных принципов деятельности ученического коллектива, сущность которого состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Кроме того это часть системы гражданско-патриотического воспитания, которое стало очень актуально. Среди его основных задач – это воспитание лидера, обучение демократическому общению, умению работать в коллективе, развитие творческих способностей. Необходимо, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество. Почему в подростковом возрасте наиболее эффективно использовать проектный метод?

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для подростка, так и для внешнего наблюдателя.

Для этого возраста характерны различные новообразования: чувство взрослости, самостоятельность.

Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым. В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающей системе социальных взаимоотношений с окружающими.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи, и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет. Занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Хотя учение остается для него главным видом деятельности, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно - полезной деятельностью. Это обуславливается тем, что она в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.

Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила поведения[8]

§2.Особенности организации проектных действий в реализации проекта «Выборы президента школы»

Развитие социальной активности граждан, формирование их правовой, политической, экономической культуры, высокого уровня гражданственности и сознательности необходимо начинать с раннего возраста. Участие обучающихся в работе органа школьного ученического самоуправления повышает интерес к активной деятельности, распространению опыта в решении актуальных для обучающейся молодежи вопросов, организации процесса обучения в общеобразовательной организации.

Выборы – одна из форм коллективной деятельности, при которой каждому участнику приходится принимать самостоятельное решение и отдавать предпочтение тому или иному кандидату. Выборы руководителя органов школьного ученического самоуправления являются важным общественным событием в школе, так как являются начальной ступенью подготовки будущих молодежных лидеров и руководителей.

Участие в работе школьного ученического самоуправления, в выборах руководителя воспитывает у обучающихся уважительное отношение к действующему законодательству, развивает правовую культуру, организаторские навыки и умения, расширяет кругозор.

Участие в предвыборной кампании, непосредственно в процедуре выборов формирует у обучающихся лидерские качества и практические навыки в области избирательных отношений. Обучающиеся могут не только определить свои позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, оценить себя как гражданина.

Алгоритм разработки и реализации проекта в системе школьного самоуправления:

В школе работа строится на основе теории управления и представляет собой рабочий управленческий цикл: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ, данные функции реализуются в течение определенного промежутка, и повторяются при подготовке очередного проекта. При разработке мероприятия мы особое внимание уделяем этапу планирования, рефлексии и наблюдению за изменениями в поведении детей. Особенно на этапе планирования, так как на этом этапе проектная деятельность выступает, как один из самых продуктивных способов создания условий для развития и саморазвития личности. «Метод проектов позволяет сочетать познавательные задачи с практическими; содействует развитию самостоятельности и организаторских качеств детей; открыт творчеству и видоизменениям; может использоваться индивидуально, группой и коллективом; предполагает реализацию основных этапов организаторской деятельности постановка задачи, разработка проекта, организация общественного мнения, трудовая работа, учет проделанной работы» (М.В. Крупенина).

. Как используется проектный метод у нас?

  • возникновение, обсуждение идеи;

  • появляется объявление о мероприятии;

  • создается временная творческая группа по разработке проектов;

  • создается экспертная группа из старшеклассников и учителей;

  • определяется лучший проект;

  • организуется инициативная группа для претворения проекта в жизнь;

  • работа инициативной группы по претворению проекта в жизнь с привлечением всех желающих;

  • подведение итогов, оценка результата деятельности.

Проект может иметь три основных этапа или более (в зависимости от масштаба проекта), но типовой алгоритм проектной деятельности всегда соблюдается.

I этап. Планирование и разработка проекта.

В начале года на ученическом совете составляется план мероприятий . Выбираем ответственных за каждое мероприятие, инициативную группу, члены которой готовят проекты мероприятий. На заседаниях ученического совета мы рассматриваем проекты, выбираем наиболее нас заинтересовавший и начинаем по нему работу. Нужно помнить, что проект, а значит и дело будут в радость лишь только тогда, в них будут заинтересованы сами дети, не навязанный, не придуманный педагогом, а их личный. Цель педагога – сделать этот проект приемлемым и правильным, нужным в воспитательном процессе, понятым детьми. Ненавязчиво направить их идеи в нужное русло и скоординировать деятельность для выполнения проекта. Многое зависит от стартового заседания инициативной группы по проекту. Именно здесь педагог учит детей самостоятельно осознанно разрабатывать пути решения проблемы.

Предлагаю наш план проведения таких заседаний ученического совета. Лучше если его на первых порах будет вести педагог, в дальнейшем могут вести активисты (у нас это лидеры по различным направлениям, прошедшие обучение в активе).

1. Организационный момент - приветствие детей, настрой на доброжелательность, создание рабочей атмосферы.

Здесь могут быть пожатие рук, игры на сплочение и доверие в коллективе, игры, позволяющие настроиться на рабочий лад, на работу в коллективе.

2. Целеполагание, определение необходимости (нужности) проведения мероприятий.

Дети должны чётко определить, для кого и чего проводятся мероприятия. Кому это нужно? Для чего? Зачем? - родителям, самим ребятам, школе, друзьям и т.д. Тем самым проговаривают круг своей деятельности, задачи и направления работы. Педагог ведёт «стартовую» беседу, координирует ответы и записывает их на доске (ватмане) в виде схемы. Особое внимание уделяется новым нетрадиционным делам, акциям, мероприятиям (например «Битва хоров», стартовал проект в 20012 году).

3.Формирование творческих групп по проекту.

  • Для формирования групп необходимо определить, что нужно для достижения задач, то есть сообща определить круг необходимых мероприятий для проведения мероприятия, выявить их значимость. Здесь как нельзя лучше подходит метод «мозгового штурма», когда дети вносят все свои предложения. Определяют «плюсы» и «минусы», а затем выбирают наиболее приемлемые.

  • Определяем функциональную направленность групп в зависимости от проекта и необходимых мероприятий.

  • Разбиваемся на группы (по желанию и личной заинтересованности): организационная, информационная, сценаристы, музыкальное сопровождение, корреспонденты, артисты, аниматоры, штаб порядка, СМИ, и т.д., выбираем руководителя и кураторов из числа педагогов, родителей, заинтересованных лиц.

  • 4.Работа в группах (обычно до 20 минут). Ребята составляют план действия по своему направлению, указывают помощников, кураторов, вписывают всё в план. Проверку и анализ работы групп может происходить при помощи различных методов один из таких метод автобусной остановки. Дети переходят на места других групп и в течение 30секунд просматривают их план и дополняют его. После того, как все группы внесут свои дополнения в каждый план (т.е. сделают остановку), они возвращаются на свои места и анализируют дополнения. Только после этого делают окончательный вывод. Таким образом, составляется план действий с конкретными делами и идеями, ответственными за их выполнение. Педагог даёт только памятки, советы, рекомендации.

5.Подведение итогов. Рефлексия. Необходимо дать возможность высказаться детям о работе в группах, здесь возможны игры на поддержку друг друга, игры, которые способствуют общности интересов, воспитывают чувства локтя, подводят к тому, что любое дело спорится, если работать дружно, всем вместе.

II этап. Реализация проекта.

Работа каждой группы контролируется секторами (по направлениям), кураторами-педагогами, организатором. Итогом является реализация составленного плана – обычно это акция, общее мероприятие, конкурс и т.д. Коррекция деятельности учителем. Промежуточные отчеты.

III этап. Подведение итогов. Последействие.
  • Газета школьная «Неделечка».

  • Статья в районной газете и на сайте школы.

  • Интервью с учениками, родителями, педагогами о проведённых мероприятиях.

  • Заключительное заседание актива и анализ мероприятия (Что удалось? Что не получилось? Почему? Что возьмём на будущее?)

Обучение детей методу проектов проводится в процессе проведения конкретных дел, причем, если сначала мы обязательно делили учащихся на проектировщиков, аналитиков, экспертов и главным был для нас процесс проектирования, то сейчас деление на группы производится не всегда, упор делается на практическую реализацию проекта.

Учитывая многообразие форм проведения мероприятий, метод проектов и способы организации проектной деятельности, мы использовали данную форму как основную для развития школьного ученического самоуправления.

   Содержание и реализация социального проекта «Выборы президента школы»



В условиях формирования демократического государства и гражданского общества в России всемерно возрастает роль правового образования. Главной его целью является создание условий для становления социально – активной самостоятельной личности человека.

Воспитание у детей чувства ответственности, собственного достоинства, требовательности к себе и к окружающим, неразрывно связано с такими качествами как активная гражданская позиция, выражающаяся в истинном патриотизме, гуманном отношении к окружающему миру. 

Чувство ответственности каждого гражданина за укрепление могущества Отечества должно воспитываться со школьной скамьи. Одной из форм способствующей социализации детей являются выборы президента школы. Выборы – это одна из форм коллективной деятельности, при которой каждому участнику приходится принимать самостоятельное решение и отдавать предпочтение тому или иному кандидату. Проект «Выборы президента школы» разработан с учетом формирования правовой и политической культуры учащихся, учителей, родителей МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа № 2», и проводится раз в два года.

Учащиеся могут не только определить свои позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, оценить себя как гражданина. Главным является развитие культуры демократических отношений. Для этого необходимо формировать политическую грамотность, создавать условия для подготовки учащийся к участию в политической деятельности.

В данном проекте предлагается рассмотреть эту тему одновременно на примере использования проектной деятельности по выбору президента школы.

Название проекта

Выборы в президенты школьного самоуправления МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа № 2»

Идея проекта

Выборы! Незнакомая ситуация для учащихся 5-11 классов даже с точки зрения избирателя. Наверное, поэтому среди них распространено мнение: "А зачем выбирать? За нас выберут!" И потом, проблемы страны - они так далеки. А вот школьные проблемы рядом! Как их решить? Может ли Выбор президента школьного самоуправления помочь решить хотя бы некоторые из них? Какова роль помощника кандидата? Как выиграть Выборы в роли кандидата? Ученик не может активно агитировать в предвыборной кампании? Но хорошо знает Excel? ему подойдет роль статиста на выборах. В этом проекте каждому найдется роль по душе, потому что она из реальной жизни и результат "непонарошку", а по настоящему.

Визуализация проекта

Визуальное отображение содержания или структуры проекта, взаимодействия его участников.

Итоговый продукт проекта

Материалы для быстрого подсчета голосов и анализа выборов,

Программы кандидатов в президенты и развития ученического самоуправления,

предвыборные буклеты,

имя президента школьного самоуправления.

Кто может стать участником проекта?

Обучающиеся 5-11 классов, родители, педагоги, лидеры и не только, все, кому не безразличны проблемы школы и есть желание их решать, все, кто занимает активную позицию в жизни класса и школы.

Как стать участников проекта?

  • Правила регистрации

  • Способы взаимодействия и отправки выполненных работ

  • Контакты



Основной целью проекта «Выборы президента школы» является: формирование у учащихся активной жизненной позиции, повышение правовой культуры в области избирательного права, создание условий для социализации школьников.

Задачи:

  • создание условий для формирования правовой и политической грамотности будущих избирателей;

  • включение учеников в процесс соуправления школой через развитие и совершенствование органов детского самоуправления;

  • Сформировать у подростков навыки участия в избирательном процессе и научить правилам ведения дискуссии.

  • создание условий для проявления лидерских качеств учащихся, умения видеть проблемные ситуации и находить пути их решения;

  • привлечение родителей к участию в учебно-воспитательном процессе.

Миссия проекта:  В ходе проведения проекта ребята должны понять, что может сделать каждый молодой человек для процветания России и влияния на политику правительства:

  • занимать активную гражданскую позицию;

  • развивать политическую культуру, чтобы к 18 годам уметь делать осознанный выбор, основанный на знаниях и практических навыках, а не на интуиции или личной симпатии.

  • освоить правила ведения дискуссий, усовершенствовать навыки ораторского мастерства и умения держаться на публике.

Инициативная группа проекта –   учащиеся 8-11 класс.

Координатор проекта – Булатова Александра Георгиевна – старшая вожатая школы

Целевая группа: проект рассчитан на коллектив учащихся, родителей и педагогов, техперсонал, школьную библиотеку, МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа № 2», МУ Молодежный центр «Альтернатива» г.Вытегра, Территориальная избирательная комиссия по Вытегорскому району

Содержание деятельности:

  • Подготовительный: создание избирательной комиссии, выдвижение кандидатов, сбор подписей в поддержку и подача заявлений в избирательную комиссию

  • Предвыборный: предвыборная агитация кандидатов (пресс-конференции, выпуск агитационных листовок, организация и реализация дел), формирование списка избирателей, изготовление бюллетеней, призыв избирателей к голосованию.

  • Голосование.

  • После выборный: подсчет голосов, заполнение протоколов, объявление результатов.

  • Анализ результатов деятельности



Механизмы реализации 

Подготовительный этап

действия

ответственные

результат

1.

Заседание совета школы с повесткой:
«Выборы президента школы»

зам. директора по в.р., лидеры 5-11 классов

назначить выборы президента школы на 10 октября 2014 г (Единый день выборов в 2014 году)

2.

Создание избирательной комиссии

зам. директора по в.р.

комиссия избрана в составе 9 человек

3.

Проведение заседаний избирательной комиссии
– проведение организационного заседания (выборы председателя и секретаря избирательной комиссии);
– о работе с кандидатами в президенты школы;
– регистрация кандидатов в президенты школы;
– выдача зарегистрированным кандидатам удостоверений о регистрации;
– назначение кандидатам доверенных лиц;
– информирование избирателей о списке кандидатов в президенты школы.

зам. директора по в.р.

избирательная комиссия



избирательная комиссия,
пресс-центр

регистрация кандидатов
выдача удостоверений

выдача удостоверений
(см. приложение 1)


выпуск информационного бюллетеня

4.

Выдвижение кандидатов в президенты школы

лидеры классов

формирование списка кандидатов в президенты школы

5.

Сбор подписей в поддержку кандидатов
Подача заявлений в избирательную комиссию

инициативные группы

формирование пакета документов для регистрации
(см. приложение 2)

Предвыборный этап

действия

ответственные

результат

1.

Формирование списков избирателей

избирательная комиссия

формирование списков

 

Работа с избирателями, голосующими впервые

избирательная комиссия

информация доведена до сведения

2

– Предвыборная агитация кандидатов;
– выпуск информационного листка;
– выпуск агитационных плакатов;
– оказание содействия кандидатам в организации и проведении предвыборных встреч, дебатов, собраний.

доверенные лица, инициативные группы

выпуск агитационных листовок, плакатов

3

Изготовление бюллетеней для голосования

избирательная
комиссия, учителя информатики

(см. приложение )

4.

– Призыв избирателей к голосованию
– оповещение избирателей о месте и времени голосования

избирательная
комиссия

информация доведена до сведения

5.

Организация места голосования по выборам кандидата в президенты школы

избирательная комиссия

подготовлена кабина и урна для голосования

Голосование

действия

ответственные

результат

1.

Проведение голосования

избирательная комиссия

списки избирателей, принимавших участие в голосовании

Послевыборный этап

действия

ответственные

результат

1.

Подсчет голосов, оформление протокола

избирательная комиссия

Протокол избирательной комиссии
(приложение 4)

2

Выпуск информационного бюллетеня

избирательная комиссия
пресс-центр

Информация доведена до сведения

3

Общешкольная линейка по итогам выборов и введение президента школы в должность

избирательная комиссия,
актив школы,
педагог-организатор

 

Ожидаемые результаты

Количественные:

  • явка учащихся, педагогов на выборы не менее 90%.

Качественные:

  • расширение уровня знаний учащихся об избирательном праве учащихся;

  • повышение правой и политической культуры будущих избирателей;

  • развитие ученического самоуправления;

  • выявление лидерских способностей учащихся.

Прогнозируем, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, когда они примут участие в будущих выборах  по достижении 18 лет. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных наших прогнозов и ожидаемых результатов.

Смета расходов

Наименование статьи затрат

Стоимость (руб.)

Количество (штук)

Сумма (руб.)

ватман

15

5

75

бумага

180

1

180

маркеры

15

10

150

ручка

2.50

10

25

скотч

17

2

34

Заправка картриджа

300

1

300

 Итого: 764 рублей. Средства заработаны школьниками (трудовой бригадой) на пришкольном участке.



Заключение

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Образование должно идти в ногу со временем. В Федеральном государственном образовательном стандарте предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета, а именно на  активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной  деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает:  «Метод проектов....очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать   творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения»[17].

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ученика. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

И, кроме того, развиваются общие способности детей (универсальные учебные действия УУД) – личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Школьник приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности школьники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами, она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.

В адаптивном виде метод проектов может быть полезен и эффективен в работе школьного образовательного учреждения для создания системы и организации школьного ученического самоуправления в современной методике обучения детей (как на занятиях, так и вне их),метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта). Деятельность воспитанников и учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления. Метод проектной деятельности эффективно использовать в работе с подростками, достигается положительный результат путем вовлечения большего количества детей (в том числе детей относящихся к «группе риска», их такая деятельность увлекает). Проектная деятельность, на примере «Выборы президента» позволили детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Каждый участник находился в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель). Дети научились проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично. Опираясь на опыт и интересы школьника, ученики освоили алгоритм творческой деятельности, научились находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничать в творческих группах и приобрели социальный опыт. Проект был доведен до успешного завершения и это оставило у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Результатом работы над проектом стало: проведение выборов президента школы состоялись, информация об этом мероприятии была размещена на сайте школы, в районной газете, представление президента на районном ученическом совете.

ФГОС предполагает организацию по направлениям развития личности в поисковой  форме и в форме научных исследований. Нами часто используется как во внеклассной работе по предметам, так и во внеклассной работе, в общем - проектная деятельность учащихся. Мы считаем, данное направление приоритетным, т.к. такая деятельность позволяет детям активно участвовать в социальных процессах, направленных на улучшение качества жизни, развития партнёрского взаимодействия со взрослыми. Одной из главных задач воспитательной работы, стоящие в рамках федеральных стандартов, является воспитание гражданственности и патриотизма. Данная задача для нас новой не является, т.к. наша школа работают над ней не первый год. Большая работа проводится нами по подготовке к празднованию 70 - летия Победы. Активизировалась работа школьного музея Боевой славы, музея Истории школы, возобновилась работа научного общества «Эврика». На высоком уровне проходят встречи школьников с ветеранами войны и труда, детьми войны, комсомольцами прошлых лет, почетными гражданами нашего Вытегорского района и города Вытегры. Результатами проектной деятельности в нашей школе стало: очистка берега Онежского озера, очистка ручья Вянг, сбор поискового материала о ветеранах войны, своих родных участниках ВОВ (акция «Бессмертный полк»), героях нашего района, выступления на научно - практических конференциях «Первое открытие», «Первые шаги в науку», «Мир через культуру», «Благоустройство школьной территории», участие в акции «Календарь Победы», «День Здоровья», акция «Забота». В новом учебном году мы продолжим работу над проектами.

      Анализ опыта использования метода проектов в воспитательной работе (на примере развития школьного ученического самоуправления) позволил сделать следующие выводы:
-      во-первых, нацеленность на конечный результат, помогает наилучшим образом организовать деятельность воспитанников для его достижения;
-      во-вторых, комплексность задач, решаемых во время выполнения проекта, позволяет включить каждого воспитанника в посильное для него дело, с учетом возраста  и индивидуальных особенностей.
          Таким образом, представляется интересным использование метода проектов в системе воспитательной работы с учащимися.        




















Рекомендуемая литература

  1. "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков;
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред.В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения);
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
  4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. Пособие для высш. учеб. Заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова – Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 3 с;
  5. Статья «Основные идеи демократической педагогики Джона Дьюи. З. В. Видякова, ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет», г.Липецк Рецензент, д-р пед. наук, профессор Е.А. Ракитина N 3(41). 2012. -92 стр.

  6. Статья «Педагогическая технология: метод проектов», РучинскаяТ.

Национальныйуниверситет. В.А.Сухомлинского,Николаев. Украина,-3 стр.

  1. Статья А. Крылова «Учитель года»: лучшее от лучших.№1,февраль 2002.

  2. Мухина В.С. Возрастная психология, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – М.: «Академия»,1999.-305с.
  3. Проектная и исследовательская технологии в основном образовании Игнатьева Анна Сергеевна, ст. научный сотрудник лаборатории обеспечения реализации ФГОС НОО, к.ф.н
  4. Гилева Е.А.История развития метода проектов в российской школе // Наука и школа. – 2007. - № 4. – С. 13 – 15.
  5. Гузеев В.В. и др.Консультации: метод проектов// Педагогические технологии. – 2007. - № 1. – С. 103 – 114.
  6. Землянская Е.Н.Учебные проекты в экономической подготовке школьников// Школьные технологии. – 2005. - № 4. – С. 85 – 92.
  7. Нагель О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся// Школа и производство. – 2007. - № 6. – С. 12 – 20.

  8. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска// Учитель. – 2000. - №1.

  9. Рулевская Л.Как сделать проектную деятельность осязаемой// Управление школой (ПС). – 2006. - № 11. – С. 12 – 15

  10. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула// Директор школы. – 1998. - №

  11. Шкель В. Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно - методическое пособие. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007. – 37 с.




















Приложение 1 Заявка на участие в Едином дне выборов руководителей органов школьного ученического самоуправление общеобразовательных организаций Вологодской области

(10 октября 2014 года)




Вытегорский муниципальный район




Муниципальное образовательное учреждение «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»



Ф.И.О. специалиста, ответственного за проведение Единого дня выборов

Телефон,

адрес 43л. Почты

Фомина Александра Евгеньевна


89215494755

аleksandrafomina1968@mail.ru







Приложение 2.


В избирательную комиссию МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2» Вологодская область

Вытегорский район, город Вытегра

(район, город, поселение)


от кандидата

на должность руководителя органа

школьного ученического самоуправления

обучающегося 11А класса

Бабчук Александры Максимовны (Ф.И.О.)

Заявка

Я, Бабчук Александра Максимовна, заявляю о своем согласии баллотироваться кандидатом на должность руководителя органа школьного ученического самоуправления общеобразовательной организации МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2».

Подпись.







Приложение 3

СОГЛАСИЕ

на обработку персональных данных


«___» ___________ 2014 г.


Я, __________________________________________________________________,

(Ф.И.О)

настоящим даю свое согласие на обработку _Бюджетным учреждением Вологодской области «Областной центр молодежных и гражданский инициатив «Содружество», г. Вологда, ул. Лермонтова, д. 31

(наименование и адрес оператора)

своих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.


Согласие дается мною для участия в Едином дне выборов руководителей органов школьного ученического самоуправления в общеобразовательных организациях Вологодской области

(цель обработки персональных данных)

и распространяется на следующую информацию: фамилия, имя, отчество, контактный телефон, адрес электронной почты.

(перечень персональных данных)


Настоящее согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении моих персональных данных, которые необходимы или желаемых для достижения указанных выше целей, включая (без ограничения) сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с моими персональными данными с учетом федерального законодательства.


В случае неправомерного использования предоставленных мною персональных данных согласие отзывается моим письменным заявлением.

 

Данное согласие действует с «_____» _____________ г. по «31» октября 2014 года.


______________________________

(Ф.И.О., подпись лица, давшего согласие)



Приложение 4


Выборы руководителя органа ученического самоуправления

МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2».

4.1. Список избирателей

№п./п

Фамилия, Имя, Отчество избирателя

Статус (учащийся, преподаватель, член родительского комитета), с указанием класса, должности

1…



372…



Число избирателей, включенных в список избирателей 372 человека

4.2. Подписной лист

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидата на должность руководителя

органа школьного ученического самоуправления общеобразовательной организации

МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»

(наименование общеобразовательной организации)


Вологодская область, Вытегорский район, город Вытегра

(район, город, поселение)


Бабчук Александра Максимовна, обучающуюся 11 класса.

(Ф.И.О. кандидата)


N

п/п



Фамилия, имя, отчество


Статус (обучающийся, преподаватель, член родительского комитета),

с указанием наименования класса, должности


Дата подписания


Подпись

1…





…..





15






Подписной лист удостоверяю: ___________________________________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество лица, собирающего подписи (сборщика подписей)


______________________________________________________________________________

(подпись и дата)



Приложение 5


Уважаемые педагоги, ученики 5- 11 классы

ВСЕ НА ВЫБОРЫ!

10 октября 2014 года состоятся выборы Председателя ученического совета школы. Предлагаем вашему вниманию Предвыборную Программу кандидата на пост Президента ученического совета школы.

Программа

Александры Максимовны Бабчук, ученицы 11 а класса,

кандидата в председатели ученического совета МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа № 2»

Мои главные задачи:

Спортивное направление:

1. В школе организовать группу для проведения разъяснительных работ в классах о пользе спорта, для привлечения учеников к занятиям спортом в школе.

2. Поощрять классы с большим числом учеников занимающихся спортом.

3. Совместно с директором школы вынести вопрос на родительскую общественность о ремонте спортзала и об обеспечении нашей школы современным спортивным инвентарём.

4.Организовать в школе дополнительные секции для занятий спортом, через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

Учебное направление:

1. Продолжить предоставление в школе бесплатного доступа к сети Internet для выполнения учениками домашнего задания и участия в Internet-конкурсах.

2. Совместно с директором школы вынести вопрос на родительскую общественность об обеспечении нашей школы современными учебными пособиями (плакатами, картами, учебниками и т. д.)

3. Организовать совместно с классными руководителями и активами классов ученический контроль за посещаемостью учащимися школы и выполнению требований по ношению школьной формы.

4. Приглашать специалистов разных профилей для беседы с учащимися по поводу выбора ими будущей профессии.

5. Организовать в классах группы поддержки состоящие из учеников, для оказания помощи ученикам с плохой успеваемостью.

Трудовое направление:

1. Обязать учащихся следить за тем, чтобы во время учёбы в школе не было порчи школьного имущества.

2. Привлечь нарушителей дисциплины и порядка в школе через работу Сектора порядок ученического совета школы по благоустройству школьной территории.

Общественное направление:

1. Организовать оформление столовой и школы детскими рисунками, фотографиями и другими наглядностями.

2. Охватить всех учащихся школы работой музея (поисковая работа).

3. Продолжить работу шефства над ветеранами-учителями.

4. Охватить всех учащихся школы работой газеты «Неделечка», где бы дети могли писать статьи о событиях в школе и по согласованию с администрацией публиковать их в районной и областных газетах.

Начальная школа:

1. Для каждого класса школы выбрать подшефный класс начальной школы.

2. Помогать малышам участвовать в школьных, районных и других мероприятиях.

Библиотека:

1. Увеличить фонд библиотеки, за счет дарения.

Досуг:

1. Проводить больше интересных мероприятий для детей совместно с родителями.


Вы хотите жить лучше?

Вам нравится добиваться во всем успехов?

Вы хотите быть уверенными в завтрашнем дне и иметь много друзей?

Тогда голосуйте за

БАБЧУК АЛЕКСАНДРУ МАКСИМОВНУ



Приложение 6


Программа

Президента школьного самоуправления

МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»

Зябревой Анастасии Валерьевны

1) Создание Парламента школы:

Парламент состоит из секторов, таких как:

-Образование;

-Культурно-спортивные мероприятия;

-Волонтерское движение;

-Патриотическое воспитание.

Сектор «Образование» будет отвечать за:

а) повышение успеваемости обучающихся в школе;

б) участие обучающихся в предметных олимпиадах, проводимых в школе, районе, на областном и всероссийском уровне;
в) возобновление работы научного общества учащихся(НОУ).


Сектор «Культурно-спортивные мероприятия» будет отвечать за:

а) Организацию здорового образа жизни:

-Участие в военно-полевых и спортивных мероприятиях (школа-район-область);
-Проведение школьных олимпийских игр;

-День спорта в школе (день будет начинаться с утренней зарядки, дни «здоровое питание» и т.д);
-Веселые старты «Быстрее, выше, сильнее»;

-Спортивные соревнования (баскетбол, мини-футбол, пионербол, лыжня России, легкая атлетика).

б) Организацию культурно-массовых мероприятий:

-Новогодний бал;

-Танцевальный конкурс «Стартинейджер»;

-Интеллектуальная игра «Эрудит»;

-Конкурс социальных проектов «Школа - мой второй дом»;

-Битва хоров;

-Минута славы;

-Конкурс на 23 февраля «Парень школы»;

-Конкурс на 8 марта «Девушка школы»;

-Спортивный семейный конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» (для начальных классов);
-День наоборот (1 апреля);

-День здоровья;

-Акция: «Чистая школа»;

-Художник школы;

-Отчетные концерты школы;
-Организовать бал выпускников (проект Заики Алены, Митусовой Маргариты).


Сектор «Патриотическое воспитание» будет отвечать за:

а) Участие обучающихся школы в патриотическом воспитании молодежи:

-День Конституции;

-День Российского флага;

-День Победы;

-Конкурсы по избирательному праву;

- история малой родины;
- акция «Подарок солдату», «Вахта памяти», «Бессмертный полк» (собрать данные о родственниках, участниках ВОВ), «Дети войны»(интересные события);

-Работа школьного музея;

-Подготовка обучающихся на должность Президента школы и Парламента на следующий созыв.

2) Оказание помощи в проверке школьной формы:

Помогать проверять дежурным учителям школьную форму детей.

3) Создание стенда о лучших учениках и их достижениях «Доска почета»:

Вывешивание на стенде информацию об учениках, участвующих в различных олимпиадах, конкурсах, победителей конкурсов, отличниках, старостах классов.

4) Оформление стенда для выпускников школы с информацией о различных ВУЗах страны:

Данная информация будет полезна для детей и учителей. Детям будет представлена информация о том, куда можно поступить и проходные баллы.

5) Организация волонтерского движения в школе:

-Поздравление учителей с Днем Рождения, стенд с пожеланиями и поздравлениями. Будет вывешен специальный конверт, где каждый ученик может поздравить учителя;

- Благоустройство школьной территории вместе с родителями (апрель-май);

-Шефство над ветеранами и людьми с ограниченными физическими возможностями;

- Поздравление с праздниками ветеранов (поздравительными открытками, букеты, раздача пригласительных билетов);

-Оказание помощи людям с ограниченными физическими возможностями;

-Создание почтового ящика Президента школы для вопросов и пожеланий;
- Выпуск школьной газеты «Говорит вторая!».


6) Тесное взаимодействие с молодежным Парламентом и Президентами образовательных учреждений района


Приложение 7


Протокол

избирательной комиссии об итогах голосования по выборам председателя ученического совета МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа № 2» (образец 1)


Избирательная комиссия определила:


Число избирателей внесенных в списки

372


Число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией

372


Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в день голосования

330


Число бюллетеней, содержащихся в стационарном ящике для голосования

42


Число действительных избирательных бюллетеней

326


Число недействительных избирательных бюллетеней

4 голоса





Фамилия, имя отчество кандидата, внесенного в избирательный бюллетень


Число голосов избирателей поданных за каждого кандидата

1 Бабчук Александра Максимовна

2. Зябрева Анастасия Валерьевна

160 голосов

166 голосов


Число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов

-


Председатель избирательной комиссии А.Е.Фомина

Заместитель А.Г.Булатова

председателя комиссии

Секретарь комиссии С.И.Темякова

Члены комиссии Е.А.Столбова

М.В.Метелкина



Приложение 8

Выборы руководителя органа школьного ученического самоуправления

общеобразовательной организации

МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»

(наименование общеобразовательной организации)


Вологодская область, Вытегорский район, город Вытегра


«10» октября 2014 года


          1. ПРОТОКОЛ

избирательной комиссии об итогах голосования


Избирательная комиссия установила:


1

Число избирателей, внесенных в список избирателей

3

7

2






2

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям

3

3

0







3

Число недействительных избирательных бюллетеней


4









4

Число действительных избирательных бюллетеней

3

2

6










Фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов

Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата


5

Бабчук Александра Максимовна

1

6

0










6

Зябрева Анастасия Валерьевна

1

6

6








7












8












9













Председатель ИК ________________А.Е.Фомина


Секретарь ИК ________________А.Г.Булатова


Протокол подписан «10» октября 2014 года в 16 часов 45 минут














Приложение 9


МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»

(наименование общеобразовательной организации)

                1. Вологодская область, Вытегорский район, город Вытегра


На основании протокола избирательной комиссии об итогах голосования на выборах «10» октября 2014 года руководителя органа школьного ученического самоуправления общеобразовательной организации МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»


избирательная комиссия

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Признать выборы руководителя органа школьного ученического самоуправления МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»состоявшимися.


2. Признать избранным руководителем органа школьного ученического самоуправления Зябреву Анастасию Валерьевну.


1

Число избирателей, внесенных в список избирателей

3

7

2






2

Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям

3

3

0







3

Число недействительных избирательных бюллетеней


4









4

Число действительных избирательных бюллетеней

3

2

6










Фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатов

Число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата


5

Бабчук Александра Максимовна

1

6

0










6

Зябрева Анастасия Валерьевна

1

6

6













Поздравляем Зябреву Анастасию Валерьевну с Победой и желаем успехов в управлении ученическим советом школы!




















Приложение 10


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


«10» октября 2014 года № 1


О результатах выборов руководителя органа школьного ученического самоуправления


На основании протокола избирательной комиссии об итогах голосования на выборах «10» октября 2014 года руководителя органа школьного ученического самоуправления общеобразовательной организации МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»

избирательная комиссия

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Признать выборы руководителя органа школьного ученического самоуправления МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»состоявшимися.


2. Признать избранным руководителем органа школьного ученического самоуправления Зябреву Анастасию Валерьевну



Председатель ИК ________________А.Е. Фомина


Секретарь ИК ________________А.Г.Булатова



Приложение 11

Отчет

о проведении Единого дня выборов руководителей органа школьного ученического самоуправления в общеобразовательных организациях


МОУ «Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2»


«10» октября 2014 г.

(дата выборов)


Общее количество обучающихся в общеобразовательной организации

Количество обучающихся, принявших участие в выборах

Количество представителей администрации, принявших участие в выборах

Количество представителей родительского комитета, принявших участие в выборах

616


342

4

-


Руководителем органа ШУС избран

Зябрева Анастасия Валерьевна


Булатова Александра Георгиевна, старшая вожатая


13 октября 2014г.


Подпись







58



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!