СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проникающей технологии в работе по развитию навыков самоконтроля над речевым дыханием и слитностью речи с неслышащими детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОНИКАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ С  НЕСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ"

Просмотр содержимого документа
«Использование проникающей технологии в работе по развитию навыков самоконтроля над речевым дыханием и слитностью речи с неслышащими детьми»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОНИКАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ С НЕСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ


Н. В. Иванова

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №89»

Г. Екатеринбург, Россия

В статье раскрываются особенности формирования навыка самоконтроля над речевым дыханием и слитностью речи неслышащих детей в сочетании традиционных методов и современных информационных технологий.

Ключевые слова: самоконтроль, дыхание, неслышащие дети, сурдопедагогика, компьютер, презентация, проникающая технология.


Основная цель обучения в школе - научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь.

Под информационной технологией в общем смысле понимается упорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространения и использования информации, осуществляемых в процессе общественной и производственной деятельности.

Компьютер сегодня - это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясает воображение. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.

Развитие навыков самоконтроля над речевым дыханием и слитностью речи это длительный процесс, трудоемкий со стороны учителя и со стороны ученика. О чем говорит традиционная методика?

В данном случае особое внимание уделяется использованию двигательных опор. Вначале дыхательные упражнения проводятся без речи под музыку или без нее. Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе: звуки, слоги, слогосочетания с постепенным их наращиванием. Для этого применяют приемы, которые являются опорами для формирования самоконтроля: дирижирование, зарисовывание, графические схемы и чертежи, использование движения речевой ритмики. Особое значение уделяется характеру движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть плавными, слитными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.

Для прочного усвоения образа действия, ребенку необходимо создать опыт, который бы соответствовал нужному «акцепту действия». С этой целью детям предлагаются задания, предусматривающие переход от комплексного использования анализаторов к кинестезическому самоконтролю. Например: «Правильно скажи слогосочетание, проверь себя, как ты сказал? Скажи как я. Как дышал?»

Сначала ребенок произносит каждое предложение на одном выдохе, сопровождая произнесение плавными движениями, переходящими одно в другое, используя двигательные опоры. Затем, по мере усвоения образца, проговаривание происходит без использования двигательных опор, контроль осуществляется при помощи слуха.

Например:

1. Развитие глубокого вдоха дает более длительный выдох (сдувание снежинок, бумажек, пушинок со стола, с руки, игра на детских музыкальных инструментах, надувание резиновых игрушек, мыльных пузырей, поддувание вверх). Эти игры развивают дифференцированное дыхание, более длинный плавный выдох. При вдохе расширяется грудная клетка, при выдохе сужается.

2. Говорить на одном выдохе, увеличивая количество слов, слогов, фраз, называть порядковый счет с загибанием пальцев, называть ребят класса, называть дни недели, месяцы:

-понедельник

-понедельник, вторник

-понедельник, вторник, среда…….

3. Длительный и плавный выдох:

-межзубное дутье

-губно-зубное (ф)

-язычно-зубное (с)

Работа по развитию навыков самоконтроля над голосом.

Для усвоения образца деятельности, значительное внимание уделяется использованию остаточного слуха детей, применению двигательных опор (движение руки вверх в зависимости от силы голоса), тактильно-вибрационным ощущениям от работы голосовых связок, ощущению силы голоса. Изменение силы голоса хорошо контролируется при помощи слуха, мышечных кинестезий, зрительных опор. Соблюдение ударения предполагает технику выделения ударного слога. Поэтому формирование навыка самоконтроля над голосом предусматривает такие задания: «Послушай, как я сказала: громко или тихо? Скажи громко. Скажи тихо. Скажи как я. Проверь себя, как ты сказал».

Предлагаются упражнения на изменение высоты голоса: сначала на слоговом материале, затем в словах, предложениях и текстах. Например: «Скажи звук [ж]»[1].

Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушением слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности неслышащего учащегося. Это требование ставит перед учителями развития слухового восприятия задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения. В качестве одной из них применение компьютерной проникающей технологии на коррекционных занятиях по развитию нарушенной слуховой функции и формированию произносительных навыков устной речи.

Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным, что делает учебный материал более доступным для восприятия детей с дефектами слуха. Кроме того, использование компьютерных технологий повышает мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, а так же учащиеся расширяют свои умения в работе с компьютером.

Компьютер- это инструмент, средство для выполнения целей. В данном случае вся ответственность и подбор материала ложится на учителя. Ученик активен в приеме получения знаний. Приведу несколько примеров использования презентаций для развития навыков самоконтроля на слуховых занятиях.

Работа над слитным произношением предлога со словом (Презентация)- это работа над слитностью, над правилом орфоэпии, лексическим значением слова. Минус в компьютерном варианте в том, что графически невозможно показать для неслышащего ребенка ударность, слитность. Но можно использовать как контрольный вариант. Записать в тетрадь и самостоятельно расставить графические знаки, а потом произнести правильно. Данный пример показывает, как составлять предложения с предлогами, при этом отражая их смысл. Ребенок сможет применить его в реальной жизни или в учебном процессе. Запоминание и усвоение тем идет увлекательнее и эффективнее. Презентации ориентированы на слышащих детей. Мы их адаптируем. Используем не весь материал. Идем путем проб и ошибок. В работе положен коммуникативный подход: познавательный, учебный, развивающий, а внутри заложены речевые виды деятельности (чтение, проговаривание, слушание).

Обучение по различению на слух длительности звучания (Презентация). Здесь ребенок сам работает с компьютером и на слух определяет длину звучания голоса и вырисовывает соответствующей длинны дорожку, лучик, дождик.

Дыхание по Ипполитовой (Презентация). Учатся говорить в нормальном темпе от 8-10 слогов. Переход на наращивание количества слов в предложении. В нашем учреждении нет программ для специального обучения неслышащих детей (Дельфа, Мир за твоим окном, Видимая речь и т. д.). В большинстве случаев работает сам учитель, подыскивая материал в Интернете или делая самостоятельно заготовку блока, фрагмента.

Видами работ для самоконтроля по дыханию и слитности в проникающей технологии является составление словосочетаний, предложений, счет однородных предметов, слуховая тренировка, дополнение предложений новыми словами, подбор антонимов и синонимов, работа с текстом, подбор родственных слов, называние действий словами и т. д.

Конечно, увлекаться компьютером нельзя. Это не самоцель. Наша основная задача - развитие остаточного слуха и речи. Всего должно быть в меру (как фрагмент, интегративно).

Применение компьютерных проникающих технологий в коррекционном обучении позволяет выйти на новый уровень помощи ребенку с особыми нуждами, работать не просто с каждым учеником, а работать с каждым по- разному, выстраивая индивидуальную программу обучения. Использование компьютера в качестве средства обучения и развития детей, может индивидуализировать процесс обучения, сделать его более интересным, более доступным и привлекательным для ребенка. Использование проникающей технологии на занятиях по развитию слухового восприятия способствует более успешному овладению произношением и устной речью, а так же развивает мыслительную деятельность и способствует общему развитию детей с нарушением слуха, что является одним из условий их социализации и подготовки к жизни в современном обществе.



Литература:

  1. Волкова, К.А., Казанская, В.Л., Денисова, О.А. Методика обучения глухих детей произношению. Владос,2008.С.179-180

  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,1998.С. 114-118





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!