Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка.
Содержание.
Введение. 3
Глава первая. Проблемное обучение - это творчество. 5
III. Глава вторая. Технология опыта. 8
IV. Заключение. 11
V. Список использованной литературы. 12
Введение.
Мышление начинается
с проблемной ситуации.
С.Л.Рубинштейн.
Проблемное обучение – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний рассматривается как процесс решения проблемных задач. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.
Актуальность и значимость темы: Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Социальный прогресс все настойчивее требует, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Какая же деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
Цели проблемного обучения: повышение мотивации учащихся к изучению русского языка, развитие оптимальной самостоятельности учеников при выполнении упражнений по добыванию знаний под общим направляющим руководством учителя, формирование орфографических навыков, а также в овладение учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Задачи:
1. Изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
2. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
3. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.
Предполагаемый конечный результат: если будем использовать активные формы и методы обучения, то воспитаем творческую личность, способную к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Ученик научится сам находить ответы на поставленные вопросы, сумеет определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться», научится задавать вопросы, строить гипотезы, использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию.
Глава 1. Проблемное обучение - это творчество.
Социальный прогресс все настойчивее требует, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Какая же деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Таким образом, проблемное обучение - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности, способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции. Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, простой вывод. Это может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносом каких-то положений, трансформацией знаний. Наконец, проблемное обучение - это творчество, оригинальный подход, это эксперимент, опыт, исследование.
В основе творческого труда учителя лежит прежде всего умение создать на уроке противоречие, проблемную ситуацию. Свои уроки провожу по следующей схеме. Сначала беседа учителя с учащимися, в которой привлекаю внимание детей к решению проблемной задачи, подчеркивая, что если самостоятельно откроют правило правописания, то оно легко усваивается и соответствующий навык правописания быстро формируется. Основная движущая пружина активизирующего, поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками. Активную работу мысли вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить.
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Активные методы позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.
Технологическая схема проблемного урока:
Учитель
Создаёт проблемную ситуацию;
Направляет учащихся на её решение;
Организует поиск решения.
Ученик
Приобретает новые знания и способы работы с материалом;
Формирует своё отношение к проблеме.
Педагогические «плюсы» технологии проблемного обучения:
Высокий уровень мотивации;
Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала;
Развитие продуктивного мышления;
Развитие критического мышления;
Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;
Формирование активной личности
Педагогические «минусы» технологии проблемного обучения:
Сложность подготовки к занятию;
Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся;
Требует больше времени на достижение цели урока.
Итак, при работе с новым материалом, на этапе закрепления и тренировке возможно создание большого количества ситуаций, активизирующих мышление школьников. Это способствует развитию у учащихся опыта учебно-исследовательской деятельности.
Глава 2. Технология опыта.
На практике, используя технологию проблемного обучения, люблю подавать детям знания не в готовом виде, а учу их самих находить решение. Вот примеры таких заданий:
Задания на сравнение, анализ, классификацию и вывод:
Проблемная ситуация при изучении орфографии представляет собой анализ орфограммы, особенно такой, которая относится к числу трудных случаев орфографии. Орфограмма представляет собой правильное (соответствующее правилам или традициям) написание, которое выбирается из ряда возможных. Такой выбор и может стать проблемой, на основе которой создается проблемное задание.
Фрагмент урока по теме «Правописание букв О - А в суффиксах наречий» (7 кл.)
Однажды мои ученики были озадачены началом урока. Я, ни слова не говоря, разделила доску на две части. На одной стороне написала громадное «А», на другой – «О». Потом попросила ученика внизу под буквой «А» записать такие слова: издавна, издалека, докрасна, слева. А внизу под «О» -вправо, влево, заново, набело, насухо. Теперь попросила учащихся присмотреться к этим словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под буквой «О». От чего зависит правописание суффикса? Сверьте свои выводы с учебником. Составьте формулу для запоминания этого правила.
Урок по теме «Правописание приставок при- и пре-«(6 кл.),
этап « открытия» новых знаний.
Распределите слова по группам. Объясните принцип группировки. От чего зависит правописание И – Е в приставке слова?
Пришкольный, презабавный, приморский, прервать, прибить, претяжелый,
преувеличить, преступить, приоткрыли, прижаться.
Урок по теме «Правописание букв А - О в корнях с чередованием»
(5 кл.), этап «открытия» новых знаний.
-Распределите слова по группам. Объясните принцип группировки. От чего зависит правописание О – А в корне слова?
Полагаться, положение, предполагать, сложение, прилагательное, изложение.
Сообщение темы и цели урока (технология проблемного обучения)
Постановка проблемной задачи
- Прочитайте пословицы, записанные на доске.
- Как вы их понимаете?
Речь как меч: сечет и правого, и виноватого.
Есть грош, так будет и рожь.
- Прочитайте имена существительные с мягким знаком.
- Какую роль выполняет в них ь? Является ли он разделительным? (нет)
Указывает ли он на мягкость? (нет, [ч] – всегда мягкий, а [ш]– всегда твердый)
-Для чего он нужен в этих словах? (варианты детей)
- Сегодня мы это узнаем. Ознакомимся с правилом употребления ь и будем учиться применять его на практике.
Или задания:
Фрагмент урока по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа» (5 кл.).
Употребите следующие существительные с числительными 3,5: бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь.
Образуйте форму единственного числа следующих существительных: качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота
Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Сформулируйте вывод.
Поисковые задачи:
Найдите лишнее слово, подумайте о вариантах. Ш..птать, ш..стой, ж..леть, сторож..ть; Свеч.., сплеч..., каланч.., саранч…
Какой частью речи являются следующие слова: калачи, фасады, радости, потом, мрачный, издали, разбудит, дождей, зимовать.
Чем являются слова и, да в предложениях:
Ум да разум надоумят сразу. Да здравствует солнце! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Столкновение противоречий практической деятельности самих учеников:
Фрагмент урока по теме «Омонимы» (5 кл.)
Я записываю на доске слово «ключ».
- Сколько слов записано на доске? (детьми выдвигаются предположения -1,2,3 слова)
- Объясните значение записанного слова (дети приходят к выводу, что они имели в виду разные слова).
- Нарисуйте картинки к этим словам. Есть ли что-то общее в значении этих слов? Как бы вы их назвали?
- Посмотрите в учебнике, как называются такие слова?
Заключение.
1. Проблемное обучение направлено на формирование способностей к творческой деятельности и потребности в ней. Подсказки учителя по ходу решения задачи, заставляют учащихся возвращаться к исходной общей проблеме — сформулировать изучаемое правило правописания и одновременно облегчают процесс их самостоятельной познавательной деятельности.
2. При проблемной организации усвоения нового материала отпадает необходимость многократного повторения и закрепления формулировок правил правописания, а оставшееся учебное время используется для выполнения устных и письменных упражнений.
3. Самостоятельное открытие правил правописания обеспечивает видение в слове соответствующей орфограммы, подведение ее под соответствующее правило правописания, т.е. выработку грамотного письма. Тем самым проблемное обучение развивает умение мыслить и применять знания на практике
4. На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.
5. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Список литературы.
Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
10