учащиеся должны знать следующие понятия: определение понятий лексика, лексическое и грамматическое значение слова
учащиеся должны уметь: составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом, пользоваться толковым словарём
в) личностные УД: понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся
Этапы урока | Время | Содержание учебного материала | Методы и приёмы, формы организации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Этап мобилизации | 2 мин. | Вовлечение учащихся в активную деятельность | Фронтальная работа | После прослушивания стихотворения В.Шефнера («Словом можно убить….») - О какой языковой единице мы будем сегодня говорить? - Какой раздел о языке изучает слово и его лексическое значение? | Определяют тему урока | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия, операции Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе отличною от своей |
Актуализация и пробное учебное действие (лингвистическая разминка) | 5-6 | Словарный диктант по упражнению 695. | Фронтальная, индивидуальная работа
Фронтальная работа | Объясните условия выбора буквы на месте пропуска Организует взаимопроверку по ключам на слайде презентации | Выполняют письменную работу, взаимопроверку по ключу
Воспринимают информацию на слух, осваивают лингвистические термины | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Осознание недостаточности знаний (выявление места и причины затруднения) | 1-2 | Беседа, ответы на вопросы, оценивание учащихся | Индивидуальная, групповая работа | Учитель производит проверку некоторых работ и задает дополнительные вопросы по мере необходимости | Осознают, что у них недостаточно знаний для полных ответов. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Целеполагание | 1 | Постановка целей и задач | Фронтальная работа | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. - Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с понятием лексическое значение слова, научимся пользоваться толковым словарём | Формулируют цели и задачи урока в диалоге с учителем, воспринимают на слух информацию | Личностные: осознают свои возможности в учении Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия Коммуникативные: строят монологические высказывания |
Построение проекта реализации цели. Творческая практическая деятельность. | 10-12 | Практическая деятельность | Фронтальная, индивидуальная, групповая | - К.Паустовский, подчеркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». (цитата на слайде) - Например, говоря о дождях, Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, косой, слепой, ливневый, сильный и др. - Подберите примеры для явлений природы, которые упоминает писатель в своем высказывании. - Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав (лексику) Лексика – это словарный состав языка - Как вы думаете, изменяется ли словарный состав языка, или остается постоянным? С чем это связано? - Как давно существует слово «компьютер»? - Очень важно человеку пополнять свой словарный запас, открывать для себя новое слово. - Послушайте стихотворение И.Токмаковой (на слайде) Ложка –это ложка, Ложкой суп едят. Кошка – это кошка, У кошки – семь котят……… -Удалось ли мальчику придумать новое слово? Какое? (плим) А что оно значит? (ничего). Так слово ли это, если у него нет значения? (нет) Смысл слова – это его лексическое значение | Отвечают на вопросы, выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Физкультминутка (Игра «Копилка») | 1 | Игра «Копилка» | Фронтальная работа | Физминутку можно заменить игрой «Копилка» | Выходят к доске, тем самым выполняют физические упражнения (ходьба) К доске выходят те учащиеся, у которых на карточках однозначные слова. Определите значение данных слов. К доске выходят те учащиеся, у которых слова одинаковые. Определите значения слов. Что их объединят? В чем различие? Какой вывод можно сделать. | Заботятся о своем физическом здоровье и работоспособности на уроке, внимательно слушают учителя, анализируют, делают выводы. |
Тренировочные упражнения (Модель «Элемент – имя признака – значение признака») | 5-6 | Модель «Элемент – имя признака – значение признака» | Самостоятельная работа с последующим обсуждением | Контролирует процесс выполнения | Составляют таблицы, делают выводы Корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, без чего они не могут существовать; значения слова образованы по сходству. | Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, развивают внимание, наблюдательность, логическое мышление Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Лингвистический анализ текста | 6-7 | Лингвистический анализ текста. Упражнение 688 | Анализ текста | -Определите основную мысль текста | Определяют основную мысль текста. Работают с толковыми словарями (вселенная, море), отвечают на вопросы, находят слово, употребленное в переносном значении. Делают вывод, что лексическое значение слова проявляется в тексте, а не в словаре. | Личностные: желают приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Лингвистическая задача | 5-6 | Поиск непонятных слов | Работа в группах | - В чем особенность лексики предложений? -Значение каких слов вам непонятны? Составьте с ними предложения | Выписывают непонятные слова, находят в словарях значение данных слов. | Личностные: осознают недостаточность знаний Познавательные: приобретают умения пользоваться толковым словарём, находить нужную информацию Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
Систематизация знаний и повторение (игра «ДА-НЕТ») | 3-5 | Обобщение полученных сведений на уроке | Индивидуальная работа | - Вспомним, что такое лексика? Лексическое значение слова? Я загадала слово (лексикон) -это существительное? (да) - это связано с темой урока? (да) - это слово многозначное? (нет) - это термин? (да) и т.д. Найдите в словаре значение слова лексикон, составьте с данным словом предложение, определите род, падеж, число, склонение этого слова -Мы определили грамматическое значение этого существительного. -Итак, какие значения имеет слово? Что значит лексическое значение слова? А грамматическое? | Задают вопросы, анализируют, предполагают Отвечают на вопросы, оценивают свои ответы и ответы одноклассников | Личностные: осознают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Рефлексия | 1 | Подведение итогов урока | Индивидуальная, фронтальная работа | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас были в процессе работы? - С помощью чего достигли результатов? -Над чем нужно поработать? | Отвечают на вопросы, делают выводы. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования, стремятся к приобретению новых знаний и умений Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Домашнее задание | 1 | Запись и объяснение выполнения домашнего задания | | - В упражнении 689 даны пословицы из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И.Даля. Выпишите пословицу, которая вам больше понравилась, и письменно объясните ее смысл. | Записывают задание | |