СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование ресурсов экспозиции исторического парка на уроках литературы»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Законодательство в сфере образования закрепляет право образовательных организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приёмов работы по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ)). Эти положения в полной мере относятся к использованию сетевой формы реализации образовательных программ с участием в том числе научных организаций и организаций культуры, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления различных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (статья 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Просмотр содержимого документа
««Использование ресурсов экспозиции исторического парка на уроках литературы»»

Мастер-класс «Использование ресурсов экспозиции исторического парка на уроках литературы»



Ученье, лишенное всякого интереса,…

убивает в ученике охоту к учению,

без которой он далеко не уйдет…

К.Д. Ушинский



Слайд 2 Законодательство в сфере образования закрепляет право образовательных организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приёмов работы по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ)). Эти положения в полной мере относятся к использованию сетевой формы реализации образовательных программ с участием в том числе научных организаций и организаций культуры, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления различных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (статья 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Слайд 3 В ноябре 2017 года в Тюмени состоялось открытие мультимедийной экспозиции-выставки «Исторический парк «Россия – Моя история» (далее – Исторический парк) Первый Исторический парк открылся в декабре 2015 года в Москве. Тюмень - пятый по счету город, где реализован этот
уникальный проект.

Цели проекта: распространение гуманитарных знаний в России; развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, идентифицирующих себя с Россией, её историей и культурой.(ВИДЕО слайд 4)

Слайд 5 В парке спроектированы современные выставочные залы под четыре экспозиции: «Рюриковичи», «Романовы», «ХХ век. 1914–1945 гг. От великих потрясений к Великой Победе», «ХХ век. 1945–2000 годы». Экспозиции исторического парка «Россия — Моя история» формируются по историческим периодам и делятся на 42 зала.

Кроме того мультимедийные экспозиции наряду с историей российской государственности включают историю Сибири. Региональная часть экспозиции содержит материалы по важнейшим событиям истории развития области.

Слайд 6 Это единственный в мире мультимедийный комплекс, представляющий всю историю России с древнейших времен до наших дней, «живой» учебник, позволяющий в увлекательной, доступной интерактивной форме рассказать об отечественной истории.

В Историческом парке представлены различные формы информационных носителей: сенсорные столы и экраны, вместительные кинотеатры, лайтбоксы(световые короба), проекторы, планшетные компьютеры и многое другое. В подготовке экспозиции использованы приёмы видеоинфографики, анимации, трёхмерного моделирования и цифровых реконструкций. Всё это делает выставку привлекательной для посетителей всех возрастов.

Слайд 7 Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС), поэтапно вводимые в школах Российской Федерации с 2011 года, предоставляют широкие возможности использования ресурсов Исторического парка в образовательной деятельности:

  • в рамках изучения учебных предметов (прежде всего истории, литературы, обществознания, права, окружающего мира, основ религиозной культуры и светской этики, предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»);

  • через факультативные и элективные учебные предметы, предлагаемые конкретной школой, в том числе исторической, военно-патриотической, краеведческой, социальной, культурологической тематики;

  • во внеурочной деятельности учащихся (дискуссионные площадки с просмотром и обсуждением экспозиций, заседания клубов любителей истории, разнообразная проектно-исследовательская (в том числе музейно-краеведческая) и научная деятельность);

  • в рамках реализации программы воспитания и социализации учащихся через такие направления, как духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация.

Слайд 8 Художественная литература служит для учащихся одним из важных источников для ознакомления с историческим прошлым и одним из эффективных средств их нравственного и эстетического воспитания. Художественный образ, как правило, отличается меткостью и убедительностью. И это облегчает восприятие исторического прошлого. Доказательная сила художественного образа воспитывает у школьников определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, вызывает у них сочувствие, ненависть, восхищение, возмущение. Яркий, выразительный художественный образ воздействует на личность учащегося всесторонне: на его ум, чувство, волю, поведение, потому что этические нормы раскрыты на живых примерах и в конкретных ситуациях. Поэтому считаю целесообразным использование ресурсов исторического парка на уроках литературы.

10 ноября наша школа организовала для параллели 4-5 классов обзорную экскурсию по историческому парку, а также музейные уроки. Для проведения такого урока я выбрала тему: «Отражение исторического прошлого России в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино». Занятие было рассчитано на 20 минут, проводилось оно на 2 этаже у сенсорного стола, изображающего ход Бородинского сражения. Вначале я напомнила детям о тесной связи истории и литературы, затем сообщила интересные факты из биографии М.Ю. Лермонтова, связанные с Бородинским сражением, из которых учащимся стало ясно, что заинтересовался этой темой будущий поэт с раннего детства. Потом последовал исторический комментарий о роли Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года, дети увидели обмундирование солдата-пехотинца того периода, посмотрели на сенсорном экране ход битвы, отмечая основные этапы. (слайд 9, видео)

После беседы об увиденном и услышанном, дети прослушали стихотворения «Бородино», сделали выводы, как эту битву описал М. Ю. Лермонтов. Совместно с ними объяснили значение непонятных слов. Подробный анализ этого произведения, конечно, будет произведен на уроке в школе. А в историческом парке, в качестве завершающего этапа, детям были предложены шарады. Отгадаем их.

Слайд 10 Разумеется, экспозиции Исторического парка можно использовать на уроках литературы не только в 5 классе, а во всех параллелях. Например, при изучении в 7 классе исторических произведений «Полтава», «Борис Годунов», «Медный всадник» А. С. Пушкина или в старших классах, говоря о зарождении русской художественной литературы или поэзии «Серебряного века». (слайд 11) Предложите свои варианты (обсуждение в группах)

Слайд 12 Также можно использовать региональные материалы на уроках литературы или внеклассных мероприятиях по предмету, это помогает осуществлять художественно-творческое развитие обучающихся. Ведь литература даёт большую возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь наших современников, посредством обращения к произведениям местных авторов.

Слайд 13 Ну и последнее, что хотела сказать. При планировании мероприятий педагогам можно ориентироваться в том числе и на календарь памятных дат российской истории. Вот несколько дат для примера.

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

1 января – День памяти Ильи Муромца. Илья Муромец вместе с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем – стражи Руси, символы могущества нашего Отечества. Считается, что прототипом былинного богатыря был преподобный Илия Печерский, живший во времена Владимира Мономаха.

24 мая – День славянской письменности и культуры.

28 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709). День воинской славы России.

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812). День воинской славы России.

19 ноября – День рождения М. В. Ломоносова.

Всем спасибо за работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!