СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование регионального компонента на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Региональный компонент в курсе физики средней школы имеет три основных аспекта: 1. краеведческий; 2.профориентационный; 3.экологический. Все они актуальны не только для Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанской области, но и для всего Казахстана. Включая в образовательную программу экономико-хозяйственную специализацию региона, его физико-географические, демографические и исторические особенности, развитие научно-производственной базы, мы, не нарушая логику и содержание государственного образовательного стандарта, можем подключить к процессу изучения предмета субъектные знания,  которыми обладают учащиеся  школ Казахстана, Рудного Алтая, Усть-Каменогорска. Использование регионального компонента должно стимулировать у учащегося интерес к изучению не только физики, но и особенностей родного края, посредством укрепления связи обучения с социально предметным окружением. Решение этой проблемы позволит современной школе не только давать прочные знания, но формировать компетентную, саморазвивающуюся личность, способную самостоятельно и творчески работать и учиться, что отвечает задачам Государственной программы развития образования в Республике Казахстан. Включение регионального компонента при изучении физики будет способствовать развитию интереса к предмету, создавать предпосылки к обсуждению полученных знаний  c членами семьи учащегося и знакомыми, а это в  свою очередь будет способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию Казахстанского патриотизма. Использование регионального компонента должно укрепить связь между школой и производством, утраченную в последние годы.  

Просмотр содержимого документа
«Использование регионального компонента на уроках физики»


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ФИЗИКИ


Региональный компонент в курсе физики средней школы имеет три основных аспекта:

1. краеведческий; 2.профориентационный; 3.экологический.

Все они актуальны не только для Усть-Каменогорска, Восточно-Казахстанской области, но и для всего Казахстана. Включая в образовательную программу экономико-хозяйственную специализацию региона, его физико-географические, демографические и исторические особенности, развитие научно-производственной базы, мы, не нарушая логику и содержание государственного образовательного стандарта, можем подключить к процессу изучения предмета субъектные знания, которыми обладают учащиеся школ Казахстана, Рудного Алтая, Усть-Каменогорска.

Использование регионального компонента должно стимулировать у учащегося интерес к изучению не только физики, но и особенностей родного края, посредством укрепления связи обучения с социально предметным окружением. Решение этой проблемы позволит современной школе не только давать прочные знания, но формировать компетентную, саморазвивающуюся личность, способную самостоятельно и творчески работать и учиться, что отвечает задачам Государственной программы развития образования в Республике Казахстан. Включение регионального компонента при изучении физики будет способствовать развитию интереса к предмету, создавать предпосылки к обсуждению полученных знаний c членами семьи учащегося и знакомыми, а это в свою очередь будет способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию Казахстанского патриотизма. Использование регионального компонента должно укрепить связь между школой и производством, утраченную в последние годы.

Возможность проведения экскурсий на предприятиях Усть-Каменогорска почти отсутствует, лишь на ОАО УМЗ имеется информационно-выставочный центр способный принимать школьные экскурсии.

Основной промышленности Восточного Казахстана является цветная металлургия. Здесь размещены предприятия по добыче руд, их обогащению и металлургические предприятия. Крупнейшими из них являются ОАО «Казцинк», ОАО «УМЗ», ОАО «УК ТМК». Среди предприятий машиностроения можно выделить ОАО «Востокмашзавод», ОАО «Усть-Каменогорский арматурный завод», ОАО «Усть-Каменогорский конденсаторный завод». Энергетический комплекс включает в себя четыре тепловые станции: Усть-Каменогорскую, Согринскую, Семипалатинскую, Риддерскую; шесть гидроэлектростанций: Усть-Каменогорскую, Бухтарминскую, Шульбинскую, Тишинскую, Ульбинскую, Хариузовскую; предприятия электрических сетей, ремонтные и строительные организации. Обеспечивает геологическую поддержку предприятий цветной металлургии

Проектированием промышленных предприятий занимается ОАО «Казгипроцветмет».

Крупнейшими образовательными центрами, осуществляющими подготовку специалистов, являются ВКГУ, ВКГТУ и другие вузы, колледжи Восточного Казахстана. Крупным научным центром стал город Курчатов, центр Семипалатинского ядерного полигона, закрытого в 1991 году. Сегодня в Курчатове создан Национальный ядерный центр.

Некоторые примеры использования регионального компонента в процессе изучения физики:

В 7 КЛАССЕ:

1.Тема урока: «Механическое движение. Относительность механического движения».

При объяснении нового материала приводим пример, оговорив заранее, что это воображаемая ситуация. «Вы сидите в вагоне, стоящем на втором пути станции Защита, здание вокзала загораживает поезд в Алматы, стоящий на первом пути. Вы смотрите в окно и видите, что кто-то поехал, но кто движется вы узнаете лишь тогда, когда увидите здание вокзала или поезд, стоящий на третьем пути». Оказывается, большинству детей эта ситуация знакома, и они сами обращали на неё внимание когда-то, но почему-то на эту тему они не задумывались! Приводим ещё пару аналогичных примеров и просим семиклассников самостоятельно сформулировать понятие об относительности движения и системах отсчета.

2. Тема урока: «Взаимодействия тел. Масса»

При изучении нового материала приводим пример: «Вы сидите в лодке на корме у берега «Голубого залива». Нос лодки в полуметре от берега. Вы хотите сойти на берег, встаёте двигаясь по направлению к берегу, но лодка тоже движется, но по направлению от берега, и прыгать оказывается слишком далеко. Вы возвращаетесь на место и лодка возвращается на место. Ситуация может повториться неоднократно». Вопрос - почему? Для многих детей – это служит хорошим примером. Обсуждаем, анализируем и совместно делаем вывод о зависимости результата взаимодействия двух тел от их масс.

3. Тема: «Молекулярное строение вещества»

Выполняем демонстрационный эксперимент с шариком проходящим и не проходящим в кольцо после нагревания. Вспоминаем температурные

зазоры на трамвайных путях, и обязательно вспоминаем о лопнувшем от мороза Ульбинском мосте.

4. Тема урока: «Сообщающиеся сосуды»

Приводим пример шлюзов Усть-Каменогорской, Бухтарминской и теперь уже Шульбинской ГЭС (срок пуска последнего – октябрь 2004 года) и обязательно выясняем, кто же был участником шлюзования? Где происходило шлюзование? Кому посчастливилось шлюзоваться в Усть-Каменогорской ГЭС? Откуда в шлюз поступает вода? И всегда находятся желающие ответить на поставленные вопросы.

В 8 классе

1. Тема: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. Внутренняя энергия»

При объяснении нового материала приводим пример с заметным изменением климата региона связанного с заполнением трёх водохранилищ: Усть-Каменогорского, Бухтарминского и Шульбинского. Повышение температуры зимой и снижение – летом. Приводим исторические примеры о предельно низких температурах зимой 1968 года, когда морозы за - 43С0 держались почти декаду. В цехах «Востокмашзавода» у станков жгли кокс. Выполняем решение задач по определению количества теплоты в среднем выделяемого водой этих водохранилищ за зимний период.

2. Тема «Влажность воздуха»

При решении задач рассматриваем вопрос защиты растительного мира теплом выделяющимся при конденсации водяного пара, содержащегося в воздухе. Обязательно решаем задачи по определению количества теплоты выделяющейся при остывании воздуха весной за ночь от + 10С0 до - 3С0 для 1м2 воздуха. Относительная влажность воздуха 75%. Эту же задачу решают и десятиклассники. Полученные результаты - практически одинаковы.

3 Тема: «Электрические заряды. Электрические силы»

При объяснении нового материалаприводим пример использования статического электричества для обеспыливания отходящих газов УК МК ОАО «КазЦинк». Последующая переработка пыли позволяет получать из неё, как из богатой руды: кадмий, талий, индий, селен, теллур, мышьяк, цинк, свинец

4 Тема: «Электрический ток в жидкостях»

При объяснении нового материала и решении задачприводим пример электролиза меди и цинка на УК МК ОАО «КазЦинк» и сопровождаем его демонстрацией пропускания тока через сернокислотную медь, и рассказом об электролизе цинка. Рабочая профессия – катодчик

5 Тема: «Виды теплопередачи. Примеры теплопередачи в технике и быту»

При объяснении материала приводим пример термоса и казахской юрты с её гениальной конструкцией. Проводим общую дискуссию и предлагаем желающим сделать доклад об устройстве казахской юрты.

В 9 КЛАССЕ

1. Тема: «Движение по выпуклому мосту. Перегрузки и невесомость»

Задаем вопрос классу при объяснении нового материала и решении задач: «Почему на участке автодороги Усть-Каменогорск - Предгорное у поворота в с.Уварово стоит знак ограничения скорости движения до 40км/ч. Можно ли допустить на этом участке скорость 60км/ч; 80км/ч. Просим описать последствия и объяснить физический смысл явления, а также оценить величину радиуса кривизны дорожного полотна на этом участке. И сделать вывод о зависимости происходящего от типа автотранспортного средства».

Задаем вопрос: «Почему на участке автодороги Усть-Каменогорск - Риддер перед въездом в с.Михайловка стоит знак ограничения скорости движения до 40км/ч. Предлагаем оценить величину радиуса кривизны дорожного полотна и дайте ее характеристику, а также описать физическое явление».

2.Тема: «Устройство и движение ракеты. Космонавтика»

Даем опережающее задание о подготовке сообщения по космодрому “Байконур”, запускаемых с него в космос аппаратах, о падении обломков первых и вторых ступеней ракет в районе с.Карагужиха Делаем краткое сообщение об участии коллектива ученых ОАО УМЗ в космических программах СССР, СНГ, Республики Казахстан

3. Тема: «Закон сохранения и превращения энергии в механических процессах»

При закреплении материала приводим пример с нагреванием тормозных дисков и колодок автомобилей и сообщение об изготовлении тормозных дисков Советского космического корабля «Буран» на Ульбинском Металлургическом Заводе. Вопрос для любопытных: «А почему диски изготавливали из бериллия?».

В 10 КЛАССЕ

1.Тема: «Движение жидкости»

При изучении нового материала приводим пример турбулентного движения – течения реки Иртыш.

2. Тема: «Свойства твердых тел»

Сообщение учеников о металлах: титане, магнии, уране, бериллии, тантале, о легированных сталях выплавляемых на предприятиях города по различным технологиям и об их удивительных свойствах, нашедших широкое применение в современной технике (это продукция ОАО УМЗ).

3.Тема: «Полупроводниковые приборы»

Даем опережающее задание о транзисторах, изготавливаемых из оксида бериллия. Это свойство используется для отвода тепла от кристалла полупроводника. Обязательно делаем сообщение об экологических проблемах, которые могут возникнуть в случае аварии на бериллиевом производстве ОАО УМЗ.

4. Тема: «Атомные электростанции. Ядерный реактор»

Задание о подготовке развернутого сообщения об Урановом производстве ОАО УМЗ

5. Тема: «Электрический ток в вакууме»

Сообщение о применении вакуумной электродуговой и электроннолучевой плавки металлов на ОАО УМЗ.

6.Тема: «Электрический ток в жидкостях»

При изучении нового материала говорим о производстве электролизных цехов УК «Казцинк» и получении электролизного цинка и меди.

7.Тема: «Электрический ток в газах. Электрический дуговой разряд. Коронный разряд»

При изучении нового материала заслушиваем сообщение о получении легированных сталей на «Востокмашзаводе» и о возможности очистки отходящих печных газов на УК «Казцинке».

В 11 КЛАССЕ

1. Тема: «Индукционные токи»

При изучении нового материала делаем сообщение об индукционном нагреве заготовок для ковки и горячей штамповки в цехах «Востокмашзавод», о поверхностной закалке деталей с нагревом их индукционными токами высокой частоты. Об индукционных плавильных печах применяемых в цехах и производствах УМЗ для получения химически чистых металлов и их порошков.

2 Тема: «Конденсатор в цепи переменного тока».

Сообщение о выпускаемых на «Усть-Каменогорский конденсаторный завод» косинусных конденсаторах и экологических проблемах этого производства

3. Тема: «Производство и использование электроэнергии».

Говорим о производстве на наших ОАО АЕS об использовании электроэнергии для получения цинка, свинца, меди, титана, магния, бериллия, тантала и многих других металлов. Заслушиваем сообщение о первой советской гидравлической турбине, которая продолжает работать на Хариузовской ГЭС.

4.Тема: « Инфракрасное и рентгеновское излучение».

Делаем сообщение о рентгеновской диагностике сварных швов вакуумного оборудования изготавливаемого на «Востокмашзавод» для ОАО «Усть-Каменогорский ТМК». При изучении нового материала делаем сообщение об использовании инфракрасного излучения для сушки материалов ОАО завод «Керамика», и об экологических проблемах возникающих в этом производстве.

5. Тема: «Термоядерные реакции».

При изучении нового материала заслушиваем сообщение о решении строительства установки «Токамак» в ядерном центре города Курчатова и о работающих там выпускниках ВКГУ и т. д.

Проведенные наблюдения позволяют считать, что даже частичное внедрение регионального компонента не только способствует повышению уровня знаний физики, но и помогает учащимся сделать выбор будущей профессии, выбор ВУЗа или ССУЗа для получения выбранной специальности, направления будущей профессиональной деятельности, что соответствует задачам, поставленным перед казахстанской школой Программой 2030.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Государственный образовательный стандарт Республики Казахстан (Физика)

  2. Государственная программа развития Республики Казахстан «Стратегия 2030»

  3. Ляпунов В.П.учитель сш №40 «Анализ состояния, проблемы изучения физики в современной городской школе, и пути их решения»

  4. Бугаёв А.И. «Методика преподавания физики в средней школе» / Бугаёв А.И.-М.: Просвещение, 1981.

  5. Тарасов Л.В. «Современная физика в средней школе» / Тарасов Л.В.-М.: Просвещение, 1990.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!