СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование различных технологий и методик для повышения скорости чтения, формирование у учащихся орфографической зоркости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа в младших классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Поэтому учитель должен так организовать работу, чтобы детям было интересно. В настоящее время наблюдается спад интереса к книге.

Просмотр содержимого документа
«Использование различных технологий и методик для повышения скорости чтения, формирование у учащихся орфографической зоркости»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»


Золотова Т. В.

учитель начальных классов



Использование различных технологий и методик для повышения скорости чтения, формирование у учащихся орфографической зоркости

Уроки чтения – самые трудные, но интересные и ответственные. Если дети не будут уметь правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной степени грамотным письмом, не научатся хорошо решать задачи.

Работа в младших классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Поэтому учитель должен так организовать работу, чтобы детям было интересно. В настоящее время наблюдается спад интереса к книге.

Выделены три группы причин спада техники чтения:

  1. Низкий уровень профессиональной подготовки учителя (по анкетным данным не могли ответить на вопросы: какими методами и приемами обучения вы пользуетесь)

  2. Роль книги низка (телевидение, компьютеры).

  3. Роль родителей (они перестают быть примером для подражания для своих детей).

Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память, устойчивое внимание. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Каждый учитель старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.

Учитель всегда должен четко представлять:

  1. Какие знания, умения, навыки должен выработать у ученика на данном уроке.

  2. Каждая работа будет производиться по общему развитию учащихся.

  3. Содержание материала должно быть доступным, учитывать разный уровень развития детей, необходимо дифференцировать задания.

В начальной школе проводится исследовательская работа по проблемам: использование различных технологий и методик для повышения скорости чтения, формирование у учащихся орфографической зоркости. Очень важно не только дать своевременную информацию о новых учебных комплексах, но и помочь сориентироваться в них, выбрать ту технологию обучения, которую мог бы принять учитель. Существует несколько этапов работы с текстом.

Работа с текстом делится на три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

    1. Текст с разновысотными буквами. Например: СОбиРАли Дети В леСУ яГОДЫ и не ЗАметиЛИ, как неБО поТЕМнеЛО.

    2. Слоги в словах разделяются или точками, или тире на уровне верхней границы буквы, что опирается на известный в психологии факт преимущественной ориентации на верхнюю часть букв при чтении. Например: Со/ би// ра// ли де/ ти в/ ле// су я/ го// ды и не/ за/ ме// ти// ли…

    3. Читают дети ключевые слова или словосочетания. Они важны для понимания текста.

    4. Чтение заглавия, рассматривание иллюстраций к тексту. На основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочесть текст и сравнить свои предположения.

  1. Работа с текстом во время чтения.

    1. Дети самостоятельно читают текст про себя, а затем вслух по предложениям, абзацам.

    2. Учитель задает уточняющие вопросы по ходу чтения. беседует, работает над выразительным чтением.

III. Работа с текстом после чтения, достижение понимания на уровне смысла.

      1. Воссоздание содержания текста при помощи иллюстраций.

      2. Беседа по проблемному вопросу.

      3. Творческие задания (иллюстрации, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование).

      4. «Хор – суфлер». Кто-нибудь читает вслух, когда читающий преднамеренно ошибается или случайно, все дети негромко произносят слова правильно.

      5. Игра «Чтение – мозаика». Два – три ученика заранее готовят текст, а потом по одной странице читают дети и учитель. Получается мозаика.

      6. Игра «Живые шарады». Требуется, не произнося ни слова, показать строчку стихотворения или пословицы, а дети угадывают.

      7. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

      8. Составление кроссвордов по тексту.

      9. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

      10. Составление ребусов к словам из текста.

Какие же упражнения мы используем в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

  1. Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения.

  2. Упражнения, направленные на развитие внимания к слову.

  3. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умения угадывать последующий текст.

  4. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и памяти.

Урок надо начинать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развития:

    1. Скороговорки, пословицы.

    2. «Игра в прятки». По двум словам найти текст.

    3. «Мнимое слово». Учитель неправильно произносит слово, а дети исправляют.

На различных этапах обучения предлагаются следующие задания:

I. На организационном этапе урока для мотивации предлагаются:

  1. Разминка.

  2. Реклама.

  3. Поощрение.

  4. Установка на самоконтроль и самооценка.

  1. На этапе проведения каллиграфической минутки предлагаются:

  1. Контрольные шаблоны.

  2. Картинки силуэты.

  3. Работа с калькой.

  4. Составление букв из элементов.

  5. Проговаривание букв.

  1. На этапе формирования знаний, умений и навыков:

  1. Проблемная ситуация.

  2. Исследовательская работа.

  3. Ребусы, кроссворды.

  4. Ролевая игра.

  1. На этапе закрепления знаний:

  1. Графический диктант.

  2. Текст с ошибками.

  3. Текстовые задания.

  4. Заполнение таблиц.

  5. Перфокарты, шаблоны.

  6. Запоминалки.

  1. На этапе контроля:

  1. Найди ошибку.

  2. Контрольный срез.

  3. Взаимопроверка.

  4. Текстовые задания.

  5. Проверь себя.

  6. Редактирование текста.

  7. Насыщение текста орфограммами.


Задания для развития скоростного чтения:

  1. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

  2. Чтение диктором.

  3. Чтение в паре.

  4. Пересказ с опорой на текст.

  5. Убыстрение темпа до скороговорки.

  6. Прием «Незнайка». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

  7. Режим щадящего чтения.

  8. Слуховые диктанты (карточки).

  9. Читают все мальчики.

  10. Читают все девочки и т. д.

  11. Эхо. Один ученик повторяет чтение другого.

  12. Канон. Один текст читают два ученика одновременно.

  13. Спринт на скорость.


Для выработки осознанности чтения можно использовать картины – иллюстрации.

Все картины сгруппированы в три серии:

I серия – иллюстрации, которые обеспечивают учащимся самостоятельность вхождения в тему предстоящего урока.

II серия – иллюстрации – дают учащимся тип индивидуальной работы с книгами, которые помогают им подготовиться к уроку.

III серия – иллюстрации служат для обобщения знаний.

Пример. Тема «Зима» - обобщающий урок. На парты учащихся раздаются картины с изображением зимы. У детей сборники стихов о зиме. Надо подобрать четверостишие к данной картине. Также и о весне и т.д.

Такая работа позволяет достигнуть хороших результатов. Техника чтения у ребят все время увеличивается.

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!