СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологий традиционного обучения в условиях внедрения ФГОС ООО

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала традиционной школы, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание

Просмотр содержимого документа
«Использование технологий традиционного обучения в условиях внедрения ФГОС ООО»

«Использование технологий традиционного обучения в условиях внедрения ФГОС ООО».


Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала традиционной школы, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят в

  • методах обучения (с объяснительного на деятельностный),

  • изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов),

  • изменении системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся),

  • изменении системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).

Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающее нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие.

В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический, системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познание, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их ресурсных возможностей, подготовленности, а также готовности самого учителя и наличия различных условий и т.д.). В рекомендациях говорится: приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других). Вот почему необходимо рассмотреть традиционные системы обучения школьников.

В ФГОС много говорится о метапредметных результатах, которые сходны с УУД. УУД - универсальные учебные действия. В широком значении этот термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В ФГОС, несомненно, важны результаты обучения, но и процесс обучения, познания остается приоритетным. Важен не только и не столько результат творческого поиска, сколько сам его процесс, в котором участники идут к истине методом проб и ошибок. При этом обеспечиваются условия для усвоения предметного знания.

Особенностями современной модели процесса обучения являются:

1) единство преподавания и учения;

2) единство дидактических и воспитательных воздействий;

3) всесторонность, возможность решения широкого круга дидактических задач;

4) индивидуализация учения с учетом способностей отдельных учеников, темпов их работы и степени продвинутости в учебе;

5) методическая и организационная гибкость, соответствие методов преподавания целям обучения и воспитания.

Педагогическая деятельность в новых условиях включает ряд принципов «старой школы», но с некоторыми изменениями. Они отражают философию свободного, гуманного и творческого педагога. Следует рассмотреть некоторые принципы педагогической деятельности:


- Принцип равенства всех участников образовательного процесса не поддается сомнению, но приобретает другое толкование. Развивать-то нужно каждого, к каждому школьнику следует подобрать индивидуальный подход, личностный подход.

- Роль учителя приобретает другое звучание. Учитель работает вместе со всеми и равен ученику в поиске знаний. Он не спешит отвечать на вопросы, а необходимую информацию предлагает дозировано, обнаружив потребность в ней у учащихся.

- Принцип добровольного включения учащихся в поисковую деятельность остается стабильным. Для этого используются специальные мотивирующие задания. Особое значение здесь имеет «индуктор» — задание (ситуация), которым начинается урок.

- Особую силу приобретает принцип диалогичности на основе сочетания индивидуальной и коллективной работы, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, развития коммуникативной культуры школьников.

- Принцип проблемности в обучении, проблемный характер заданий, создающих ситуации противоречивости, неопределенности, парадоксальности, конечно, остаются .

- Остается и принцип вариативности, возможности выбора учащимися материала, вида деятельности, способа предъявления результата. Без выбора не могут быть обеспечены принципы свободы и развития. Важнейшим правилом должно быть: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта; корректируй себя сам. При этом создаются условия для проявления нравственной ответственности ребенка за свой выбор.

В условия ФГОС хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие ребенка, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации.


Технология

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное

обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, позволяющих активно усваивать знания

Поисковые методы, постановка познавательных задач

Модульное

обучение

Обеспечение гибкости обучения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения

Развивающее

обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека

и их реализацию

Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

Дифференцированное обучение

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов

и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Методы индивидуального обучения

Активное

(контекстное)

обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности

Методы активного обучения

Игровое

обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

Обучение

развитию

критического мышления

Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс

Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения

Интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефлексия


Отличительной стороной ФГОС являются запрограммированные личностные результаты. Они включают готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность познавательной активности, сформированность системы социальных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции.

Итоговая оценка школьника состоит из двух частей:

  • результаты промежуточной аттестации, отражающие индивидуальную динамику

  • результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников

Не подлежат итоговой оценке ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики. Для этого существует мониторинг.

Современная модель процесса обучения должна быть также приспособлена к решению разнообразных учебно-воспитательных задач, в том числе:

• самостоятельное приобретение учащимися определенных знаний и умений путем как индивидуальной, так и коллективной работы;

• приобретение учащимися знаний путем непосредственного познания, например в результате наблюдений, экспериментов, бесед и т. д., при одновременном предоставлении им условий и средств, обеспечивающих обогащение уже имеющихся знаний и умений с помощью косвенного познания;

• частое и систематическое осуществление учащимися контроля и оценки результатов собственной учебы, с одновременным включением этих действий в организованную

школой систему контроля и оценки конечных результатов учебной работы и т. п.


Очевидны и изменения в структуре уроков русского языка и литературы.

Структуру поурочного плана можно представить следующим образом:

  1. Тема урока.

  2. Этапы урока (актуализации знаний, организации повторения, объяснение нового материала и т.д.).

  3. Определение желаемых результатов деятельности учащихся на уроке:

  • Предметные;

  • Метапредметные;

  • Личностные.

  1. Средства достижения результата: работа с учебником, привлечение ИКТ, упражнение, проблемный вопрос и т.п.

  2. Использование методов и приемов.

  3. Деятельность учащихся.

  4. Деятельность учителя.

  5. Рефлексия.

Если сравнить стандарты первого поколения и стандарты второго поколения, то можно увидеть переход от школы формирования ЗУНов  к школе формирования мышления и универсальных учебных действий, принципиальную разницу в предметном и личностном развитии ученика, в постановке целей и задач урока. Заполнив таблицу, учитель четко представит отличие двух систем обучения.

Каждый учитель осознает новые тенденции в преподавании предмета в условиях внедрения ФГОС. Особое внимание следует обратить на диагностику учебных достижений учащихся и применение технологий системно - деятельностного подхода на уроках.

Таким образом, принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

•  анализировать свои действия;

•  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

•  отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
•    вывод делают сами учащиеся;
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•    времясбережение и здоровьесбережение;
•    в центре внимания урока — дети;
•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!