СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектной деятельности во внеурочной деятельности с целью удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы показал, что  наиболее  эффективным  методом,    используемым  во  внеурочной  деятельности с учащимся с ОВЗ, является метод проекта. Метод  проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.   Проектная деятельность может быть  продуктивно использована,   не заменяя традиционную систему  специального  обучения, а органично дополняя, расширяя ее.  Следует отметить, что организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и осуществляется при  активном участии родителей,  как субъектов образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности во внеурочной деятельности с целью удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы»

Использование проектной деятельности во внеурочной деятельности с целью удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы

Томенко Т.Ю.-директор,

ГБС(К) ОУ школа- интернат №115 ОУ г.о. Самара

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория детей с ограниченными возможностями здоровья. Они составляют, по данным Всемирной организации здравоохранения, примерно 1-3 % от общей детской популяции. В последние время произошло резкое увеличение количества обучающихся специальных школ со сложной структурой дефекта и грубо выраженными интеллектуальными нарушениями.

За период с 2011 по 2013 год 22% детей от общего числа обучающихся школы-интерната № 115 имеют сложную структуру дефекта. Изучение клинического анализа показывает, что среди учеников второго класса начальной школы - 8,33 % составляют дети с синдромом Дауна, 25% с расстройством аутистического спектра,13% с выраженной интеллектуальной недостаточностью , 87% с осложнённой олигофренией; у 4,1% диагноз умственная отсталость отягощается детским церебральным параличом. Половина учащихся вторых классов являются инвалидами детства.

Поэтому одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ментальными нарушениями является обеспечение для них таких условий в которых «они могут реально реализовать свой потенциал, удовлетворить, как общие, так и особые образовательные потребности заданных характером нарушения психического развития». Для максимальной индивидуализации образовательного процесса школы, учёта потребностей каждого ребёнка в

  1. Малофеев Н.Н.,

школе используются инновационные подходы при организации как урочной, так и внеурочной деятельности.

Опыт работы показал, что наиболее эффективным методом, используемым во внеурочной деятельности с учениками начальной школы, является метод проекта. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектная деятельность может быть продуктивно использована, не заменяя традиционную систему специального обучения, а органично дополняя, расширяя ее. Следует отметить, что организация проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и осуществляется при активном участии родителей, как субъектов образовательного процесса.

В основных положениях концепции Специального федерального государственного стандарта особо подчёркивается, что при умственной отсталости «грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения». Наблюдая за учащимися начальной школы, их родителями, проведя мониторинг уровня школьной мотивации и определения стиля семейного воспитания, мы выявили следующие закономерности:

  • низкий уровень педагогических знаний родителей негативно сказывается на формировании учебной мотивации учащихся;

  • отсутствие в семье партнёрских отношений в паре родитель – ребёнок способствует повышению уровня школьной тревожности;

  • родители неадекватно оценивают своего ребёнка, предъявляя ему завышенные или заниженные требования, тем самым формируя у него неадекватную самооценку;

  • вследствие некритичного отношения к структуре дефекта своего ребёнка родители предлагают ему дидактические задания, не соответствующие зонам актуального и ближайшего развития.

Для повышения мотивации к учебной деятельности, закрепления знаний, полученных за учебный год, раскрытия творческого потенциала обучающихся, максимального вовлечения родителей во внеурочную деятельность в конце первого года обучения в начальной школе нами был разработан и реализован проект «Летний букварь».

Наблюдая положительную динамику по результатам реализации проекта «Летний букварь», в школе был разработан и реализован совместный педагогический детско-родительский проект «Летний журнал».

Актуальность проекта. Создание инновационных педагогических условий для развития коррекционно-образовательного процесса, опираясь на концепцию Специального федерального государственного стандарта.

Новизна проекта. Данный проект впервые разработан и реализован для младших школьников с ментальными нарушениями.

Цель проекта: удовлетворение, как общих, так и особых образовательных потребностей учащихся начальных классов заданных характером нарушения психического развития.

Задачи проекта:

  • Повышать мотивацию к учебной деятельности обучающихся начальных классов используя личностно-ориентированный подход.

  • Закреплять у учащихся знания, полученные за прошедший учебный год.

  • Развивать мелкую моторику и ВПФ учащихся при выполнении летнего задания.

  • Создать условия для образования ситуации успеха у каждого учащегося путём разработки индивидуальных заданий, учитывая ЗУН, находящиеся в зоне ближайшего и актуального развития.

  • Укреплять творческий союз: педагог – учащийся – родитель.

  • Повышать самооценку учащихся и развивать их коммуникативные способности при участии их в презентации своих конечных продуктов.

Проект реализовывался в 4 этапа.

I этап – подготовка проекта. Разработка групповых и индивидуальных планов работы. Деление на группы в зависимости от уровня усвоения учебной программы и индивидуальных особенностей. Постановка задач для группы. I группа «Я читаю» - создание альбома по прочитанным произведениям для внеклассного чтения, II группа «Чистоговорки» создание альбома чистоговорок на проблемные звуки, III группа «Летний букварь» создание альбома на основе педагогической технологии Е.В. Колесниковой.

II этап - организация проекта. Индивидуальные консультации педагогами (в том числе логопедом и психологом) родителей и детей. Выбор темы подпроекта, корригирующий причины школьных затруднений, адаптированной к индивидуальным особенностям, интересам ребёнка, учитывающий ресурсы семьи.

III этап – реализация проекта. Создание родителями и детьми конечного продукта альбома «Летний журнал».

IV этап – презентация продукта, подведение итогов проекта. Проведение отчётного концерта по проекту «Летний журнал». Индивидуальные презентации альбомов «Летний журнал» на отчётном концерте. Сравнительный мониторинг результатов реализации проекта: проведение психологического мониторинга образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. Проведение родительского собрания на тему «Что дал вашей семье проект «Летний журнал»?». Рефлексия.

Необходимо отметить, что IV этап очень важен для формирования коммуникативных компетенций учащихся, а также помогает создать полную картину выполненной работы. Представление (защита) проекта и оценка его результатов происходила в присутствии всех обучающихся начальной школы. В процессе защиты учащиеся учатся преодолевать страх выступления перед аудиторией, вырабатывать навыки ораторского искусства.

По результатам реализации проекта можно сделать следующие выводы.

  1. В реализации проекта приняло участие 82% семей, что на 12 % выше, чем в прошлом году. Активность родителей после реализации проекта повысилась на 45,2 % .

  2. У обучающихся второклассников, которые участвовали в реализации проекта, в отличие от тех обучающихся которые не принимали участие в проекте, значительно улучшились следующие показатели: адаптационный период короче на 12,5%; самооценка повысилась на 20 %, что сразу сказалось на успеваемости и взаимоотношениях с одноклассниками; на уроках учащиеся стали более активны (на 53, 2%) , самостоятельны и как следствие успешны; по итогам результатов психологической уровень школьной тревожности снизился на 15,7 %. У родителей реализующих проект, по итогам результатов психологической уровень тревожности снизился на 13,7 %.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование проектных методов позволяет удовлетворить особые образовательные потребности ребёнка с умственной отсталостью и преодолеть ввести его ребенка в культурное пространство.

Литература

  1. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Основные положения общей концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. http://институт-коррекционной-педагогики.рф/issledovanija/prioritety-v-issledovanijah/proekt-sfgos/

  2. Авдейчук Н. А. О формах и методах коррекционно-развивающей работы /Н.А. Авдейчук //Коррекционно-развивающее образование. – 2008. № 2. – с.42-43.

  3. sheg-internat.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/03/Aktivizatsiya.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!