СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование текстов различного содержания на уроках ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на РМО по теме "Использование текстов различного содержания на уроках ОРКСЭ"

Просмотр содержимого документа
«Выступление КСЮ»

(Слайд 1) «Использование текстов различного содержания

на уроках ОРКСЭ»

Несмотря на то, что в последние десятилетия выросла информированность детей, и появилось большое количество источников информации нас, учителей, беспокоит то, что наши дети мало читают.

Необходимо отметить, что художественные произведения являются для учащихся одним из источников нравственного воспитания, способов воздействия на их мысли, чувства, воображение. Читая литературные произведения, они приобретают первый жизненный опыт, учатся разбираться в поступках героев, верить в силу добра.

Работа с текстом является важной составляющей учебной деятельности в курсе «Основы религиозных культур и светской этики».

Использование текстов различного содержания дает возможность привить основы нравственной культуры, понять аллегорический смысл, оценить художественную ценность.

Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4 классов оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.). Одним из основных способов организации деятельности учащихся при освоении курса является работа с текстами учебников. Каждый из учебников, входящих в УМК, позволяет учащимся на основе работы с учебными текстами осваивать ценностный смысл реалий определенной культуры, формировать умения присваивать информацию, овладевать методами и приемами работы с учебной информацией.

В процессе выполнения заданий, учащиеся, осуществляют цикл познавательных действий: восприятие (через чтение); понимание, осмысление (через ответы на вопросы фронтально, в парах или группах); интерпретацию (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного текста (через участие в диалоге, в обсуждении, написание собственного текста и т.д.).

(Слайд 2) При работе с текстовым материалом учебника, а я использую различные виды чтения, которые практикуются в начальной школе: комментированное чтение, которое позволяет предупредить недопонимание текста, способствует поддержанию внимания учащихся; ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение фрагмента художественного произведения, притчи, диалога, которое способствует эмоционально-эстетическому восприятию текста. В поурочном планировании не дается рекомендаций по использованию того или иного вида чтения на определенном этапе урока, т.к. выбор вида чтения зависит от конкретных условий: уровня подготовленности класса, техники чтения учащихся, фронтальной, индивидуальной или групповой организации деятельности, целеполагания, постановки вопроса и т.д.

На уроках ОРКСЭ нахожу применение различным видам работы с учебной информацией: (Слайд 3)

1) Прогнозирование содержания урока по названию с опорой на изученный ранее материал или индивидуальный опыт (например: «Как вы понимаете смысл названия урока? Как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?»)

2) Понимание основной мысли текста, выделение ключевых слов;

3) Прогнозирование последовательности изложения;

4) Сопоставление разных точек зрения;

5) Смысловое свертывание содержания текста (сжатый пересказ);

6) Сопоставление иллюстративного материала с содержанием текста;

7) Перенос информации в виде кратких записей;

8) Выбор необходимой информации из текста;

9) Анализ своего эмоционального состояния в процессе чтения

10) Постановка вопросов к прочитанному.

(Слайд 4)

Для оптимизации работы с текстами разных типов, совершенствования общеучебных умений, углубления понимания прочитанного и установления диалогового взаимодействия на уроке большое значение имеет формирование у учащихся умения задавать вопросы к тексту. Эта задача последовательно решается через задания, организующие индивидуальную и групповую работу с текстом. Например: Прочитайте фрагмент из книги «…». Придумайте к тексту один – два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам во время обсуждения прочитанного фрагмента в классе»; «Самостоятельно прочитайте текст. Подготовьте по прочитанному тексту вопрос для одноклассников». Для успешной работы такого рода учителю необходимо владеть принятой в методической науке типологией учебных вопросов и последовательно обучать школьников овладению умением формулировать вопросы разных типов и отвечать на них. Слайд 5

Простые (фактические) вопросы. (Что? Кто? Когда?) Устанавливают факт владения или не владения содержанием текста. Ответом на них служит конкретная информация, почерпнутая из первоисточника.

Уточняющие вопросы. (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?) Устанавливают диалоговое взаимодействие между собеседниками и текстом, организуют обсуждение, предоставляют возможность уточнить понимание. Ответ на них является не только подтверждением правильности или ошибочности понимания, но и сигналом готовности к диалогу.

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. (Почему? В чем причина?) Устанавливают причинно-следственные связи, помогают понять идею текста и выражают интерес собеседника к тому или иному аспекту. Ответом на них может быть как информация, содержащаяся в тексте, так и предположение того, кому адресован вопрос.

Оценочные вопросы. (В чем отличие? В чем сильные и слабые стороны? Это хорошо или плохо?) Помогают установить критерии оценки тех или иных событий, явлений, фактов и соотнести эти критерии с позицией собеседника. Ответ на оценочный вопрос предполагает не только оценку, но и мотивацию этой оценки.

Творческие (аналитико-синтетические) вопросы. (Что было бы…? Что изменится, если…? Как вы думаете, что произойдет…) Способствуют более личному осмыслению проблемы и подразумевают наличие точки зрения как адресата, так и адресанта, что может послужить поводом для обсуждения, дискуссии, а в случае отсутствия расхождений просто стимулирует творческое воображение.

Практические вопросы. (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…? Как бы вы поступили…?) Предполагают выход проблемы в практическую плоскость и в отдельных случаях рефлексию.

Особая подготовка требуется при использовании притч в содержании урока. Притча обладает наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление, в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект.

Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие

основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь,

милосердие и др.; в притчах показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;

2) светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

(Слайд 6,7)

Какие же существуют способы использования притч в учебном процессе?

 Обсуждение основной идеи и смысла притчи.

 Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.

 Придумать название притчи.

 Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).

 Выделить ключевые слова - понятия, с последующим

комментированием.

 Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ

символов, структуры, исторического контекста).

 Инсценировка притчи.

 Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)

 Подбор пословиц, поговорок.

 Сравнение с басней (определить).

 Найти или предложить вставить пропущенные слова.

 Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя

определенной исторической эпохи, культуры, религиозной

конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).

 Сравнение нескольких притч ( притчи разных культур) с

одинаковыми ценностями.

 Определение ценностей, которые отражает притча.







Несколько примеров организации работы с притчами.

(Слайд 8)1. Жадный Лев

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко (аналитическое чтение).

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал….

+ Жадность

– Данная притча так и называется – «Жадный Лев».

- Почему Лев все время менял добычу?!

– К чему стремится жадный человек?! (стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо).

– Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде?

(высказывания детей) (Слайд 9)

– … и подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

– Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? ( Глупость)

Чему учит притча?

2. ***(Слайд 10)

Шел …………., а на встречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.

У первого спросил:

-Что ты делал целый день?

И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.

У второго спросил:

-А что ты делал целый день?

И тот ответил:

- Я………….выполнял свою работу.

А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

- А я …………в строительстве храма.

Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и туже работу, а ответы у них получились разные. Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

(Слайд 11)

3. Корзину-то возьми

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодиться когда он захочет принести тебя сюда

Анализ притчи

О чем эта притча?

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

4. (Слайд 12)

Медведь

1. Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах):

1) «Собери картинку» (пазлы) – учащиеся собирают пазлы и отгадывают

героя притчи.

2) Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя.

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться

лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от

вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать

большие реки в несколько километров шириной.

Итак, героем нашей притчи будет медведь.

– Что любят медведи больше всего? ( мед )

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто

разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они

стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед

такой вкусный.

– А что может испугать медведя?! (выслушать варианты)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

На тебя вся деревня идет!

А я не боюсь! – отвечает косолапый.

Кого же ты боишься?!

А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего

бояться.

– Чего же боится медведь? Что его может испугать? (Предательство

близких).

– В чем смысл притчи?

В обозримом прошлом Земли, зародилось и ушло в небытие немало

народов. От одних осталось только их название, от других – несколько

строк в историографии.

Объективных причин много. Но немалую роль в их ослаблении сыграли

вражда, междоусобицы властителей. Именно они подрывали силу

народов.


Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы начинаем её осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Каждая притча выражение духовного опыта множества жизней, она является носителем традиций той или иной культуры. Притча своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.

Использование текстов различного содержания на уроках ОРКСЭ имеет творческую основу, духовно и интеллектуально развивает учащихся. Важно побудить ученика к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

Своеобразие текстов учебника требует от учителя изобретательности и продуманности в организации детского чтения, прежде всего, на уроке. Предлагаемые учащимся тексты, безусловно, содержательны, познавательны и интересны, но ни в коем случае нельзя превращать занятия в уроки чтения.


(Слайд 13) Спасибо за внимание.

Просмотр содержимого презентации
«использование текстов различного содержания на уроках ОРКСЭ»

«Использование текстов различного содержания на уроках ОРКСЭ»   Составила учитель начальных классов МБОУ Мамлейской ОШ Костюшова С.Ю.

«Использование текстов различного содержания на уроках ОРКСЭ»

Составила учитель начальных классов

МБОУ Мамлейской ОШ

Костюшова С.Ю.

Виды чтения комментированное чтение , которое позволяет предупредить недопонимание текста, способствует поддержанию внимания учащихся;  ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение , имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое чтение , направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;  выразительное чтение фрагмента художественного произведения, притчи, диалога, которое способствует эмоционально-эстетическому восприятию текста.

Виды чтения

комментированное чтение , которое позволяет предупредить недопонимание текста, способствует поддержанию внимания учащихся;

ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

изучающее чтение , имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

поисковое чтение , направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

выразительное чтение фрагмента художественного произведения, притчи, диалога, которое способствует эмоционально-эстетическому восприятию текста.

Формы, методы и приёмы работы с текстом: 1)Прогнозирование содержания урока по названию с опорой на изученный ранее материал или индивидуальный опыт. 2) Понимание основной мысли текста, выделение ключевых слов; 3) Прогнозирование последовательности изложения; 4) Сопоставление разных точек зрения; 5) Смысловое свертывание содержания текста (сжатый пересказ); 6) Сопоставление иллюстративного материала с содержанием текста; 7) Перенос информации в виде кратких записей; 8) Выбор необходимой информации из текста; 9) Анализ своего эмоционального состояния в процессе чтения 10) Постановка вопросов к прочитанному.

Формы, методы и приёмы работы с текстом:

1)Прогнозирование содержания урока по названию с опорой на изученный ранее материал или индивидуальный опыт.

2) Понимание основной мысли текста, выделение ключевых слов;

3) Прогнозирование последовательности изложения;

4) Сопоставление разных точек зрения;

5) Смысловое свертывание содержания текста (сжатый пересказ);

6) Сопоставление иллюстративного материала с содержанием текста;

7) Перенос информации в виде кратких записей;

8) Выбор необходимой информации из текста;

9) Анализ своего эмоционального состояния в процессе чтения

10) Постановка вопросов к прочитанному.

«Постановка вопросов не редко отражает активность мысли ученика , глубину и правильность понимания, стремление к большей ясности и чёткости знания. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить».  (П.Н.Груздев)

«Постановка вопросов не редко отражает активность мысли ученика , глубину и правильность понимания, стремление к большей ясности и чёткости знания. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить».

(П.Н.Груздев)

Типология учебных вопросов

Типология учебных вопросов

  • Простые (фактические) вопросы . (Что? Кто? Когда?)
  • Уточняющие вопросы . (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?)
  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы . ( Почему? В чем причина?) Оценочные вопросы . (В чем отличие? В чем сильные и слабые стороны? Это хорошо или плохо?)
  • Творческие (аналитико-синтетические) вопросы. (Что было бы…? Что изменится, если…? Как вы думаете, что произойдет…)
  • Практические вопросы . (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…? Как бы вы поступили…?)
Основные способы использования притч  Обсуждение основной идеи и смысла притчи. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.  Придумать название притчи.  Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).  Выделить ключевые слова - понятия, с последующим  комментированием.

Основные способы использования притч

  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные.
  • Придумать название притчи.
  • Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
  • Выделить ключевые слова - понятия, с последующим

комментированием.

  • Сделать разбор текстового документа.
  • Инсценировка притчи.
Основные способы использования притч  Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)  Подбор пословиц, поговорок.    Сравнение с басней (определить). Найти или предложить вставить пропущенные слова.  Рассмотреть притчу с ролевой позиции. Сравнение нескольких притч  Определение ценностей, которые отражает притча.    

Основные способы использования притч

  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)
  • Подбор пословиц, поговорок.
  •   Сравнение с басней (определить).
  • Найти или предложить вставить пропущенные слова.
  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции.
  • Сравнение нескольких притч
  • Определение ценностей, которые отражает притча.

 

 

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал: – Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем. Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему. Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал….

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал….

- … и подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли .

- и подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли .

Шел …………., а на встречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: -Что ты делал целый день? И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни. У второго спросил: -А что ты делал целый день? И тот ответил: - Я………….выполнял свою работу. А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: - А я …………в строительстве храма .
  • Шел …………., а на встречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.
  • У первого спросил:
  • -Что ты делал целый день?
  • И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.
  • У второго спросил:
  • -А что ты делал целый день?
  • И тот ответил:
  • - Я………….выполнял свою работу.
  • А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
  • - А я …………в строительстве храма .
Корзину-то возьми Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться. Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его: - Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми! - На что она мне? - Твоему сыну пригодиться когда он захочет принести тебя сюда …

Корзину-то возьми

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодиться когда он захочет принести тебя сюда

Сказали как-то медведю: – На тебя вся деревня идет! – А я не боюсь! – отвечает косолапый. – Кого же ты боишься?! – А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего  бояться.  

Сказали как-то медведю:

На тебя вся деревня идет!

А я не боюсь! – отвечает косолапый.

Кого же ты боишься?!

А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

 

Спасибо за внимание!   

Спасибо за внимание!   


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!