СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс. "Использование технологии критического мышления при подготовке к итоговой аттестации по биологии" (Работа с рисунком)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Иллюстрационный материал является основным в школьном курсе для изучения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс. "Использование технологии критического мышления при подготовке к итоговой аттестации по биологии" (Работа с рисунком)»

Использование технологии критического мышления при подготовке к итоговой аттестации по биологии (Работа с рисунком)

Из опыта работы Сенькиной Н.Н.,

учителя биологии высшей категории

МБОУ «СОШ № 14» г. Сергиев Посад.


Современная образовательная система должна не только давать умение адекватно воспринимать информацию, но и научить получать ее, оперировать ею, применять ее к конкретным жизненным ситуациям, интерпретировать эту информацию. Так рождается новое знание на основе уже имеющегося знания.

Необходимым является также развитие у учащегося определенного объема умений и навыков работы с различными источниками знаний, воспитание способности не репродуцировать знания, а расширять их, применять в различных жизненных ситуациях.

Развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений - цель технологи развития критического мышления. Думать критически – значит проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Одно из главных направлений технологии – исследование текста.

Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Иллюстрационный материал является основным в школьном курсе для изучения учебного материала.

В процессе познания окружающего мира, в процессе обучения участвуют все органы чувств человека.

По мнению некоторых специалистов, если, например, орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, то орган осязания за ту же единицу времени пропускает 10 000 условных единиц информации, а орган зрения – 100000, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью; формирует навыки технической культуры; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению и делает его более доступным.

К наглядным пособиям относят:

- макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.);

- графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.).

Подобные задания требуют развития зрительной памяти, логического мышления, умения конкретизации и анализа большого объема материала в довольно сжатые сроки, навыков применения знаний в изменённых условиях.

В КИМах по биологии достаточное количество заданий с рисунками. Работа с ними часто вызывает затруднения у выпускников:

- трудности в узнавании биологического объекта;

- неумение четко выделять конкретные составляющие части вопроса;

- неумение кратко и чётко изложить материал, не допуская биологических ошибок.

Трудности в определении биологического объекта возникают по различным причинам: это и не вполне четкое и качественное изображение биологических объектов в КИМах и недостаточность использования наглядности на уроках, особенно в старших классах, различие в психологическом восприятии цветных и черно-белых изображений. Рисунки и схемы, используемые в заданиях ЕГЭ, чаще всего совпадают с изображениями, данными в старых учебниках классической советской программы. При использовании различных учебников и пособий, изменяется и спектр сопроводительных рисунков, что также нарушает восприятие заданий.

Большинство учащихся не умеют четко выделить и осознать составляющие части вопроса, заданного к рисунку. Поэтому при отработке таких заданий, как и других заданий, целесообразно уделить внимание умению учащихся проанализировать содержание вопроса. Даже ориентируясь в учебном материале, учащиеся зачастую не могут грамотно построить ответ, отсеять лишнюю информацию и допускают биологические ошибки, снижающие баллы, полученные за ответ на вопрос.

Исходя из выше сказанного, а также опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ я могу предложить учащимся следующий алгоритм решения заданий с рисунком:

  1. Узнавание (определение) биологического объекта.

  2. Анализ содержания вопроса.

  3. Актуализация знаний о биологическом объекте.

  4. Определение содержания ответа и его грамотная формулировка.

Подготовка учащихся к выполнению заданий с рисунком должна носить постоянный планомерный характер, только тогда учащиеся овладевают в полной мере всеми приемами данного алгоритма.

Я хочу поделиться опытом работы по отработке с учащимися заданий с рисунком на примере темы «Особенности размножения споровых растений». Изучая размножение моховидных и папоротникообразных, мы повторяем на новом уровне и особенности строения и жизнедеятельности этих растений. Очень важным для дальнейшего определения объекта является обилие его изображений самого разнообразного характера. Это и фотографии, сделанные в естественных условиях, вид растения на разных сроках вегетации, объект, изолированный от естественной среды обитания, рисунки растения, как цветные, так и черно-белые. При этом следует обратить внимание учащихся на характерные внешние черты биологического объекта.

Очень важным для успешного узнавания объекта является обязательное сравнение цветных и черно-белых его изображений. Цветное изображение любого объекта является более легко узнаваемым, чем не цветное. При сравнении цветных и черно-белых изображений необходимо закреплять знание учащихся об основных признаках данного объекта.

При закреплении материала по данной теме необходимо четко отрабатывать понятийный аппарат и понимание роли различных стадий в циклах размножения мхов и папоротников. Это наиболее часто встречаемый в ЕГЭ вопрос. Целесообразно подбирать рисунки, иллюстрирующие цикл размножения моховидных, так, чтобы в этих рисунках были отличия в изображении разных стадий развития растений. Можно начинать характеристику цикла размножения с любой стадии цикла.

Можно проводить работу по закреплению материала, сравнивания рисунки и схемы циклов размножения растений.

Как один из элементов опроса можно использовать видео диктант. Учащимся показывают изображения объектов. Задача учащихся записать только название данного объекта.

Следующий тип заданий, который может использоваться в качестве устного вопроса или элемента индивидуальной карточки, на исключение «лишнего» объекта с полным пояснением логики действий. Такой тип заданий позволяет учащимся систематизировать и конкретизировать полученные знания.

Задание на определение сходства биологических объектов позволяет четко (по пунктам) сформулировать основные признаки систематической группы растений.

Задание, на установление различий биологических объектов направлено на выявление и конкретизацию основных индивидуальных признаков объекта.

Задание следующего типа полностью повторяет задание ЕГЭ и служит для отработки всех этапов нашего алгоритма. Может использоваться для анализа вопроса и установления элементов ответа или как самостоятельное задание внутри теста или индивидуальной карточки.

Работа с рисунками учебника позволяет включать учащихся в разнообразную познавательную деятельность:

- распознавать органы, системы органов, виды, растений и животных, этапы процессов жизнедеятельности;

- использовать подписи для анализа содержания рисунков;

- пользоваться условными обозначениями, применяемыми на рисунках;

- находить сведения, необходимые для ответа на вопрос;

- сравнивать объекты, изображенные па рисунках;

- составлять рассказ по рисунку;

- использовать иллюстрации в качестве самостоятельного источника знаний;

- составлять по рисунку характеристику биологических объектов, процессов, выявлять связи между организмами, между организмами и неживой природой, черты приспособленности организмов к среде обитания и др.

На первых этапах изучения биологии целесообразно использовать задания на распознавание объектов и процессов, так как это наиболее простой вид деятельности. Эту работу можно сочетать с обучением умению пользоваться условными обозначениями. Следует учитывать, что в учебниках биологии даны названия изображенных на рисунках объектов. Поэтому надо тщательно продумывать задания к рисункам.

Работа с иллюстрациями повысит эффективность демонстрации натуральных объектов и выполнения заданий практического характера.

Подобная работа выполняется учебником зоологии.

Так, учащимся предлагается найти изображение медузы и обнаружить у нее тело и щупальца. Распознать плоских и круглых червей, найти у плоских головку и членики. Определить основные части тела слизня и виноградной улитки и так далее.

Для получения наибольшей информации при работе с иллюстрациями важно научить учащихся пользоваться подписями к ним, условными обозначениями.

Следует учитывать, что в новых изданиях учебников часть описательной информации переносится из текста в рисунки и подписи к ним. Поэтому в настоящее время нельзя не обращать внимания на рисунки, необходимо их широко использовать в учебном процессе. В этой связи обучение школьников умению работать с рисунками, условными обозначениями, подписями становится особенно актуальным.

Работа с рисунками и подписями к ним не представляет для школьников большой сложности и используется для того, чтобы составить представление о строении объекта, взаимосвязи его частей, их расположении, выявить главные признаки

Обучение умению пользоваться условными обозначениями позволяет быстро ориентироваться в рисунке, перейти от рассмотрения общего плана к крупному, выявить детали строения какой-либо части тела. Так, в учебнике зоологии для этих целей часто используется стрелка. При рассматривании, например, рисунка с изображением вольвокса учитель разъясняет назначение стрелки. При работе с рисунком, на котором показаны стрекательные клетки гидры, учитель дает задание: рассмотрите и объясните, из какой части тела гидры взяты две увеличенные клетки, расположенные в правой части рисунка.

В процессе обучения важно научить школьников распознавать органы и системы органов животных по цвету.

Учитель должен на первых уроках разъяснить, что пищеварительная система на схемах учебника всегда обозначается зеленым цветом, дыхательная— синим, выделительная — черным, нервная — желтым, кровеносная — красным, половая — коричневым.

В дальнейшем учитель использует задания такого типа: какие системы органов аскариды изображены на рисунке; последовательно перечислите органы пищеварительной системы аскариды (обозначена зеленым цветом); назовите все органы пищеварительной системы голубя и пищеварительные железы, изображенные на соответствующем рисунке; назовите органы, образующие дыхательную систему у птиц, и т. п.

Усложнению познавательной деятельности школьников с рисунками способствуют задания на нахождение ответов па вопросы, составление рассказа, использование иллюстраций в качестве самостоятельного источника знаний. Целесообразно вначале использовать рисунки для ответа на вопрос или составления рассказа о строении клетки, тканей, органов, организма. При этом учителю необходимо заранее проанализировать рисунки, отобрать наиболее четко выполненные, с ясными подписями, которые можно использовать для самостоятельного выполнения учащимися определенного задания.

Наибольшую обучающую роль играет рисунок в учебнике зоологии, так как при изучении животных не всегда имеется возможность обеспечить наглядность на уроках. Задания могут быть примерно такими: рассмотрите рисунок и расскажите о строении зеленой эвглены. Аналогичные задания могут быть даны для работы с другими рисунками.

В учебниках биологии много рисунков, на которых отображены различные биологические процессы: питание, дыхание, передвижение, размножение, развитие, рост организмов. Практика показывает, что учащиеся хуже усваивают знания о процессах жизнедеятельности, чем о строении организмов. Поэтому организация работы с рисунками на уроках облегчит усвоение школьниками знания о жизнедеятельности организмов. Вот почему целесообразно систематически включать учащихся в работу с рисунками, отображающими биологические процессы.

Однако работа с рисунками, на которых отображены процессы жизнедеятельности, часто вызывает у школьников затруднения и не может быть выполнена самостоятельно. В этом случае учитель организует фронтальную работу учащихся или оказывает им индивидуальную помощь. Например, учащиеся 6,7-х классов рассматривают рисунок, устанавливают последовательность этапов деления амебы с помощью стрелок. Учитель предлагает рассмотреть рисунки слева и описать происходящее, указать изменения. Учитель помогает делать выводы.

Важно иметь в виду, что при работе с рисунками не следует углубляться в детали, а сосредоточить внимание на сущности процессов.

В учебнике зоологии рисунки с изображением движения гидры, дождевого червя, питание одноклеточных животных, размножения и др. могут использоваться для самостоятельной работы.

Несколько упрощенно школьники по рисунку дают описание опыта.

Иногда на рисунке изображается несколько вариантов опыта. Работа с рисунками в этом случае организуется с учетом демонстрируемого варианта опыта.

Следует отметить, что в учебниках биологии немного рисунков с изображением опытов. Задания к работе, с этими рисунками аналогичны вышеизложенным, выполнение их требует большей или меньшей помощи со стороны учителя.

Целесообразно использовать рисунки также для формирования интеллектуальных умений учащихся. Следует проводить работу с учащимися, по сравнению изображенных на рисунках объектов, проведению анализа (выявление основных признаков, установление соподчиненности между частями объекта), установлению взаимосвязи строения и функций, организмов со средой обитания, взаимосвязей в биогеоценозе и др.

Работа с рисунками помогает проведению анализа и установлению соподчиненности между органами организма, установлению взаимосвязи строения и функций, связи растений со средой обитания и т. д.

На первых этапах использования рисунков для сравнения объектов, установления взаимосвязей, связей со средой обитания необходимо больше внимания уделять работе учащихся, помогать выделить признаки для сравнения, сделать выводы, определить по строению функцию и др.

Степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. Однако следует учитывать особенности изобразительной наглядности в каждом учебнике.

Сегодня трудно переоценить всю степень важности формирования информационной культуры и учителей и школьников. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми и новыми знаниями и умениями, обеспечивающими оптимальное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей. В настоящее время уже сложилась новая «информационная» среда обитания людей, и в этой среде нам, и учителям и школьникам, необходимо найти свое место.

Информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека, поэтому, воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение умений работы с источниками информации: учебной литературой (учебником), биологическими словарями, определителями растений и животных, электронными учебными изданиями.

В учебнике зоологии чаще всего сравниваемые объекты изображены на разных рисунках и даже на разных страницах. Поэтому необходимо заранее подобрать рисунки для работы учащихся и сформулировать задание.

Возможности для установления взаимосвязи строения и функций имеются и при работе с рисунками любого учебника биологии. При этом целесообразно школьникам дать задания, типа: какое значение имеют особенности строения (клетки, ткани, органа, системы органов) для выполнения той или иной функции? Определите по строению биологического объекта выполняемую им функцию. При работе с подобными рисунками учитель оказывает школьникам необходимую помощь.

В учебниках мало рисунков на установление связи между организмами и средой обитания. Не со всеми из них можно организовать самостоятельную работу учащихся, так как в них не хватает информации. Поэтому при организации работы с рисунками экологического содержания учитель должен оказывать существенную помощь. При изучении животных учащиеся получают задание: рассмотрите рисунок биогеоценоза луга, установите связи между растениями и животными, между животными, которые существуют в природном сообществе луга.

Вначале школьники называют изображенные на рисунке объекты,затем устанавливают связи между животными и растениями (между клевером и шмелем, гусеницей и листьями злаков). Далее находят связи между животными (жаворонком и насекомыми), между объектами живой природы и отмершими растениями (дождевой червь и опавшие листья) и подводятся к выводу о том, что в природном сообществе все виды тесно связаны между собой и с неживой природой.

Учебник занимает особое место в системе средств обучения, поскольку является одним из основных источников знаний учащихся. С помощью учебника осуществляется закрепление материала урока, структурирование первичных знаний. В учебнике находят выражение такие логические структуры как сравнения, различия, описания, определения, доказательства, факты и т.д. Таким образом, учебник - это универсальное средство обучения.

Наиболее полная реализация функций учебника возможна лишь в том случае, если учащиеся достаточно хорошо владеют навыками работы с ним. Существуют различные приемы работы с учебником, которые необходимо применять систематически.

1. На основании рис. 95 отметьте особенности строения кровеносной системы лягушки (Тип Хордовые« Внутреннее строение лягушки»);

2. Рассмотрите рис. 113 с изображением скелета сизого голубя и укажите, из каких отделов и костей состоит скелет верхних и нижних конечностей? Тип Хордовые. «Особенности строения скелета и мускулатуры птиц, связанные с полетом».

3. Рассмотрите рис. 101 и расскажите об особенностях внешнего строения ящерицы прыткой, в связи с ее образом жизни. Тип Хордовые. « Прыткая ящерица».

Можно выделить под вопросы:

• Каковы особенности покровов тела ящерицы прыткой?

• Из каких отделов состоит тело ящерицы прыткой?

• С помощью, каких органов чувств ящерица прыткая ориентируется в окружающей среде?

Например, при формировании понятий «пищеварение, пищеварительная система» можно предложить учащимся сравнить и проанализировать иллюстрации с изображением пищеварительной системы разных классов животных, таким образом, понятие наиболее хорошо усваивается. Кроме того, это дает возможность связать материал с другими темами (например, эволюция пищеварительной системы), а так же дети учатся самостоятельно анализировать, сопоставлять и делать выводы, а как известно, такие знания, полученные ребенком самостоятельно, являются наиболее прочными.

Всем учащимся необходимо обладать информационной культурой, то есть знаниями, навыками и умениями в области информационных и коммуникационных технологий. Уровень информационной культуры человека определяли, и будут определять, прежде всего, основополагающие (базисные) знания и умения в области поиска и семантической обработки информации, обеспечивающие эффективную информационную деятельность. Именно получение и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная учебная и профессиональная деятельность, должны стать предметом особой заботы и внимания образовательных учреждений.

В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал.

Например, рассмотрите рисунки учебника и составьте рассказ о развитии однолетнего или многолетнего растения, о поведении в природе животного.

Более сложный характер носят задания на сравнение. Например, рассмотрите рисунки

«Строение луковицы» и «Строение вегетативной почки». Сравните их и, прочитав соответствующий текст учебника, сформулируйте вывод. Положительный результат дает выполнение заданий на воспроизведение в рисунке строения семени, цветка, соцветия, листа и т.д.

Информационные ресурсы:

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии, Москва, 2006 год.

  2. Каймин В.А. «Информационная культура школьников», Педагогика, №4, 1997 год.

  3. Розенберг Н.М. «Информационная культура в содержании общего образования», Педагогика, №3 1996 год.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, Москва «Просвещение», 1998 год.

  5. Особенности современного урока биологии», журнал «Биология в школе», №8 2005 год.

  6. Современные технологии в процессе преподавания биологии, Москва,2007 год.

  7. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе, Москва, 2007 год.

  8. Учебная литература как средство формирования интеллектуальности учащихся, журнал «Биология в школе», №4 2006 год.

  9. Информационные технологии на уроках биологии», журнал «Биология в школе», №3 2007 год.

  10. http:// 1 September. ru





5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!