СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии "синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация синквей Мастер-класс для педогогов ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии "синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Льгова»  Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» Подготовила и провела: учитель-логопед Стародубцева О.Ю.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Льгова»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Использование технологии «синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела: учитель-логопед Стародубцева О.Ю.

Цель мастер-класса:  познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии «РКМЧП»  - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников. План проведения:  I. Теоретическая часть: — Что такое «синквейн». — Как работать с синквейнами. — Научная концепция и правила составления «Синквейна». II. Практическая часть: — Совместная работа с педагогами. — Обсуждение полученных результатов. III. Подведение итогов.

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии «РКМЧП» - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников.

План проведения:

I. Теоретическая часть:

— Что такое «синквейн».

— Как работать с синквейнами.

— Научная концепция и правила составления «Синквейна».

II. Практическая часть:

— Совместная работа с педагогами.

— Обсуждение полученных результатов.

III. Подведение итогов.

СИНКВЕЙН  – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).  Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить . Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века. Критически мыслящие люди умеют:  решать задачи;  открыты для новых идей;  умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;  умеют слушать собеседника;  рассматривают проблемы с разных точек зрения;  любознательны. .

СИНКВЕЙН  – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).

Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить .

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века.

Критически мыслящие люди умеют:

  • решать задачи;
  • открыты для новых идей;
  • умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
  • умеют слушать собеседника;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • любознательны.

.

Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:  придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;  закрепляет знания о частях речи, о предложении;  значительно активизирует словарный запас;  совершенствует навык использования в речи синонимов;  активизирует мыслительную деятельность;  совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;  стимулирует развитие творческого потенциала. Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации . Является  формой свободного творчества.

Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

  • придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
  • закрепляет знания о частях речи, о предложении;
  • значительно активизирует словарный запас;
  • совершенствует навык использования в речи синонимов;
  • активизирует мыслительную деятельность;
  • совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
  • стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации .

Является формой свободного творчества.

В переводе с французского слово «синквейн» означает « cinq»- пять.   Это стихотворение, состоящее из пяти строк.   Оно пишется по определенным правилам и не имеет рифмы.

В переводе с французского слово «синквейн» означает « cinq»- пять.

  • Это стихотворение, состоящее из пяти строк.

  • Оно пишется по определенным правилам и не имеет рифмы.
Правила составления синквейна: 1. Первая строка – заголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного . 2. Вторая строка  – пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3. Третья строка – записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна. 5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов. .

Правила составления синквейна:

1. Первая строказаголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного .

2. Вторая строка – пишутся два прилагательных , раскрывающих тему синквейна.

3. Третья строка – записываются три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

5. Пятая строка – это слово - резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

.

Как работать с синквейнами Можно предложить следующие способы работы дошкольников с синквейнами: 1. Составление нового синквейна. 2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна. 3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. 4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна. Организационные формы работы с синквейнами: 1. Самостоятельно при выполнении домашней работы. 2. Самостоятельно на практическом занятии. 3. В составе подруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме. 4. В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн. Но самое главное достоинство синквейна – простота. Синквейн могут составить все.

Как работать с синквейнами

Можно предложить следующие способы работы дошкольников с синквейнами:

1. Составление нового синквейна.

2.Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

3. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна.

Организационные формы работы с синквейнами:

1. Самостоятельно при выполнении домашней работы.

2. Самостоятельно на практическом занятии.

3. В составе подруппы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.

4. В составе группы при участии педагога, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.

Но самое главное достоинство синквейна – простота. Синквейн могут составить все.

Составление синквейна по предметной картинке  Что это?  АРБУЗ 2. Подберите два слова-признака. - Какой арбуз? КРУГЛЫЙ, ВКУСНЫЙ 3. Подберите три слова-действия. - Что делает арбуз? КАТИТСЯ, РАСТЕТ, ЗРЕЕТ 4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету. Я ЛЮБЛЮ СОЧНЫЙ АРБУЗ 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз». ЯГОДА

Составление синквейна

по предметной картинке

  • Что это? 

АРБУЗ

2. Подберите два слова-признака.

- Какой арбуз?

КРУГЛЫЙ, ВКУСНЫЙ

3. Подберите три слова-действия.

- Что делает арбуз?

КАТИТСЯ, РАСТЕТ, ЗРЕЕТ

4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету.

Я ЛЮБЛЮ СОЧНЫЙ АРБУЗ 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «арбуз».

ЯГОДА

Пример синквейна: 1. ЕЛЬ 2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ 3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ  4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ 5. НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО

Пример синквейна:

1. ЕЛЬ

2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ

3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ 4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ

5. НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить. ______  . Стоит. Растёт. Русская . Белоствольная. Стройная. Я любуюсь стройной  . Дерево.

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.

______ .

Стоит.

Растёт.

Русская .

Белоствольная.

Стройная.

Я любуюсь стройной .

Дерево.

Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».  

Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки

Составление синквейна по сказке «Заюшкина избушка».  

  Зайчик.      Лиса. Слабый, трусливый.   Хитрая, наглая. Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила. Мне жалко зайчика.   Лиса поступила плохо. Сказочный герой.   Сказочный герой.   Петух. Смелый, отважный. Спас, защитил, выгнал (лису). Петух поступил смело. Сказочный герой .  

 

Зайчик. Лиса.

Слабый, трусливый. Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко зайчика. Лиса поступила плохо.

Сказочный герой. Сказочный герой.

 

Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух поступил смело.

Сказочный герой .

 

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

ЛИСА Хитрая Наглая Обманула Обхитрила Выманила Лиса поступила плохо. Обманщица

ЛИСА

Хитрая

Наглая

Обманула

Обхитрила

Выманила

Лиса поступила плохо.

Обманщица

(пример использования компьютерных технологий при рассказывании сказки) Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса»

(пример использования компьютерных технологий при рассказывании сказки)

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса»

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Использование IT-технологий (сайты) для демонстрации сказок детям : Сказки Всем http://www.skazkivcem.com/skazki-suteeva/ciplenok-i-ytenok Азку.ру - развивающая онлайн-библиотека. http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/index.php МультХит.ру. http://multxit.ru/category/ckazki/ http://345-games.ru/category/skazki-dlya-detej/ Веселяндия- мультфильмы онлайн. http://coolmult.ru http://audioskazki.net/archives/5129 http://ollforkids.ru/skazkart/

Использование IT-технологий (сайты) для демонстрации сказок детям :

  • Сказки Всем http://www.skazkivcem.com/skazki-suteeva/ciplenok-i-ytenok
  • Азку.ру - развивающая онлайн-библиотека. http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/index.php
  • МультХит.ру. http://multxit.ru/category/ckazki/
  • http://345-games.ru/category/skazki-dlya-detej/
  • Веселяндия- мультфильмы онлайн. http://coolmult.ru
  • http://audioskazki.net/archives/5129
  • http://ollforkids.ru/skazkart/
Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Составление синквейна по сказке «Кот, петух и лиса».

Результативность :  Стал более легким процесс усвоения понятий и их содержания; Расширился и актуализировался словарный запас; Закрепились знания о частях речи, о предложении; Совершенствовался навык использования в речи синонимов; Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова;  Выработалась способность к анализу

Результативность :

  • Стал более легким процесс усвоения понятий и их содержания;
  • Расширился и актуализировался словарный запас;
  • Закрепились знания о частях речи, о предложении;
  • Совершенствовался навык использования в речи синонимов;
  • Дети научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова;
  • Выработалась способность к анализу
Практическая часть мастер-класса:

Практическая часть мастер-класса:

ЖИЗНЬ длинная счастливая течет бежит учит Жизнь дана на добрые дела дорога

ЖИЗНЬ

длинная

счастливая

течет

бежит

учит

Жизнь дана на добрые дела

дорога

сердце

сердце

МАСТЕР-КЛАСС ТВОРЧЕСКИЙ АКТУАЛЬНЫЙ Рефлексия ДИСЦИПЛИНИРУЕТ ВОЛНУЕТ ОБЪЕДИНЯЕТ На других посмотреть, да себя показать Опыт работы.

МАСТЕР-КЛАСС

ТВОРЧЕСКИЙ

АКТУАЛЬНЫЙ

Рефлексия

ДИСЦИПЛИНИРУЕТ

ВОЛНУЕТ

ОБЪЕДИНЯЕТ

На других посмотреть, да себя показать

Опыт работы.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!