СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают поисковый и исследовательский характер.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка.»

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка.







Содержание.



  1. Введение. 3

  2. Глава первая. Проблемное обучение - это творчество. 5

III. Глава вторая. Технология опыта. 8

IV. Заключение. 11

V. Список использованной литературы. 12































Введение.

Мышление начинается  
                                                                                       с проблемной ситуации    
                                                                                                     С.Л.Рубинштейн.

Проблемное обучение – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний рассматривается как процесс решения проблемных задач. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся.

Актуальность и значимость темы: Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Социальный прогресс все настойчивее требует, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Какая же деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Цели проблемного обучения: повышение мотивации учащихся к изучению русского языка, развитие оптимальной самостоятельности учеников при выполнении упражнений по добыванию знаний под общим направляющим руководством учителя, формирование орфографических навыков, а также в овладение учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Задачи:
1. Изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
2. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
3. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Предполагаемый конечный результат: если будем использовать активные формы и методы обучения, то воспитаем творческую личность, способную к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Ученик научится сам находить ответы на поставленные вопросы, сумеет определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться», научится задавать вопросы, строить гипотезы, использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию.








Глава 1. Проблемное обучение - это творчество.

Социальный прогресс все настойчивее требует, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Какая же деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Таким образом, проблемное обучение - общественная, социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой, саморазвивающейся личности, способной жить и трудиться в условиях научно-технической революции. Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, простой вывод. Это может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносом каких-то положений, трансформацией знаний. Наконец, проблемное обучение - это творчество, оригинальный подход, это эксперимент, опыт, исследование.

В основе творческого труда учителя лежит прежде всего умение создать на уроке противоречие, проблемную ситуацию. Свои уроки провожу по следующей схеме. Сначала беседа учителя с учащимися, в которой привлекаю внимание детей к решению проблемной задачи, подчеркивая, что если самостоятельно откроют правило правописания, то оно легко усваивается и соответствующий навык правописания быстро формируется. Основная движущая пружина активизирующего, поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками. Активную работу мысли вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Технологическая схема проблемного урока:

Учитель

Создаёт проблемную ситуацию;

Направляет учащихся на её решение;

Организует поиск решения.

Ученик

Приобретает новые знания и способы работы с материалом;

Формирует своё отношение к проблеме.

Педагогические «плюсы» технологии проблемного обучения:

Высокий уровень мотивации;

Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала;

Развитие продуктивного мышления;

Развитие критического мышления;

Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;

Формирование активной личности

Педагогические «минусы» технологии проблемного обучения:

Сложность подготовки к занятию;

Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся;

Требует больше времени на достижение цели урока.

Итак, при работе с новым материалом, на этапе закрепления и тренировке возможно создание большого количества ситуаций, активизирующих мышление школьников. Это способствует развитию у учащихся опыта учебно-исследовательской деятельности.





















Глава 2. Технология опыта.

На практике, используя технологию проблемного обучения, люблю подавать детям знания не в готовом виде, а учу их самих находить решение. Вот примеры таких заданий:

Задания на сравнение, анализ, классификацию и вывод:

Проблемная ситуация при изучении орфографии представляет собой анализ орфограммы, особенно такой, которая относится к числу трудных случаев орфографии. Орфограмма представляет собой правильное (соответствующее правилам или традициям) написание, которое выбирается из ряда возможных. Такой выбор и может стать проблемой, на основе которой создается проблемное задание.

Фрагмент урока по теме «Правописание букв О - А в суффиксах наречий» (7 кл.)

Однажды мои ученики были озадачены началом урока. Я, ни слова не говоря, разделила доску на две части. На одной стороне написала громадное «А», на другой – «О». Потом попросила ученика внизу под буквой «А» записать такие слова: издавна, издалека, докрасна, слева. А внизу под «О» -вправо, влево, заново, набело, насухо. Теперь попросила учащихся присмотреться к этим словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под буквой «О». От чего зависит правописание суффикса? Сверьте свои выводы с учебником. Составьте формулу для запоминания этого правила.

Урок по теме «Правописание приставок при- и пре-«(6 кл.),

этап « открытия» новых знаний.

Распределите слова по группам. Объясните принцип группировки. От чего зависит правописание И – Е в приставке слова?

Пришкольный, презабавный, приморский, прервать, прибить, претяжелый,

преувеличить, преступить, приоткрыли, прижаться.

Урок по теме «Правописание букв А - О в корнях с чередованием»

(5 кл.), этап «открытия» новых знаний.

-Распределите слова по группам. Объясните принцип группировки. От чего зависит правописание О – А в корне слова?

Полагаться, положение, предполагать, сложение, прилагательное, изложение.

Сообщение темы и цели урока (технология проблемного обучения)

Постановка проблемной задачи

- Прочитайте пословицы, записанные на доске.

- Как вы их понимаете?

Речь как меч: сечет и правого, и виноватого.

Есть грош, так будет и рожь.

- Прочитайте имена существительные с мягким знаком.

- Какую роль выполняет в них ь? Является ли он разделительным? (нет)

Указывает ли он на мягкость? (нет, [ч] – всегда мягкий, а [ш]– всегда твердый)

-Для чего он нужен в этих словах? (варианты детей)

- Сегодня мы это узнаем. Ознакомимся с правилом употребления ь и будем учиться применять его на практике.

Или задания:

Фрагмент урока по теме «Имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа» (5 кл.).

Употребите следующие существительные с числительными 3,5: бензин, воздух, зелень, детвора, дрожь.

Образуйте форму единственного числа следующих существительных: качели, ножницы, каникулы, дрожжи, ворота

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Сформулируйте вывод.

Поисковые задачи:

 Найдите лишнее слово, подумайте о вариантах. Ш..птать, ш..стой, ж..леть, сторож..ть; Свеч.., сплеч..., каланч.., саранч…

Какой частью речи являются следующие слова: калачи, фасады, радости, потом, мрачный, издали, разбудит, дождей, зимовать.

Чем являются слова и, да в предложениях:

Ум да разум надоумят сразу. Да здравствует солнце! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

Столкновение противоречий практической деятельности самих учеников:

Фрагмент урока по теме «Омонимы» (5 кл.) 

Я записываю на доске слово «ключ».

- Сколько слов записано на доске? (детьми выдвигаются предположения -1,2,3 слова)

- Объясните значение записанного слова (дети приходят к выводу, что они имели в виду разные слова).

- Нарисуйте картинки к этим словам. Есть ли что-то общее в значении этих слов? Как бы вы их назвали?

- Посмотрите в учебнике, как называются такие слова?


















Заключение.

1. Проблемное обучение направлено на формирование способностей к творческой деятельности и потребности в ней. Подсказки учителя по ходу решения задачи, заставляют учащихся возвращаться к исходной общей проблеме — сформулировать изучаемое правило правописания и одновременно облегчают процесс их самостоятельной познавательной деятельности.

2. При проблемной организации усвоения нового материала отпадает необходимость многократного повторения и закрепления формулировок правил правописания, а оставшееся учебное время используется для выполнения устных и письменных упражнений.

3. Самостоятельное открытие правил правописания обеспечивает видение в слове соответствующей орфограммы, подведение ее под соответствующее правило правописания, т.е. выработку грамотного письма. Тем самым проблемное обучение развивает умение мыслить и применять знания на практике

4. На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.

5. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.





Список литературы.

Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970.

Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985.

Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972.

Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.

Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999. 







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!