Государственное учреждение образования
«Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) г. Могилева»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
У УЧАЩИХСЯ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
НА II СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Гончарова Виктория Аркадьевна,
учитель русского языка
8 (029) 385-03-06;
e-mail: [email protected]
1. Информационный блок
1.1. Название темы опыта
«Использование системы игровых упражнений на уроках русского языка для повышения учебной мотивации у учащихся с трудностями в обучении на II ступени общего среднего образования».
1.2. Актуальность опыта
Одной из проблем у учащихся с трудностями в обучении на II ступени общего среднего образования является низкая мотивация учебной деятельности, возникающая из-за недостаточной концентрации внимания, замедленности и фрагментарности восприятия, быстрого снижения работоспособности. Для решения данной проблемы была разработана система игровых упражнений, которая повысила интерес учащихся к русскому языку.
1.3. Цель опыта
Повысить учебную мотивацию у учащихся с трудностями в обучении посредством использования системы игровых упражнений на уроках русского языка.
1.4. Задачи опыта
1. Изучить современные средства и передовой педагогический опыт по повышению учебной мотивации у учащихся с трудностями в обучении.
2. Подобрать и адаптировать материал для повышения учебной мотивации, внедрить его в практическую деятельность на уроках русского языка.
3. Проанализировать и оценить результативность использования системы игровых упражнений в практической деятельности по повышению учебной мотивации на уроках русского языка.
1.5. Длительность работы над опытом
Длительность работы над опытом – 3 года (2013-2016 годы). Работа над опытом включала три этапа:
1 этап – аналитико-диагностический. В 2013/2014 учебном году проводился анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы. Изучались различные виды развивающих игр и предъявляемые к ним требования.
С целью выявления уровня учебной мотивации была разработана анкета «Изучение учебно-познавательной мотивации подростков». Данная анкета была апробирована на учащихся шестых классов (24 человека). Результаты представлены в таблице 1 и диаграмме 1. (Приложение 1)
Проанализирован опыт работы учителей по разработке и внедрению в учебный процесс игровых упражнений, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил определить основные цели и задачи дальнейшей работы.
2 этап – исследовательский. В 2014/2015 учебном году были подобраны и классифицированы различные виды дидактических игр, материал был адаптирован для учащихся с трудностями в обучении старших классов. Полученный теоретический материал был внедрен в практическую деятельность: проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия по русскому языку, проведен мастер-класс на методическом объединении учителей гуманитарного цикла.
3 этап – аналитико-обобщающий. В 2015/2016 учебном году было проведено повторное анкетирование учащихся, которое позволило оценить эффективность применения игровых упражнений на уроках русского языка для повышения учебной мотивации учащихся с трудностями обучения на II ступени общего среднего образования. Были сформулированы основные выводы, отработаны и систематизированы результаты исследований, представлен отчет о проделанной работе на педагогическом совете школы «Повышение учебной мотивации у учащихся с трудностями в обучении» с презентацией практического опыта по внедрению игровых упражнений на уроках русского языка и литературы, коррекционных занятиях.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
В государственном учреждении образования «Специальная общеобразовательная школа для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) г.Могилева» учатся дети, имеющие разные психологические, мотивационные и поведенческие особенности. Первоначальная задача учителя - поиск таких средств обучения, которые, во-первых, привлекут учащихся к процессу получения знаний по русскому языку , то есть повысят познавательный интерес учеников; во-вторых, дадут им возможность реализовать свою индивидуальность; и, наконец, позволят реализовать главный принцип учителя-словесника - единство обучения и нравственно-эстетического воспитания.
Игровые упражнения используются в основном в шестых-восьмых классах. Это связано с тем, что шестой класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Дети с трудностями в обучении начинают обучаться по программе общеобразовательной школы, которая предусматривает усложнение учебного материала и повышение темпа усвоения знаний. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Программа предусматривает 3 часа русского языка в неделю, обилие новых тем и орфограмм. Важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Возвращение ребенка к игре, такой знакомой и понятной для него деятельности, и может стать тем мостиком между первой и второй ступенью обучения.
Использование игровых упражнений на уроках русского языка и литературы помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам. Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учащихся с трудностями в обучении, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Таким образом, можно предположить, что использование системы игровых упражнений на уроках русского языка поможет повысить учебную мотивацию у учащихся с трудностями в обучении на второй ступени общего среднего образования.
2.2. Описание сути опыта
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.[5, с.179]
Игровые элементы, используемые в обучении, позволяют достигать следующих целей:
1) дидактических:
расширение кругозора, коррекция познавательной деятельности учащихся с трудностями в обучении;
формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
развитие коммуникативных умений и навыков.
2) развивающих:
развитие мотивации учебной деятельности;
развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии;
развитие умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;
развитие творческих способностей.
3) воспитательных:
воспитание сотрудничества, коллективизма;
формирование определённых нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.[6, с.57]
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения:
игры и игровые приёмы на этапе изучения нового материала.
Основная цель этих игр - сделать изучаемый материал интересным и понятным детям. В этих играх часто используется приём преобразования информации, перевод терминов и теорий на язык, понятный детям, приём сравнения незнакомого с чем-нибудь известным, активно задействуются популярные в ученической среде образы. [3, с.46]
2) игры и игровые приёмы, позволяющие оптимизировать запоминание, закрепление, обобщение и организовать контроль усвоения учебного материала.
3)игры и игровые приёмы на завершающих этапах урока.
В соответствии с данной классификацией разработана система упражнений, которые могут использоваться на разных этапах урока. (Приложение 2)
Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды педагогических игр:
игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе.
Они занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки. [4, с.48]
игры-путешествия можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат в основном целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Были проведены уроки-путешествия: «Путешествие в мир сказок» (6 класс), «Лингвистическое путешествие» (7 класс), интегрированный урок истории, биологии, русского языка и литературы «Путешествие по заповедным местам Беларуси». (Приложение 3)
3) сюжетная (ролевая) игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли. Был разработан интегрированный урок истории и русской литературы «Портрет Ивана Грозного» (7 класс) (Приложение 4)
4) игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы.
Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры - соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.
Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.
Учитывая все это, данный вид игр – самый любимый учащимися всех возрастных групп. Нами были проведены: игра «АБВГДейка» (для учащихся 6-7 классов), игра «Большая Буква» (для учащихся 6-7 классов), игра «Страна Лингвистика» (для учащихся 6 классов), игра «Знатоки русского языка и литературы» (для учащихся 6 и 8 классов) и другие игры. (Приложение 5)
5) интеллектуальные игры направлены на развитие в детях познавательных интересов, вызывают у детей живой интерес к процессу познания, активизируют их деятельность и помогают легче усвоить учебный материал. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает робких детей и дает им возможность раскрыть дремлющие способности.
В 7 классе с успехом прошла интеллектуальная игра «Пять звезд», а учащиеся 8 класса с удовольствием приняли участие в игре «Здоровье и честь береги смолоду» (интегрированный урок биологии и русской литературы). (Приложение 6)
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами. [1, с.28]
Были разработаны уроки с применением сочетания различных видов игр: уроки русской литературы «Уроки милосердия в рассказе В.Г. Короленко «Дети подземелья» (6 класс), «Д.Б. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето» (7 класс), урок русского языка «Основные группы односоставных предложений» (8 класс), обобщающие уроки русского языка в 7 классе по темам «Имя числительное», «Местоимение». (Приложение 7)
2.3. Результативность и эффективность опыта
Показателем результативности применения системы игровых упражнений на уроках русского языка является повышение уровня учебно-познавательной мотивации учащихся в экспериментальной группе. На аналитико-обобщающем этапе опыта было проведено повторное анкетирование учащихся восьмых классов (24 человека) «Изучение учебно-познавательной мотивации подростков», которое показало следующее:
у 8% учащихся уровень развития учебной мотивации повысился до высокого;
на 37% выросло количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации;
количество учащихся со сниженным и низким уровнем учебной мотивации снизилось (на 8 и 41 % соответственно).
Результаты анкетирования на третьем этапе представлены в таблице 2 и диаграмме 2. (Приложение 8)
Сравнительные результаты проведенных диагностик на первом и третьем этапах опыта представлены в следующей диаграмме:
Психологическими особенностями учащихся с трудностями в обучении являются: несформированность учебной мотивации, слабость познавательной активности, несформированность произвольности, нарушение динамики психических познавательных процессов, повышенная утомляемость, низкая самостоятельность. [2, с.6-8]
Все это негативно влияет на эффективность и результативность опыта, требует большей подготовки со стороны учителя: строгого отбора материала, его адаптации для данной категории детей.
3. Заключение
Изучив литературу и передовой педагогический опыт по данной теме, мы пришли к следующим выводам: при наличии большого количества игровых упражнений нет их четкой систематизации и классификации, далеко не все игровые упражнения можно использовать в работе с детьми с трудностями в обучении.
В результате проведенной работы был подобран, систематизирован, адаптирован и внедрен в практическую деятельность материал для повышения учебной мотивации на уроках русского языка для учащихся с трудностями в обучении 6-8 классов; была разработана и апробирована анкета «Изучение уровня учебно-познавательной мотивации подростков».
Это позволило повысить уровень учебной мотивации до нормального у 54% учащихся, до высокого - у 8% учащихся с трудностями в обучении.
Анализируя результаты уроков с применением игровых упражнений, можно сделать вывод о том, что такие упражнения способствуют более качественному усвоению знаний, создают ситуацию успеха для слабых учеников, предоставляют возможность учащимся с трудностями в обучении раскрыть свои потенциальные возможности.
В дальнейшем планируется продолжать работу по данной теме: подтвердить эффективность использования игровых упражнений на уроках русского языка в 9-10 классах.
Содержание данного опыта может быть использовано учителями-дефектологами в коррекционной работе, учителями гуманитарного цикла, учителями начальных классов при подготовке уроков русского языка и литературы, внеклассных мероприятий как для детей с трудностями в обучении, так и для детей с тяжелыми нарушениями речи.
При использовании данного опыта работы рекомендуется учитывать уровень развития психических функций, индивидуальные психологические особенности учащихся и уровень их языковой подготовки. Необходимо детально продумывать ход игры.
Опыт применения игровых упражнений получил практическое распространение:
проведение мастер-класса в рамках методического объединения учителей гуманитарного цикла «Использование игровых упражнений на уроках русского языка и литературы» (ноябрь 2015 г.);
выступление на педагогическом совете «Повышение учебной мотивации у учащихся с трудностями в обучении» с презентацией практического опыта по внедрению игровых упражнений на уроках русского языка и литературы, коррекционных занятиях (март 2016г.).
Список использованных источников
Бесова, М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
Гладкая, В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов/ В.В. Гладкая. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 112с.
Гурин, Ю.В. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников/ Ю.В. Гурин. – СПб: Русское слово, 2010. - 182с.
Петрановская, Л.В. Игры на уроках русского языка/ Л.В. Петрановская. - М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000. – 132с.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - Москва : НИИ шк. технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с.
Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. — М.: Просвещение, 1999.- 276с.