СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Использование технологии критического мышления при подготовке к итоговой аттестации по биологии"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с рисунком при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.В КИМах по биологии достаточное количество заданий с рисунками. Работа с ними часто вызывает  затруднения у выпускников. Надеюсь, подборка материала поможет ученикам качественно поготовиться к итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование технологии критического мышления при подготовке к итоговой аттестации по биологии"»

Использование технологии критического мышления при подготовке к итоговой аттестации по биологии. (Работа с рисунком) Из опыта работы учителя биологии МБОУ «СОШ№14 Сенькиной Н.Н. г. Сергиев Посад 2016

Использование технологии критического мышления при подготовке к итоговой аттестации по биологии. (Работа с рисунком)

Из опыта работы учителя биологии

МБОУ «СОШ№14 Сенькиной Н.Н.

г. Сергиев Посад

2016

Затруднения у выпускников при работе с рисунками: - трудности в узнавании биологического объекта; - неумение четко выделять конкретные составляющие части вопроса; - неумение кратко и чётко изложить материал, не допуская биологических ошибок.

Затруднения у выпускников

при работе с рисунками:

  • - трудности в узнавании биологического объекта;
  • - неумение четко выделять конкретные составляющие части вопроса;
  • - неумение кратко и чётко изложить материал, не допуская биологических ошибок.
Алгоритм решения заданий с рисунком:  узнавание (определение) биологического объекта;  анализ содержания вопроса;  актуализация знаний о биологическом объекте;  определение содержания ответа и его грамотная формулировка.

Алгоритм решения заданий с рисунком:

  • узнавание (определение) биологического объекта;
  • анализ содержания вопроса;
  • актуализация знаний о биологическом объекте;
  • определение содержания ответа и его грамотная формулировка.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ ЦВЕТНЫХ И ЧЕРНО-БЕЛЫХ РИСУНКОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ ЦВЕТНЫХ И ЧЕРНО-БЕЛЫХ РИСУНКОВ

Рассмотрите рисунок строение клеточной мембраны и определите функции исходя из ее строения?

Рассмотрите рисунок строение клеточной мембраны и определите функции исходя из ее строения?

  Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него? 4 3 5 2 1

Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?

4

3

5

2

1

Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют Пояснение. 1) 2 — зона деления, обеспечивает рост корня в длину. 2) 4 — зона всасывания, поглощение воды и минеральных веществ. 3) 5 — зона проведения, транспорт веществ.

Какие зоны корня обозначены на рис. цифрами 2, 4, 5? Какие функции они выполняют

Пояснение.

1) 2 — зона деления, обеспечивает рост корня в длину.

2) 4 — зона всасывания, поглощение воды и минеральных веществ.

3) 5 — зона проведения, транспорт веществ.

2n зигота 2n оплодотворение коробочка спорофит n мейоз Архегоний n спора n Антеридий Женское растение n Мужское растение гаметофит протонема n Работа по сопоставлению рисунков и схем

2n

зигота

2n

оплодотворение

коробочка

спорофит

n

мейоз

Архегоний

n

спора

n

Антеридий

Женское растение

n

Мужское растение

гаметофит

протонема

n

Работа по сопоставлению рисунков и схем

Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их. Пояснение. 1) 2 — спора; 2) 3 — заросток с развивающимися на нем антеридиями — 4 и архегониями 5; 3) 6 — спермий (сперматозоид) и 7 — яйцеклетка.

Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.

Пояснение.

1) 2 — спора;

2) 3 — заросток с развивающимися на нем антеридиями — 4 и архегониями 5;

3) 6 — спермий (сперматозоид) и 7 — яйцеклетка.

ВИДЕО ДИКТАНТ 1 2

ВИДЕО ДИКТАНТ

1

2

3 4

3

4

5 6

5

6

7 8

7

8

Исключите «лишний» биологический объект. Объясните свое решение 1 4 2 3

Исключите «лишний» биологический объект. Объясните свое решение

1

4

2 3

Работа с рисунками учебника позволяет включать учащихся в разнообразную познавательную деятельность: - распознавать органы, системы органов, виды, растений и животных, этапы процессов жизнедеятельности; - пользоваться условными обозначениями, применяемыми на рисунках;

Работа с рисунками учебника позволяет включать учащихся в разнообразную познавательную деятельность:

  • - распознавать органы, системы органов, виды, растений и животных, этапы процессов жизнедеятельности;
  • - пользоваться условными обозначениями, применяемыми на рисунках;
- использовать подписи для анализа содержания рисунков; - сравнивать объекты, изображенные на рисунках; - составлять рассказ по рисунку; - находить сведения, необходимые для ответа на вопрос;
  • - использовать подписи для анализа содержания рисунков;
  • - сравнивать объекты, изображенные на рисунках;
  • - составлять рассказ по рисунку;
  • - находить сведения, необходимые для ответа на вопрос;

- использовать иллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний; - составлять по рисунку характеристику биологических объектов, процессов, выявлять связи между организмами, между организмами и неживой природой, черты приспособленности организмов к среде обитания.
  • - использовать иллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний;
  • - составлять по рисунку характеристику биологических объектов, процессов, выявлять связи между организмами, между организмами и неживой природой, черты приспособленности организмов к среде обитания.
Напишите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука

Напишите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука

 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплю Рассмотрите приготовленный препарат при увеличении. Предметное и покровное стекла протрите салфеткой Ответ: 5 1 3 2 4

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  • Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука
  • Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
  • Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплю
  • Рассмотрите приготовленный препарат при увеличении.
  • Предметное и покровное стекла протрите салфеткой

Ответ:

5

1

3

2

4

Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная В А  Б  Г Е Д

Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная

В

А

Б

Г

Е

Д

А) Внедрение личинок в организм моллюска Б) Выход из яйца личинок с ресничками В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду Ответ:  дбагев Е) инцистирование личинок

А) Внедрение личинок в организм моллюска

Б) Выход из яйца личинок с ресничками

В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота

Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки

Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду

Ответ: дбагев

Е) инцистирование личинок

Цикл развития печеночного сосальщика В   Е Д Г А Б

Цикл развития печеночного сосальщика

В

Е

Д

Г

А

Б

Установите соответствие  Типы развития С неполным превращением С полным превращением

Установите соответствие Типы развития

С неполным

превращением

С полным

превращением

Наиболее ярко развитие с метаморфозом представлено у насекомых . Развитие с полным превращением :  яйцо   личинка   куколка   имаго Назовите какие стадии в своем развитии проходит бабочка? Для каких насекомых характерен такой тип развития?

Наиболее ярко развитие с метаморфозом

представлено у насекомых .

Развитие с полным превращением :

яйцо

личинка

куколка

имаго

Назовите

какие стадии

в своем

развитии

проходит

бабочка?

Для каких насекомых характерен такой тип развития?

Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. Отряд Приматы Семейство Мартышкообразные Тип Хордовые Царство Животные Вид Макака-резус Класс Млекопитающие Ответ: 4 3 6 1 2 5

Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  • Отряд Приматы
  • Семейство Мартышкообразные
  • Тип Хордовые
  • Царство Животные
  • Вид Макака-резус
  • Класс Млекопитающие

Ответ:

4

3

6

1

2

5

Какие органы растений обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чём состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?   1) А – клубень; Б – луковица; В – корневище. 2) Значение в жизни растения: откладываются запасные питательные вещества, обеспечивающие более раннее прорастание побегов. Также могут служить для вегетативного размножения. 3) Видоизмененные побеги.

Какие органы растений обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чём состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

1) А – клубень; Б – луковица; В – корневище.

2) Значение в жизни растения: откладываются запасные питательные вещества, обеспечивающие более раннее прорастание побегов. Также могут служить для вегетативного размножения.

3) Видоизмененные побеги.

Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет? Пояснение. 1) на рисунке изображён побег – сложный орган растения; 2) цифрами обозначены: 1 — верхушечная почка, 2 — пазуха листа, с пазушной почкой (это узел), 3 — междоузлие; 3) функции побега: рост, фотосинтез, вегетативное размножение, транспорт веществ в растении, транспирация

Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?

Пояснение.

1) на рисунке изображён побег – сложный орган растения;

2) цифрами обозначены: 1 — верхушечная почка, 2 — пазуха листа, с пазушной почкой (это узел), 3 — междоузлие;

3) функции побега: рост, фотосинтез, вегетативное размножение, транспорт веществ в растении, транспирация

На рисунке изображены результаты опыта, иллюстрирующего   1)  наличие у растений процесса транспирации   2)  передвижение по растению органических веществ   3)  наличие у растений корневого давления   4)  значение воды в жизни растений Ответ 3

На рисунке изображены результаты опыта, иллюстрирующего

  1) 

наличие у растений процесса транспирации

  2) 

передвижение по растению органических веществ

  3) 

наличие у растений корневого давления

  4) 

значение воды в жизни растений

Ответ 3

Какие процессы протекают в клетке в периоде, обозначенном на рисунке цифрой 4? 1) образование пептидной связи 2) транскрипция 3) транспорт аминокислот 4) синтез белковой цепи 5) соединение антикодона с кодоном 6) синтез транспортной РНК

Какие процессы протекают в клетке в периоде, обозначенном на рисунке цифрой 4?

  • 1) образование пептидной связи
  • 2) транскрипция
  • 3) транспорт аминокислот
  • 4) синтез белковой цепи
  • 5) соединение антикодона с кодоном
  • 6) синтез транспортной РНК
       На каком рисунке изображена молекула вещества, образующегося при фотосинтезе?    1) 2) 3) 4)   H   I  C = O  I  H – C – O H  I  H О – C – H  I  H – C – O H  I  H – C – O H  I  C H 2O H      Ответ 1

  На каком рисунке изображена молекула вещества, образующегося при фотосинтезе? 1) 2) 3) 4) H I C = O I H – C – O H I H О – C – H I H – C – O H I H – C – O H I C H 2O H  

Ответ 1

Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? Пояснение. На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек,  расположенных очередно; 2. Побеги служат органами вегетативного размножения. 3. Отличие: клубень — видоизменённый побег, содержит запас  органических веществ (крахмал)

Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?

Пояснение.

  • На рисунке изображены побеги, состоящие из стебля и почек,

расположенных очередно;

2. Побеги служат органами вегетативного размножения.

3. Отличие: клубень — видоизменённый побег, содержит запас

органических веществ (крахмал)

  Какой буквой на рисунке обозначены рецепторы?     б Ответы:  1) а 2) б 3) в 4) г в а г Ответ а Г

Какой буквой на рисунке обозначены рецепторы?

б

Ответы: 1) а 2) б 3) в 4) г

в

а

г

Ответ а

Г

  Какая часть тела речного рака  обозначена на рисунке вопроси-  тельным знаком?   Ответы :  1) грудь 2) хвост 3) брюшко 4) плавники   Ответ 3

Какая часть тела речного рака обозначена на рисунке вопроси- тельным знаком?

Ответы : 1) грудь 2) хвост 3) брюшко 4) плавники

Ответ 3

 Вопрос: Какая система органов дождевого червя выделена на рисунке тёмным цветом?    Ответы:  1) нервная  2) кровеносная  3) выделительная  4) пищеварительная   Ответ 3

Вопрос: Какая система органов дождевого червя выделена на рисунке тёмным цветом?

Ответы: 1) нервная 2) кровеносная 3) выделительная 4) пищеварительная

Ответ 3

Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют. Пояснение. Побег — луковица: 1 — сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода 2 — придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ 3 — почка, обеспечивает рост побега

Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Пояснение.

Побег — луковица:

1 — сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода

2 — придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ

3 — почка, обеспечивает рост побега

 Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?    Пояснение. 1) На рисунке обозначен сосудисто-волокнистый пучок (центральная жила листовой пластины; в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань). 2) Состоит из проводящей ткани: сосуды — доставляют воду с минеральными веществами от корня; ситовидные трубки — отводят воду с органическими веществами к стеблю. 3) и механической ткани — волокна — опорная функция, придают листу упругость.

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

Пояснение.

1) На рисунке обозначен сосудисто-волокнистый пучок (центральная жила листовой пластины; в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань).

2) Состоит из проводящей ткани: сосуды — доставляют воду с минеральными веществами от корня; ситовидные трубки — отводят воду с органическими веществами к стеблю.

3) и механической ткани — волокна — опорная функция, придают листу упругость.

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?   Пояснение. 1. На рисунке изображена зерновка пшеницы. 2 . Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 — семядоля, 3 — зародышевый стебелёк и 4 — зародышевый корешок. 3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

Пояснение.

1. На рисунке изображена зерновка пшеницы.

2 . Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 — семядоля, 3 — зародышевый стебелёк и 4 — зародышевый корешок.

3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.

Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?    Пояснение. 1) Жилка листа, выполняющая опорную и проводящую функции. 2) Столбчатая, фотосинтезирующая ткань. 3) Губчатая, фотосинтезирующая ткань.

Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции выполняют указанные структуры?

Пояснение.

1) Жилка листа, выполняющая опорную и проводящую функции.

2) Столбчатая, фотосинтезирующая ткань.

3) Губчатая, фотосинтезирующая ткань.

1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей уха . 2. Заполните таблицу. «Строение органа слуха». Отделы органа слуха     Части, их составляющие Функции    

1. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей уха .

2. Заполните таблицу.

«Строение органа слуха».

Отделы органа слуха

 

 

Части, их составляющие

Функции

 

 

 Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей уха . Отделы органа слуха Части, их составляющие  Наружное ухо  Функции Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка  Среднее ухо  Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Слуховая труба Направление звуковых колебаний в слуховой проход  и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки. Внутреннее ухо  Усиливают механические колебания и передают перепонке овального окна. Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха. Перепонки овального и круглого окна. Улитка Передача механических колебаний жидкости рецепторам органа слуха и полученную информацию в форме нервных импульсов направляет в мозг.

Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей уха .

Отделы органа слуха

Части, их составляющие

Наружное ухо

Функции

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка 

Среднее ухо

Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко.

Слуховая труба

Направление звуковых колебаний в слуховой проход  и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки.

Внутреннее ухо

Усиливают механические колебания и передают перепонке овального окна.

Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха.

Перепонки овального и круглого окна.

Улитка

Передача механических колебаний жидкости рецепторам органа слуха и полученную информацию в форме нервных импульсов направляет в мозг.

Удачи на экзаменах! БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Удачи на экзаменах!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя